Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 48 «Совушка» города Смоленска
СИСТЕМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 48 «Совушка»
(из опыта работы)
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству»
Д.С.Лихачёв
Проблема гражданско - патриотического воспитания подрастающего поколения в истории отечественной педагогики всегда занимала достойное место. В.А Сухомлинский, А.С. Макаренко и др. в своих работах подчеркивали необходимость воспитания гражданско-патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста. В связи с этим проблема гражданского и патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Это чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания. В последнее время появился термин «новый патриотизм». Он включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям . Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается .
В нашем детском саду при организации гражданско-патриотического воспитания детей ставятся следующие цели :
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные цели достигаются во всех видах детской деятельности.
Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников
РЕБЕНОК
СЕМЬЯ
ДЕТСКИЙ САД
РОДНОЙ ГОРОД
РОДНАЯ СТРАНА
Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя 5 блоков:
Я и моя семья.
Мир ребенка начинается с его семьи. Дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления о занятиях близких людей, семейных историях, традициях.
Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя 5 блоков:
Детский сад
В младших и средней группах через игры, экскурсии, прогулки, занятия учим ориентироваться в помещениях детского сада, здороваться с педагогами и детьми, прощаться, бережно относиться к игрушкам и книгам, поддерживать порядок в группе.
В старших и подготовительной к школе группах учим свободно ориентироваться на территории и в помещении детского сада, приобщаем к мероприятиям, которые проводятся в детском саду. Учим соблюдать правила уличного движения и технику безопасности, набирать телефонные номера экстренной помощи, учим быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших детях. Воспитываем бережное отношение к детским игровым постройкам.
Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя 5 блоков:
Родная природа
Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма. Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе.
Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя 5 блоков:
Родной город. Родная страна
Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, учреждениях, знаменитых земляках. Из этого блока дети получают географические сведения о территории нашей страны (глобус, карта). В средней группе знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей группе расширяют представления о значении государственных символов России, воспитывается уважительное отношение к ним, знакомятся со столицей нашего государства, другими городами России, знаменитыми россиянами. У детей формируется представление о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Формируются также основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к России.
Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя 5 блоков:
Родная культура
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока мы знакомим детей с устным народным творчеством: сказками, праздниками, народным декоративно-прикладным искусством. Стараясь сформировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте регулярно устраиваем экскурсии в музеи, где воспитанники знакомятся с историей, с предметами русского быта. Участвуем в народных праздниках.
Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
ДОСУГИ, проведение патриотических праздников
ДЕТСКИЕ ПРОЕКТЫ
занятия
ЭКСКУРСИИ
УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ
ВЫСТАВКИ ДЕТСКИХ РАБОТ
ДОСУГИ
Формы работы
Помимо специально организованных занятий, бесед, целевых прогулок большая роль в реализации данных блоков отводится совместной деятельности взрослых с детьми. Используются дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые игры с детьми, которые помогают формировать соответствующие знания и навыки.
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств:
- Тематический досуг ко Дню матери
- Новогодний утренник
- День защитников Отечества
- Масленица
- День Победы
- День защиты детей
- Конкурсы, викторины, соревнования
Чтобы достичь поставленных целей, мы организуем работу по патриотическому воспитанию, создавая для детей теплую, уютную атмосферу, стараясь, чтобы каждый день ребенка в детском саду был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Особое внимание в программе уделяется возможности реализации принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Ближайшее окружение, та общественная среда, в которой живут дети, является основой для расширения детского кругозора и для приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
Вначале педагог продумывает, как и через что можно показать детям связь родного города и семьи со всей страной, подчеркнуть, что будет содействовать этнокультурной социальной ситуации развития детей:
- особенности природы;
- люди, которые прославили свой край трудом, достижениями в искусстве, спорте;
- люди, которые приобрели известность не только в крае, но и в стране и за её пределами.
Демонстрируется то, что наличествует в нашем родном крае, но характерно также и для всей страны:
- охрана природы;
- труд людей;
- соблюдение традиций, связанных с празднованием знаменательных дат;
- проживание людей разных национальностей.
Исходя из всего вышесказанного, опираясь на принципы построения ООП ДО и в соответствии с ФГОС ДО нами был разработан проект «Я люблю Смоленск»
Проект создан для работы с детьми дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по гражданско - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
Актуальность проекта
Современные дети обладают недостаточной информацией о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Педагогам необходимо подбирать такие методы и приемы работы, которые помогут современному ребенку понять особую значимость своей страны, ее героев, исторических деятелей, архитектуры. Важная роль в работе по гражданско-патриотическому воспитанию отводится взаимодействию ДОУ с родителями.
Цели проекта
- воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей;
- создание в ДОУ предметно-развивающей среды для реализации проекта.
Гипотеза проекта
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться как в повседневной жизни, так и во время непосредственно-образовательной деятельности по познанию окружающего мира.
Задачи проекта
Воспитывать у детей:
Развивать у детей:
Формировать у детей:
Познавательные процессы и мыслительные операции посредством специальных игр и упражнений
Чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям
Стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность
Стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса
Представление о России как о родной стране
Представления о народной культуре, о разнообразии и образе жизни людей, населяющих Россию
Уважительное отношение к наследиям других народов
Умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать
Патриотизм, уважение к культурному прошлому России, своего города
Гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России, города
Принципы работы
- принцип личностно-ориентированного общения;
- принцип культуросообразности;
- принцип свободы и самостоятельности;
- принцип гуманно-творческой направленности;
- принцип интеграции различных видов детской
деятельности;
По результатам итоговой диагностики, дети показали высокие результаты в области гражданско-патриотического воспитания.
Дети знают:
- свой домашний адрес;
- место работы родителей;
- место проживания (улица, город, страна);
- национальность, язык, традиции;
- иметь представление о многообразии народов, населяющих нашу родину;
- название планеты, на которой мы живём;
- природу родных мест, флору и фауну.
Перспектива дальнейшего развития проекта
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. .
Хочется подвести итог словами Василия Александровича Сухомлинского:
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
Хочется верить, что проводимая в нашем детском саду работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.
А еще мы активно интересуемся историей, культурой не только своей Родины, но и наших близких, добрых соседей – Республики Беларусь. У нас общие границы, мы понимаем друг друга без переводчика. Много общего и в истории, культуре, традициях наших народов. Мы учимся сами и учим детей беречь все это богатство. И не только беречь, но и умножать его. Такая ответственная работа ждет наших детей в недалеком будущем! А пока наша задача накапливать знания и обогащать душу добротой.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!