Система оценки образовательных достижений учащихся
«Великая цель образования
это не знания,а действия»
Гербер Спенсер
Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.
Актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в решении проблем (задач), коммуникативная компетентность и информационная компетентность.
Информационная компетентность – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
Коммуникативная компетентность – это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии; излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста; публичные выступления.
Компетентность разрешения проблемы – целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы; оценка результата/продукта деятельности.
Создаю инструменты, позволяющие соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающие непрерывный мониторинг образования для всех его участников.
Система оценки
“ЗНАНИЕВАЯ» | “ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ” |
Основа кодификатора |
Обязательный минимум (ОМ) | Планируемые результаты (ПР) |
Предмет оценки |
Освоение всех элементов ОМ | Способность к решению учебных задач 1 -9 классов |
Основные функции |
Контроль за освоением ОМ •Обратная связь: основной акцент –преимущественно отсроченная коррекция учебников, методик | •Ориентацияучебного процесса •Обратная связь: основной акцент–текущая коррекция процесса учения каждого •Контроль за достижением ПР |
Уровневый подход к содержанию оценки обеспечивается структурой планируемых результатов:
•Общецелевой блок
•«Выпускник научится»
•«Выпускник получит возможность научиться»
Уровневый подход к представлению результатов реализуется за счет фиксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов: базового уровня и уровней выше и ниже базового.
Оценка трех групп результатов:
предметный, метапредметныхи личностных
Использование комплекса оценочных процедур (стартовой, текущей, тематической, промежуточной) как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений (индивидуальногопрогресса) и для итоговой оценки.
Использование контекстной информации (об особенностях учащихся, учебном процессе и др.)для интерпретации полученных результатовв целях управления качеством образования.
Использование разнообразных форм и методов оценки,
взаимно дополняющих друг друга( стандартизированных
устных и письменных работ, проектов, практических работ, самооценки, наблюдения и др.)
Измерительные материалы для оценки метапредметных результатов
Задания формирующие личностные УУД.
Задание: Носители информации.
Цель: показать необходимость компьютерной грамотности и образованности каждого; показать место информационных технологий в современном обществе, их практическую значимость. Формирование умения анализировать.
Возраст: 11-12 лет.
Форма выполнения задания: индивидуальная.
Описание задания: Для хранения информации человек придумал различные информационные носители. На рис.1 изображены некоторые из них. Обведите эти носители.
рис.1
По окончании задания ребята должны назвать те предметы,которые не обвели и объяснить свое решение.
Задание:Шуточный рассказ о себе.
Цель: показать необходимость использования компьютера людьми,компьютерной грамотности и образованности каждого; формировать умение ускорять работу за счет операций копирования,вставки, поиска и замены фрагментов, умение рботать с несколькими документами одновременно.
Возраст:12-15 лет.
Форма выполнения задания: индивидуальная практическая работа за компьютером.
Описание задания: Замените пропуски подходящими по смыслу рисунками животных, птиц, насекомых и т.д. применительно к себе.
В начале освоения текстового процессора Word я боялся, как … и был неповоротлив, как … . Задания выполнял медленно, как… .
На протяжении многих дней я был упрям, как… и трудолюбив, как….
Теперь, когда я сижу за компьютером, я ощущаю себя свободно, как… в небе. Я ориентируюсь в панелях инструментов Word, как … в воде. Я смел в выборе пунктов меню, как … .
Сегодня я спокоен, как … и мудр, как … .
Задания формирующие регулятивные УУД.
Задание: Кодирование информации.
Цель: формирование умения кодирования и декодирования информации, формирование логического мышления и творческих способностей, умения планировать и оценивать проделанную работу.
Возраст: 11-15 лет.
Форма выполнения задания: индивидуальная.
Описание задания: Старший помощник Лом оказался старательным учеником. Чтобы порадовать капитана Врунгеля, он выучил морскую семафорную азбуку, в которой каждая буква кодируется определенным положением рук с флажками (рис.2).
рис.2
Расшифруйте подаваемые Ломом сигналы (рис.3):
рис.3
В конце выполнения задания можно предложить учащимся обменяться работами и оценить работу друг друга.
Задание: Природа России.
Цель: формировать умения планировть работу, переструктурировать информацию в виде многоуровнего списка, а также формирование умений и навыков работы за ПК.
Возраст: 12-15 лет.
Форма выполнения задания: работа в парах.
Описание задания: Откройте файл Природа России.doc из папки Заготовки.
Переструктурируйте информацию в виде многоуровнего списка. Один из возможныж вариантов оформления представлен ниже (рис.4).
рис.4
Задания формирующие познавательные УУД.
Задание: Поиск информации.
Цель: формирование умения поиска, анализа и выбора информации.
Возраст:11-15 лет.
Форма выполнения задания: индивидуальная практическая работа.
Описание задания: Воспользуйтесь учебником, а также справочниками, энциклопедиями, интернетом и подберите к каждой дате, указанной в левой колонке, соответствующее событие в правой колонке, соедините стрелками (рис.5)
рис.5
Задание: Создаем словесные модели.
Цель: формировать умение создавать словесные модели, анализировать и систематизировать информацию, а также формировать умение представлять информацию наглядным образом.
Возраст: 11-15 лет.
Форма выполнения задания: индивидуальная практическая работа за компьютером.
Описание задания: Заполните форму словами, так чтобы получился ваш словесный портрет. По окончании прочтите описание вслух для более точного ознакомления с вашим портретом.
Мой словесный портрет.
Меня зовут --------------------------------
Друзья называют меня --------------------------------------------
Ребенком я был(а) ---------------------------------(прилагательное)
Сейчас бы я назвал(а) себя ---------------------------------(три прилагательных)
Мое любимое занятие -------------------------------------------------
Моя любимая книга ------------------------------------------------------
Мой любимый фильм ---------------------------------------------- -----
Моя любимая телепередача ------------------------------------------ --
Моя любимая музыка -------------------------------------------------------
Моя любимая одежда -------------------------------------------------------
Я мечтаю о том, что однажды стану -----------------------------------
Задания формирующие коммуникативные УУД.
Задание: Проект «Правила поведения в кабинете информатики».
Цель: развитие взаимопонимания, умения слушать, вступать в диалог, а также формирование умений и навыков работы за ПК. Развитие мышления и творческих способностей.
Возраст: 12-15 лет.
Форма выполнения задания: работа в парах.
Описание задания: Средствами Microsoft Office Power Point создать презентацию «Правила поведения в кабинете информатики». Ребятам следует обсудить источники информации, оформление презентации и результат работы. Оценивание работы происходит ребятами, выполнившими данное задание.
Задание: Компьютер и здоровье.
Цель: развитие взаимопонимания, умения слушать, умения донести до окружающих свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении.
Возраст: 11-15 лет.
Форма выполнения задания: групповая.
Описание задания: В текстовом процессоре письменно ответьте на вопросы:
Почему при работе за компьютером необходимо соблюдать правила техники безопасности?
Какие требования правил техники безопасности являются, по вашему мнению, основными? (Перечислите 2-3 требования)
К чему может привести неправильная посадка при работе за компьютером?
Какие рекомендации по организации работы за компьютером вы считаете основными?(Перечислите 2-3 рекомендации)
Организация и содержание оценочных процедур
•Стартовая диагностика
•Текущая оценка
•Тематическая оценка
•Портфолио
•Внутришкольныймониторинг
•Промежуточная аттестация
•Государственная итоговая аттестация