III. Работа по теме урока: “Синтаксический разбор двусоставного предложения”. | 1.Ребята, как вы думаете, почему тему “Двусоставные предложения” мы завершаем именно синтаксическим разбором? Во-первых, а какие предложения мы называем двусоставными? Во-вторых, какими членами предложения они могут распространяться? В-третьих, ребята, чем осложняются простые предложения? Правильно. 2. Разграничение понятий “словосочетание” и “предложение”. Ребята, повторим предыдущую тему. Взгляните на доску. Задание: из двух выберите предложение. 1) Трое из ларца. (устойчивое выражение). Троя побеждена.(двусоставное, нераспространённое) 2) Утро. (простое односоставное) Утренняя прохлада.(словосочетание) 3) Начался ледокол. (двусоставное, нераспространённое) Ледокол плывёт (словосочетание) 4) Жить дружно. (словосочетание) Ребята, давайте жить дружно!(простое, односоставное, осложнённое обращением). Сделайте вывод. Чем отличаются словосочетания от предложений? 3.Ребята, давайте вспомним порядок синтаксического разбора простого предложения. | - Это простое предложение, грамматическая основа которого состоит из двух главных членов: подлежащего и сказуемого). - Дополнениями, определениями, обстоятельствами. - Обращениями, вводными словами, вводными конструкциями, причастными, деепричастными оборотами). - Предложение имеет грамматическую основу, выражает законченную мысль, а словосочетание только часть явления) 1) определяем, какое предложение по цели высказывания; 2) по интонации; 3) структуру предложения по наличию грамматических; 4) распространённое или нераспространённое; 5) осложнённое или неосложненное). |
V. Словарно-орфографическая работа. | Красноречие , -я, средний род 1. Дар хорошо и красиво говорить. Искусство красноречия. 2. То же, что риторика (в 1 знач.). Риторика, -и, женский род 1. Теория ораторского искусства. 2. Переносное значение. Напыщенная, бессодержательная, пустая речь. Впасть в риторику. прилагательное риторический, -ая, -ое. Р. вопрос (приём ораторской речи - утверждение в форме вопроса). Оратор, -а, мужской род. Тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия. Прирождённый оратор. прилагательное ораторский, -ая, -ое. Ораторское искусство. Задание. Составьте с любым словом двусоставное предложение. Подчеркните грамматическую основу. | |
VI. Самостоятельная работа | 1.Спишите, добавляя в предложения обстоятельства Вадим отстал от своих товарищей … (обстоятельство причины). Мы отправились в лес … (обстоятельство цели). Ребята поспешили на речку… (обстоятельство цели). (Обстоятельство места) … поднималось солнце. (Обстоятельство времени) … над лесом занялся пожар. 2. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Выполните синтаксический анализ предложений: Все чаще дуют злые холодные ветры обрывая листву. По небу заслоняя звезды неслись низкие тяжелые тучи. Он отказался от всего от положения, от влияния, от участия, от борьбы. | |
VII. Рефлексия. | Сегодня на уроке мы повторили раздел “Простое предложение”, вспомнили, какими бывают предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по отношению к высказыванию, по наличию главных членов, второстепенных членов, по полноте состава; повторили все конструкции, которыми может быть осложнено простое предложение. Кроме того, мы закрепили схему синтаксического разбора простого предложения, учились выполнять синтаксический разбор. | |