Тема 1.1 СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ ПРАВА.
Право – совокупность установленных государством общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, выраженные в официальной форме, и обеспеченных государственным принуждением.
Право выполняет следующие функции:
регулирующая
– регулирует отношения в обществе;
воспитательная
– призвана развивать в людях чувство справедливости, правды, добра и гуманности;
охранительная – защита прав и интересов граждан от любых посягательств.
Норма права – это установленное или санкционированное государством обязательное правило поведения, которое разрешает, запрещает или указывает на то, как может или должен вести себя гражданин или организация в конкретных жизненных ситуациях. За их нарушения к гражданам применяются различные меры государственного воздействия.
Санкция – это последствия неисполнения нормы права.
1. Система права. Отрасли права, регулирующие хозяйственные отношения в РФ.
Система права – это совокупность правовых норм, разделенных на отрасли права, внутреннее строение права, обусловленное характером регулируемых общественных отношений, социально-экономическими, политическими, культурными факторами. Все отрасли права различаются по определенной системе общественных отношений.
Среди них выделяют:
1. конституционное право – регулирует основы государственного устройства страны и закрепляет основные права и обязанности граждан;
2. административное право – регулирует отношения, возникающие между органами управления и гражданами; 3. гражданское право – регулирует имущественные отношения;
4. трудовое право – регулирует отношения между работодателями и наемными работниками;
5. налоговое право – регулирует отношения между налоговыми органами и налогоплательщиками;
6. финансовое право – регулирует финансовые отношения;
7. уголовное право – устанавливает какие поступки людей являются преступлениями, и каким наказаниям за них подвергаются;
8. процессуальное право – регулирует порядок рассмотрения дел; 9. экологическое право – устанавливает нормы охраны окружающей среды.
Таким образом, предпринимательское право – это совокупность норм различных отраслей российского права, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности. Особо важное значение в таком регулировании имеют конституционные гарантии предпринимательства. Согласно ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Предмет правового обеспечения – определенный круг общественных отношений, которые регулируются той или иной отраслью права. Совокупность способов, средств и приемов, при помощи которых право воздействует на общественные отношения, называется методом правового регулирования.
2. Источники права
Источники права – это юридические формы, в которых закрепляются нормы права. В нашей стране основным источником права выступают нормативно-правовые акты.
Под нормативно-правовым актом понимается официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащей общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
По порядку принятия и юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются :
1. законы (обладают высшей юридической силой)
Конституция РФ;
Федеральные конституционные законы;
Отраслевые кодексы, Федеральные законы (Гражданский кодекс РФ; Трудовой кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ; Кодекс об Административных правонарушениях РФ; Уголовный кодекс РФ; Жилищный кодекс РФ; Семейный кодекс РФ; Гражданский процессуальный кодекс РФ; Арбитражный процессуальный кодекс РФ).
Законы субъектов РФ.
2. подзаконные нормативно-правовые акты (принимаются на основе и во исполнение законов)
Указы Президента РФ;
Постановления и распоряжения Правительства РФ;
Акты федеральных органов исполнительной власти (Приказы и инструкции министерств и ведомств);
Акты органов местного самоуправления (Решения местных представительных органов власти и местной администрации);
Локальные нормативные акты, принимаемые администрацией предприятия и трудовыми коллективами.
3. международные договоры и соглашения РФ (а также общепризнанные принципы и нормы международного права) составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России.
В случаях, когда какой-либо вопрос не урегулирован соответствующими актами, руководствуются обычаями делового оборота, т.е. сложившимися и широко применяемыми в какой-либо области предпринимательской деятельности правилами поведения, не предусмотренными законом.
Каждый из нижестоящих законов и подзаконных актов не может противоречить вышестоящему.
В случае конкуренции между актами, обладающими одинаковой юридической силой, руководствуются двумя основными принципами:
1) новый правовой акт обладает приоритетом по отношению к изданному ранее;
2) специальный закон вытесняет общий.
Действие нормативно-правовых актов:
во времени
- начинается с момента вступления его в силу, а прекращается с момента утраты им юридической силы в пространстве
- определяется территорией, на которой распространяется его предписания: на всей территории государства или на какой - то определенной части страны (на территории субъекта страны).
по кругу лиц
- действие в отношении всех граждан, находящихся на соответственной территории или на отдельные категории граждан (например, военнослужащим, пенсионерам).
Основным законом страны является Конституция РФ, принятая в 1993 г.
Она включает в себя:
1. Основы конституционного строя (ст.1-16). Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
2. права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются статьями17- 64 согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита которых – обязанность государства.
3. федеративное устройство и органы власти РФ (ст.65-133). В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа.
Федеральные органы состоят из:
1) Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. 2) Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
3) Правительство РФ составляет исполнительную власть РФ. Состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
4) Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Судебная система состоит из: Конституционного Суда РФ и Конституционных судов субъектов РФ;
Системы федеральных арбитражных судов во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ;
Системы федеральных судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ;
Мировых судей, являющихся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
5) Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значение.
3. Виды ответственности за нарушение российского законодательства
За противоправные деяния, совершенные как физическими, так и юридическими лицами, может наступить определенный вид ответственности.
Уголовная ответственность – это вид юридической ответственности, заключающийся в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного УК РФ. При этом лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Кроме того, уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ. Основанием к наступлению уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ.
Административная ответственность – это вид юридической ответственности граждан, должностных лиц, юридических лиц за совершенное административное правонарушение. Порядок и основания привлечения к административной ответственности регулируются КоАП РФ и другими правовыми актами.
Налоговая ответственность – вид юридической ответственности физических и юридических лиц за налоговые правонарушения. Налоговая ответственность физического лица наступает только в том случае, если совершенное им деяние не содержит признаков состава преступления по уголовному законодательству РФ. Привлечение организации к налоговой ответственности не освобождает должностных лиц этих организаций от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ. Налоговая ответственность носит исключительно имущественный характер и состоит в применении к нарушителю специальных финансовых санкций – денежных штрафов.
Гражданско-правовая ответственность – это система мер имущественного характера, принудительно применяемых к нарушителям гражданских прав и обязанностей с целью восстановления положения, существовавшего до правонарушения. Система мер гражданско-правовой ответственности включает два вида ответственности: возмещение убытков (включая компенсацию морального вреда) и санкции. Материальная ответственность – это обязанность работника или работодателя возместить в установленном законом порядке и в определенных размерах имущественный ущерб, причиненный по его вине другой стороне трудового договора. Дисциплинарная ответственность – санкция, которая применяется администрацией предприятия, учреждения, организации к работнику в виде дисциплинарного взыскания за дисциплинарный проступок. Для физического лица возможно наступление всех перечисленных видов юридической ответственности, а для юридического – только административная (частично), налоговая, гражданско-правовая и материальная.