Особенности психического развития детей с СДВГ
Педагог-психолог
I квалификационной категории Бобылева Е.Н.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) –
неврологическо-поведенческое расстройство
развития, начинающееся в детском возрасте.
Под гиперактивностью принято понимать
чересчур беспокойную физическую и
умственную активность,
когда возбуждение
преобладает над
торможением.
- неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность, когда возбуждение преобладает над торможением.
Статистика
В ыделяют 3 варианта течения синдрома дефицит а в нимания и г иперактивности в з ависимости от преобладающих клинических симптомов:
- синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;
- синдром дефицита внимания без гиперактивности ;
- синдром гиперактивности без дефицита внимания .
Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребенка
Критерии оценки
Гиперактивный ребенок
Контроль поведения
Тревожный ребенок
Постоянно импульсивен
Двигательная активность
Постоянно активен
Способен контролировать поведение
Характер движении
Активен в определенных ситуациях
Лихорадочный, беспорядочный
Беспокойные, напряженные движения
Как выявить гиперактивного ребенка?
Нарушения, позволяющие предположить наличие у ребёнка СДВГ делятся на
3 группы:
- дефицит внимания
- двигательная расторможенность
- импульсивность.
- Ребенок не способен удерживать (сосредоточивать) внимание на деталях.
- Ребенок не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь.
- Ребенок не умеет доводить выполняемую работу до конца.
- Ребенок избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения.
- Ребенок часто теряет свои вещи.
- Ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы.
Дефицит внимания
- Ребенок суетлив, никогда не сидит спокойно.
- Ребенок не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу .
- Двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели.
- Ребенок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно.
- Часто бывает болтливым.
Гиперактивность
- Начинает отвечать, не дослушав вопроса;
- Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, перебивает;
- Плохо сосредотачивает внимание;
- Не может дождаться вознаграждения;
- Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами;
- При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты.
Импульсивность
Причины СДВГ
Портрет ребенка с СДВГ
У ребенка наблюдается
чрезмерная по отношению к
календарному возрасту и
какая-то «бестолковая»
подвижность. Он весь как
будто на шарнирах. Особенно
непослушны руки, они все
трогают, хватают, ломают,
дергают, бросают.
У гиперактивного ребенка нет
такого слова, как «ходьба.
Даже голова у этого ребенка
в постоянном движении.
Ребенок с СДВГ
Гипердинамические дети, как
правило, не злы. Они не способны долго вынашивать обиду или планы мести, не склонны к рассчитанной,
целенаправленной агрессии. Все обиды они быстро забывают, вчерашний обидчик или обиженный сегодня у них
- лучший друг. Но в запале драки, когда отказывают и без того слабые механизмы торможения, такие дети могут быть безотчетно жестоки и неостановимы.
Ребенок с СДВГ
Нарушения познавательной сферы
Характерной особенностью
мыслительной деятельности
гиперактивных детей, является
цикличность . Дети могут
продуктивно работать 10-15
минут, а потом 3-7 минут мозг
отдыхает, накапливая энергию
для следующего цикла. В такие
моменты ребенок отвлекается
и не реагирует на учителя.
Потом мыслительная
деятельность возобновляется и
ребенок снова готов к работе
5-15 минут.
Ребенок с СДВГ
- Гипердинамический ребенок постоянно все теряет.
- На перемене гипердинамический ребенок - это «вихрь враждебный».
- Такие дети очень общительны, легко знакомятся как с детьми, так и со взрослыми. Однако, несмотря на общительность, гипердинамическому ребенку редко удается построить длительные и глубокие дружеские отношения.
- Гипердинамический ребенок любит шумные, подвижные игры.
Ребенок с СДВГ
- В грудном возрасте такие дети очень крикливы, беспрерывно двигаются,капризны, плаксивы, раздражительны. Ночью они зачастую плохо спят.
- В 2-3 года у таких детей неспокойный, прерывистый сон, повышенная чувствительность к свету, шуму. Во время бодрствования эти дети подвижны и возбуждены.
- В 3-6 лет такие дети не способны сосредоточено заниматься; не могут слушать сказки, играть в игры, требующие внимания. Их поступки хаотичны и бесконтрольны.
- В 6-12 лет начинаются трудности с учебой. Дети редко доводят дело до конца, им трубно учиться писать и читать.
Возрастные аспекты проявления СДВГ
- Школьники должны готовить уроки в полной тишине.
- Давать возможность детям выплеснуть свою энергию.
- Строго соблюдать режим дня.
- Необходимо тщательно дозировать впечатления.
- Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
- Использовать «позитивную модель» коррекции: хвалите ребёнка всегда, когда он этого заслуживает.
Психолого-педагогическая помощь детям с СДВГ
- Гиперактивный ребенок лучше всего работает в начале дня и в начале занятия, хуже всего он усваивает материал в конце дня или в конце занятия. Интеллектуальная деятельность гиперактивных детей отличается цикличностью: 10-15 минут работы , а потом на 5-7 минут ребёнок как бы выключается , в эти минуты, чтобы активизировать сознание, ребёнок вынужден вертеть головой, двигать конечностями или всем туловищем. Поэтому целесообразно использовать методы переключения и перерывы.
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию: карточки, символы на стендах, рисунки, схемы и т.д.
- Предлагать таким детям лучше сначала легкие задания, например повторение уже пройденного материала. В определенный отрезок времени давать ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.
- Гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому, за несколько минут, до окончания времени выполнения какого-либо задания можно предупредить: «Осталось 3 минуты» или использовать таймер.
Особенности организации работыс гиперактивными детьми
- В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы можно понизить требовательность к аккуратности.
- Все инструкции, предъявляемые гиперактивному ребенку, должны быть четкими и краткими, не более 10 слов.
- Использовать тактильный контакт.
- В отношениях с ребенком придерживаться «позитивной модели».
- Гиперактивные дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей.
Особенности организации работы с гиперактивными детьми
- Дети с СДВ нуждаются в систематизации.
- Поддерживайте постоянный визуальный контакт.
- Посадите ребенка впереди в центре класса. Оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка – первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду.
- Разрешайте выходить из класса на короткое время.
- Разбивайте длинные задания на более короткие.
- Используйте конспекты. Учите конспектировать. Учите подчеркивать слова.
- Если ребенок теряет внимание и начинает мешать, самое время дать ему читать вслух часть учебного параграфа или задание.
- Когда педагог дает детям новое задание, он может попросить именно гиперактивного ребенка “озвучить” правило его выполнения, рассказать сверстникам, как и что надо сделать.
Особенности организации работы с гиперактивными детьми
http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTseOb0B0lKI8idarhiwrlkL5Nj2906pdO1aad47-wkE4z66nJw
http://www.chirkofff.com/wp-content/uploads//2011/02/334.jpg
http://www.kros.ru/_educ/upr-obr/clip_image005.jpg
http://www.semya-rastet.ru/upload/fm/alyona2/1801-0201.jpg
http://philanthropy.ru/wp-content/uploads/2011/05/b/detd.jpg
http://www.effecton.ru/media/icons/adhd-social.png
http://mosclinic.ru/img/content/news/2418/sdvg2.JPG
http://newslab.ru/images/review/gorod%20detstva/48846871.jpg
http://detsad1289.narod2.ru/soveti_psihologa/giperaktivnie_deti/giperaktivnye.jpg?rand=85001573307163
http://www.chillitalks.com/media/page_images/kolesa/5_jpg_570x1000_q85.jpg
http://detsad1289.narod2.ru/soveti_psihologa/giperaktivnie_deti/giper.jpg?rand=70915234012915
Источники