СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы класса предшкольной подготовки (отчёт из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

       В современном обществе вопросы предшкольной подготовки актуальны и необходимы. Именно предшкольная подготовка создаёт условия благоприятного обучения в начальной школе (особенно это актуально в сельской местности, где нет других ДДУ). Если дети подготовительных групп детского сада,  посещавшие систематически дошкольные учреждения получают знания, умения и навыки, свойственные данному возрасту, то воспитанники предшкольных классов, пришедшие на возрастном этапе 5 – 7 лет в предшколу из дома, в большей степени их не имеют.

Просмотр содержимого документа
«Система работы класса предшкольной подготовки (отчёт из опыта работы)»

Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. Нормальное речевое развитие необходимо ему для успешного обучения в школе. Речь ребёнка развивается стремительными темпами и в норме уже к 5 годам заканчивается её становление.

В старшем дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребёнок постигает звуковое становление слова, знакомится с синонимами и антонимами, со словесным составом предложения. Он способен понять закономерности развёрнутого высказывания (монолога), стремится понять правила ведения диалога. Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у детей произвольность речи создаёт основу успешного овладения грамотой (чтением, письмом). Рассказывание и сочинительство пользуется у детей особой популярностью. Поэтому обучение детей рассказыванию – одна из важнейших задач развития речи дошкольников. В старшей и подготовительной к школе группах в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется речь, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинкам. Очень важно учить детей видеть не только то, что изображено на картинке, но и воображать предшествующие и последующие события. В таких случаях воспитатель ставит ряд вопросов, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины. Придумывая начало и конец к изображённому, ребёнок приобретает умения необходимые для самостоятельного рассказывания. Помочь ребятам в придумывании рассказов, составлении рассказов по картинке, по серии картинок можно самыми разнообразными способами.

Способ 1: «Веселые картинки».Для организации игры необходим набор картинок или иллюстраций (до 10 шуток) как предметного, так и сюжетного содержания. Суть игры состоит в следующем: картинки выкладываются друг за другом, в совершенно бессмысленном порядке, при этом содержание (изображение) каждой последующей картинки стараются связать с предыдущей таким образом, чтобы получился рассказ, сказка или история. После того, как литературное произведение будет закончено, картинки собирают и перемешивают. Задача детей – последовательно и как можно точнее восстановить все произведение, придуманное по картинкам

Способ 2: «Рассказы – каламбуры». В качестве наглядного материала для составления рассказов можно использовать изготовленные таблицы «ассорти-коллаж». Для получения такой таблицы нужно на лист бумаги, разлинованной на квадраты, наклеить разнообразные картинки по одной на квадрат. Процесс изготовления таблиц уже сам по себе является творческим актом и способствует развитию воображения. На основе такой таблицы и будет составляться рассказ. Таблицы можно использовать как для коллективного, так и для индивидуального творчества.

В процессе подобных игр у детей развивается не только воображение, но и тренируется память, активизируется речь и мышление. Рассказ может быть восстановлен не только в прямой, но и в обратной последовательности, то есть, начиная с конца. С помощью одного набора картинок или таблиц можно придумать множество разнообразных произведений.

Принцип работы с серией картинок. Обучение дошкольников работе с серией картинок надо начинать с трехлетнего возраста. Для составления первых серий детям предлагается 2-3 картинки. Например, «Девочка купает куклу».К четырем годам предлагаются серии из 4-5 картинок. Сюжеты могут отражать реальный опыт детей (процесс умывания, кормления, укладывания спать и т. д.) .Детям в возрасте 4-5 лет в серии можно включать до 6 картинок, отражающие типичные события, знакомые детям этого возраста (покупка чего-либо в магазине, поход в зоопарк или в лес и т. п., В этом возрастном периоде можно использовать также серии картинок на основе сказочных ситуаций. Детям в возрасте 5-7 лет целесообразнее предлагать серии из 6-8 картинок, связанных с личным опытом детей; наблюдаемыми событиями; сказочными ситуациями или литературных произведений, не знакомых детям и пр. Желательно, чтобы взрослый самостоятельно создавал серии таких картинок. Оформлять их можно в виде комиксов. Детям не должна быть заранее известна последовательность действий. Прежде, чем дать детям задание, педагог в отсутствие детей должен сам установить логику событий, изображенных на картинках. Не рекомендуется использовать серии картинок с нарушенной логической цепочкой; по сюжетам литературных произведений, уже знакомых детям, так как они не самостоятельно ищут причинно-следственные связи, а вспоминают тексты сказок или рассказов. Время игры с серией картинок, не должно превышать для детей до 4-х лет – 5-6 минут, до 5 лет – 10 минут, до 7 лет – 15 минут. В рассказывании по серии сюжетных картин дети составляют тексты коллективно (командами, при этом каждый раз изменяются варианты показа картин. Сначала детям показывается только одна открытая картинка, остальные закрыты. Затем, когда первая группа детей уже составила рассказ, открывается следующая картинка. Рассказ составляет другая группа (команда) детей. И, наконец, открываются все картины, и дети составляют коллективный рассказ. Варианты показа картин могут быть разными: открывается последняя картина (дети видят, чем заканчивается сюжет, а затем открываются все остальные; открываются 1, 3 и 5-я картины. Распределение детей для рассказывания по первой, второй и последней картине развивает у них представление о композиции рассказа. Кроме того, такая деятельность развивает у детей умение договариваться между собой, уступать товарищам. Очень важно, чтобы взрослый мотивировал деятельность детей по составлению рассказов по серии картинок. Последовательность обучения составлению рассказов по серии картинок предполагает предварительную подготовку и этапы игровых упражнений с последующей проверкой качества сформированного навыка.

Подготовительная работа. Для подготовки детей к работе с серией картинок необходимо научить их анализировать реальные ситуации из жизни. В процессе организации различных видов деятельности обращается внимание детей на последовательность и результат совершаемых действий. Цель таких бесед – научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать причинно-следственные связи и видеть результат.

Этапы работы с серией картинок.

Методика обучения детей дошкольного возраста работе с серией картинок позволяет им:

Освоить логические операции воссоздания последовательности событий по отдельным кадрам;

Составить речевой текст как сопровождение к серии картинок;

Осознать последовательность этапов работы.

В результате работы с серией картинок ребенок должен научиться:

Раскладывать отдельно взятые картинки в нужной логической последовательности на основе заданного сюжета;

Составить связанный краткий рассказ сюжета;

Осознать и озвучить правила составления серии картинок (т. е. ребенок должен научить кого-то раскладывать картинки в правильной последовательности) .

Воспитатель должен стимулировать детские рассуждения по поводу смысла составленного рассказа. Итогом работы служит составленный ребенком рассказ-описание о событиях, изображенных на картинках и придуманное к нему название, типа «Зимние забавы», «Красивый снеговик» и пр.Работа с серией картинок решает конкретные задачи: учит раскладывать последовательно серии картинок, составлять по ним рассказы, сознательно определять этапы произведенных действий с картинками. Но, кроме этого, работа с серией картинок решает и более серьезную задачу – формирование понимания того, что любое событие в жизни имеет обязательные условия:

место действия;

время действия;

наличие действующих лиц;

наличие других предметов и лиц;

признак действия или взаимодействия объектов с определенной целью;

наличие результата (положительного или отрицательного) .

Таким образом, эффективность использования элементов технологии ТРИЗ в составлении рассказов по серии сюжетных картинок, заключается в формировании у детей начальных навыков анализа ситуации, что чрезвычайно важно не только для успешного обучения в школе, но и в целом для подготовки детей к жизни в завтрашнем дне.













ГУ «Боскольская начальная школа отдела образования акимата Карабалыкского района»









Доклад на МО


Тема: «Составление рассказов с помощью картинок, серией картинок с последовательно развивающимся действием».
















Воспитатель КПП: Евтюшина В.М.


2014г.

Работа над темой самообразования.


Самообразование – это процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности учителя, необходимое условие его профессиональной деятельности.


Примерное положение о деятельности учителя над темой самообразования.


  1. Общие положения:

1.1Настоящее Положение регулирует деятельность учителя над темами самообразования, которая является одной из основных форм работы повышения квалификации.

1.2 Работа педагогов над темами самообразования является обязательной.

1.3 При совмещении педагогом двух и более должностей тема самообразования определяется по каждому виду деятельности.


  1. Цель и задачи:

    1. Целью работы над темами самообразования является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

    2. Задачи:

  • совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;

  • овладение новыми формами, методами и приёмами обучения и воспитания детей;

  • изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;

  • развитие в школе инновационных процессов.


3 Порядок работы над темой самообразования.


3.1 Тема самообразования определяется исходя из:

* методической темы школы;

* затруднений педагогов;

* специфики их индивидуальных интересов.

3.2 Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до 5-ти лет.


3.3 В процессе работы над темой самообразования и по её завершению педагог представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны:

- выступления (отчёт) на заседании МО, МС, педсовета;

- теоретический, методический и практический семинар;

- практикум:

- тренинг;

- мастер-класс;

- открытый урок.


3.4 Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:

- доклада;

- реферата;

- статьи в журнале;

- программы;

- дидактического материала;

- методического пособия;

- научно-методической разработки.

Весь наработанный материал сдаётся в методический кабинет ОУ и является доступным для использования другими педагогами.


3.5 Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован учителям школы к распространению на различных уровнях.


Примерный план работы педагога над темой.


Этапы

Содержание работы

Сроки

1Диагностический

-Анализ затруднений

-Постановка проблемы

-Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта



1 год работы над темой

2Прогностический

-Определение цели и задач работы над темой

-Разработка системы мер, направленных на решение проблемы

- Прогнозирование результатов

- Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы

- Формирование методического комплекса





1 год работы над темой

3 Практический

- Отслеживание процесса текущих, промежуточных результатов

- Корректировка работы

2 год работы над темой

4 Обобщающий

- подведение итогов

- оформление результатов работы по теме самообразования

- представление материалов


3 год работы над темой

5 Внедренческий

- использование опыта работы самим педагогом в процессе дальнейшей работы

- распространение

В ходе дальнейшей педагогической деятельности


Примерный план отчёта по работе над темой самообразования в период реализации практического этапа:

  • обоснование выбора темы,

  • цель и задачи работы над темой, сроки,

  • анализ состояния вопроса по литературным источникам, имеющегося опыта по решению проблемы,

  • какая предусмотрена (или реализуется) система мер для решения педагогом проблемы в конкретных условиях,

  • какой предполагается результат и форма его представления (чаще всего на втором году работы, по сути отчёт представляет собой план работы над темой)




















План мероприятий по организации праздника Дня труда в Боскольской начальной школе.




мероприятие

дата

ответственные

1

Проведение торжественного собрания, посвящённого Дню труда

26.09.14г.

Евтюшина В.М.

2

Чествование ветерана педагогического труда. Праздничный утренник.

24.09.14г.

Евтюшина В.М.

Ертаева Р.А.

3

Представление новых специалистов на торжественной линейке:

учитель англ. языка – Рогозина Е.Д.

учитель каз. языка – Алшембаева Б.А.

03.09.14г

Сейткалиева Р.А.




























В современном обществе вопросы предшкольной подготовки актуальны и необходимы. Именно предшкольная подготовка создаёт условия благоприятного обучения в начальной школе (особенно это актуально в сельской местности, где нет других ДДУ). Если дети подготовительных групп детского сада, посещавшие систематически дошкольные учреждения получают знания, умения и навыки, свойственные данному возрасту, то воспитанники предшкольных классов, пришедшие на возрастном этапе 5 – 7 лет в предшколу из дома, в большей степени их не имеют. Данные психологических и педагогических обследований категории этих детей зачастую свидетельствуют о психологической незрелости малышей, об отсутствии социальных навыков о недостаточно развитой познавательной сфере детей. Т.е. практически развитие таких процессов, как память, внимание, мышление, речь, воображение, чувство не находятся под контролем взрослых. Ребёнку 7 лет «не созревшему» к обучению в начальной школе, трудно на первых этапах школьной жизни освоить содержание учебников нового поколения, построенных на современных принципах развивающегося обучения. Следовательно, начальная школа ждёт от предшколы в первую очередь ребёнка, прошедшего определённый период умственного, познавательного и физического развития.


Поэтому основной целью предшкольной подготовки детей является общее, интеллектуальное, физическое развитие детей дошкольного возраста, обеспечение их готовности к усвоению знаний, формирование у ребёнка личностных качеств, для овладения учебной деятельностью. И строить этот процесс следует на ведущем принципе данного возраста – игре.


В игре закладываются все необходимые общие способности, обеспечивающие затем нормальное формирование учебной деятельности, которая станет ведущей в младшем школьном возрасте. Игровая форма делает обучение радостным, желанным, а главное – успешным. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В нашей школе класс предшкольной подготовки функционирует с 1999 года. Имеется отдельный кабинет (приспособленный нет соответствующей мебели, игрушек), детская площадка. Многие родители не считают обязательным отправлять шестилетних детей в класс предшкольной подготовки (в силу различных причин). Поэтому моя работа с шестилетками начинается в летнее время. Обхожу детей 6 лет, беседую с родителями, приглашаю в школу, убеждаю в том, что предшкольная подготовка важна для ребёнка. Готовлю кабинет (здоровьесберегающую среду), чтобы дети пришли в уютный светлый класс.

В соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом дошкольного воспитания и Типовым учебным планом за основу своей работы взяла как основную программу « Б с мектепке барамыз» так и альтернативную «Общеобразовательную программу предшкольной подготовки». Программы предусматривают преемственность между детским садом и начальной школой и ориентированы на обеспечение условий психического и физического развития личности ребёнка в контексте подготовки детей к обучению в школе.

Содержание образования реализую через образовательные области «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум», направленные на развитие у детей познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциала. В образовательном процессе использую учебно-методические комплексы, обеспечивающие развитие речи, письма, счёта, рисования, конструирования, лепки и др.


Последние несколько лет работаю по теме « Развитие разговорной речи детей на занятиях и в повседневной жизни». Главные задачи этой актуальной темы: развитие речи детей, пополнение словарного запаса, умение свободно и чётко выражать свои мысли, общаться со взрослыми и сверстниками.

Организация работы в классе предшкольной подготовки заключается в чередовании разных видов деятельности и режимных моментов. Прежде всего, составляю тематические планы по каждому виду деятельности, определяю цели и задачи, а затем составляю циклограммы и технологические карты , учитывая тему, содержание, методы и приёмы, которые планирую использовать.

Свою ежедневную работу начинаю с «утреннего приёма». Данный режимный момент позволяет начать диалог с детьми и отвлечь их от посторонних мыслей. В первые дни происходит знакомство. Я узнаю детей, дети узнают друг друга. Использую для этого беседы, словесные и дидактические игры, сюжетно-ролевые игры. Стараюсь уделять внимание каждому ребёнку. Выясняю причины хорошего или плохого настроения, что интересного увидели по дороге в школу и т.д. Дети постепенно привыкают и потом охотно включаются в беседу и учатся общаться со взрослыми и сверстниками. В утренние часы провожу индивидуальную работу с детьми.

В то же время утренний приём даёт возможность общения с родителями, где можно решить волнующие обе стороны вопросы.


Удачным решением считаю «Утренний круг». На нём провожу различные игровые упражнения: « Давайте познакомимся», «В гости к нам пришли игрушки», «Есть у нас игра такая»; беседы « О проведённых выходных», «Дорога в школу», обсуждаем вместе временные сезоны, знакомимся с предметами окружающего мира, явлениями природы и общественной жизни. Такие упражнения и беседы организуют детей на следующий вид деятельности, развивают речь, мышление, память, наблюдательность, умение выражать свои мысли.

Занятие – очень важный вид деятельности, который решает не только познавательные, развивающие, но и образовательные задачи. Очень важно сделать занятие занимательным. В этом мне помогают интегрированные занятия, они дают возможность использовать разные образовательные области по одной теме. Такие занятия полюбились и детям. Смена видов деятельности на одном занятии, передвижение по группе не позволяют детям утомляться, помогают более полно осветить тему занятия и решить все поставленные задачи. Очень часто использую занимательный материал: ребусы, игровые и занимательные ситуации, задачки – шутки, задания в стихах ( на таких занятиях, как математика, обучение основам грамоты и письма).

Образовательная область «Здоровье» - это занятия по валеологии и физической культуре, позволяют детям больше узнать о здоровье, окружающей среде, о правилах безопасного поведения в природе, дома, на улице. На эти занятия приглашаю медицинского работника, провожу занятия на свежем воздухе.

Особое место отвожу образовательной области «Творчество». Занятия по ИЗО расширяют представления детей об окружающем мире. В процессе работы у детей развивается самостоятельность, устойчивость внимания, умение доводить начатое до конца, способность анализировать, совершенствуется координация движения, образуется система специальных навыков и умений, развивается мелкая моторика. «Истоки слабостей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». В.А. Сухомлинский. На занятиях по изодеятельности использую нетрадиционные методы: кляксография, рисование свечой, рисование по мокрой бумаге, на скомканном листе, подушечкой пальцев и т.д. В аппликации часто использую способ обрывания бумаги, на лепке используем глину. Дети работают с удовольствием, это доставляет им радость.

Следующий вид деятельности «Прогулка». Здесь провожу игры подвижные и малоподвижные, самостоятельную игровую деятельность и конечно же наблюдения. Наблюдаем за птицами, деревьями, прохожими, транспортом, явлениями природы в разное время года. Всё это развивает речь, наблюдательность, внимание.

Большое место отвожу работе с родителями. Регулярно провожу родительские собрания, готовлю консультации по интересующим их темам, индивидуальные беседы, провожу посещения на дому, по мере необходимости. Привлекаю родителей к проведению праздников, утренников, субботников. Многие родители с удовольствием принимают участие в мероприятиях: «День здоровья», «Новогоднее представление», «Наурыз». Не остаёмся со своими детьми в стороне и от общешкольных мероприятий, принимаем активное участие.

За год обучения я вижу большие перемены в своих детях. Они становятся более уверенными в себе, учатся работать самостоятельно, приобретают новые знания, умения навыки. Увеличивается их словарный запас, что позволяет им свободно общаться, чётко и ясно выражать свои мысли. Расширяется кругозор детей и конечно же, дети раскрываются. К концу года можно уже сказать, кто из них чему отдаёт предпочтение. У детей появляется интерес к получению новых знаний, которые предоставит им начальная школа.




































ГУ «Боскольская начальная школа отдела образования

акимата Карабалыкского района»













Система работы класса предшкольной подготовки (отчёт из опыта работы)
















Воспитатель КПП

Евтюшина В,М.



2014г


Шире круг! Шире круг!

Здравствуй, наш весёлый друг!

Хвойная одёжка, смоляная ножка.

День чудесный настаёт-

Наступает Новый год!

Праздник смеха и затей,

Праздник счастья для детей.



Протянула ёлка лапы – наряжайте поскорей,

С голубой коробкой папа появился у дверей.

Мы увидели шары – жёлтые и синие,

Серебристые шары, как в морозном инее.

Ёлке нравится у нас – ёлка наряжается,

Вспыхнут лампочки сейчас, праздник приближается.

А за окнами – зима, белая, мохнатая.

Рада ёлочка сама поплясать с ребятами.



Пригласил на танец Жучку дрессированный Барбос.

Со Снегурочкой под ручку пляшет Дедушка Мороз

Пляшут лампочки на ёлке, и хлопушки, и флажки,

Бьют чечётку у метёлки толстяки-снеговики.

И в аквариуме рыбки тоже водят хоровод,

Всюду кружатся улыбки, потому что Новый год!



Под Новый год, как в сказке, полным полно чудес:

Спешат на поезд ёлки, покинув зимний лес.

Подмигивают звёзды и водят хоровод,

И всё это случается под Новый год!

Смешинки, как снежинки, кружась, летят, летят,

И песенки повсюду весёлые звучат.


Наша ёлка велика, наша ёлка высока!

Выше папы, выше мамы, достаёт до потолка!

Как блестит её наряд, как фонарики горят!

Наша ёлка с Новым годом поздравляет всех ребят!





Снег в лесу закутал ёлку, спрятал ёлку от ребят.

Ночью ёлка втихомолку убежала в детский сад.

А у нас в саду веселье – пляшет дружный хоровод

Под молоденькою ёлкой мы встречаем Новый год!



Наши окна кистью белой

Дед Мороз разрисовал.

Снегом полюшко одел он,

Снегом садик закидал.

Разве к снегу не привыкнем,

Разве в шубу спрячем нос?

Мы как выйдем, да как крикнем:

- Здравствуй, Дедушка Мороз!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!