Конспект: «Сезонная экскурсии в лес».
Цели экскурсии:
· развивать личностные и психологические особенности обучающихся;
· познакомить учащихся с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдений, самостоятельной работы;
· воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: ботаническая папка, стеклянная банка для наблюдения за насекомыми.
Место проведения: Кисличанский лес, г. Светлоград
Время проведения: начало апреля
Подготовка учащихся к экскурсии:
· приготовление необходимого оборудования;
· выучить наизусть отрывки стихотворений:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна. (И.А. Бунин)
Юный лес в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет.
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет. (А. К. Толстой)
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный. (И. Бунин)
Ход экскурсии.
Организационный момент.
Еще до начала экскурсии с ребятами необходимо было провести беседу о правилах поведения на природе, а сейчас нужно их повторить.
- Как нужно вести себя на природе?
- Где вы можете ходить?
- Что можете делать?
- Чего нельзя делать на природе?
Вводная беседа.
- Ребята, где мы с вами находимся?(в лесу)
- Вам здесь нравится?
- Сейчас ребята (назвать четырех заранее подготовленных детей) прочитают вам отрывки из стихотворений русских поэтов, а вы внимательно их послушайте и сравните. (Дети читают наизусть четверостишия.)
- Понравились вам отрывки из стихотворений?
- Что общего у всех этих четверостиший? (Они все о лесе.)
- А как выглядит лес в этих стихотворениях? Какие различия вы нашли? (В них описан лес в разные времена года.)
- О каком времени года говорится в первом отрывке? Докажите. (Аналогично разбираются остальные четверостишия.)
- А какое время года сейчас? (весна)
- Какой сейчас месяц?
- Какая погода стоит на дворе?
- Как выглядит лес сегодня?
Изучение новой темы.
- А что такое лес?
- Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.)
- Чем они отличаются друг от друга?
- Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.
- Хорошо в лесу. Дремлют красавицы ели.
- А какие еще хвойные деревья можно встретить в лесу?
- Сосна - вечнозеленое дерево высотой до 40-45 м. Сосна ценная древесная порода. Она дает отличный строительный материал, а из ее смолы и хвои вырабатывают много необходимых человеку веществ и лекарств.
- Какие еще в нашем лесу растут деревья? (дуб)
- У многих народов дуб издавна считался олицетворением могущества, прочности, постоянства, символом силы и славы.
- К осени на дубе созревают плоды-желуди. Они богаты крахмалом. Для многих зверей и птиц желуди – прекрасный корм.
Особую славу дубу принесла его кора, которая содержит дубильные вещества. Приготовленным из нее отваром полоскают рот и горло при воспалении. Дубы живут до 2 тыс. лет.
- Не мешают ли расти друг другу растения леса? (Нет, потому что они растут ярусами – этажами: выше всех деревья, ниже – кустарник, еще ниже – травы, грибы, а в самом низу – мхи.)
- Ярусы леса принято считать сверху вниз. Назовите, пожалуйста, растения первого яруса – этажа, второго, третьего и четвертого.
- А теперь назовите номера этажей – ярусов на которых растут кустарники, мхи, деревья, травы. (Можно повторить такие упражнения несколько раз для закрепления в виде игры в парах, группах или фронтально.)
- Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему? (Борьба за свет и тепло…)
- Как вы думаете, растут ли этажами под землей корни растений? Если да, то как? (Самые глубокие корни у деревьев и т. д.)
- К какому ярусу вы отнесли бы молодые и еще пока низкие деревца? (Молодая поросль деревьев относится к первому ярусу, несмотря на их рост.) Наша прогулка по лесу продолжается. - Ребята, посмотрите, что находится около пня? (муравейник)
- Кто живет в этом домике?
Расскажите, что вы знаете о муравьях.
Муравейник состоит из веточек, сухих листьев, кусочков коры. Муравейник не случайно так построен, во время дождя с него легко скатывается вода. Важно значение муравьев в жизни леса. Они разносят плоды и семена растений, уничтожают вредных насекомых. Каждое среднее гнездо муравьев уничтожает за лето до 2 миллионов насекомых-вредителей.
А каких насекомых мы можем встретить в лесу?
Отгадайте мои загадки.
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком. (пчела)
На ромашку у ворот
Опустился вертолет-
Золотистые глаза-
Кто же это?... (стрекоза)
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (бабочка)
Ребята, а какую пользу приносят насекомые? (опыляют цветы)
Обыкновенная пчела делает 200 взмахов крыльями в секунду. За день пчела успевает опылить до 7 тысяч цветков. Для сбора 1 кг. меда одной пчеле нужно налетать около 300 тысяч километров и посетить 19 миллионов цветков
Стрекозы – полезные насекомые т.к. они воздушные хищники. Стрекозы схватывают на лету мух, комаров, бабочек и других насекомых. «Стрекоза-коромысло» за два часа может съесть 40 мух, комаров или мошек. Стрекоз надо беречь.
Физминутка.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз - росой она умылась.
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела-
На четыре – улетела.
- Только ли растения и насекомые живут в лесу? (нет)
- Ребята, когда мы входим в лес, и первыми, кого вы встречаем – это птицы.
Отгадайте, какие птицы нас встречают?
Загадки:
Черный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор. (дятел)
С утра до позднего вечера работает дятел: упершись в ствол упругим хвостом, зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким, как долото клювом. Стучит дятел, значит, будут уничтожены вредные
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне, вскачь,
А зовется птица….(грач)
Мы построили вдвоем
Для гостей весенний дом.
А верней сказать - дворец.
Прилетай скорей… (скворец)
- Зимуют скворцы в теплых странах. Жилище подбирает скворец, если оно не понравилось самке, то птицы ищут другое место. Выбрав жилище птицы чистят его. Устилают дно соломой, пухом, прошлогодней травой, а в середине гнезда делают углубление.
- Ребята, каких птиц мы еще можем встретить в лесу?
- Что вы о них знаете?
- Какую пользу они приносят? (Рассказ учащихся о птицах, и их гнездах)
- Помните о пользе, которую приносят птицы, уничтожая вредителей. Не следует тревожить птенцов в гнездах, брать яйца. Если вы случайно раскрыли гнездо, восстановите прежнюю маскировку гнезда, чтобы птица не бросила его, а вывела бы птенцов. Мы углубляемся дальше в лесную чащу. Ребята, а кого еще мы можем встретить в лесу? (заяц, лиса, белка, медведь, волк, лось) А кто из этих животных живет в нашем лесу? Какие еще животные живут в нашем лесу? Как этих животных охраняют?
Подведение итогов экскурсии.
- Понравилась ли вам экскурсия?
- Какие открытия вы сделали сегодня?
- Как размещаются растения и животные в лесу?
- Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не где вам захочется?
- Как нужно относиться к растениям, животным и почему?
- Зачем нужен лес?
Просмотр содержимого документа
««Сезонная экскурсии в Кисличанский лес».»
Конспект: «Сезонная экскурсии в лес».
Цели экскурсии:
Оборудование: ботаническая папка, стеклянная банка для наблюдения за насекомыми.
Место проведения: Кисличанский лес, г. Светлоград
Время проведения: начало апреля
Подготовка учащихся к экскурсии:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна. (И.А. Бунин)
Юный лес в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет.
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет. (А. К. Толстой)
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный. (И. Бунин)
Ход экскурсии.
Организационный момент.
Еще до начала экскурсии с ребятами необходимо было провести беседу о правилах поведения на природе, а сейчас нужно их повторить.
Вводная беседа.
Ребята, где мы с вами находимся?(в лесу)
Вам здесь нравится?
Сейчас ребята (назвать четырех заранее подготовленных детей) прочитают вам отрывки из стихотворений русских поэтов, а вы внимательно их послушайте и сравните. (Дети читают наизусть четверостишия.)
Понравились вам отрывки из стихотворений?
Что общего у всех этих четверостиший? (Они все о лесе.)
А как выглядит лес в этих стихотворениях? Какие различия вы нашли? (В них описан лес в разные времена года.)
О каком времени года говорится в первом отрывке? Докажите. (Аналогично разбираются остальные четверостишия.)
А какое время года сейчас? (весна)
Какой сейчас месяц?
Какая погода стоит на дворе?
Как выглядит лес сегодня?
Изучение новой темы.
А что такое лес?
Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.)
Чем они отличаются друг от друга?
Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.
Хорошо в лесу. Дремлют красавицы ели.
А какие еще хвойные деревья можно встретить в лесу?
Сосна - вечнозеленое дерево высотой до 40-45 м. Сосна ценная древесная порода. Она дает отличный строительный материал, а из ее смолы и хвои вырабатывают много необходимых человеку веществ и лекарств.
Какие еще в нашем лесу растут деревья? (дуб)
У многих народов дуб издавна считался олицетворением могущества, прочности, постоянства, символом силы и славы.
К осени на дубе созревают плоды-желуди. Они богаты крахмалом. Для многих зверей и птиц желуди – прекрасный корм.
Особую славу дубу принесла его кора, которая содержит дубильные вещества. Приготовленным из нее отваром полоскают рот и горло при воспалении. Дубы живут до 2 тыс. лет.
Не мешают ли расти друг другу растения леса? (Нет, потому что они растут ярусами – этажами: выше всех деревья, ниже – кустарник, еще ниже – травы, грибы, а в самом низу – мхи.)
Ярусы леса принято считать сверху вниз. Назовите, пожалуйста, растения первого яруса – этажа, второго, третьего и четвертого.
А теперь назовите номера этажей – ярусов на которых растут кустарники, мхи, деревья, травы. (Можно повторить такие упражнения несколько раз для закрепления в виде игры в парах, группах или фронтально.)
Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему? (Борьба за свет и тепло…)
Как вы думаете, растут ли этажами под землей корни растений? Если да, то как? (Самые глубокие корни у деревьев и т. д.)
К какому ярусу вы отнесли бы молодые и еще пока низкие деревца? (Молодая поросль деревьев относится к первому ярусу, несмотря на их рост.) Наша прогулка по лесу продолжается. - Ребята, посмотрите, что находится около пня? (муравейник)
Кто живет в этом домике?
Расскажите, что вы знаете о муравьях.
Муравейник состоит из веточек, сухих листьев, кусочков коры. Муравейник не случайно так построен, во время дождя с него легко скатывается вода. Важно значение муравьев в жизни леса. Они разносят плоды и семена растений, уничтожают вредных насекомых. Каждое среднее гнездо муравьев уничтожает за лето до 2 миллионов насекомых-вредителей.
А каких насекомых мы можем встретить в лесу?
Отгадайте мои загадки.
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком. (пчела)
На ромашку у ворот
Опустился вертолет-
Золотистые глаза-
Кто же это?... (стрекоза)
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (бабочка)
Ребята, а какую пользу приносят насекомые? (опыляют цветы)
Обыкновенная пчела делает 200 взмахов крыльями в секунду. За день пчела успевает опылить до 7 тысяч цветков. Для сбора 1 кг. меда одной пчеле нужно налетать около 300 тысяч километров и посетить 19 миллионов цветков
Стрекозы – полезные насекомые т.к. они воздушные хищники. Стрекозы схватывают на лету мух, комаров, бабочек и других насекомых. «Стрекоза-коромысло» за два часа может съесть 40 мух, комаров или мошек. Стрекоз надо беречь.
Физминутка.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз - росой она умылась.
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела-
На четыре – улетела.
Только ли растения и насекомые живут в лесу? (нет)
Ребята, когда мы входим в лес, и первыми, кого вы встречаем – это птицы.
Отгадайте, какие птицы нас встречают?
Загадки:
Черный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор. (дятел)
С утра до позднего вечера работает дятел: упершись в ствол упругим хвостом, зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким, как долото клювом. Стучит дятел, значит, будут уничтожены вредные
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне, вскачь,
А зовется птица….(грач)
Мы построили вдвоем
Для гостей весенний дом.
А верней сказать - дворец.
Прилетай скорей… (скворец)
Зимуют скворцы в теплых странах. Жилище подбирает скворец, если оно не понравилось самке, то птицы ищут другое место. Выбрав жилище птицы чистят его. Устилают дно соломой, пухом, прошлогодней травой, а в середине гнезда делают углубление.
Ребята, каких птиц мы еще можем встретить в лесу?
Что вы о них знаете?
Какую пользу они приносят? (Рассказ учащихся о птицах, и их гнездах)
Помните о пользе, которую приносят птицы, уничтожая вредителей. Не следует тревожить птенцов в гнездах, брать яйца. Если вы случайно раскрыли гнездо, восстановите прежнюю маскировку гнезда, чтобы птица не бросила его, а вывела бы птенцов. Мы углубляемся дальше в лесную чащу. Ребята, а кого еще мы можем встретить в лесу? (заяц, лиса, белка, медведь, волк, лось) А кто из этих животных живет в нашем лесу? Какие еще животные живут в нашем лесу? Как этих животных охраняют?
Подведение итогов экскурсии.
Понравилась ли вам экскурсия?
Какие открытия вы сделали сегодня?
Как размещаются растения и животные в лесу?
Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не где вам захочется?
Как нужно относиться к растениям, животным и почему?
Зачем нужен лес?