СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система оценивания образовательных достижений

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система оценивания образовательных достижений»

Система оценивания образовательных достижений

по русскому языку в условиях ФГОС

Традиционное оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имел целый ряд недостатков: 1) отсутствуют четкие критерии оценки достижения результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам; 2) педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на основе единых критериев достижения результатов каждым учеником; 3) отметки, выставляемые учащимся, не дают четкой картины усвоения конкретных знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика; 4) при выставлении итоговой оценки учитываются текущие оценки, что не является объективным оцениванием конечного результата обучения; 5) отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует мотивации учащихся к обучению.

Современное критериальное оценивание не предусматривает никакого соперничества между учащимися, но осуществляется по заранее определенным критериям.  

• Критерий представляется как цель, ожидаемый результат образования, а оценивание по любому из критериев – это определение степени приближения ученика к данной цели.

• Качественно критерии отражают различные стороны деятельности учащегося с учетом специфики предметов.

• Количественное содержание критериев определяется баллами (уровнями достижений) и соответствующими им описаниями, поясняющими уровень достижений по данному критерию.

• Понятие критерия имеет качественное и количественное содержание

 Функции критериального оценивания:

обучающая, контролирующая, развивающая, воспитывающая, диагностическая, мотивационная.

Задачи критериального оценивания:

• Определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;

• Анализ достижения учениками краткосрочных целей и результатов обучения в соответствии с учебной программой;

• Мониторинг индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика;

• Мотивирование учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы;

• Дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;

• Мониторинг эффективности учебной программы;

• Обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления особенностей организации учебного процесса и усвоения учебного материала.

        Практическая значимость:

• Оценивается только работа учащегося;

• Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее;

• Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;

• Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.

Критериальное оценивание способствует снижению школьной тревожности ученика, а учителя избавляет от бремени «судьи в последней инстанции», способствует формированию у учащихся навыков самоанализа, самооценивания, ответственности за результаты своего труда.  

                Описание системы оценки результатов в соответствии с ФГОС

  1. Оцениванию подлежат результаты предметные, метапредметные и личностные.

Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).

Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.


Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учительУченик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.


Количество отметок определяется по числу решённых задач

За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка. Оценки и отметки накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений»

Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.

Оценивание состоит из двух процессов: сравнение достижений (неудач) учащегося с его прежними достижениями (неудачами) и соотношение достигнутых результатов со стандартами обучения (желательность хороших оценок). Критерии оценивания создаются вместе с учащимися, что помогает формировать самооценку у детей.

Деятельность учителя в системе оценивания должна быть следующей:

- обязательное обсуждение с учащимися критериев оценивания работ;

- обязательное выделение умений, за которые можно похвалить ребенка;

оценивание только работы ученика, а не его самого;

- обсуждение успехов (неуспехов) учащегося исключительно при индивидуальной беседе с родителями или учеником.

          Контроль и оценивание успехов/неуспехов учащихся являются важной составляющей процесса обучения и одной из главных задач педагогической деятельности учителя. Вместе с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) этот компонент должен соответствовать современной педагогической и методической наукам, требованиям общества, основным приоритетам и целям образования в начальном звене школы.
          Система проверки и оценивания учебной деятельности школьников не может ограничиваться только контролем за усвоением знаний и выработкой умений и навыков по определенному учебному предмету. Она ставит более важные социальные задачи:

– определение степени овладения умениями по использованию знаний, то есть соответствие обучения современным целям образования;

– развитие у учащихся навыков самостоятельной оценки результатов своих действий, умения контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

 

Объектами оценивания являются:

  1. Учебные работы (таблицы, схемы по темам урока, презентации, опорные конспекты)

  2. Контрольная работа (итоговая по разделу).

  3. Самостоятельная работа (итоговая по теме).

  4. Проверочная работа (по теме урока).

  5. Тестовые задания.

  6. Устный ответ.

  7. Домашнее задание.

  8. Чтение наизусть.

  9. Творческая работа (письменный ответ, сочинение, иллюстрации к произведениям).

  10. Учебный проект.

  11. Учебно-исследовательская работа.

Общими критериями для любой работы  ученика является знание, понимание и оперирование знаниями; применение умений и навыков на практике; способность перерабатывать информацию, взаимодействовать  с учителем, в паре, в группе с одноклассниками. Все критерии предъявляются ученикам в начале учебного года и размещаются на информационном стенде в кабинете.

Информация для учащихся

Сообщение - это выступление информативного, иллюстративного или аналитического характера по одной проблеме. Оно может быть продуктивного (анализ материала) или репродуктивного (пересказ материала) характера. Готовясь к сообщению, ученик пользуется одним или несколькими источниками.

Требования к сообщению

1. Правильный отбор материала, его анализ (сравнение, обобщение, классификация).

2. Наличие собственных суждений, их аргументация (цитирование, комментарий).

3. Умение привлечь внимание слушателей (риторические приёмы).

4. Терминологическая и речевая грамотность.

5.Научный стиль изложения.

Оценка устного ответа (доклад, реферат, сообщение)

«5»

  1. Ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий.

  2. Обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и  из других источников.

  3. Излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

  4. Речь выразительна, эмоциональна.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

  1. Излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил.

  2. Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры.

  3. Излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

  4. Речь невыразительна.

«2»

ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл.  

Примечание:  Оценивается не только  единовременный ответ,  но и рассредоточенный во времени (ученик отвечает на протяжении урока).  

Оценка тестов

При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала

балл

степень выполнения задания

«5»

87-100%

«4»

72 - 86%

«3»

58 – 71%

«2»

30 -57%


 Оценка выполнения контрольной письменной  работы

Объем диктанта устанавливается:

для V класса — 90— 100 слов,

для VI класса - 100-110,

для VII - 110-120,

для VIII - 120-150,

для IX класса — 150—170 слов,

для 10-11 – до 200 слов. 

При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.

Контрольный словарный диктант может состоять из следующего количества слов:

для V класса — 15-20,

для VI класса - 20-25,

для VII класса - 25-30,

для VIII класса - 30 - 35,

для IX -11 классов - 35 - 40.

До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.        

Диктант  оценивается  одной отметкой.  

балл

критерии

«5»

в работе нет ошибок

допускается 1 негрубая орфографическая или пунктуационная ошибка

«4»

допущены 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки;

или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

 допускается   3 орфографические ошибки, если среди них есть однотипные.

«3»

допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок;

 или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок;

 или 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

«2»

допущено 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок

или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок

или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

оценка выполнения грамматического задания

 

каждое задание оценивается 1 баллом, степень выполнения оценивается в % от нормы по шкале тестовой оценки

Оценка сочинений и изложений

Примерный объем текста для подробного изложения:

в V классе -100-150 слов,

в VI классе - 150-200,

в VII классе - 200-250,

в VIII классе - 250-350,

в IX классе - 350-450 слов.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. 

Предметы

Русский язык (контр. раб.)

Литература (контр. раб.)

Классы

5

6

7

8

9

5

6

7

8

9

10

11

Объём   сочинения  (стр.) (кл./дом)

 

 0,5-1/1-1,5

 

1-1,5/1,5-2

1,5-2/2-2,5

2-3/2,5-3

3-4

 1-1,5

 

1,5-2

2-2,5

2,5-3

4-5

5-7

 5-7

 

 

Основные критерии оценки сочинения, изложения

балл

критерии

содержание и речь

грамотность

«5»

Содержание соответствует теме

1 орфографическая ошибка

или 1 пунктуационная ошибка

или 1 грамматическая ошибка

Фактические ошибки отсутствуют

Содержание излагается последовательно

Работа отличается богатством словаря, разнообразием синтаксических конструкций, точностью словоупотребления

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста

Допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2 орфографические и  2 пунктуационные ошибки

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки

 или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок  

+  2 грамматические ошибки. 

Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 — 4 речевых недочетов.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы.

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки,

или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок,

или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок

(в IV классе — 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки)

+ 4 грамматические ошибки.

Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Оценка презентации

 критерии

критерии

балл

Содержание

4 б.

1. соответствие заявленной теме

1

2. логичность и последовательность изложения

1

3. раскрытие выбранной темы

1

4. наличие выводов,  заключения (логическая завершенность изложения)

1

Форма (зрительный ряд)

5 б.

1. имеет четкую, понятную структуру

1

2.имеет логическую последовательность ( титульный лист и список используемой литературы)

1

3. текст презентации можно прочитать на расстоянии

1

4. отсутствие ошибок (логических, фактических, орфографических, этических и т.п.)

1

5. корректное цветовое оформление, подобраны соответствующие иллюстрации

1

Выступление

5 б.

1. соответствующее заявленным пунктам защитное слово

1

2. понимание информационного содержания презентации

1

3. умение общаться с аудиторией,

1

4. беглое и выразительное  чтение

1

5. полные и содержательные ответы на вопросы аудитории по заявленной теме

1



14 б


14-12 баллов  - «5»

11 – 9 баллов – «4»

8 – 7 баллов  - «3»


На каждую контрольную, самостоятельную работу разрабатываются конкретные критерии, которые объявляются ученикам перед работой.

Критерии оценивания контрольной работы

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием в 6 классе

Текст диктанта

     Утром в низинах  расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляется солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана. Солнце поднимается выше и разбрасывает свои лучи по необъятным полям жёлтой пшеницы, верхушкам далёкого леса.

     На расстоянии километра от леса замечаешь блестящую на солнце поверхность озера. В него впадает извилистая речонка. Мы направляемся в лес.

     На берегу растут заросли малины. Забираешься в неё и с наслаждением наедаешься пахучих ягод.

    Другой берег реки покрыт камышом. Лёгкий ветерок слегка колышет  его. Со стебля на стебель перелетают стрекозы. На лилии устроилась бабочка. В медленном течении реки шевелятся водоросли.

    Ложишься на спину, смотришь в небо. В бескрайней вышине его заливаются жаворонки. Слушаешь их песню и замираешь от восторга. Как хорошо  на природе!

Грамматическое задание.

1 вариант

балл

2 вариант

1

Озаглавьте текст

1

Озаглавьте текст

2

Выпишите 3 слова с чередующейся гласной в корне слова

 3

Выпишите 3 слова с проверяемой гласной в корне слова

3

Выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от последующей звонкой согласной.

1

Выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от последующей  глухой согласной.

4

Выполните синтаксический разбор 2 предложения

1

Выполните синтаксический разбор предпоследнего предложения

5

Выполните морфемный разбор

ра..брас..вает, необ..ятным

2

Выполните морфемный разбор

направля..мся, замира..шь



8 б.


Методика оценивания

 

критерий

 предметное знание

применение умений и навыков

Учащийся должен знать:

Орфография

1)правописание безударных гласных в корне  слова;

2)правописание О-Ё  после шипящих в корне слова;

3) правописание О-Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях имён существительных;

4) правописание глухих и звонких согласных в корне слова;

5) правописание непроизносимых согласных;

6) Ы-И после шипящих и Ц в разных частях слова;

7)правописание чередующихся гласных в корне слова;

8) правописание приставок на –з-с;

9) правописание личных окончаний глаголов;

10) правописание глагольных суффиксов –ова-ева-ыва-ива;

11) правописание окончания глаголов 2 лица ед.числа;

12) правописание падежных окончаний существительных и прилагательных

Пунктуация

 Завершающие знаки препинания;

Пунктуация в сложном предложении с союзом И;

Пунктуация в предложениях с однородными членами.


Учащийся должен уметь:

1) производить синтаксический разбор простого и сложного предложения;

2) находить и графически обозначать в словах  изученные орфограммы;

3) уметь использовать правила  на изученные орфограммы, объясняя правописание слов;

4) производить морфемный разбор;

5) определять тему текста;

6) различать звонкие и глухие согласные

7) правильно расставлять знаки препинания в сложном и простом предложениях, различать интонацию восклицательного предложения

дескрипторы

оценка

1

Работа выполнена без ошибок. Допускается 1 негрубая орфографическая ошибка или  1 пунктуационная + 1 грамматическая

«5»

2

Допущены 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные

«4»

3

Допущены  3-4 орфографические ошибки и 4 пунктуационные + 2 грамматические

«3»

4

Допущено   5-8 орфографических ошибок, пунктуационные и грамматические ошибки

«2»

Самооценка обучающихся

На уроках используется карта самоанализа для того, чтобы ученик не только осознал содержание материала, но и оценивал способы и приемы своей работы, активность на уроке.

Оцените себя по каждому критерию от 1 до 2 баллов

Фамилия, имя ______________________________

критерии для самооценки

балл

1

Я (не) правильно выполнил домашнее задание


2

Я (не) допустил ошибки в словарном диктанте


3

Я (не) допустил ошибок в тетради / отвечая у доски


4

Я (не) доказал свою точку зрения в работе …


5

Я (не) принимал участие в комментировании ответов


6

Я (не) принимал участие во взаимоопросе


7

Я (не) …


8

Я


9

Я


всего баллов


Вывод: я


Оценка метапредметных результатов

Стандарт определил особенности оценки метапредметных результатов.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности (УУД) – познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий. Соответственно, уровень сформированности УУД, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах:

1. достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД. (Диагностические работы по русскому языку);

 2. достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов;

3. достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.

Ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д. Оценивая сформированность этих УУД, учитель прибегает к методу наблюдения.

Оценивание должно двигать вперёд развитие ученика и заставить его поверить в свои силы, обеспечить положительные мотивы учения. Ученик может иметь право на ошибку, на пробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

 Оценка проекта, исследовательской работы

Критерий

Оценка (в баллах)

1.

Тип работы

1 - реферативная работа,

2 - работа носит исследовательский характер

2.

Использование     научных фактов и данных

1  - используются широко известные научные данные,

2  - используются уникальные научные данные

3.

Использование  знаний вне     школьной программы

1  - использованы знания школьной программы,

2 - использованы знания за рамками школьной программы

4.

Качество исследования

1  - результаты могут быть изложены на школьной конференции,

2 - результаты могут быть изложены на районной конференции,

3  - результаты могут быть изложены на региональной конференции

5.

Структура       проекта: введение,    постановка проблемы,      решение, выводы

0 - в работе плохо просматривается структура

1  - в работе   присутствует   большинство структурных элементов

2 - работа четко структурирована

6.

Оригинальность и новизна темы

1 - тема традиционна

2 - работа строится вокруг новой темы и новых идей                                                            

7.

Владение  терминологическим аппаратом

1 - автор владеет базовым аппаратом

2 - автор свободно оперирует базовым аппаратом в беседе

8.

Качество   оформления работы

1 - работа оформлена аккуратно, но без «изысков», описание непонятно, есть ошибки

2  - работа оформлена аккуратно, описание четко, понятно, грамотно

3  - работа оформлена изобретательно, применены  приемы  и  средства,  повышающие презентабельность работы, описание четко, понятно, грамотно      


максим.

19

Критерии защиты проекта

Критерий

Оценка (в баллах)

1.

Качество доклада

1 - доклад зачитывается

2  - о работе над проектом рассказывается, но не объясняется суть работы

3  - о работе над проектом рассказывается,  объясняется суть работы

4 -  предыдущий критерий +  иллюстративный материал

5 - доклад производит очень хорошее впечатление

2.

Качество   ответов   на вопросы

1  - не может четко ответить на большинство вопросов

2 - отвечает на большинство вопросов

3 - отвечает на все вопросы убедительно, аргументированно

3.

Использование демонстрационного материала

1 - представленный демонстрационный материал не используется в докладе

2 - представленный демонстрационный материал используется в докладе

3 - представленный демонстрационный материал используется в докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется

4.

Оформление   демонстрационного материала

1  - представлен плохо оформленный демонстрационный материал

2  - демонстрационный    материал    хорошо оформлен, но есть отдельные претензии

3  -  к демонстрационному материалу нет претензий                                                                


максим.

14

Оценка тестов

При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала

 

 Баллы

 Степень выполнения задания

 1

Менее чем на балл «2»

 2

Выполнено не менее 20 % предложенных заданий

 3

Выполнено не менее 30 % предложенных заданий

 4

Выполнено не менее 40 % предложенных заданий

 5

Выполнено не менее 50 % предложенных заданий

 6

Выполнено не менее 60 % предложенных заданий

 7

Выполнено не менее 70 % предложенных заданий

 8

Выполнено не менее 80 % предложенных заданий

 9

Выполнено не менее 90 % предложенных заданий

 10

Выполнены все предложенные задания




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!