СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семнар для педагогов «Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры; совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширять представления педагогов в методах и приемах управления сюжетно-ролевыми играми; развивать творческий подход в организации и управлении игрой, повышать педагогическое мастерство воспитателей, их творчество. Материал: фишки для жюри, педагогические ситуации для каждой команды, кроссворд, карандаши, листы бумаги для жюри с заданиями, 3 маркера.

 

План семинара: 1. Лекция о методике организации и управления сюжетно-ролевыми играми. 2. Деловая игра.

  • Представление команд
  • Перечисление методов и приемов руководства игрой
  • Продумывание сюжетов развития игр «автобус» и «моряки».
  • Решение педагогических ситуаций.
  • Разгадывание кроссворда.

 

Ход семинара.

Мир дошкольного детства тесным образом связан с игрой. Что такое игра? Это жизненно важная потребность ребенка, познающего мир. Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.

Сюжетно-ролевая игра - хозяйка игрового процесса.

Более подробно остановимся на сюжетно-ролевой игре как любимому форме игровой деятельности.

Развитие игры.

Уже переходя от раннего возраста к дошкольному, ребенок начинает воспринимать взрослых как носителей различных социальных ролей - папы, мамы, врача, пожарного, воспитателя. Малым очень хочется быть взрослыми, делать, как они. И только один-единственный вид деятельности помогает устранить противоречие между желаемым и возможным. Это - сюжетно-ролевая игра.

Развитие игры происходит постепенно: от ознакомительной предметно-игровой деятельности в раннем возрасте до сюжетно - отображающей, а впоследствии развитой сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников.

Уже на третьем году жизни дети отличают игровое действие от реальной, принимают воображаемую ситуацию и свободно действуют в ней: кормят, например, куклу с пустой тарелки, набирают воду из воображаемого крана; осваивают игровые действия "я - милиционер", "я - воспитатель ". Позже эти игровые действия начинают объединяться простым сюжетом, который воспроизводит несложные ситуации из реальной жизни: "я повар - готовлю обед", "я папа - иду на работу".

 

 

Игры, моделирующие отношения взрослых людей и требуют взаимодействия нескольких партнеров, то есть сю жетно-ролевые, становятся доступными для большинства дошкольников уже на пятом году жизни.

Структура сюжетно-ролевой игры

СЮЖЕТ - РОЛЬ - СОДЕРЖАНИЕ

Сюжетно-ролевая игра является единицей игры и объединяет все ее стороны. (По Д. Б. Эльконина).

Роль взрослого - явная и незаметная.

Существуют два противоположных и одинаково ложные взгляды на сюжетно-ролевую игру: ее либо трактуют как средство для «самовоспитания», и воспитатель при этом отмежевывается от участия в ней, или вторая крайность - организовывают игру «по подготовленному сценарию», когда ее полностью регламентирует взрослый (тема, замысел, сюжет, распределение ролей).

В первом случае воспитатель выпускает из своих рук эффективное средство влияния на детей. Во втором - педагогическая ценность игры теряется, поскольку она лишает детей самостоятельности.

Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:

- Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей).

-   Прямое руководство (с вмешательством в игру).

1. Воспитатель - носитель игровых действий (младший дошкольный возраст).

Задача - научить играть (воспитатель исполнитель главной роли):

В младших группах преимущественно через индивидуальные формы работы.

2. Воспитатель - партнер и помощник в игре (средний и старший дошкольный возраст).

Задача - обогащение содержания игр, формирование умения организовывать совместные игры: вместе составлять сюжет, комбинировать события в определенной последовательности и согласовывать их с партнером.

3. Воспитатель-наблюдатель (старший дошкольный возраст), при необходимости руководство и помощь.

Задача - формирование умений вместе строить сюжет, понимание партнера по игре, согласовывать свои действия с их.

Создание предметно-игровой среды.

Для того, чтобы игровая деятельность детей развивалась успешно, прежде всего, необходимо позаботиться о ее оснащение. Все виды игрушек в группе следует подбирать с учетом возраста, интересов детей и задач их развития, воспитания, обучения.

Воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста должны постоянно пополнять, изменять ситуации в игровых зонах. Игрушек должно быть много в ассортименте и в нескольких экземплярах. Игрушки в этом возрасте является отправной организующей точкой сюжетно-ролевой игры.

В группах для детей старшего дошкольного возраста уже не игрушки определяют содержание игры, а, наоборот, содержание игры определяет выбор игрушек. Старшие дошкольники способны приспосабливать для игры различные предметы-заменители, проявляя при этом незаурядную изобретательность. Поэтому в группах для детей старшего дошкольного возраста не должно быть большого количества игрушек, ведь их избыток приглушает интерес детей, ограничивает возможности творческого воображения.

Стоит практиковать широкое привлечение воспитанников к изготовлению атрибутов к различным играм. Подводить детей к пониманию того, что некоторые предметы можно легко сделать самостоятельно. Скажем, цветную бумагу легко разорвать на мелкие кусочки (салат), свернуть в трубочку (термометр), нарисовать на ней узор (скатерть, салфетка, коврик). Каждая такая игрушка ценна тем, что ее делает сам ребенок. Поэтому уместно в

 

каждой группе иметь, например, ящик, а в нем различные коробочки, лоскутки, палочки, ленты, бантики, кусочки меха и другой материал, который может потребоваться в игре.

Важно, чтобы игрушка-заменитель напоминала изображаемый предмет общими контурами или какой-то типичной свойством, характерной деталью.

Игры дошкольников порой носят примитивный характер, сюжет игр прост, не позволяет им в полной мере развить свои знания и возможности. На сегодняшнем семинаре мы попытаемся найти ответы на вопросы. Почему дети не играют? Как сделать игру ребенка более насыщенной и интересной?

 

Предлагаю провести семинар в виде деловой игры. Нам надо выбрать жюри и разделиться на две команды.

 

Первое задание. Представить команду и ее название. Это задание жюри оценивает от 3 до 5 баллов.

 

Второе задание. Перечислите методы и приемы педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой. Т.е. какие методы и приемы помогут реализовать замысел воспитателя в процессе игры. За каждый названный метод и прием жюри дает командам по одному очку./Команды совещаются и поочередно называют метод или прием; команда, назвавшая больше методов и приемов побеждает/  

Предполагаемые ответы.

  • внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений.
  • на начальных этапах использование игр наиболее близких детям – семья, детский сад.
  • использование сюрпризных моментов
  • внесение новой игрушки
  • наблюдение за игрой других дошкольников
  • наблюдение за трудом взрослых
  • чтение литературных произведений
  • обсуждение телепередач
  • определение содержания игры
  • восстановление последовательности событий
  • игровые действия
  • обыгрывание персонажей и их взаимодействие
  • драматизация сказок
  • учет интереса детей
  •  планирование игры
  • рассказ воспитателя о том, как бы он играл в ту или иную игру
  • определение темы
  • умение согласовывать свои действия с остальными детьми
  • придумывание сюжета сказки или рассказа
  • совместный пересказ сказки
  • придумывание сюжета для двух противоположных по нравственным качествам
  • преднамеренное изменение ситуаций
  • учет индивидуальных особенностей
  • учет личного опыта ребенка
  • привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов
  • использование мимических этюдов, элементов психогимнастики
  • обсуждение хода и результатов игры
  • совместная с детьми игра
  • использование технических средств обучения.

                Третье задание. Попробуйте развить сюжеты следующих игр: «салон красоты» и «магазин игрушек». /Одна команда берет одну игру, другая – оставшуюся/. В чем заключается задание рассмотрим на примере игры «Поликлиника»: регистратор  -   врачи  -   медсестра  -     педиатр -     прививочный кабинет  -    лаборатория   -   дневной стационар - гардероб   -    главврач.

Жюри оценивает конкурс от 3 до5 баллов. Учитывая разнообразие  и количество ролей.  

Четвертое задание. Разобрать педагогические ситуации и внести свои предложения. Жюри оценивает точность, правильность и методическую грамотность от 3 до 5 баллов за каждую

педагогическую ситуацию.

1.Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели. Вопросы: что сказали бы ребята, если увидели? Как научить играть, не разрушая игру соседа?

2.В детском саду организуются игры в «прачечную», «мастерскую по ремонту книг». Вопросы: не лучше ли просто дать детям поручение постирать, починить что-то? Почему?

3.Для игры в школу ребята подбирали необходимые предметы. Лариса -учительница, взяла себе портфель, тетради, указку и книги.

4.Дима строит большой гараж для машин. Всё делает сам. Весь строительный материал возле себя держит. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!» А Дима в ответ: «Сам справлюсь!». Вопросы: как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?

5.Мальчик ходит по группе, берет то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет. Как поступить воспитателю?

6.Девочка пришла в группу. Ребята приглашают ее в игры. Но она от всех приглашений отказывается. Как отреагировать в этом случае воспитателю?

          Пятое задание.  «Слова». Каждая команда получает лист бумаги, на в вертикальном положении котором записано «Сюжетно – ролевая игра».

За две минуты игроки должны составить как можно больше слов или словосочетаний по теме «Сюжетно-ролевая игра» из букв слов, содержащихся на листе. За каждое правильно образованное слово команда получает 1 балл.

 

Шестое задание. Решение кроссворда.  Все вопросы, так или иначе, относятся к сюжетно-ролевым играм. (Сетка кроссворда в конце).

Вопросы к кроссворду:

  1. Вид игры, в которой ребенок выступает одновременно и в качестве режиссера – постановщика, и в качестве исполнителя всех ролей.  Она является важным этапом на пути к созданию сюжетно – ролевых игр со сверстниками.
  2. Он – главная фигура в дошкольном учреждении.
  3. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста, заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними.

 

 

 

  1. Произвольное или непроизвольное  воспроизведение чьих – либо движений, действий, манер и т.п., играет большую роль в овладении общественно-выработанных норм поведения.
  2. Отрасль педагогики, изучающая принципы, приемы и средства учебно – воспитательной работы.
  3. Условия, которые обязательно должны выполняться всеми участниками конкретного действия.
  4. Образ, созданный и воплощенный ребенком – актером в своей игре.
  5.  

     1. Режиссерская                2. Ребенок                3. Игра                4. Подражание                5. Методика                6. Правила

      7.  Роль               

Подведение итогов семинара, слово жюри.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру основным содержанием детской жизни, развивать ее в желаемом направлении, воспитывать детей в процессе игры. Необходимо организовывать такие сюжетно-ролевые игры, в которых каждый ребенок может удовлетворить свои интересы, реализовать свои возможности, вступить в контакт со сверстниками.  

Просмотр содержимого документа
«Семнар для педагогов «Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста»»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Колокольчик»

Нижегородская область, г. Шахунья, пос. Сява

Семнар для педагогов

«Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста»

Базанова Людмила Александровна воспитатель Первой квалификационной категории МБДОУ Сявский детский сад «Колокольчик». Нижегородская область, г. Шахунья, пос. Сява

Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры; совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширять представления педагогов в методах и приемах управления сюжетно-ролевыми играми; развивать творческий подход в организации и управлении игрой, повышать педагогическое мастерство воспитателей, их творчество.
Материал: фишки для жюри, педагогические ситуации для каждой команды, кроссворд, карандаши, листы бумаги для жюри с заданиями, 3 маркера.


План семинара:
1. Лекция о методике организации и управления сюжетно-ролевыми играми.
2. Деловая игра.

  • Представление команд

  • Перечисление методов и приемов руководства игрой

  • Продумывание сюжетов развития игр «автобус» и «моряки».

  • Решение педагогических ситуаций.

  • Разгадывание кроссворда.


Ход семинара.

Мир дошкольного детства тесным образом связан с игрой. Что такое игра? Это жизненно важная потребность ребенка, познающего мир. Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.

Сюжетно-ролевая игра - хозяйка игрового процесса.

Более подробно остановимся на сюжетно-ролевой игре как любимому форме игровой деятельности.

Развитие игры.

Уже переходя от раннего возраста к дошкольному, ребенок начинает воспринимать взрослых как носителей различных социальных ролей - папы, мамы, врача, пожарного, воспитателя. Малым очень хочется быть взрослыми, делать, как они. И только один-единственный вид деятельности помогает устранить противоречие между желаемым и возможным. Это - сюжетно-ролевая игра.

Развитие игры происходит постепенно: от ознакомительной предметно-игровой деятельности в раннем возрасте до сюжетно - отображающей, а впоследствии развитой сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников.

Уже на третьем году жизни дети отличают игровое действие от реальной, принимают воображаемую ситуацию и свободно действуют в ней: кормят, например, куклу с пустой тарелки, набирают воду из воображаемого крана; осваивают игровые действия "я - милиционер", "я - воспитатель ". Позже эти игровые действия начинают объединяться простым сюжетом, который воспроизводит несложные ситуации из реальной жизни: "я повар - готовлю обед", "я папа - иду на работу".



Игры, моделирующие отношения взрослых людей и требуют взаимодействия нескольких партнеров, то есть сю жетно-ролевые, становятся доступными для большинства дошкольников уже на пятом году жизни.

Структура сюжетно-ролевой игры

СЮЖЕТ - РОЛЬ - СОДЕРЖАНИЕ

Сюжетно-ролевая игра является единицей игры и объединяет все ее стороны. (По Д. Б. Эльконина).

Роль взрослого - явная и незаметная.

Существуют два противоположных и одинаково ложные взгляды на сюжетно-ролевую игру: ее либо трактуют как средство для «самовоспитания», и воспитатель при этом отмежевывается от участия в ней, или вторая крайность - организовывают игру «по подготовленному сценарию», когда ее полностью регламентирует взрослый (тема, замысел, сюжет, распределение ролей).

В первом случае воспитатель выпускает из своих рук эффективное средство влияния на детей. Во втором - педагогическая ценность игры теряется, поскольку она лишает детей самостоятельности.

Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:

- Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей).

- Прямое руководство (с вмешательством в игру).

1. Воспитатель - носитель игровых действий (младший дошкольный возраст).

Задача - научить играть (воспитатель исполнитель главной роли):

В младших группах преимущественно через индивидуальные формы работы.

2. Воспитатель - партнер и помощник в игре (средний и старший дошкольный возраст).

Задача - обогащение содержания игр, формирование умения организовывать совместные игры: вместе составлять сюжет, комбинировать события в определенной последовательности и согласовывать их с партнером.

3. Воспитатель-наблюдатель (старший дошкольный возраст), при необходимости руководство и помощь.

Задача - формирование умений вместе строить сюжет, понимание партнера по игре, согласовывать свои действия с их.

Создание предметно-игровой среды.

Для того, чтобы игровая деятельность детей развивалась успешно, прежде всего, необходимо позаботиться о ее оснащение. Все виды игрушек в группе следует подбирать с учетом возраста, интересов детей и задач их развития, воспитания, обучения.

Воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста должны постоянно пополнять, изменять ситуации в игровых зонах. Игрушек должно быть много в ассортименте и в нескольких экземплярах. Игрушки в этом возрасте является отправной организующей точкой сюжетно-ролевой игры.

В группах для детей старшего дошкольного возраста уже не игрушки определяют содержание игры, а, наоборот, содержание игры определяет выбор игрушек. Старшие дошкольники способны приспосабливать для игры различные предметы-заменители, проявляя при этом незаурядную изобретательность. Поэтому в группах для детей старшего дошкольного возраста не должно быть большого количества игрушек, ведь их избыток приглушает интерес детей, ограничивает возможности творческого воображения.

Стоит практиковать широкое привлечение воспитанников к изготовлению атрибутов к различным играм. Подводить детей к пониманию того, что некоторые предметы можно легко сделать самостоятельно. Скажем, цветную бумагу легко разорвать на мелкие кусочки (салат), свернуть в трубочку (термометр), нарисовать на ней узор (скатерть, салфетка, коврик). Каждая такая игрушка ценна тем, что ее делает сам ребенок. Поэтому уместно в


каждой группе иметь, например, ящик, а в нем различные коробочки, лоскутки, палочки, ленты, бантики, кусочки меха и другой материал, который может потребоваться в игре.

Важно, чтобы игрушка-заменитель напоминала изображаемый предмет общими контурами или какой-то типичной свойством, характерной деталью.

Игры дошкольников порой носят примитивный характер, сюжет игр прост, не позволяет им в полной мере развить свои знания и возможности. На сегодняшнем семинаре мы попытаемся найти ответы на вопросы. Почему дети не играют? Как сделать игру ребенка более насыщенной и интересной?


Предлагаю провести семинар в виде деловой игры. Нам надо выбрать жюри и разделиться на две команды.


Первое задание. Представить команду и ее название. Это задание жюри оценивает от 3 до 5 баллов.


Второе задание. Перечислите методы и приемы педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой. Т.е. какие методы и приемы помогут реализовать замысел воспитателя в процессе игры. За каждый названный метод и прием жюри дает командам по одному очку./Команды совещаются и поочередно называют метод или прием; команда, назвавшая больше методов и приемов побеждает/

Предполагаемые ответы.

  • внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений.

  • на начальных этапах использование игр наиболее близких детям – семья, детский сад.

  • использование сюрпризных моментов

  • внесение новой игрушки

  • наблюдение за игрой других дошкольников

  • наблюдение за трудом взрослых

  • чтение литературных произведений

  • обсуждение телепередач

  • определение содержания игры

  • восстановление последовательности событий

  • игровые действия

  • обыгрывание персонажей и их взаимодействие

  • драматизация сказок

  • учет интереса детей

  •  планирование игры

  • рассказ воспитателя о том, как бы он играл в ту или иную игру

  • определение темы

  • умение согласовывать свои действия с остальными детьми

  • придумывание сюжета сказки или рассказа

  • совместный пересказ сказки

  • придумывание сюжета для двух противоположных по нравственным качествам

  • преднамеренное изменение ситуаций

  • учет индивидуальных особенностей

  • учет личного опыта ребенка

  • привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов

  • использование мимических этюдов, элементов психогимнастики

  • обсуждение хода и результатов игры

  • совместная с детьми игра

  • использование технических средств обучения.


Третье задание. Попробуйте развить сюжеты следующих игр: «салон красоты» и «магазин игрушек». /Одна команда берет одну игру, другая – оставшуюся/. В чем заключается задание рассмотрим на примере игры «Поликлиника»: регистратор  -   врачи  -   медсестра  -     педиатр -     прививочный кабинет  -    лаборатория   -   дневной стационар - гардероб   -    главврач.

Жюри оценивает конкурс от 3 до5 баллов. Учитывая разнообразие и количество ролей.

Четвертое задание. Разобрать педагогические ситуации и внести свои предложения. Жюри оценивает точность, правильность и методическую грамотность от 3 до 5 баллов за каждую

педагогическую ситуацию.

  1. Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели. Вопросы: что сказали бы ребята, если увидели? Как научить играть, не разрушая игру соседа?

  2. В детском саду организуются игры в «прачечную», «мастерскую по ремонту книг». Вопросы: не лучше ли просто дать детям поручение постирать, починить что-то? Почему?

  3. Для игры в школу ребята подбирали необходимые предметы. Лариса -учительница, взяла себе портфель, тетради, указку и книги.
    «А с чем нам играть? – разочарованно произнесла Таня, - ты, Лариса, тогда сама и играй». Девочка смутилась, опустила голову, потом сказала: «Ребята, это я в класс все принесла для игры, а вы теперь выбирайте, что вам нужно», - и положила все предметы перед детьми. Вопросы: какие чувства испытывала Лариса? Какое влияние оказывает игра на формирование характера? 

  1. Дима строит большой гараж для машин. Всё делает сам. Весь строительный материал возле себя держит. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!» А Дима в ответ: «Сам справлюсь!». Вопросы: как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?

  2. Мальчик ходит по группе, берет то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет. Как поступить воспитателю?

  3. Девочка пришла в группу. Ребята приглашают ее в игры. Но она от всех приглашений отказывается. Как отреагировать в этом случае воспитателю?


Пятое задание.  «Слова». Каждая команда получает лист бумаги, на в вертикальном положении котором записано «Сюжетно – ролевая игра».

За две минуты игроки должны составить как можно больше слов или словосочетаний по теме «Сюжетно-ролевая игра» из букв слов, содержащихся на листе. За каждое правильно образованное слово команда получает 1 балл.


Шестое задание. Решение кроссворда. Все вопросы, так или иначе, относятся к сюжетно-ролевым играм. (Сетка кроссворда в конце).

Вопросы к кроссворду:

  1. Вид игры, в которой ребенок выступает одновременно и в качестве режиссера – постановщика, и в качестве исполнителя всех ролей. Она является важным этапом на пути к созданию сюжетно – ролевых игр со сверстниками.

  2. Он – главная фигура в дошкольном учреждении.

  3. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста, заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними.



  1. Произвольное или непроизвольное воспроизведение чьих – либо движений, действий, манер и т.п., играет большую роль в овладении общественно-выработанных норм поведения.

  2. Отрасль педагогики, изучающая принципы, приемы и средства учебно – воспитательной работы.

  3. Условия, которые обязательно должны выполняться всеми участниками конкретного действия.

  4. Образ, созданный и воплощенный ребенком – актером в своей игре.

Ответы:

1. Режиссерская
               2. Ребенок
            3. Игра
           4. Подражание
           5. Методика
           6. Правила

      7. Роль
          

Подведение итогов семинара, слово жюри.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру основным содержанием детской жизни, развивать ее в желаемом направлении, воспитывать детей в процессе игры. Необходимо организовывать такие сюжетно-ролевые игры, в которых каждый ребенок может удовлетворить свои интересы, реализовать свои возможности, вступить в контакт со сверстниками.


Интернет ресурсы:

  1. Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/seminar02.htm



Воспитатель МДОУ Сявский д/с «Колокольчик»

Базанова Людмила Александровна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!