СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум для педагогов – психологов «Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в МБДОУ «ДС № 29 «Чебурашка» (из опыта работы педагога-психолога).

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Городской семинар-практикум

 для педагогов – психологов

 муниципальных дошкольных образовательных учреждений

г. Евпатории, Республики Крым

 

«Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в МБДОУ «ДС № 29 «Чебурашка»

(из опыта работы педагога-психолога)

 

Слайд 1.

 «Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в МБДОУ «ДС № 29 «Чебурашка»  (из опыта работы педагога-психолога)

Слайд 2.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов-психологов по вопросам психолого-педагогической поддержки детей ОВЗ.

Задачи:

  • активизировать мотивационный компонент в работе и потребность в профессиональном совершенствовании педагогов-психологов;
  • уточнить знания педагогов-психологов о понятиях «психолого-педагогическое сопровождение», «ребёнок с ОВЗ», «инклюзивное обучение», «адаптированная образовательная программа»;
  • повысить уровень знаний педагогов-психологов ДОУ о трудовых функциях по оказанию психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в соответствии с профессиональным стандартом педагога-психолога (психолога в сфере образования);
  • расширить представления о возможностях ведения психолого-педагогического сопровождения детей с  ОВЗ  в ДОУ;
  • уточнить знаний педагогов-психологов по часто проявляющимся особенностям дошкольников с ОВЗ  и задачам коррекции, развития детей с ОВЗ;
  • провести психопрофилактику переутомления педагогов-психологов;
  • формировать у педагогов-психологов толерантное отношение и сотрудничество при решении практических задач по психолого-педагогической поддержке детей ОВЗ и их семей.
  • способствовать повышению самооценки и профессиональному росту педагогов- психологов.

 

План семинара –практикума:

  1. Коммуникативное приветствие «Клубочек дружбы».
  2. Упражнение  «Уточнение понятий».
  3. Представление опыта работы педагога-психолога по сопровождению детей с ОВЗ в МБДОУ «ДС№29 «Чебурашка».
  4. Разминка с использованием интерактивного, мобильного оборудования.
  5. Упражнение «Котёнок».
  6. Упражнение «Родители ребёнка с ОВЗ».
  7. Упражнение «Взаимодействие».
  8. Рефлексия. Подведение итогов.

 

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для педагогов – психологов «Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в МБДОУ «ДС № 29 «Чебурашка» (из опыта работы педагога-психолога).»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 29 «ЧЕБУРАШКА»

ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

297400, Российская Федерация Республики Крым, город Евпатория, улица Некрасова, дом 100

электронный адрес: [email protected]

контактный телефон (36569)54778



Городской семинар-практикум

для педагогов – психологов

муниципальных дошкольных образовательных учреждений

г. Евпатории, Республики Крым











«Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в МБДОУ «ДС № 29 «Чебурашка»

(из опыта работы педагога-психолога)







Дата проведения: 30.01.2018г.

Место проведения:

МБДОУ ДС №29 «Чебурашка».

Время проведения:13:30.

Подготовил педагог-психолог

МБДОУ «ДС №29 «ЧЕБУРАШКА»

Назарчук Н. П.



г. Евпатория

    1. уч. г.

Слайд 1.

«Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в МБДОУ «ДС № 29 «Чебурашка» (из опыта работы педагога-психолога)

Слайд 2.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов-психологов по вопросам психолого-педагогической поддержки детей ОВЗ.

Задачи:

  • активизировать мотивационный компонент в работе и потребность в профессиональном совершенствовании педагогов-психологов;

  • уточнить знания педагогов-психологов о понятиях «психолого-педагогическое сопровождение», «ребёнок с ОВЗ», «инклюзивное обучение», «адаптированная образовательная программа»;

  • повысить уровень знаний педагогов-психологов ДОУ о трудовых функциях по оказанию психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в соответствии с профессиональным стандартом педагога-психолога (психолога в сфере образования);

  • расширить представления о возможностях ведения психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ;

  • уточнить знаний педагогов-психологов по часто проявляющимся особенностям дошкольников с ОВЗ и задачам коррекции, развития детей с ОВЗ;

  • провести психопрофилактику переутомления педагогов-психологов;

  • формировать у педагогов-психологов толерантное отношение и сотрудничество при решении практических задач по психолого-педагогической поддержке детей ОВЗ и их семей.

  • способствовать повышению самооценки и профессиональному росту педагогов- психологов.



План семинара –практикума:

  1. Коммуникативное приветствие «Клубочек дружбы».

  2. Упражнение «Уточнение понятий».

  3. Представление опыта работы педагога-психолога по сопровождению детей с ОВЗ в МБДОУ «ДС№29 «Чебурашка».

  4. Разминка с использованием интерактивного, мобильного оборудования.

  5. Упражнение «Котёнок».

  6. Упражнение «Родители ребёнка с ОВЗ».

  7. Упражнение «Взаимодействие».

  8. Рефлексия. Подведение итогов.



Слайд 3.

  1. Коммуникативное приветствие «Клубочек дружбы».

«Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях».

Жан-Жак Руссо

Цель: объединить педагогов-психологов, создание положительного настроя в коллективе.

Инструкция: Встаньте пожалуйста в круг. Передавая клубочек по часовой стрелке приветствуйте друг друга называя своё имя и отчество, и ДОУ в котором вы работаете.

Начинает упражнение педагог-психолог.

«- Здравствуйте! Меня зовут Наталия Петровна! Я педагог-психолог ДОУ №29 «Чебурашка».

Слайд 4.

  1. Упражнение «Уточнение понятий».

Цель: уточнить знания педагогов о понятиях «психолого-педагогическое сопровождение» и «ребёнок с ОВЗ».

Инструкция: выберите из предложенных вариантов правильную

формулировку ответа:

«психолого-педагогическое сопровождение это…» ;

«Ребёнок с ОВЗ –это…»



Психолого-педагогическое сопровождение – это :

- профессиональный вид деятельности педагога - психолога по решению за ребенка его проблем и оберегание от всех возможных опасностей.

- профессиональный вид деятельности педагога - психолога по системному отслеживанию психолого-педагогического статуса ребёнка и динамике его развития.

- это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его развития и оберегания от всех возможных психологически опасных ситуаций.

- это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание социально-психологических условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, психологического и психического развития ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития.



Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) – это:

- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом развитии препятствующие

получению образования без создания специальных условий.

- физическое лицо, имеющее недостатки в психологическом развитии препятствующие

получению образования без создания специальных условий.

- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)

психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий.

- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие

получению образования без создания специальных условий.



Слайд 5.

Нормативно-правовая база:

  • Декларация прав ребенка ООН (1959);

  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989);

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (доп. 01.09.2016);

  • Закон РК от 17.06.2015 г. (№131-ЗРК/2015 от 06.07.2015г) «Об образовании в Республике Крым»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) (пункты 1.5,1.6; 2.11.1);

  • Локальные акты по ДОУ.

  • Сайт государственной программы «Доступная среда»: http://zhit-vmeste.ru/gosprogramma-dostupnaya-sreda/normativnye-pravovye-akty/konventsiya-oon-o-pravakh-invalida/

  • Сайт международного ресурсного центра «Доступный мир»: http://rehabresource.ru/

  • Сайт нормативные документы в сфере образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/shkola-dlya-vsekh/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/npa-ovz.html



Слайд 6.

Психолого-педагогическое сопровождение необходимо при обучение детей с ОВЗ

«Сопровождать», как объясняет словарь Ожегова, – это значит «следовать вместе с кем–то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то». Понятие «сопровождение» введено в науку петербургскими учеными Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой и трактуется ими как помощь ребенку в принятии решений в проблемных ситуациях, ответственность за действия в которых несет он сам.



Е.И. Казакова дает следующее определение сопровождению – это метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.



По мнению М.Р. Битяновой, сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.



Е.А. Козырева считает, что сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, психологического и психического развития ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития.



По мнению М.И. Рожкова, сопровождение в психолого-педагогическом смысле чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение – это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.



Слайд 7.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

- система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание социально-психологических условий для позитивного развития отношений детей ОВЗ и взрослых в образовательной ситуации, психологического и психического развития ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития.

Слайд 8.

Ребёнок с ОВЗ:

Согласно ФЗ 273 «Об образовании Российской Федерации»



Глава 1. Статья 2. Пункт 16.

…обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.



Ребенок с ОВЗ может одновременно быть инвалидом. И наоборот, ребенок-инвалид может не относиться к обучающимся с ОВЗ.

(В МБДОУ «ДС№29 «Чебурашка» 20 воспитанников с ОВЗ и 2 ребёнка инвалида без статуса ОВЗ).



Слайд 9.

Согласно ФЗ 273 «Об образовании Российской Федерации»

Глава 1. Статья 2. Пункт 27.28.

27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;



Слайд 10.

К детям с ОВЗ относятся дети:
1.с нарушением слуха - не слышащие или глухие и слабослышащие дети, позднооглохшие (может выявить педагог);

2.с нарушениями зрения - незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием (может выявить педагог);

3. дети с нарушением речи: к ним относится заикание, афазия – т. е. происходит распад речи (ребенок начал говорить, а через два года перестал) и аллолия или дети «молчуны», общее недоразвитие речи I, II, III, уровня (вываляет учитель-логопед);

4. дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

5. дети с задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой;

6. с нарушениями интеллекта - умственно отсталые дети (диагноз ставит невролог, психиатр);

7. с нарушением эмоционально-волевой сферы (таких детей выявляет психолог и невропатолог, детский психиатр);

8. дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

9. дети-инвалиды

К детям с ОВЗ не относим детей, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Это может быть причиной: ребенок часто болеет, находится на домашнем режиме либо педагогически запущен.



  1. Представление опыта работы педагога-психолога по сопровождению детей с ОВЗ в МБДОУ «ДС№29 «Чебурашка».



Слайд 11.

В МБДОУ «ДС №29 «Чебурашка» воспитанников с ОВЗ 20 чел.

Из них:

- с нарушениями опорно-двигательного аапарата:1чел.;

- с тяжёлыми нарушениями речи :9 чел.;

- сочетание патологии (тяжёлые нарушения речи и ЗПР) :5 чел.;

- сочетание патологии (тяжёлые нарушения речи и ЗПР, нарушение эмоционально-волевой сферы): 1чел;

- сочетание патологии (тяжёлые нарушения речи и нарушение внимания):1чел.;

- сочетание патологии (тяжёлые нарушения речи и нарушения функций зрения):1чел;

- сочетание патологии (тяжёлые нарушения речи и посттравматическая ампутация правой руки):1 чел;

ОВЗ по инвалидности:1чел.



Слайд 12.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Педагог-психолог (психолог в сфере образования)
УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514н

«Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт»

Пункт В:

Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации…



Слайд 13.

Трудовые функции В/01.7

Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации



Слайд 14.

В МБДОУ «ДС №29 «Чебурашка» организованна просветительская работа с педагогами:

Ознакомление педагогов и администрации с современными исследованиями в области психологии дошкольного возраста по вопросам:

  • психического развития детей с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

  • с основными условиями психического развития дошкольников ОВЗ;

  • с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации;

  • с фактами, препятствующими развитию личности детей с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

в формах семинаров-практикумов, круглых столов, мозговых штурмов, группового консультирования по проблемным вопросам и др.

Ознакомление педагогов и администрации с рекомендациями по оптимизации ведения образовательной работы по результатам обследований дошкольников с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных и адаптированных образовательных программ, развитии и социальной адаптации на методических и педагогических советах, групповых и индивидуальных консультациях по выявленным проблемам.



Слайд 17.

В МБДОУ «ДС №29 «Чебурашка» организованна просветительская работа с родителями:

Психологическое просвещение родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей с ОВЗ испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации на общесадовых и подгрупповых родительских собраниях, в индивидуальных консультациях (совместных консультациях специалистов). Оформлены папки передвижки по проблемным вопросам «Советы педагога-психолога» по каждой возрастной группе. Постоянно обновляется информация на стендах: «Уголок психолога», «Информация».

Разработана совместно с воспитателями, учителем-логопедом, медицинскими работниками и реализуется «Программа просвещения родителей по основам детской психологии и педагогики «Азбука здоровья» в МБДОУ «ДС № 29 «Чебурашка» на 2017-2018 учебный год».



Слайд 22.

Трудовые функции В/02.7

Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.









Слайд 23.

В МБДОУ «ДС №29 «Чебурашка» организована профилактическая работа:

Разработка предложений по применению здоровьесберегающих образовательных технологий (подбор оборудования), формированию здорового образа жизни. (Оборудована сенсорная комната в рамках реализации программы «Доступная среда», проводятся просвещение родителей и педагогов по вопросам применения интерактивного оборудования в работе с детьми ОВЗ).

Слайд 24.

В группах оборудованы «уголки релаксации» для детей с целью профилактики возникновения негативных эмоций и переутомления.



Слайд 25.

Профилактическая работа с педагогами:
семинар-практикум с элементами тренинга «Профилактика профессионального выгорания педагогов»



Слайд 26.

Профилактические индивидуальные консультации родителей

Разработка рекомендаций родителям (законным представителям) с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей детей с ОВЗ по вопросам психологической готовности к переходу на следующий уровень образования и др.



Слайд 17.

Развивающая и профилактическая работа с детьми ОВЗ занятие «Путешествие за улыбками».



Слайд 28.

Трудовые функции В/03.7

Психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.



Слайд 29 -30

В МБДОУ «ДС №29 «Чебурашка» организованны индивидуальные консультирования воспитателей, музыкальных руководителей , учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, администрации и родителей (законных представителей):

  • по психологическим проблемам обучения детей с ОВЗ, воспитания и развития, выявленных в результате наблюдения в НОД, на развлечениях, углублённой диагностики воспитанников по познавательной и эмоционально-поведенческой сфере;

  • по результатам мониторинга образовательной среды в ДОУ;

  • по проблемам взаимоотношений с воспитанниками со статусом ОВЗ, а также находящимися в трудных жизненных ситуациях;

  • по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения для детей с ОВЗ;

  • по вопросам оказания методической помощи по формированию совместно с иными педагогическими работниками, для воспитанников ОВЗ, а также для воспитанников, находящихся в трудной жизненной ситуации, образовательной среды, удовлетворяющей их интересам и потребностям;

  • по вопросам разработки совместно с педагогами основной образовательной программы МБДОУ «ДС №29 «Чебурашка»,

  • по вопросам разработки совместно с педагогами адаптированных программ (разработаны: «Адаптированная программа для детей с нарушениями речи», «Адаптированная программа для детей с НОДА»);

  • по вопросам разработки совместно с педагогами индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ , с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника (работа в рамках ПМПк ДОУ);

  • по вопросам организация и осуществление совместно с воспитателями, учителем-логопедом, инструктором по физической культуре, муз. руководителем , психолого-педагогической коррекции отклонений в психическом развитии воспитанников, нарушений социализации (работа в рамках ПМПк ДОУ и ТПМПК г. Евпатории).



Слайд 32.

Трудовые функции В/04.7

Психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.



Слайд 33.

В МБДОУ «ДС №29 «Чебурашка» организована психокоррекционная работа с детьми с ОВЗ:

Разработана и реализуется коррекционно-профилактическая психологическая программа для воспитанников старшего дошкольного возраста, направлена на коррекцию и профилактику тревожности, неуверенности в себе, общую боязливость, боязни самостоятельных действий, трудностей в общении со сверстниками

«Лабиринты детской души».



Слайд 34.

Организована коррекционная работа по модифицированным программам по коррекции интеллектуального развития, эмоционально-волевой сферы, коррекции познавательных процессов для воспитанников старшего, младшего дошкольного возраста ( «Играя развиваемся», «Готовимся к школе», «Ступеньки»).

Коррекционные упражнения в сенсорной комнате при работе с ребёнком находящимся на инклюзивном образовании (реализация адаптированной программы для детей с НОДА).



Слайд 35.

Реализация «Адаптированная программа для детей с нарушениями речи» в индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях.



Слайд 36.

Реализация «Адаптированной программы для детей с нарушениями речи» в групповых коррекционно-развивающих занятиях.

Упражнение на развитие коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи «Клубочек дружбы».



Слайд 37.

Трудовые функции В/05.7

Психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации…



Слайд 38-39.

В МБДОУ «ДС №29 «Чебурашка» с целью мониторинга эмоционально-поведенческой и познавательной сферы воспитанников с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных и адаптированных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации организована психологическая диагностиков:

дошкольников:

  • групповое наблюдение за детьми с целью выявления особенностей поведенческих реакций в различных видах образовательной деятельности, познавательной активности дошкольников;

  • групповая диагностика дошкольников по выявлению особенностей поведенческой сфере (проективная методика «Рисунок семьи»; оценка психологического климата в группах методика «Выбор в действии» Р. С. Немова);

  • групповая диагностика дошкольников для выявления особенностей познавательной сферы (методика исследования у старших дошкольников произвольной сферы, тонкой моторики «Домик»; методика «Чтение сказки» на выявление игрового или познавательного мотива ребёнка и др.);

  • индивидуальное наблюдение за детьми с целью выявления особенностей поведенческих реакций в различных видах образовательной деятельности, познавательной активности дошкольников, проявляющихся способностей, выявления уровня самооценки и т.д.;

  • индивидуальная углублённая диагностика дошкольников с ОВЗ по изучению и определению степени нарушений развития познавательной сферы (индивидуальные диагностические карты по возрастам), по изучению личностных особенностей, особенностей поведения , выявления уровня самооценки, эмоционального состояния и т.д.



Слайд 40-41.

В МБДОУ «ДС №29 «Чебурашка» с целью мониторинга эмоционально-поведенческой и познавательной сферы воспитанников с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных и адаптированных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации организована психологическая диагностика :

родителей и педагогов:

  • индивидуальные беседы и анкетирование с целью выявления особенностей развития дошкольников с ОВЗ;

  • анкетирование родителей с целью уточнения особенностей и содержания семейного воспитания детей с ОВЗ: «Стиль семейного воспитания», анкетирование родителей по вопросу информированности о понятие «патриотическое воспитание дошкольников» и организации патриотического воспитания в семьях воспитанников, анкетирование родителей по вопросу информированности о понятие «физическое воспитание дошкольников» и организации физического воспитания в семьях воспитанников и др.)

  • опроса педагогов с целью выявления особенностей поведения и развития познавательной сферы - методика «Карта наблюдения» (Автор методики Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гипперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми);

  • опрос воспитателей и специалистов с целью выявления проявляющихся способностей и одарённости у детей с ОВЗ по методике А.И.Савекова «Карта одарённости»;

  • психологический анализ непосредственной образовательной деятельности педагогов, коррекционно-восстанавливающей и развивающей работы специалистов (логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре); анализ развлечений, спартакиад и других видов образовательной деятельности педагогов с дошкольниками с использованием различных методов и средств образовательной деятельности).

По результатам диагностики составление психолого-педагогических заключений ( в рамках работы МПМк ДОУ) с целью ориентации педагогов и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития дошкольников с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.



Слайд 42.

  1. Разминка с использованием интерактивного, мобильного оборудования.

Инструкция: выберите интерактивным оборудование и подойдите к нему.

(Выполнение упражнений с интерактивным оборудованием).



Слайд 43-44.

Типичные психолого-педагогические особенности (общие проблемы) детей с ОВЗ.
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.



Слайд 45-46.

Задачи коррекционно-развивающей работы
с детьми ОВЗ:

1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации. Для решения этой задачи с детьми можно проводить: артикуляционную гимнастику (упражнения для губ, языка, дыхания, обязательно должны быть динамические паузы, можно использовать зрительные ориентиры. Проводить дидактические игры «Зачеркни лишнюю цифру или фигуру», «Выполни узор» (работа в клетке, игры с песком и другие).

2. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку воспринимать учебный материал осознанно. Для решения этой задачи можно предложить детям: различные тематические альбомы, беседы, наблюдения.

3. Формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию: можно проводить в наблюдениях, экскурсиях, включать детей в проблемные, бытовые ситуации.

4. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умений ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом или словесными указаниями, осуществлять самоконтроль и самооценку – упражнения «Запоминай порядок», «Запомни узор», можно использовать сигнальные маячки для детей и другое.

5. Развитие различных видов мышления: наглядно –действенного, наглядно-образного, словесно-логического – это дидактические игры « Повтори за мной»,«Найди тайник», «Угадай предмет» и другое.

6. Формирование соответствующих возрасту обще интеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, логической классификации, умозаключений) - дидактические игры «Свободная классификация или назови одним словом», «Поиск сходных предметов», «Выполни по образцу» и другое.

7. Охрана и укрепление соматического и психологического здоровья ребенка: предупреждения эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта – работа в релаксационных уголках и сенсорной комнате, выполнение упражнений «Кричалки», игра «Маски», «Волшебные стаканчики» и т. д.

8. Системный разносторонний контроль с помощью специалистов и педагогов (врачи, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели) за развитием ребенка. Здесь большую роль играют сами родители.

К детям с ОВЗ должен быть индивидуальный подход, контроль, для детей нужна частая смена деятельности, их надо чаще хвалить. Главная задача педагогов –психологов адаптировать детей с ОВЗ к социуму, сформировать социально-нравственное поведение.



Слайд 47.

  1. Упражнение «Котенок».

Цель: формирование у педагогов-психологов умения сотрудничать при реализации задач по психолого-педагогической поддержке детей ОВЗ и их семей.



Инструкция:

1. участники встают в круг. Педагог-психолог

просит передать по кругу газету.



2. предлагает представить, что на этой газете уснул

маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг

другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать

его.



В конце упражнения педагог-психолог говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особым ребёнком и его родителями.



Слайд 48.

  1. Упражнение «Родители ребенка ОВЗ».

Цель: формировать у педагогов-психологов толерантное отношение к родителям детей с ОВЗ.

Инструкция: выбирается участник для роли матери или отца ребенка ОВЗ. При помощи лент ведущий демонстрирует то, какие ограничения в обществе испытывают родители детей с ОВЗ (см. таблицу).

Слайд 49-50.



Части тела

(завязываются лентами)

Символическое значение

Глаза

Родителям сложно принять своего ребёнка, увидеть его таким, как он есть; сложно выводить его в общество в буквальном смысле «быть на виду»

Рот

Родители боятся рассказывать о своём ребёнке, говорить о нём, рассказывать о своих трудностях и потребностях

Уши

Родители не хотят слышать диагноз ребёнка и боятся общественного мнения и осуждения

Руки

Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребёнка, человек «опускает руки»

Сердце

Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце разрывается», «болит душа»)

Живот

Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие семьи детей с ОВЗ как бы «живут в полсилы» «дышат в полдыхания»

Бёдра

Многие родители боятся рожать детей, ухудшаются супружеские отношения, формируется супружеская дисгармония

Ноги

Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле боятся сами «сделать шаг». Семья замирает не развивается



Слайд 51.

Комментарии к упражнению:

в такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с ОВЗ. Преодолеть это состояние можно, ощущая тепло и поддержку как родных людей, так и людей, работающих с особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку иногда именно дошкольное образовательное учреждение — первая ступенька общества и образования, которая может показать семье, что они включены в это общество и этот мир. И им уже не так страшно обращаться в социальные сферы, водить детей в детский сад и активно включать в мир отношений.



Слайд 52.

  1. Упражнение «Взаимодействие».

Цель: закрепить знания педагогов-психологов по вопросам взаимодействия с другими участниками психолого-педагогическом сопровождение детей с ОВЗ. Способствовать повышению самооценки и профессиональному росту педагогов- психологов.

Инструкция:

  1. В центре листа бумаги А4 формата нарисуйте фигурку ребёнка с ОВЗ.

  2. По контуру листа напишите с кем вы можете взаимодействовать при психолого-педагогическом сопровождение детей с ОВЗ в вашем ДОУ.

  3. Слайд 53.



Недостаточно овладеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею.

Цицерон

Слайд 54.

Каждый ребёнок особенный, все дети равные!

Благодарю за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!