Цели деятельности педагога | Познакомить с историей этикета, правилами сервировки стола к обеду; учить правилам современного этикета, умению выполнять сервировку стола, самостоятельно выполнять практические задания; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать интерес к предмету |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный; практический / групповая, фронтальная |
Основные понятия и термины | сервировка, сервировочный столик, этикет |
Образовательные ресурсы | • История сервировки стола. ‒ Режим доступа : http://povarusha.ru/servirovka/830-istoriya-servirovki-stola.html • Презентация «Сервировка стола». ‒ Режим доступа : http://ppt4web.ru/tekhnologija/servirovka-stola.html /презентация/ • Урок по теме «Сервировка стола к обеду». ‒ Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/626473/ • Сервировка стола. Культура поведения за столом. ‒ Режим доступа http://www.myshared.ru/slide/89158//презентация • Последовательность подачи блюд к столу. ‒ Режим доступа : http://www.eda-eto-prosto.ru/etiket/4-post4.html • Застольный этикет. ‒ Режим доступа : http://www.myshared.ru/slide/363617//презентация • Правила поведения за столом школьников. ‒ Режим доступа : http://ped-kopilka.ru/vs-ob-yetikete/pravila-povedenija-za-stolom-dlja-shkolnikov.html |
Наглядно- демонстрационный материал | презентация, видеофрагменты; посуда и другие принадлежности |
Оборудование | Учебник «Технология. Технологии ведения дома» |
Планируемые образовательные результаты | Предметные умения: расширят знания о сервировке стола и правилах этикета; научатся выполнять сервировку стола к обеду, объективно оценивать результаты работы в группах с точки зрения эстетических и технологических требований; познакомятся с историей сервировки стола, происхождения этикета. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): регулятивные – научатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; познавательные – научатся ориентироваться в задании, анализировать, сравнивать, осуществлять поиск необходимой информации из разных источников; коммуникативные – научатся формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, работать в группе. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения на уроке |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Формы организации взаимо- действия на уроке | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
I. Организационный момент | Проверяю готовность обучающихся к уроку. ‒ Современный этикет – это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения. Но все ли вы знаете, как правильно знакомиться, приветствовать друг друга, как наносить визиты и принимать гостей, как организовать семейный праздник, как сервировать стол и многое другое? А зачем нам это нужно знать? Знание этикета позволяет человеку произвести приятное впечатление своим внешним видом, манерой говорить, умением поддерживать разговор, вести себя за столом. Что такое этикет – знать должны мы с детских лет. Это – нормы поведения: как ходить на день рождения? Как знакомиться? Как есть? Как звонить? Как встать? Как сесть? Как здороваться со взрослым? Много разных есть вопросов. И на них дает ответ этот самый этикет. (А. Усачев.) – Сегодня на уроке вы познакомитесь с историей возникновения этикета, сервировки стола, научитесь сервировать стол. Все это вам пригодится не только при работе над проектом, но и в повседневной жизни | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. Вступительное слово | Слушают учителя, отвечают на вопрос | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
II. Изучение нового материала | ‒ Начнем мы наш урок с истории сервировки стола. Заслушиваю сообщения обучающихся, показываю слайды | Заслушивание сообщений об истории сервировки стола. Просмотр презентации | Слушают учителя, одноклассников; анализируют информацию; смотрят презентацию | Фронтальная | Познавательные: осуществляют поиск информации из разных источников, анализируют ее. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, составлять рассказы на заданную тему. Личностные: проявляют познавательный интерес | Устные ответы |
– Хозяйка, накрывая на стол, совершает чудо, так как любое застолье – это маленький праздник, даже если речь идет о простом обеде. В книгах по домоводству говорят, что сервировка стола – это искусство. Знатоки древних традиций добавляют: магическое! (Продолжение рассказа – ресурсный материал к уроку.) | Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Сервировка стола и подача блюд» | Слушают учителя; анализируют информацию; наблюдают, отвечают на вопросы | Фронтальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя | Устные ответы |
показывает приемы сервировки стола и проговаривает каждое действие. (См. ресурсный материал к уроку.) | Демонстрация приемов сервировки стола к обеду. | Слушают учителя, наблюдают за действиями учителя; анализируют информацию, отвечают на вопросы | Фронтальная | Познавательные: наблюдают, анализируют информацию, делают выводы. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, работать в группе | Наблюдение и устные ответы |
– Уже у древних египтян были в почете столовые приборы, а умение есть красиво и бесшумно считалось важным достоинством. На Руси при дворе московских государей и великих князей столовые приборы подавались только почетным гостям, а сами хозяева брали кушанья с тарелки руками. Всерьез взялся обучать русских дворян хорошим манерам только Петр I. Он составил и издал знаменитую книгу «Юности честное зерцало», в которой были изложены правила поведения в обществе и подробно описаны правила поведения за столом. В наше время каждый воспитанный человек должен знать эти правила поведения за столом. ( ресурсный материал к уроку.) | Познавательно-информационная беседа «Правила поведения за столом (элементы этикета)» | Слушают учителя; анализируют информацию, отвечают на вопросы | Фронтальная | Познавательные: умеют наблюдать, анализировать, осуществлять поиск информации из разных источников. Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, вести познавательный диалог по теме урока. Личностные: проявляют познавательный интерес | Устные ответы |
III. Творческая практическая деятельность | ‒ Выполните практическую работу наблюдаю, советует, руковожу деятельностью, отвечаю на вопросы обучающихся, помогаю затрудняющимся в выполнении задания | Практическое задание (учебник, с. 77) | выполняют задание | групповая | Познавательные: ориентируются в задании; осуществляют поиск необходимой информации из разных источников. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения на уроке. Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки | выполнение задания |
IV. Итоги урока. Рефлексия | беседа по вопросам: – Что нового вы узнали на уроке? – Чему научились? | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников. Регулятивные: оценивают свою работу; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы | Оценивание учащихся за работу на уроке. Устные ответы |
Сообщаю и поясняю домашнее задание: учебник (с. 73‒77); подготовить сообщение об истории сервировки стола | Домашнее задание | Слушают учителя | Индивидуальная | наблюдение |