МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 29 «ЧЕБУРАШКА»
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
297400, Российская Федерация Республики Крым, город Евпатория, улица Некрасова, дом 100
электронный адрес: [email protected]
контактный телефон (36569)54778
Городской семинар-практикум
для педагогов – психологов
муниципальных дошкольных образовательных учреждений
г. Евпатории, Республики Крым
«Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в МБДОУ «ДС № 29 «Чебурашка»
(из опыта работы педагога-психолога)
Дата проведения: 30.01.2018г.
Место проведения:
МБДОУ ДС №29 «Чебурашка».
Время проведения:13:30.
Подготовил педагог-психолог
МБДОУ «ДС №29 «ЧЕБУРАШКА»
Назарчук Н. П.
г. Евпатория
уч. г.
Слайд 1.
«Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в МБДОУ «ДС № 29 «Чебурашка» (из опыта работы педагога-психолога)
Слайд 2.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов-психологов по вопросам психолого-педагогической поддержки детей ОВЗ.
Задачи:
активизировать мотивационный компонент в работе и потребность в профессиональном совершенствовании педагогов-психологов;
уточнить знания педагогов-психологов о понятиях «психолого-педагогическое сопровождение», «ребёнок с ОВЗ», «инклюзивное обучение», «адаптированная образовательная программа»;
повысить уровень знаний педагогов-психологов ДОУ о трудовых функциях по оказанию психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в соответствии с профессиональным стандартом педагога-психолога (психолога в сфере образования);
расширить представления о возможностях ведения психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ;
уточнить знаний педагогов-психологов по часто проявляющимся особенностям дошкольников с ОВЗ и задачам коррекции, развития детей с ОВЗ;
провести психопрофилактику переутомления педагогов-психологов;
формировать у педагогов-психологов толерантное отношение и сотрудничество при решении практических задач по психолого-педагогической поддержке детей ОВЗ и их семей.
способствовать повышению самооценки и профессиональному росту педагогов- психологов.
План семинара –практикума:
Коммуникативное приветствие «Клубочек дружбы».
Упражнение «Уточнение понятий».
Представление опыта работы педагога-психолога по сопровождению детей с ОВЗ в МБДОУ «ДС№29 «Чебурашка».
Разминка с использованием интерактивного, мобильного оборудования.
Упражнение «Котёнок».
Упражнение «Родители ребёнка с ОВЗ».
Упражнение «Взаимодействие».
Рефлексия. Подведение итогов.
Слайд 3.
Коммуникативное приветствие «Клубочек дружбы».
«Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях».
Жан-Жак Руссо
Цель: объединить педагогов-психологов, создание положительного настроя в коллективе.
Инструкция: Встаньте пожалуйста в круг. Передавая клубочек по часовой стрелке приветствуйте друг друга называя своё имя и отчество, и ДОУ в котором вы работаете.
Начинает упражнение педагог-психолог.
«- Здравствуйте! Меня зовут Наталия Петровна! Я педагог-психолог ДОУ №29 «Чебурашка».
Слайд 4.
Упражнение «Уточнение понятий».
Цель: уточнить знания педагогов о понятиях «психолого-педагогическое сопровождение» и «ребёнок с ОВЗ».
Инструкция: выберите из предложенных вариантов правильную
формулировку ответа:
«психолого-педагогическое сопровождение это…» ;
«Ребёнок с ОВЗ –это…»
Психолого-педагогическое сопровождение – это :
- профессиональный вид деятельности педагога - психолога по решению за ребенка его проблем и оберегание от всех возможных опасностей.
- профессиональный вид деятельности педагога - психолога по системному отслеживанию психолого-педагогического статуса ребёнка и динамике его развития.
- это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его развития и оберегания от всех возможных психологически опасных ситуаций.
- это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание социально-психологических условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, психологического и психического развития ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития.
Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) – это:
- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом развитии препятствующие
получению образования без создания специальных условий.
- физическое лицо, имеющее недостатки в психологическом развитии препятствующие
получению образования без создания специальных условий.
- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий.
- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие
получению образования без создания специальных условий.
Слайд 5.
Нормативно-правовая база:
Декларация прав ребенка ООН (1959);
Конвенция ООН о правах ребенка (1989);
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (доп. 01.09.2016);
Закон РК от 17.06.2015 г. (№131-ЗРК/2015 от 06.07.2015г) «Об образовании в Республике Крым»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) (пункты 1.5,1.6; 2.11.1);
Локальные акты по ДОУ.
Сайт государственной программы «Доступная среда»: http://zhit-vmeste.ru/gosprogramma-dostupnaya-sreda/normativnye-pravovye-akty/konventsiya-oon-o-pravakh-invalida/
Сайт международного ресурсного центра «Доступный мир»: http://rehabresource.ru/
Сайт нормативные документы в сфере образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/shkola-dlya-vsekh/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/npa-ovz.html
Слайд 6.
Психолого-педагогическое сопровождение необходимо при обучение детей с ОВЗ
«Сопровождать», как объясняет словарь Ожегова, – это значит «следовать вместе с кем–то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то». Понятие «сопровождение» введено в науку петербургскими учеными Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой и трактуется ими как помощь ребенку в принятии решений в проблемных ситуациях, ответственность за действия в которых несет он сам.
Е.И. Казакова дает следующее определение сопровождению – это метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
По мнению М.Р. Битяновой, сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.
Е.А. Козырева считает, что сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, психологического и психического развития ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития.
По мнению М.И. Рожкова, сопровождение в психолого-педагогическом смысле чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение – это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.
Слайд 7.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
- система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание социально-психологических условий для позитивного развития отношений детей ОВЗ и взрослых в образовательной ситуации, психологического и психического развития ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития.
Слайд 8.
Ребёнок с ОВЗ:
Согласно ФЗ 273 «Об образовании Российской Федерации»
Глава 1. Статья 2. Пункт 16.
…обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Ребенок с ОВЗ может одновременно быть инвалидом. И наоборот, ребенок-инвалид может не относиться к обучающимся с ОВЗ.
(В МБДОУ «ДС№29 «Чебурашка» 20 воспитанников с ОВЗ и 2 ребёнка инвалида без статуса ОВЗ).
Слайд 9.
Согласно ФЗ 273 «Об образовании Российской Федерации»
Глава 1. Статья 2. Пункт 27.28.
27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
Слайд 10.
К детям с ОВЗ относятся дети:
1.с нарушением слуха - не слышащие или глухие и слабослышащие дети, позднооглохшие (может выявить педагог);
2.с нарушениями зрения - незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием (может выявить педагог);
3. дети с нарушением речи: к ним относится заикание, афазия – т. е. происходит распад речи (ребенок начал говорить, а через два года перестал) и аллолия или дети «молчуны», общее недоразвитие речи I, II, III, уровня (вываляет учитель-логопед);
4. дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
5. дети с задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой;
6. с нарушениями интеллекта - умственно отсталые дети (диагноз ставит невролог, психиатр);
7. с нарушением эмоционально-волевой сферы (таких детей выявляет психолог и невропатолог, детский психиатр);
8. дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
9. дети-инвалиды
К детям с ОВЗ не относим детей, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Это может быть причиной: ребенок часто болеет, находится на домашнем режиме либо педагогически запущен.
Представление опыта работы педагога-психолога по сопровождению детей с ОВЗ в МБДОУ «ДС№29 «Чебурашка».
Слайд 11.
В МБДОУ «ДС №29 «Чебурашка» воспитанников с ОВЗ 20 чел.
Из них:
- с нарушениями опорно-двигательного аапарата:1чел.;
- с тяжёлыми нарушениями речи :9 чел.;
- сочетание патологии (тяжёлые нарушения речи и ЗПР) :5 чел.;
- сочетание патологии (тяжёлые нарушения речи и ЗПР, нарушение эмоционально-волевой сферы): 1чел;
- сочетание патологии (тяжёлые нарушения речи и нарушение внимания):1чел.;
- сочетание патологии (тяжёлые нарушения речи и нарушения функций зрения):1чел;
- сочетание патологии (тяжёлые нарушения речи и посттравматическая ампутация правой руки):1 чел;
ОВЗ по инвалидности:1чел.
Слайд 12.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Педагог-психолог (психолог в сфере образования)
УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514н
«Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт»
Пункт В:
Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации…
Слайд 13.
Трудовые функции В/01.7
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
Слайд 14.
В МБДОУ «ДС №29 «Чебурашка» организованна просветительская работа с педагогами:
Ознакомление педагогов и администрации с современными исследованиями в области психологии дошкольного возраста по вопросам:
психического развития детей с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
с основными условиями психического развития дошкольников ОВЗ;
с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации;
с фактами, препятствующими развитию личности детей с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
в формах семинаров-практикумов, круглых столов, мозговых штурмов, группового консультирования по проблемным вопросам и др.
Ознакомление педагогов и администрации с рекомендациями по оптимизации ведения образовательной работы по результатам обследований дошкольников с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных и адаптированных образовательных программ, развитии и социальной адаптации на методических и педагогических советах, групповых и индивидуальных консультациях по выявленным проблемам.
Слайд 17.
В МБДОУ «ДС №29 «Чебурашка» организованна просветительская работа с родителями:
Психологическое просвещение родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей с ОВЗ испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации на общесадовых и подгрупповых родительских собраниях, в индивидуальных консультациях (совместных консультациях специалистов). Оформлены папки передвижки по проблемным вопросам «Советы педагога-психолога» по каждой возрастной группе. Постоянно обновляется информация на стендах: «Уголок психолога», «Информация».
Разработана совместно с воспитателями, учителем-логопедом, медицинскими работниками и реализуется «Программа просвещения родителей по основам детской психологии и педагогики «Азбука здоровья» в МБДОУ «ДС № 29 «Чебурашка» на 2017-2018 учебный год».
Слайд 22.
Трудовые функции В/02.7
Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Слайд 23.
В МБДОУ «ДС №29 «Чебурашка» организована профилактическая работа:
Разработка предложений по применению здоровьесберегающих образовательных технологий (подбор оборудования), формированию здорового образа жизни. (Оборудована сенсорная комната в рамках реализации программы «Доступная среда», проводятся просвещение родителей и педагогов по вопросам применения интерактивного оборудования в работе с детьми ОВЗ).
Слайд 24.
В группах оборудованы «уголки релаксации» для детей с целью профилактики возникновения негативных эмоций и переутомления.
Слайд 25.
Профилактическая работа с педагогами:
семинар-практикум с элементами тренинга «Профилактика профессионального выгорания педагогов»
Слайд 26.
Профилактические индивидуальные консультации родителей
Разработка рекомендаций родителям (законным представителям) с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей детей с ОВЗ по вопросам психологической готовности к переходу на следующий уровень образования и др.
Слайд 17.
Развивающая и профилактическая работа с детьми ОВЗ занятие «Путешествие за улыбками».
Слайд 28.
Трудовые функции В/03.7
Психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Слайд 29 -30
В МБДОУ «ДС №29 «Чебурашка» организованны индивидуальные консультирования воспитателей, музыкальных руководителей , учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, администрации и родителей (законных представителей):
по психологическим проблемам обучения детей с ОВЗ, воспитания и развития, выявленных в результате наблюдения в НОД, на развлечениях, углублённой диагностики воспитанников по познавательной и эмоционально-поведенческой сфере;
по результатам мониторинга образовательной среды в ДОУ;
по проблемам взаимоотношений с воспитанниками со статусом ОВЗ, а также находящимися в трудных жизненных ситуациях;
по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения для детей с ОВЗ;
по вопросам оказания методической помощи по формированию совместно с иными педагогическими работниками, для воспитанников ОВЗ, а также для воспитанников, находящихся в трудной жизненной ситуации, образовательной среды, удовлетворяющей их интересам и потребностям;
по вопросам разработки совместно с педагогами основной образовательной программы МБДОУ «ДС №29 «Чебурашка»,
по вопросам разработки совместно с педагогами адаптированных программ (разработаны: «Адаптированная программа для детей с нарушениями речи», «Адаптированная программа для детей с НОДА»);
по вопросам разработки совместно с педагогами индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ , с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника (работа в рамках ПМПк ДОУ);
по вопросам организация и осуществление совместно с воспитателями, учителем-логопедом, инструктором по физической культуре, муз. руководителем , психолого-педагогической коррекции отклонений в психическом развитии воспитанников, нарушений социализации (работа в рамках ПМПк ДОУ и ТПМПК г. Евпатории).
Слайд 32.
Трудовые функции В/04.7
Психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Слайд 33.
В МБДОУ «ДС №29 «Чебурашка» организована психокоррекционная работа с детьми с ОВЗ:
Разработана и реализуется коррекционно-профилактическая психологическая программа для воспитанников старшего дошкольного возраста, направлена на коррекцию и профилактику тревожности, неуверенности в себе, общую боязливость, боязни самостоятельных действий, трудностей в общении со сверстниками
«Лабиринты детской души».
Слайд 34.
Организована коррекционная работа по модифицированным программам по коррекции интеллектуального развития, эмоционально-волевой сферы, коррекции познавательных процессов для воспитанников старшего, младшего дошкольного возраста ( «Играя развиваемся», «Готовимся к школе», «Ступеньки»).
Коррекционные упражнения в сенсорной комнате при работе с ребёнком находящимся на инклюзивном образовании (реализация адаптированной программы для детей с НОДА).
Слайд 35.
Реализация «Адаптированная программа для детей с нарушениями речи» в индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях.
Слайд 36.
Реализация «Адаптированной программы для детей с нарушениями речи» в групповых коррекционно-развивающих занятиях.
Упражнение на развитие коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи «Клубочек дружбы».
Слайд 37.
Трудовые функции В/05.7
Психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации…
Слайд 38-39.
В МБДОУ «ДС №29 «Чебурашка» с целью мониторинга эмоционально-поведенческой и познавательной сферы воспитанников с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных и адаптированных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации организована психологическая диагностиков:
дошкольников:
групповое наблюдение за детьми с целью выявления особенностей поведенческих реакций в различных видах образовательной деятельности, познавательной активности дошкольников;
групповая диагностика дошкольников по выявлению особенностей поведенческой сфере (проективная методика «Рисунок семьи»; оценка психологического климата в группах методика «Выбор в действии» Р. С. Немова);
групповая диагностика дошкольников для выявления особенностей познавательной сферы (методика исследования у старших дошкольников произвольной сферы, тонкой моторики «Домик»; методика «Чтение сказки» на выявление игрового или познавательного мотива ребёнка и др.);
индивидуальное наблюдение за детьми с целью выявления особенностей поведенческих реакций в различных видах образовательной деятельности, познавательной активности дошкольников, проявляющихся способностей, выявления уровня самооценки и т.д.;
индивидуальная углублённая диагностика дошкольников с ОВЗ по изучению и определению степени нарушений развития познавательной сферы (индивидуальные диагностические карты по возрастам), по изучению личностных особенностей, особенностей поведения , выявления уровня самооценки, эмоционального состояния и т.д.
Слайд 40-41.
В МБДОУ «ДС №29 «Чебурашка» с целью мониторинга эмоционально-поведенческой и познавательной сферы воспитанников с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных и адаптированных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации организована психологическая диагностика :
родителей и педагогов:
индивидуальные беседы и анкетирование с целью выявления особенностей развития дошкольников с ОВЗ;
анкетирование родителей с целью уточнения особенностей и содержания семейного воспитания детей с ОВЗ: «Стиль семейного воспитания», анкетирование родителей по вопросу информированности о понятие «патриотическое воспитание дошкольников» и организации патриотического воспитания в семьях воспитанников, анкетирование родителей по вопросу информированности о понятие «физическое воспитание дошкольников» и организации физического воспитания в семьях воспитанников и др.)
опроса педагогов с целью выявления особенностей поведения и развития познавательной сферы - методика «Карта наблюдения» (Автор методики Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гипперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми);
опрос воспитателей и специалистов с целью выявления проявляющихся способностей и одарённости у детей с ОВЗ по методике А.И.Савекова «Карта одарённости»;
психологический анализ непосредственной образовательной деятельности педагогов, коррекционно-восстанавливающей и развивающей работы специалистов (логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре); анализ развлечений, спартакиад и других видов образовательной деятельности педагогов с дошкольниками с использованием различных методов и средств образовательной деятельности).
По результатам диагностики составление психолого-педагогических заключений ( в рамках работы МПМк ДОУ) с целью ориентации педагогов и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития дошкольников с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Слайд 42.
Разминка с использованием интерактивного, мобильного оборудования.
Инструкция: выберите интерактивным оборудование и подойдите к нему.
(Выполнение упражнений с интерактивным оборудованием).
Слайд 43-44.
Типичные психолого-педагогические особенности (общие проблемы) детей с ОВЗ.
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.
Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Слайд 45-46.
Задачи коррекционно-развивающей работы
с детьми ОВЗ:
1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации. Для решения этой задачи с детьми можно проводить: артикуляционную гимнастику (упражнения для губ, языка, дыхания, обязательно должны быть динамические паузы, можно использовать зрительные ориентиры. Проводить дидактические игры «Зачеркни лишнюю цифру или фигуру», «Выполни узор» (работа в клетке, игры с песком и другие).
2. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку воспринимать учебный материал осознанно. Для решения этой задачи можно предложить детям: различные тематические альбомы, беседы, наблюдения.
3. Формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию: можно проводить в наблюдениях, экскурсиях, включать детей в проблемные, бытовые ситуации.
4. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умений ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом или словесными указаниями, осуществлять самоконтроль и самооценку – упражнения «Запоминай порядок», «Запомни узор», можно использовать сигнальные маячки для детей и другое.
5. Развитие различных видов мышления: наглядно –действенного, наглядно-образного, словесно-логического – это дидактические игры « Повтори за мной»,«Найди тайник», «Угадай предмет» и другое.
6. Формирование соответствующих возрасту обще интеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, логической классификации, умозаключений) - дидактические игры «Свободная классификация или назови одним словом», «Поиск сходных предметов», «Выполни по образцу» и другое.
7. Охрана и укрепление соматического и психологического здоровья ребенка: предупреждения эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта – работа в релаксационных уголках и сенсорной комнате, выполнение упражнений «Кричалки», игра «Маски», «Волшебные стаканчики» и т. д.
8. Системный разносторонний контроль с помощью специалистов и педагогов (врачи, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели) за развитием ребенка. Здесь большую роль играют сами родители.
К детям с ОВЗ должен быть индивидуальный подход, контроль, для детей нужна частая смена деятельности, их надо чаще хвалить. Главная задача педагогов –психологов адаптировать детей с ОВЗ к социуму, сформировать социально-нравственное поведение.
Слайд 47.
Упражнение «Котенок».
Цель: формирование у педагогов-психологов умения сотрудничать при реализации задач по психолого-педагогической поддержке детей ОВЗ и их семей.
Инструкция:
1. участники встают в круг. Педагог-психолог
просит передать по кругу газету.
2. предлагает представить, что на этой газете уснул
маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг
другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать
его.
В конце упражнения педагог-психолог говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особым ребёнком и его родителями.
Слайд 48.
Упражнение «Родители ребенка ОВЗ».
Цель: формировать у педагогов-психологов толерантное отношение к родителям детей с ОВЗ.
Инструкция: выбирается участник для роли матери или отца ребенка ОВЗ. При помощи лент ведущий демонстрирует то, какие ограничения в обществе испытывают родители детей с ОВЗ (см. таблицу).
Слайд 49-50.
Части тела (завязываются лентами) | Символическое значение |
Глаза | Родителям сложно принять своего ребёнка, увидеть его таким, как он есть; сложно выводить его в общество в буквальном смысле «быть на виду» |
Рот | Родители боятся рассказывать о своём ребёнке, говорить о нём, рассказывать о своих трудностях и потребностях |
Уши | Родители не хотят слышать диагноз ребёнка и боятся общественного мнения и осуждения |
Руки | Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребёнка, человек «опускает руки» |
Сердце | Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце разрывается», «болит душа») |
Живот | Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие семьи детей с ОВЗ как бы «живут в полсилы» «дышат в полдыхания» |
Бёдра | Многие родители боятся рожать детей, ухудшаются супружеские отношения, формируется супружеская дисгармония |
Ноги | Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле боятся сами «сделать шаг». Семья замирает не развивается |
Слайд 51.
Комментарии к упражнению:
в такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с ОВЗ. Преодолеть это состояние можно, ощущая тепло и поддержку как родных людей, так и людей, работающих с особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку иногда именно дошкольное образовательное учреждение — первая ступенька общества и образования, которая может показать семье, что они включены в это общество и этот мир. И им уже не так страшно обращаться в социальные сферы, водить детей в детский сад и активно включать в мир отношений.
Слайд 52.
Упражнение «Взаимодействие».
Цель: закрепить знания педагогов-психологов по вопросам взаимодействия с другими участниками психолого-педагогическом сопровождение детей с ОВЗ. Способствовать повышению самооценки и профессиональному росту педагогов- психологов.
Инструкция:
В центре листа бумаги А4 формата нарисуйте фигурку ребёнка с ОВЗ.
По контуру листа напишите с кем вы можете взаимодействовать при психолого-педагогическом сопровождение детей с ОВЗ в вашем ДОУ.
Слайд 53.
Недостаточно овладеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею.
Цицерон
Слайд 54.
Каждый ребёнок особенный, все дети равные!
Благодарю за внимание!