СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синтаксис. Пунктуация. 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Синтаксис. Пунктуация. 5 класс»

Тема: Синтаксис. Пунктуация. § 24-25.

ЦЕЛЬ: Познакомить с предметом изучения синтаксиса, пунктуации и ролью знаков препинания в понимании смысла предложения. Сформировать представление о названии и функции знаков препинания. Формировать умение связывать слова в предложении по смыслу, верно расставлять знаки препинания с целью восстановления смысла текста, разграничивать знаки препинания по их функции


Ход урока

1. Расскажите о слове

…………..енн………ый, раз……...я…ть


2. Работа по теме урока.

Прочитайте слова, записанные на доске: старая, красться, мокрый, лиса, дождь, тропинка, в, по.

Что нужно сделать, чтобы из этих слов составить предложение? (Изменить их форму, поменять местами, т. е. установить смысловые и грамматические связи.)

Составьте из этих слов предложение и запишите в тетрадь.

С л о в о у ч и т е л я: Запомните!

Изучая синтаксис, ты узнаешь, как устанавливать смысловые и грамматические связи между словами, то есть по каким правилам соединяются слова в словосочетания и предложения. Знаки препинания (, . — ; : ! ? и др.) помогают правильно понять смысл написанного. Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.

Для общения совершенно недостаточно владеть большим запасом слов родного языка. Нужно уметь их правильно соединять, связывать между собой, чтобы точно выражать свои мысли и чувства.

Чтобы правильно говорить и писать, чтобы лучше понимать речь окружающих, нужно знать правила построения словосочетания, предложений и текста, т. е. основных единиц синтаксиса.


3. Работа с учебником. Чтение теоретического материала на стр. 44 и 45. Запись в грамматическую тетрадь:

синтаксис

с — (слова)

с — с — (словосочетание)

п — ж — (предложение)

т — т — (текст)

«: ! ; — пунктуация


4. Тренировочные упражнения.

• Используя оглавление учебника (стр. 299—300), определите, что вы узнаете, изучая синтаксис в 5-м классе.

• Упр.119.

• Упр. 120. Выразительное чтение стихотворения С. Есенина. Анализ первого предложения (зима поет, аукает).

З а п о м н и т е! Особенностью поэтической речи является использование сочетаний слов, в обычной речи не сочетающихся.

Запись текста в тетрадь, расстановка пропущенных запятых.

• Чтение стихотворения Б. Заходера (стр. 45) Ответы на вопросы учебника.

• Упр. 122 (устно): прочитайте стихотворение Б. Заходера (записано на доске), определите его основную мысль. В каком предложении она сформулирована?

Очень-очень странный вид:

Речка за окном горит,

Чей-то дом хвостом виляет,

Песик из ружья стреляет,

Мальчик чуть не слопал мышку,

Кот в очках читает книжку,

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно

Да как крикнет улетая:

— Вот что значит запятая!

Что необычного в этом стихотворении? Чем объяснить его смысловую нелепость? Что нужно изменить, чтобы избежать этой двусмыслицы? (Ученик на доске расставляет знаки препинания так, как необходимо.)

• Знакомство с ролью знаков препинания чтение теоретического материала на стр. 46 (знаки разделительные и выделительные).

• Упр. 123. Какие знаки препинания вы использовали в тексте упражнения?


5. Домашнее задание. Теоретический материал § 24 и 25. Упр. 125 (по заданию учебника).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!