СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (презентация)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

неврологическо-поведенческое расстройство

развития, начинающееся в детском возрасте.

Под гиперактивностью принято понимать

чересчур беспокойную физическую и

умственную активность,

когда возбуждение

преобладает над

торможением.

Просмотр содержимого документа
«Синдром дефицита внимания и гиперактивности (презентация)»

Особенности психического развития детей с СДВГ Педагог-психолог I квалификационной категории Бобылева Е.Н.

Особенности психического развития детей с СДВГ

Педагог-психолог

I квалификационной категории Бобылева Е.Н.

 Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность, когда возбуждение преобладает над торможением. неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность, когда возбуждение преобладает над торможением.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

неврологическо-поведенческое расстройство

развития, начинающееся в детском возрасте.

Под гиперактивностью принято понимать

чересчур беспокойную физическую и

умственную активность,

когда возбуждение

преобладает над

торможением.

  • неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность, когда возбуждение преобладает над торможением.

Статистика

Статистика

В ыделяют  3 варианта течения синдрома дефицит а в нимания и г иперактивности в з ависимости  от преобладающих клинических симптомов:  синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;  синдром дефицита внимания без гиперактивности ;    синдром гиперактивности без дефицита внимания .

В ыделяют 3 варианта течения синдрома дефицит а в нимания и г иперактивности в з ависимости от преобладающих клинических симптомов:

  • синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;
  • синдром дефицита внимания без гиперактивности ;
  • синдром гиперактивности без дефицита внимания .
Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребенка Критерии оценки Гиперактивный ребенок Контроль поведения Тревожный ребенок Постоянно импульсивен Двигательная активность Постоянно активен Способен контролировать поведение Характер движении Активен в определенных ситуациях Лихорадочный, беспорядочный Беспокойные, напряженные движения Как выявить гиперактивного ребенка?

Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребенка

Критерии оценки

Гиперактивный ребенок

Контроль поведения

Тревожный ребенок

Постоянно импульсивен

Двигательная активность

Постоянно активен

Способен контролировать поведение

Характер движении

Активен в определенных ситуациях

Лихорадочный, беспорядочный

Беспокойные, напряженные движения

Как выявить гиперактивного ребенка?

 Нарушения, позволяющие предположить наличие у ребёнка СДВГ делятся на  3 группы: дефицит внимания двигательная расторможенность импульсивность.

Нарушения, позволяющие предположить наличие у ребёнка СДВГ делятся на

3 группы:

  • дефицит внимания
  • двигательная расторможенность
  • импульсивность.
Ребенок не способен удерживать (сосредоточивать) внимание на деталях. Ребенок не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь. Ребенок не умеет доводить выполняемую работу до конца.  Ребенок избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения. Ребенок часто теряет свои вещи. Ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы. Дефицит внимания
  • Ребенок не способен удерживать (сосредоточивать) внимание на деталях.
  • Ребенок не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь.
  • Ребенок не умеет доводить выполняемую работу до конца.
  • Ребенок избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения.
  • Ребенок часто теряет свои вещи.
  • Ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы.

Дефицит внимания

Ребенок суетлив, никогда не сидит спокойно. Ребенок не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу .  Двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели.  Ребенок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно.  Часто бывает болтливым. Гиперактивность
  • Ребенок суетлив, никогда не сидит спокойно.
  • Ребенок не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу .
  • Двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели.
  • Ребенок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно.
  • Часто бывает болтливым.

Гиперактивность

Начинает отвечать, не дослушав вопроса; Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, перебивает; Плохо сосредотачивает внимание; Не может дождаться вознаграждения; Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами; При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты. Импульсивность
  • Начинает отвечать, не дослушав вопроса;
  • Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, перебивает;
  • Плохо сосредотачивает внимание;
  • Не может дождаться вознаграждения;
  • Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами;
  • При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты.

Импульсивность

Причины СДВГ

Причины СДВГ

Портрет  ребенка с СДВГ

Портрет ребенка с СДВГ

У ребенка наблюдается чрезмерная по отношению к календарному возрасту и какая-то «бестолковая» подвижность. Он весь как будто на шарнирах. Особенно непослушны руки, они все трогают, хватают, ломают, дергают, бросают. У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Ребенок с СДВГ

У ребенка наблюдается

чрезмерная по отношению к

календарному возрасту и

какая-то «бестолковая»

подвижность. Он весь как

будто на шарнирах. Особенно

непослушны руки, они все

трогают, хватают, ломают,

дергают, бросают.

У гиперактивного ребенка нет

такого слова, как «ходьба.

Даже голова у этого ребенка

в постоянном движении.

Ребенок с СДВГ

Гипердинамические дети, как правило, не злы. Они не способны долго вынашивать обиду или планы мести, не склонны к рассчитанной, целенаправленной агрессии. Все обиды они быстро забывают, вчерашний обидчик или обиженный сегодня у них - лучший друг. Но в запале драки, когда отказывают и без того слабые механизмы торможения, такие дети могут быть безотчетно жестоки и неостановимы. Ребенок с СДВГ

Гипердинамические дети, как

правило, не злы. Они не способны долго вынашивать обиду или планы мести, не склонны к рассчитанной,

целенаправленной агрессии. Все обиды они быстро забывают, вчерашний обидчик или обиженный сегодня у них

- лучший друг. Но в запале драки, когда отказывают и без того слабые механизмы торможения, такие дети могут быть безотчетно жестоки и неостановимы.

Ребенок с СДВГ

Нарушения познавательной сферы

Нарушения познавательной сферы

Характерной особенностью мыслительной деятельности гиперактивных детей, является цикличность . Дети могут продуктивно работать 10-15 минут, а потом 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В такие моменты ребенок отвлекается и не реагирует на учителя. Потом мыслительная деятельность возобновляется и ребенок снова готов к работе 5-15 минут. Ребенок с СДВГ

Характерной особенностью

мыслительной деятельности

гиперактивных детей, является

цикличность . Дети могут

продуктивно работать 10-15

минут, а потом 3-7 минут мозг

отдыхает, накапливая энергию

для следующего цикла. В такие

моменты ребенок отвлекается

и не реагирует на учителя.

Потом мыслительная

деятельность возобновляется и

ребенок снова готов к работе

5-15 минут.

Ребенок с СДВГ

Гипердинамический ребенок постоянно все теряет. На перемене гипердинамический ребенок - это «вихрь враждебный». Такие дети очень общительны, легко знакомятся как с детьми, так и со взрослыми. Однако, несмотря на общительность, гипердинамическому ребенку редко удается построить длительные и глубокие дружеские отношения. Гипердинамический ребенок любит шумные, подвижные игры. Ребенок с СДВГ
  • Гипердинамический ребенок постоянно все теряет.
  • На перемене гипердинамический ребенок - это «вихрь враждебный».
  • Такие дети очень общительны, легко знакомятся как с детьми, так и со взрослыми. Однако, несмотря на общительность, гипердинамическому ребенку редко удается построить длительные и глубокие дружеские отношения.
  • Гипердинамический ребенок любит шумные, подвижные игры.

Ребенок с СДВГ

В грудном возрасте такие дети очень крикливы, беспрерывно двигаются,капризны, плаксивы, раздражительны. Ночью они зачастую плохо спят.  В 2-3 года у таких детей неспокойный, прерывистый сон, повышенная чувствительность к свету, шуму. Во время бодрствования эти дети подвижны и возбуждены. В 3-6 лет такие дети не способны сосредоточено заниматься; не могут слушать сказки, играть в игры, требующие внимания. Их поступки хаотичны и бесконтрольны. В 6-12 лет начинаются трудности с учебой. Дети редко доводят дело до конца, им трубно учиться писать и читать. Возрастные аспекты  проявления СДВГ
  • В грудном возрасте такие дети очень крикливы, беспрерывно двигаются,капризны, плаксивы, раздражительны. Ночью они зачастую плохо спят.
  • В 2-3 года у таких детей неспокойный, прерывистый сон, повышенная чувствительность к свету, шуму. Во время бодрствования эти дети подвижны и возбуждены.
  • В 3-6 лет такие дети не способны сосредоточено заниматься; не могут слушать сказки, играть в игры, требующие внимания. Их поступки хаотичны и бесконтрольны.
  • В 6-12 лет начинаются трудности с учебой. Дети редко доводят дело до конца, им трубно учиться писать и читать.

Возрастные аспекты проявления СДВГ

Школьники должны готовить уроки в полной тишине. Давать возможность детям выплеснуть свою энергию. Строго соблюдать режим дня. Необходимо тщательно дозировать впечатления. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.  Использовать «позитивную модель» коррекции: хвалите ребёнка всегда, когда он этого заслуживает. Психолого-педагогическая помощь детям с СДВГ
  • Школьники должны готовить уроки в полной тишине.
  • Давать возможность детям выплеснуть свою энергию.
  • Строго соблюдать режим дня.
  • Необходимо тщательно дозировать впечатления.
  • Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
  • Использовать «позитивную модель» коррекции: хвалите ребёнка всегда, когда он этого заслуживает.

Психолого-педагогическая помощь детям с СДВГ

Гиперактивный ребенок лучше всего работает в начале дня и в начале занятия, хуже всего он усваивает материал в конце дня или в конце занятия. Интеллектуальная деятельность гиперактивных детей отличается цикличностью: 10-15 минут работы , а потом на 5-7 минут ребёнок как бы выключается , в эти минуты, чтобы активизировать сознание, ребёнок вынужден вертеть головой, двигать конечностями или всем туловищем. Поэтому целесообразно использовать методы переключения и перерывы. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию: карточки, символы на стендах, рисунки, схемы и т.д. Предлагать таким детям лучше сначала легкие задания, например повторение уже пройденного материала. В определенный отрезок времени давать ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить. Гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому, за несколько минут, до окончания времени выполнения какого-либо задания можно предупредить: «Осталось 3 минуты» или использовать таймер. Особенности организации работыс гиперактивными детьми
  • Гиперактивный ребенок лучше всего работает в начале дня и в начале занятия, хуже всего он усваивает материал в конце дня или в конце занятия. Интеллектуальная деятельность гиперактивных детей отличается цикличностью: 10-15 минут работы , а потом на 5-7 минут ребёнок как бы выключается , в эти минуты, чтобы активизировать сознание, ребёнок вынужден вертеть головой, двигать конечностями или всем туловищем. Поэтому целесообразно использовать методы переключения и перерывы.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию: карточки, символы на стендах, рисунки, схемы и т.д.
  • Предлагать таким детям лучше сначала легкие задания, например повторение уже пройденного материала. В определенный отрезок времени давать ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.
  • Гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому, за несколько минут, до окончания времени выполнения какого-либо задания можно предупредить: «Осталось 3 минуты» или использовать таймер.

Особенности организации работыс гиперактивными детьми

В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы можно понизить требовательность к аккуратности. Все инструкции, предъявляемые гиперактивному ребенку, должны быть четкими и краткими, не более 10 слов. Использовать тактильный контакт.  В отношениях с ребенком придерживаться «позитивной модели». Гиперактивные дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Особенности организации работы с гиперактивными детьми
  • В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы можно понизить требовательность к аккуратности.
  • Все инструкции, предъявляемые гиперактивному ребенку, должны быть четкими и краткими, не более 10 слов.
  • Использовать тактильный контакт.
  • В отношениях с ребенком придерживаться «позитивной модели».
  • Гиперактивные дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей.

Особенности организации работы с гиперактивными детьми

Дети с СДВ нуждаются в систематизации. Поддерживайте постоянный визуальный контакт. Посадите ребенка впереди в центре класса. Оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка – первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду. Разрешайте выходить из класса на короткое время. Разбивайте длинные задания на более короткие. Используйте конспекты. Учите конспектировать. Учите подчеркивать слова. Если ребенок теряет внимание и начинает мешать, самое время дать ему читать вслух часть учебного параграфа или задание. Когда педагог дает детям новое задание, он может попросить именно гиперактивного ребенка “озвучить” правило его выполнения, рассказать сверстникам, как и что надо сделать. Особенности организации работы с гиперактивными детьми
  • Дети с СДВ нуждаются в систематизации.
  • Поддерживайте постоянный визуальный контакт.
  • Посадите ребенка впереди в центре класса. Оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка – первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду.
  • Разрешайте выходить из класса на короткое время.
  • Разбивайте длинные задания на более короткие.
  • Используйте конспекты. Учите конспектировать. Учите подчеркивать слова.
  • Если ребенок теряет внимание и начинает мешать, самое время дать ему читать вслух часть учебного параграфа или задание.
  • Когда педагог дает детям новое задание, он может попросить именно гиперактивного ребенка “озвучить” правило его выполнения, рассказать сверстникам, как и что надо сделать.

Особенности организации работы с гиперактивными детьми

http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTseOb0B0lKI8idarhiwrlkL5Nj2906pdO1aad47-wkE4z66nJw  http://www.chirkofff.com/wp-content/uploads//2011/02/334.jpg  http://www.kros.ru/_educ/upr-obr/clip_image005.jpg  http://www.semya-rastet.ru/upload/fm/alyona2/1801-0201.jpg  http://philanthropy.ru/wp-content/uploads/2011/05/b/detd.jpg  http://www.effecton.ru/media/icons/adhd-social.png  http://mosclinic.ru/img/content/news/2418/sdvg2.JPG  http://newslab.ru/images/review/gorod%20detstva/48846871.jpg  http://detsad1289.narod2.ru/soveti_psihologa/giperaktivnie_deti/giperaktivnye.jpg?rand=85001573307163  http://www.chillitalks.com/media/page_images/kolesa/5_jpg_570x1000_q85.jpg  http://detsad1289.narod2.ru/soveti_psihologa/giperaktivnie_deti/giper.jpg?rand=70915234012915  Источники

http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTseOb0B0lKI8idarhiwrlkL5Nj2906pdO1aad47-wkE4z66nJw

http://www.chirkofff.com/wp-content/uploads//2011/02/334.jpg

http://www.kros.ru/_educ/upr-obr/clip_image005.jpg

http://www.semya-rastet.ru/upload/fm/alyona2/1801-0201.jpg

http://philanthropy.ru/wp-content/uploads/2011/05/b/detd.jpg

http://www.effecton.ru/media/icons/adhd-social.png

http://mosclinic.ru/img/content/news/2418/sdvg2.JPG

http://newslab.ru/images/review/gorod%20detstva/48846871.jpg

http://detsad1289.narod2.ru/soveti_psihologa/giperaktivnie_deti/giperaktivnye.jpg?rand=85001573307163

http://www.chillitalks.com/media/page_images/kolesa/5_jpg_570x1000_q85.jpg

http://detsad1289.narod2.ru/soveti_psihologa/giperaktivnie_deti/giper.jpg?rand=70915234012915

Источники


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!