СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система гражданско-патриотического воспитания в МБДОУ"Детский сад №48"Совушка"( из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по патриотическому воспитанию дошкольников.( из опыта работы)

Просмотр содержимого документа
«Система гражданско-патриотического воспитания в МБДОУ"Детский сад №48"Совушка"( из опыта работы)»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 48 «Совушка» города Смоленска СИСТЕМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 48 «Совушка» (из опыта работы)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 48 «Совушка» города Смоленска

СИСТЕМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 48 «Совушка»

(из опыта работы)

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» Д.С.Лихачёв

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству»

Д.С.Лихачёв

Проблема гражданско - патриотического воспитания подрастающего поколения в истории отечественной педагогики всегда занимала достойное место. В.А Сухомлинский, А.С. Макаренко и др. в своих работах подчеркивали необходимость воспитания гражданско-патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста. В связи с этим проблема гражданского и патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Это чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания. В последнее время появился термин «новый патриотизм». Он включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям . Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается .

Проблема гражданско - патриотического воспитания подрастающего поколения в истории отечественной педагогики всегда занимала достойное место. В.А Сухомлинский, А.С. Макаренко и др. в своих работах подчеркивали необходимость воспитания гражданско-патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста. В связи с этим проблема гражданского и патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Это чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания. В последнее время появился термин «новый патриотизм». Он включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям . Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается .

В нашем детском саду при организации гражданско-патриотического воспитания детей ставятся следующие цели : воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные цели достигаются во всех видах детской деятельности.

В нашем детском саду при организации гражданско-патриотического воспитания детей ставятся следующие цели :

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные цели достигаются во всех видах детской деятельности.

Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников РЕБЕНОК СЕМЬЯ ДЕТСКИЙ САД РОДНОЙ ГОРОД РОДНАЯ СТРАНА

Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников

РЕБЕНОК

СЕМЬЯ

ДЕТСКИЙ САД

РОДНОЙ ГОРОД

РОДНАЯ СТРАНА

Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя 5 блоков:  Я и моя семья. Мир ребенка начинается с его семьи. Дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления о занятиях близких людей, семейных историях, традициях.

Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя 5 блоков:

Я и моя семья.

Мир ребенка начинается с его семьи. Дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления о занятиях близких людей, семейных историях, традициях.

Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя 5 блоков:  Детский сад В младших и средней группах через игры, экскурсии, прогулки, занятия учим ориентироваться в помещениях детского сада, здороваться с педагогами и детьми, прощаться, бережно относиться к игрушкам и книгам, поддерживать порядок в группе.  В старших и подготовительной к школе группах учим свободно ориентироваться на территории и в помещении детского сада, приобщаем к мероприятиям, которые проводятся в детском саду. Учим соблюдать правила уличного движения и технику безопасности, набирать телефонные номера экстренной помощи, учим быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших детях. Воспитываем бережное отношение к детским игровым постройкам.

Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя 5 блоков:

Детский сад

В младших и средней группах через игры, экскурсии, прогулки, занятия учим ориентироваться в помещениях детского сада, здороваться с педагогами и детьми, прощаться, бережно относиться к игрушкам и книгам, поддерживать порядок в группе.

В старших и подготовительной к школе группах учим свободно ориентироваться на территории и в помещении детского сада, приобщаем к мероприятиям, которые проводятся в детском саду. Учим соблюдать правила уличного движения и технику безопасности, набирать телефонные номера экстренной помощи, учим быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших детях. Воспитываем бережное отношение к детским игровым постройкам.

Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя 5 блоков:  Родная природа Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма. Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе.

Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя 5 блоков:

Родная природа

Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма. Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе.

Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя 5 блоков:  Родной город. Родная страна Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, учреждениях, знаменитых земляках. Из этого блока дети получают географические сведения о территории нашей страны (глобус, карта). В средней группе знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей группе расширяют представления о значении государственных символов России, воспитывается уважительное отношение к ним, знакомятся со столицей нашего государства, другими городами России, знаменитыми россиянами. У детей формируется представление о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами.  Формируются также основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к России.

Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя 5 блоков:

Родной город. Родная страна

Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, учреждениях, знаменитых земляках. Из этого блока дети получают географические сведения о территории нашей страны (глобус, карта). В средней группе знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей группе расширяют представления о значении государственных символов России, воспитывается уважительное отношение к ним, знакомятся со столицей нашего государства, другими городами России, знаменитыми россиянами. У детей формируется представление о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Формируются также основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к России.

Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя 5 блоков:  Родная культура Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока мы знакомим детей с устным народным творчеством: сказками, праздниками, народным декоративно-прикладным искусством. Стараясь сформировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте регулярно устраиваем экскурсии в музеи, где воспитанники знакомятся с историей, с предметами русского быта. Участвуем в народных праздниках.

Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя 5 блоков:

Родная культура

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока мы знакомим детей с устным народным творчеством: сказками, праздниками, народным декоративно-прикладным искусством. Стараясь сформировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте регулярно устраиваем экскурсии в музеи, где воспитанники знакомятся с историей, с предметами русского быта. Участвуем в народных праздниках.

Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ ДОСУГИ, проведение патриотических праздников ДЕТСКИЕ ПРОЕКТЫ занятия ЭКСКУРСИИ УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ ВЫСТАВКИ ДЕТСКИХ РАБОТ ДОСУГИ  Формы работы

Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

ДОСУГИ, проведение патриотических праздников

ДЕТСКИЕ ПРОЕКТЫ

занятия

ЭКСКУРСИИ

УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ

ВЫСТАВКИ ДЕТСКИХ РАБОТ

ДОСУГИ

Формы работы

Помимо специально организованных занятий, бесед, целевых прогулок большая роль в реализации данных блоков отводится совместной деятельности взрослых с детьми. Используются дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые игры с детьми, которые помогают формировать соответствующие знания и навыки. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств: Тематический досуг ко Дню матери Новогодний утренник День защитников Отечества Масленица День Победы День защиты детей Конкурсы, викторины, соревнования

Помимо специально организованных занятий, бесед, целевых прогулок большая роль в реализации данных блоков отводится совместной деятельности взрослых с детьми. Используются дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые игры с детьми, которые помогают формировать соответствующие знания и навыки.

Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств:

  • Тематический досуг ко Дню матери
  • Новогодний утренник
  • День защитников Отечества
  • Масленица
  • День Победы
  • День защиты детей
  • Конкурсы, викторины, соревнования
Чтобы достичь поставленных целей, мы организуем работу по патриотическому воспитанию, создавая для детей теплую, уютную атмосферу, стараясь, чтобы каждый день ребенка в детском саду был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Чтобы достичь поставленных целей, мы организуем работу по патриотическому воспитанию, создавая для детей теплую, уютную атмосферу, стараясь, чтобы каждый день ребенка в детском саду был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Особое внимание в программе уделяется возможности реализации принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Ближайшее окружение, та общественная среда, в которой живут дети, является основой для расширения детского кругозора и для приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Вначале педагог продумывает, как и через что можно показать детям связь родного города и семьи со всей страной, подчеркнуть, что будет содействовать этнокультурной социальной ситуации развития детей: особенности природы; люди, которые прославили свой край трудом, достижениями в искусстве, спорте; люди, которые приобрели известность не только в крае, но и в стране и за её пределами. Демонстрируется то, что наличествует в нашем родном крае, но характерно также и для всей страны: охрана природы; труд людей; соблюдение традиций, связанных с празднованием знаменательных дат; проживание людей разных национальностей.

Особое внимание в программе уделяется возможности реализации принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Ближайшее окружение, та общественная среда, в которой живут дети, является основой для расширения детского кругозора и для приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

Вначале педагог продумывает, как и через что можно показать детям связь родного города и семьи со всей страной, подчеркнуть, что будет содействовать этнокультурной социальной ситуации развития детей:

  • особенности природы;
  • люди, которые прославили свой край трудом, достижениями в искусстве, спорте;
  • люди, которые приобрели известность не только в крае, но и в стране и за её пределами.

Демонстрируется то, что наличествует в нашем родном крае, но характерно также и для всей страны:

  • охрана природы;
  • труд людей;
  • соблюдение традиций, связанных с празднованием знаменательных дат;
  • проживание людей разных национальностей.
Исходя из всего вышесказанного, опираясь на принципы построения ООП ДО и в соответствии с ФГОС ДО нами был разработан проект «Я люблю Смоленск» Проект создан для работы с детьми дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по гражданско - патриотическому воспитанию   в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об  историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.

Исходя из всего вышесказанного, опираясь на принципы построения ООП ДО и в соответствии с ФГОС ДО нами был разработан проект «Я люблю Смоленск»

Проект создан для работы с детьми дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по гражданско - патриотическому воспитанию   в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об  историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.

Актуальность проекта Современные дети обладают недостаточной информацией о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Педагогам необходимо подбирать такие методы и приемы работы, которые помогут современному ребенку понять особую значимость своей страны, ее героев, исторических деятелей, архитектуры. Важная роль в работе по гражданско-патриотическому воспитанию отводится взаимодействию ДОУ с родителями.

Актуальность проекта

Современные дети обладают недостаточной информацией о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Педагогам необходимо подбирать такие методы и приемы работы, которые помогут современному ребенку понять особую значимость своей страны, ее героев, исторических деятелей, архитектуры. Важная роль в работе по гражданско-патриотическому воспитанию отводится взаимодействию ДОУ с родителями.

Цели проекта  воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей;  создание в ДОУ предметно-развивающей среды для реализации проекта. Гипотеза проекта Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться как в повседневной жизни, так и во время непосредственно-образовательной деятельности по познанию окружающего мира.

Цели проекта

  • воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей;
  • создание в ДОУ предметно-развивающей среды для реализации проекта.

Гипотеза проекта

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться как в повседневной жизни, так и во время непосредственно-образовательной деятельности по познанию окружающего мира.

Задачи проекта Воспитывать у детей: Развивать у детей: Формировать у детей: Познавательные процессы и мыслительные операции посредством специальных игр и упражнений Чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям Стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность Стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса Представление о России как о родной стране Представления о народной культуре, о разнообразии и образе жизни людей, населяющих Россию Уважительное отношение к наследиям других народов Умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать Патриотизм, уважение к культурному прошлому России, своего города Гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России, города

Задачи проекта

Воспитывать у детей:

Развивать у детей:

Формировать у детей:

Познавательные процессы и мыслительные операции посредством специальных игр и упражнений

Чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям

Стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность

Стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса

Представление о России как о родной стране

Представления о народной культуре, о разнообразии и образе жизни людей, населяющих Россию

Уважительное отношение к наследиям других народов

Умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать

Патриотизм, уважение к культурному прошлому России, своего города

Гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России, города

Принципы работы принцип личностно-ориентированного общения; принцип культуросообразности; принцип свободы и самостоятельности; принцип гуманно-творческой направленности; принцип интеграции различных видов детской  деятельности;

Принципы работы

  • принцип личностно-ориентированного общения;
  • принцип культуросообразности;
  • принцип свободы и самостоятельности;
  • принцип гуманно-творческой направленности;
  • принцип интеграции различных видов детской

деятельности;

По результатам итоговой диагностики, дети показали высокие результаты в области гражданско-патриотического воспитания.  Дети знают:  свой домашний адрес;  место работы родителей;  место проживания (улица, город, страна);  национальность, язык, традиции;  иметь представление о многообразии народов, населяющих нашу родину;  название планеты, на которой мы живём;  природу родных мест, флору и фауну.

По результатам итоговой диагностики, дети показали высокие результаты в области гражданско-патриотического воспитания.

Дети знают:

  • свой домашний адрес;
  • место работы родителей;
  • место проживания (улица, город, страна);
  • национальность, язык, традиции;
  • иметь представление о многообразии народов, населяющих нашу родину;
  • название планеты, на которой мы живём;
  • природу родных мест, флору и фауну.
Перспектива дальнейшего развития проекта   Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. . Хочется подвести итог словами Василия Александровича Сухомлинского: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

Перспектива дальнейшего развития проекта

  Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. .

Хочется подвести итог словами Василия Александровича Сухомлинского:

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

Хочется верить, что проводимая в нашем детском саду работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России. А еще мы активно интересуемся историей, культурой не только своей Родины, но и наших близких, добрых соседей – Республики Беларусь. У нас общие границы, мы понимаем друг друга без переводчика. Много общего и в истории, культуре, традициях наших народов. Мы учимся сами и учим детей беречь все это богатство. И не только беречь, но и умножать его. Такая ответственная работа ждет наших детей в недалеком будущем! А пока наша задача накапливать знания и обогащать душу добротой.

Хочется верить, что проводимая в нашем детском саду работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

А еще мы активно интересуемся историей, культурой не только своей Родины, но и наших близких, добрых соседей – Республики Беларусь. У нас общие границы, мы понимаем друг друга без переводчика. Много общего и в истории, культуре, традициях наших народов. Мы учимся сами и учим детей беречь все это богатство. И не только беречь, но и умножать его. Такая ответственная работа ждет наших детей в недалеком будущем! А пока наша задача накапливать знания и обогащать душу добротой.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!