СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы по патриотическому воспитанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система  работы по патриотическому воспитанию у дошкольников.

    В детском саду проводится работа по расширению представлений детей о родной стране, об обычаях и культуре своего народа. Большое значение придается изучению российской символики, гербов городов России. Дети знакомятся с многообразием природы нашей страны, различными профессиями, получают первые знания по истории России.

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного “я”, своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. Поэтому задачи по патриотическому воспитанию детей должны реализовываться в течение трех лет.

Данная работа разбита на следующие блоки:

“Здравствуй, это Я!”;

“Вместе дружная семья” (семья, детский сад);

“Моя малая Родина” (город, микрорайон);

“Широка страна моя родная”.

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Д.С. Лихачев

Каждый блок включает в себя как специально организованные занятия, так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры и т. д. Между тем опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса. И здесь важно отметить, что использование метода совместных семейных проектов является большим подспорьем для реализации этого раздела.

Блок “Здравствуй, это Я!”

Начиная со средней группы, педагоги детского сада ведут работу по формированию у детей представлений о себе как личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Одним из таких отличий является имя ребенка.

Показать разнообразие имен позволяют специально организованные занятия, дидактические игры и упражнения, а также другие виды детской деятельности.

Специальные занятия и дидактические игры с детьми

Средняя группа:

Хороводные игры: “Ты скорее, Таня, спрячь …”, “Узнай по голосу”

Досуг “Именины”

Занятие “Праздник имени”

Старшая группа:

Занятие “Наши имена”

Проект “Мое имя”

Подготовительная группа:         

Дидактические упражнения: “Я и вселенная”, “Составь собственный герб”               

 Занятие “Развитие самосознания и индивидуальности” (по методическому пособию Е.Н. Лебеденко. Занятие проводит психолог) 

Реализация семейного проекта “Мое имя” позволяет решать следующие задачи:

помочь ребенку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку;

понять собственную значимость в сердцах своих родителей (это особенно важно тем детям, чьи родители не склонны к проявлениям излишней нежности и чье воспитание отличается строгостью);

увидеть ребенка глазами его родителей.

В чем­-то этот проект можно считать аналогом такого приема, используемого в некоторых детских садах, как написание родителями сочинения на тему “Мой ребенок”. В данном случае проект представляется в виде красочно оформленного нарисованного цветочка (формат А­3), на котором родители стараются наиболее полно представить своего ребенка.

Например: дают объяснение, что означает имя ребенка (для детей обычно становится открытием, что их имя имеет перевод. Оказывается, они не просто Петя, Лариса, Галя, Настя, Артем, а “камень”, “чайка”, “тишина”, “воскресение”, “здоровяк”);

объясняют, почему было выбрано именно это имя или кто из родственников его выбирал;

приводят примеры, как можно ласково, по­-разному, произнести имя ребенка (например, Сашу дома называют и Шурочка, и Сашуля, и Сашурик, и Шурик. Больше всех уменьшительных имен у Пети: Петр, Петька, Петрушка, Петенька, Петечка, Петяша, Петруха, Петюня, Петруччо, Пьер, Питер, Петюся, Петушок);

рассказывают о том, кто из великих людей носил такое же имя;

коротко рассказывают о характере, привычках ребенка;

придумывают стихотворение, посвященное своему ребенку или его имени.

Родители воспитанников детского сада подходят к выполнению задания с энтузиазмом, проявляя выдумку и фантазию.

Конечно, работа над проектом “Мое имя” не должна заканчиваться оформлением родителями листа­-представления. Следующим этапом является включение педагога, который презентует каждое представление детям группы. Следует отметить, что работа над проектом не ограничена во времени и может выполняться в течение полугода, а может быть, и года. Таким образом, презентации не бывают очень частыми и не успевают надоесть детям. Проводить презентацию имени ребенка воспитатель может с помощью самого ребенка, если тот достаточно активен. Если ребенок застенчив, то роль рассказчика полностью ложится на педагога.

Главное, чтобы в результате такого мини-­рассказа у ребенка появилось или укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал интерес и уважение к собственной персоне со стороны окружающих, как взрослых, так и товарищей.

Блок “Вместе дружная семья”

Блок “Вместе дружная семья” (семья, детский сад) призван помочь понять ребенку связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков. Ознакомление детей с понятием “семья” невозможно без непосредственной поддержки самой семьи.

, начиная со средней группы, родители вместе с педагогом оформляют “Уголки уединения” в группах или спальнях. Помимо набора игрушек для индивидуальных игр, книг и просто атмосферы, призванной помочь ребенку на некоторое время отгородиться от активной деятельности, в ”уголках уединения” размещаются семейные фотографии. Они могут быть представлены в виде фотовыставки или фотоальбома. Наш опыт показывает, что наличие коллекции семейных фотоснимков стимулирует желание детей рассказывать о своей семье как педагогу, так и друг другу.

Также в группе выделяется специальный уголок “Один день нашей семьи”, в котором представляются фотографии одной семьи, повествующие о каком-­то значимом событии (например, “Наше путешествие ”, “Мы в походе”, “Экскурсия в зоопарк”, “Я на даче”, “Наше путешествие в Египет”). Этот вид работы не только позволяет дать детям представления об индивидуальности каждой семьи, но и решает одну из важных речевых задач – научить ребенка составлять рассказ из личного опыта.

Работа, построенная таким образом, дала совершенно неожиданные результаты. Некоторые родители проявили инициативу и стали представлять собственные проекты о семейных праздниках, традициях, коллекциях.

Рассмотрим подробно, как реализуется проект “Моя семья”, работа над которым начинается в старшей группе. В нем родители знакомят детей с историей своей семьи, рассказывают, где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

Специальные занятия и виды деятельности

Средняя группа:

Занятия по ознакомлению с составом семьи

Оформление семейного альбома

Дидактическое упражнение “Построй семью”

Создание уголка уединения с семейными фотографиями

Празднование Дня рождения детского сада

Старшая группа:

Проекты: “Моя семья”, “Семейные традиции: досуг, коллекции”

Фотоальбом “Один день в нашей семье”

Обмен информацией между родителями

Подготовительная группа: 

Занятие “Дружная семья”

Проекты: “Герб”, “Семейные традиции”

Мини-­музей истории куклы

Посещение городских выставок, музеев

Проект выполняется на листе формата А­4. Задача родителей – с помощью изобразительных средств показать ребенку его родословную. Варианты оформления работы могут быть разные:

Традиционное генеалогическое дерево.

Генеалогическое дерево “наоборот” (т. е. дерево изображается в виде молодого ростка, в ветвях которого можно поместить фотографию ребенка и герб города, в котором он родился. А вот корневая система у деревца очень мощная. Каждая ветвь корня представлена в виде герба того города, из которого приехал близкий родственник ребенка). Таким образом ребенок порой получает представление о своей связи с очень большим количеством городов. 

“Карта России” – этот вариант интересно смотрится, если родословная ребенка связана с очень удаленными краями. На карте к фотографии ребенка тянутся стрелочки от разных городов. В начале стрелочки может быть обозначен город и помещена фотография род­ственника.

Просто, но очень наглядно смотрится и такой вариант. В центре листа фотография ребенка, а вокруг него – фотографии родных с небольшими комментариями (можно символами обозначить их профессии).

 

Блок “Моя малая родина”

 

В старшей группе начинается работа по ознакомлению дошкольников с родным краем (блок “Моя малая родина” (город, микрорайон)), предусмотренная во всех воспитательно - ­образовательных программах.

Основной целью проводимой работы является воспитание ­в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет. На этом этапе педагоги собирают, анализируют и доводят до детей всю интересную информацию о том населенном пункте, где они живут (город, поселок, микрорайон). Это могут быть:

какие­-то исторические факты, пусть не масштабного, а местного значения;

окружающая природа с потребительской позиции (роль в промышленности) и с точки зрения признания самоценности природы;

основная профессия, которая присуща жителям населенного пункта (если она не выражена явно, то можно обратить внимание детей на самые важные и известные детям профессии. Объяснить: то, что производится в их городе (районе), очень нужно в других местностях. Здесь очень важен авторитет воспитателя и его убедительность).

Знакомство с гербом города или района на этом этапе еще не проводится. Между тем в беседах воспитатель непременно акцентирует внимание детей на тех моментах, которые впоследствии дети увидят на гербе. Если занятия по этой теме проходят в населенных пунктах, которые не имеют своего герба, воспитатель может взять за основу герб “столицы” района, округа, области.

В старшей группе начинается подготовительный этап к основной работе следующего года по ознакомлению с основными государственными символами и городской геральдикой.

Лето – период отпусков и поездок. Дети с родителями ездят на экскурсии, посещают родственников в разных городах. Педагогу необходимо заранее побеседовать с родителями о предстоящей в следующем году теме занятий с детьми, разъяснить ее развивающее и воспитательное значение. Воспитатель может:

предложить родителям во время поездок в другие города обращать внимание ребенка на их своеобразие, на то, чем они отличаются от их родного города, на природу, архитектуру, основную профессию города (если такая есть);

по возможности посетить местный краеведческий музей и узнать историю города (если музея нет, то, может быть, родственники или знакомые смогут рассказать о городе что­-нибудь интересное);

предложить обратить внимание детей на герб города, не вдаваясь в его расшифровку (если есть возможность, приобрести сувениры с изображением городской символики и сделать 1–2 фотографии ребенка на фоне самых примечательных мест).

Все эти заготовки пригодятся в следующем году при организации мини­-музея в группе и составлении коллективного альбома с детскими рассказами о российских городах.

 

Блок “Широка страна моя родная”

 

Одним из разделов патриотического воспитания является ознакомление с государственной символикой России на материале геральдики российских городов. Но понятие “символ”, а также такие термины, как “символизирует”, “олицетворяет”, для дошкольников весьма сложны. Сложны для понимания малышей и сами российские символы. Дети прекрасно их запоминают, узнают, находят среди других похожих, рассказывают о них, но сама суть символа для дошкольников зачастую остается абстрактной.

Как же помочь ребенку глубже понять смысл такого сложного государственного символа, как герб? Как научить прочувствовать его, а не только запомнить и повторить?

Старший дошкольник уже многое может понять, поэтому первые занятия посвящаются объяснению происхождения таких символов, как флаг и герб (приложение 1). В доступной для старших дошкольников форме происходит погружение их в далекий и интересный мир древних воинов и рыцарей. Беседы и занятия с детьми изобилуют иллюстративным материалом. Используются книги о рыцарях, где есть изображения разнообразных флагов и щитов. Подвижные игры, раскраски, занятия аппликацией, дидактические игры, игры с лего-­наборами (замки, рыцари, боевые кони), чтение адаптированной литературы (средневековые легенды) помогают на эмоциональном уровне закрепить полученный материал.

Таким образом, дети узнают, что такое герб и для чего он нужен. Также они получают представление о том, что каждый город имеет свой собственный герб в форме щита как символа готовности к обороне.

Следующий этап работы – объяснение изображения на гербе. Опыт нашей работы показывает, что эта тема лучше всего раскрывается на примере гербов городов России. Каждый город, создавая свой герб, пытается вместить в ограниченное пространство что-­то очень дорогое для себя. Это могут быть его героические или трагические страницы истории; та профессия, ремесло, которыми он исстари кормился, славился; уникальный природный объект или “живность”, в изобилии водящаяся в округе. Словом, то, чем город гордится. Исходя из этого, можно выделить три основных типа городских гербов: исторический, природный или экологический, профессиональный.

Работу на этом этапе можно организовать в двух вариантах:

первый вариант – традиционный – занятия;

второй вариант – освоение материала в разнообразных видах деятельности детей.

Для занятий можно подготовить конспекты по разработанному плану, например:

“История в гербах”;

“Руки трудовые” (отражение в гербах профессий);

“То березка, то рябинка” (экология в гербах);

“На страже Родины” (военная тематика в гербах);

занятие по ознакомлению с родным городом, районом с опорой на символику герба;

викторина (заключительное занятие).

Такой подход дает возможность  достаточно быстро ознакомить детей с темой и дать им готовые принципы построения и “расшифровки” российских гербов.

Второй способ более трудоемкий и требует от педагога отличного знания материала, ориентации в нем и быстрой реакции, а также наличия большого числа наглядных и дидактических пособий. Ознакомление с темой происходит не на отдельно организованных занятиях, а в процессе всех видов деятельности в течение всего учебного года. Основой является предварительная работа с родителями, выполнение ими заданий на лето – сбора информации о знакомых детям городах России.

Способы организации работы при этом могут быть следующие. Информация дается детям в краткой беседе, например, утром, пока накрываются столы к завтраку. Несколько минут этому можно уделить перед обедом, после дневного сна. Варианты начала беседы могут быть самыми разнообразными.

Так, осенью, во время бесед о летнем отдыхе воспитатель может рассказать и о своем путешествии в какой-­то город. При этом он излагает какую-­нибудь очень яркую историю и показывает герб. Если воспитатель провел детство в другом городе, он может рассказать о нем. Детям всегда очень интересны факты из личной жизни воспитателя, его воспоминания о своем детстве. Любой город станет им гораздо ближе, если это “ваш” город.

Поводом для бесед может послужить сбор экспонатов в “Мини­музее государственной символики”. Еще раз отметим: педагог должен достаточно хорошо ориентироваться в материале. Любой значок – тема для рассказа. ­Если педагог не имеет информации, не следует стыдиться. В этом случае он может:

выразить свой неподдельный интерес к объекту;

призвать детей к размышлениям – как они думают, что может обозначать этот герб;

признаться, что для него этот герб – новинка, и пообещать дома обязательно почитать об этом городе в книгах;

обязательно найти информацию и донести ее до детей в ближайшее время.

Поводом к беседам могут служить выполненные вместе с родителями работы детей – мини­-отчеты о поездках в другие города (размер альбомного листа). Воспитатель может предложить детям послушать рассказ ребенка, помочь ему вопросами. Сами работы, сшивающиеся в альбом и находящиеся в по­стоянном доступе, способствуют воз­никновению самостоятельных детских разговоров, что порой более ценно, чем бе­седы воспитателя. Все, связанное с дру­зьями, близкими людьми, запоминается лучше.

 Работа с гербами может стать фрагментом многих занятий по ознакомлению с окружающим и природой. Например, разговаривая об образе жизни насекомых (птиц, животных) и их значении в жизни природы и человека, можно в заключение рассмотреть, какие города внесли подобное изображение в свои гербы. А разговор о роли воды можно начать с рассматривания гербов с изображением рек, волн, синих полос (их в ге­ральдике великое множество). По некоторым гербам можно узнать, что город находится на реке или что в этом городе очень ценится какая-­нибудь птица (приложение 2).

К таким памятным датам, как День защитника Отечества, День Победы, можно приурочить беседы о героическом прошлом нашей Родины. В гербах оно отражается через изображение крепостных стен, оружия, воинов, ядер и т. д. На герб города Мурманска вынесена Золотая Звезда города-­героя, что может послужить началом беседы о подвигах городов в годы Великой Отечественной войны.

 

Основные этапы работы

 

Начинать работу в этом направлении следует с самых “говорящих” гербов, таких как, например, гербы Липецка или Иваново. В этих гербах изображение “буквально” и не допускает двойственного понимания. Пусть дети сами сделают свои предположения, чем знамениты эти города, почему они выбрали себе такое изображение для герба. Можно предложить детям самим попытаться найти среди гербов такие же ”говорящие” и объяснить их значение.

Далее надо перейти к рассмотрению понятия “символ”. Для этой цели удобно использовать герб Тамбова. Изображенные на нем пчелки и улей могут пониматься двояко. Конечно, это и символ пчеловод­ства, бортничества, которым занимались тамбовчане в старину. Вместе с тем герб как бы говорит нам о том, что жители города такие же дружные, как пчелы, и так же готовы защитить свой город, как пчелы улей. На этом этапе дети учатся аналогии, умению сравнивать качества людей с качествами животных.

Для закрепления можно поупражнять детей в подборе определений к различным животным. Затем можно дать значения символов животных, принятых в геральдике.

На этом же этапе детей знакомят с цветовой символикой, используемой в геральдике. Опять же, сначала нужно предложить детям самостоятельно объяснить, что может означать тот или иной цвет в гербе.

Следующий этап позволит детям закрепить полученные ранее на других занятиях элементарные географические и экологические знания.

Гербы городов России могут стать прекрасным подспорьем на занятиях по ознакомлению с климатическими зонами России. Можно предложить детям рассмотреть набор гербов и найти среди них те города, которые, допустим, могут находиться на Севере; показать на карте, где расположены эти города; какие характерные изображения используются в них (снежные сопки, олени, снежинки, северное сияние и т. д.); среди “северных” гербов есть и такие, где изображены волны, объяснить, о чем это говорит; показать на карте предполагаемые места этих городов; где могли бы находиться города, на чьих гербах изображены реки, горы, вулканы и т. д.

Природные или экологические гербы помогают ребенку увидеть, сколь разнообразна, богата природа России, как обширна ее территория, как богата она разными климатическими зонами, полезными ископаемыми.

Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. ­Государство, не ставящее целью ­воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего.

Дж. Байрон

Гербы городов России могут служить прекрасным подспорьем для знакомства детей с профессиями. На многих гербах выражено уважение к труду жителей города. Гербы прославили труд ткачих, кузнецов, нефтяников, горняков, рыбаков и т. д.

Самая интересная тема для детей – знаком­ство с историческими гербами. В геральдике их принято называть легендарными. Этот вид гербов отражает определенные исторические события, являющиеся знаковыми для некоторых русских го­родов. Чаще всего эти истории очень печальны, трагичны. Исторических гербов не так уж и много. Но даже среди малого количества следует отобрать самые яркие, запоминающиеся и имеющие воспитательное значение. В этом смысле показательны гербы городов Козельска и Старицы. Их изображения рассказывают о героическом прошлом этих городов и о человеческой верности. Герб города Дмитрова рассказывает о том, что даже в самых трудных ситуациях можно договориться, решить дело миром. Одна из версий герба города Торжка расскажет нам легенду о мести кня­гини Ольги за смерть мужа. Таким образом, гербы помогают педагогу в приемлемой форме посвятить дошкольников в историческое прошлое России.

На заключительном этапе работы, когда дети хорошо ориентируются в символике гербов, когда их представления о родной стране, ее природе, истории, людях значительно расширились, можно приступать к работе по ознакомлению с такой сложной символикой, как “московский герб – Георгий Победоносец” и “двуглавый орел – символ России”.

После знакомства с нелегкой, трагичной и героической историей русских городов детям легче понять символ св. Георгия как носителя всего светлого и доброго, поражающего черное зло в образе змия (именно змия, а не змеи).   

Для эмоционального восприятия детьми главного символа России – двуглавого орла, после всей проведенной ранее работы, можно воспользоваться следующим наглядным приемом.

Если на большой географической карте России разложить все карточки с изображением гербов городов, она получится очень впечатляющей. В этих маленьких картинках она разом отразит все богатство, уникальность и величие нашей страны. А если над этой картой поместить большое изображение двуглавого орла, этой гордой, свободолюбивой птицы, то орел раскинет свои крылья над всей Россией. Он объединяет русские города под своими крыльями, опекает их, как своих птенцов, и защищает от всех бед и напастей. И, конечно же, его необычный внешний вид говорит об уникальности нашей страны. От востока до запада, от крайнего севера до юга протянулась территория России.

Таким образом, разработанная нами система работы по ознакомлению дошкольников с государственной символикой России позволяет решить следующие задачи:

познакомить детей с понятием “символ” и его значением, историей происхождения герба, многообразием гербов городов России;

дать детям представления о том, что герб – это не только маленькая информация о городе, но то, чем город очень гор­дится;

познакомить с видами гербов, учить “читать” заложенную в них информацию;

через гербы городов России дать детям представления о разнообразии природы нашей страны, воспитывать любовь к родному краю, желание сберечь природу;

знакомить с разнообразными профессиями, воспитывать чувство уважения к представителям разных профессий;

дать детям некоторые представления о нелегкой истории России; воспитывать чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине;

воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.

Кроме выше перечисленных основных задач работа с гербами городов России может попутно решать и дополнительные задачи. Например, по развитию речи. Это и составление описательного рассказа, и решение грамматических задач. Через некоторые задания развивается логическое мышление. Через знакомство с гербами решаются многие задачи по изо - деятельности, ручному труду. В рамках музейной педагогики можно организовать мини­-музей из материала, который постепенно накапливается в процессе работы по ознакомлению детей с государственной символикой.

Все, что приносят дети, родители, изготавливают педагоги, распределяется в музее тематически. Так, в нем может быть отражена история символики, результаты детского творчества по этой теме. Музей является интерактивным, поэтому в нем собирается материал, позволяющий детям самостоятельно познавать и закреплять изучаемую тему. Данная система работы предполагает очень интересные формы работы с родителями.

Работа на всех этапах предусматривает большое количество наглядного материала и дидактических пособий.

Качественно выполненные пособия – залог успешной работы. Демонстративный материал, гербы городов России можно выполнить в виде аппликации, на бумаге форматом А­4. Затем поместить в файлы и собрать в альбом. Этот альбом должен быть также в свободном пользовании детей.

Работа, построенная таким образом, позволяет детям не только понять смысл такого государственного символа, как герб, но и значительно расширяет знания дошкольника о родной стране, воспитывает в нем чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.

                                                       Литература

1.Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий [ Текст ] / Е. Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007.- 203 с.

         2. Андреева, Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ  [ Текст ]  Н. Ф. Андреева //  Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С.16 – 20.

         3. Борисова, О Ф. Развитие гражданской компетентности дошкольников

[ Текст ] О. Ф. Борисова //  Начальная школа плюс До и После. – 2008. - № 10 – С.57 – 59.  

         3. Калугина, Н. Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников // Дошкольное воспитание. – 2008.- № 4. - С.66 – 67.

4. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [ Текст ] / С.А. Козлова, Т.А.Куликова. – М.: ACADEMA, 2001. – 416 с.

         5. Логинова, Л.В. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников [ Текст ] Л. В. Логинова // Справочник «Старшего воспитателя дошкольного учреждения». – 2007. -  № 1. – С.38 – 48.

6. Оверчук, Т. И. Программа нравственно - патриотического воспитания дошкольников [ Текст ] / Т. И. Оверчук. - М.: Волгоград, 2004. – 136 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

Просмотр содержимого документа
«Система работы по патриотическому воспитанию»








Система

работы по патриотическому

воспитанию у дошкольников.


















Воспитатель:


Жукова Ю. В.






г. Опочка


2013 г.





В детском саду проводится работа по расширению представлений детей о родной стране, об обычаях и культуре своего народа. Большое значение придается изучению российской символики, гербов городов России. Дети знакомятся с многообразием природы нашей страны, различными профессиями, получают первые знания по истории России.

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного “я”, своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. Поэтому задачи по патриотическому воспитанию детей должны реализовываться в течение трех лет.

Данная работа разбита на следующие блоки:

“Здравствуй, это Я!”;

“Вместе дружная семья” (семья, детский сад);

“Моя малая Родина” (город, микрорайон);

“Широка страна моя родная”.

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи
начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу,
к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране,
к ее истории, прошлому и настоящему,
ко всему человечеству.

Д.С. Лихачев

Каждый блок включает в себя как специально организованные занятия, так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры и т. д. Между тем опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса. И здесь важно отметить, что использование метода совместных семейных проектов является большим подспорьем для реализации этого раздела.

Блок “Здравствуй, это Я!”

Начиная со средней группы, педагоги детского сада ведут работу по формированию у детей представлений о себе как личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Одним из таких отличий является имя ребенка.

Показать разнообразие имен позволяют специально организованные занятия, дидактические игры и упражнения, а также другие виды детской деятельности.

Специальные занятия и дидактические игры с детьми

Средняя группа:

Хороводные игры: “Ты скорее, Таня, спрячь …”, “Узнай по голосу”

Досуг “Именины”

Занятие “Праздник имени”

Старшая группа:

Занятие “Наши имена”

Проект “Мое имя”

Подготовительная группа:         

Дидактические упражнения: “Я и вселенная”, “Составь собственный герб”               

З анятие “Развитие самосознания и индивидуальности” (по методическому пособию Е.Н. Лебеденко. Занятие проводит психолог) 

Реализация семейного проекта “Мое имя” позволяет решать следующие задачи:

помочь ребенку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку;

понять собственную значимость в сердцах своих родителей (это особенно важно тем детям, чьи родители не склонны к проявлениям излишней нежности и чье воспитание отличается строгостью);

увидеть ребенка глазами его родителей.

В чем­-то этот проект можно считать аналогом такого приема, используемого в некоторых детских садах, как написание родителями сочинения на тему “Мой ребенок”. В данном случае проект представляется в виде красочно оформленного нарисованного цветочка (формат А­3), на котором родители стараются наиболее полно представить своего ребенка.

Например: дают объяснение, что означает имя ребенка (для детей обычно становится открытием, что их имя имеет перевод. Оказывается, они не просто Петя, Лариса, Галя, Настя, Артем, а “камень”, “чайка”, “тишина”, “воскресение”, “здоровяк”);

объясняют, почему было выбрано именно это имя или кто из родственников его выбирал;

приводят примеры, как можно ласково, по­-разному, произнести имя ребенка (например, Сашу дома называют и Шурочка, и Сашуля, и Сашурик, и Шурик. Больше всех уменьшительных имен у Пети: Петр, Петька, Петрушка, Петенька, Петечка, Петяша, Петруха, Петюня, Петруччо, Пьер, Питер, Петюся, Петушок);

рассказывают о том, кто из великих людей носил такое же имя;

коротко рассказывают о характере, привычках ребенка;

придумывают стихотворение, посвященное своему ребенку или его имени.

Родители воспитанников детского сада подходят к выполнению задания с энтузиазмом, проявляя выдумку и фантазию.

Конечно, работа над проектом “Мое имя” не должна заканчиваться оформлением родителями листа­-представления. Следующим этапом является включение педагога, который презентует каждое представление детям группы. Следует отметить, что работа над проектом не ограничена во времени и может выполняться в течение полугода, а может быть, и года. Таким образом, презентации не бывают очень частыми и не успевают надоесть детям. Проводить презентацию имени ребенка воспитатель может с помощью самого ребенка, если тот достаточно активен. Если ребенок застенчив, то роль рассказчика полностью ложится на педагога.

Главное, чтобы в результате такого мини-­рассказа у ребенка появилось или укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал интерес и уважение к собственной персоне со стороны окружающих, как взрослых, так и товарищей.

Блок “Вместе дружная семья”

Блок “Вместе дружная семья” (семья, детский сад) призван помочь понять ребенку связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков. Ознакомление детей с понятием “семья” невозможно без непосредственной поддержки самой семьи.

Т ак, начиная со средней группы, родители вместе с педагогом оформляют “Уголки уединения” в группах или спальнях. Помимо набора игрушек для индивидуальных игр, книг и просто атмосферы, призванной помочь ребенку на некоторое время отгородиться от активной деятельности, в ”уголках уединения” размещаются семейные фотографии. Они могут быть представлены в виде фотовыставки или фотоальбома. Наш опыт показывает, что наличие коллекции семейных фотоснимков стимулирует желание детей рассказывать о своей семье как педагогу, так и друг другу.

Также в группе выделяется специальный уголок “Один день нашей семьи”, в котором представляются фотографии одной семьи, повествующие о каком-­то значимом событии (например, “Наше путешествие ”, “Мы в походе”, “Экскурсия в зоопарк”, “Я на даче”, “Наше путешествие в Египет”). Этот вид работы не только позволяет дать детям представления об индивидуальности каждой семьи, но и решает одну из важных речевых задач – научить ребенка составлять рассказ из личного опыта.

Работа, построенная таким образом, дала совершенно неожиданные результаты. Некоторые родители проявили инициативу и стали представлять собственные проекты о семейных праздниках, традициях, коллекциях.

Рассмотрим подробно, как реализуется проект “Моя семья”, работа над которым начинается в старшей группе. В нем родители знакомят детей с историей своей семьи, рассказывают, где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.


Специальные занятия и виды деятельности

Средняя группа:

Занятия по ознакомлению с составом семьи

Оформление семейного альбома

Дидактическое упражнение “Построй семью”

Создание уголка уединения с семейными фотографиями

Празднование Дня рождения детского сада

Старшая группа:

Проекты: “Моя семья”, “Семейные традиции: досуг, коллекции”

Фотоальбом “Один день в нашей семье”

Обмен информацией между родителями

Подготовительная группа: 

Занятие “Дружная семья”

Проекты: “Герб”, “Семейные традиции”

Мини-­музей истории куклы

Посещение городских выставок, музеев

Проект выполняется на листе формата А­4. Задача родителей – с помощью изобразительных средств показать ребенку его родословную. Варианты оформления работы могут быть разные:

Традиционное генеалогическое дерево.

Генеалогическое дерево “наоборот” (т. е. дерево изображается в виде молодого ростка, в ветвях которого можно поместить фотографию ребенка и герб города, в котором он родился. А вот корневая система у деревца очень мощная. Каждая ветвь корня представлена в виде герба того города, из которого приехал близкий родственник ребенка). Таким образом ребенок порой получает представление о своей связи с очень большим количеством городов.

Карта России” – этот вариант интересно смотрится, если родословная ребенка связана с очень удаленными краями. На карте к фотографии ребенка тянутся стрелочки от разных городов. В начале стрелочки может быть обозначен город и помещена фотография род­ственника.

Просто, но очень наглядно смотрится и такой вариант. В центре листа фотография ребенка, а вокруг него – фотографии родных с небольшими комментариями (можно символами обозначить их профессии).

 

Блок “Моя малая родина”

 

В старшей группе начинается работа по ознакомлению дошкольников с родным краем (блок “Моя малая родина” (город, микрорайон)), предусмотренная во всех воспитательно - ­образовательных программах.

Основной целью проводимой работы является воспитание ­в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет. На этом этапе педагоги собирают, анализируют и доводят до детей всю интересную информацию о том населенном пункте, где они живут (город, поселок, микрорайон). Это могут быть:

какие­-то исторические факты, пусть не масштабного, а местного значения;

окружающая природа с потребительской позиции (роль в промышленности) и с точки зрения признания самоценности природы;

основная профессия, которая присуща жителям населенного пункта (если она не выражена явно, то можно обратить внимание детей на самые важные и известные детям профессии. Объяснить: то, что производится в их городе (районе), очень нужно в других местностях. Здесь очень важен авторитет воспитателя и его убедительность).

Знакомство с гербом города или района на этом этапе еще не проводится. Между тем в беседах воспитатель непременно акцентирует внимание детей на тех моментах, которые впоследствии дети увидят на гербе. Если занятия по этой теме проходят в населенных пунктах, которые не имеют своего герба, воспитатель может взять за основу герб “столицы” района, округа, области.

В старшей группе начинается подготовительный этап к основной работе следующего года по ознакомлению с основными государственными символами и городской геральдикой.

Лето – период отпусков и поездок. Дети с родителями ездят на экскурсии, посещают родственников в разных городах. Педагогу необходимо заранее побеседовать с родителями о предстоящей в следующем году теме занятий с детьми, разъяснить ее развивающее и воспитательное значение. Воспитатель может:

предложить родителям во время поездок в другие города обращать внимание ребенка на их своеобразие, на то, чем они отличаются от их родного города, на природу, архитектуру, основную профессию города (если такая есть);

п о возможности посетить местный краеведческий музей и узнать историю города (если музея нет, то, может быть, родственники или знакомые смогут рассказать о городе что­-нибудь интересное);

предложить обратить внимание детей на герб города, не вдаваясь в его расшифровку (если есть возможность, приобрести сувениры с изображением городской символики и сделать 1–2 фотографии ребенка на фоне самых примечательных мест).

Все эти заготовки пригодятся в следующем году при организации мини­-музея в группе и составлении коллективного альбома с детскими рассказами о российских городах.

 

Блок “Широка страна моя родная”

 

Одним из разделов патриотического воспитания является ознакомление с государственной символикой России на материале геральдики российских городов. Но понятие “символ”, а также такие термины, как “символизирует”, “олицетворяет”, для дошкольников весьма сложны. Сложны для понимания малышей и сами российские символы. Дети прекрасно их запоминают, узнают, находят среди других похожих, рассказывают о них, но сама суть символа для дошкольников зачастую остается абстрактной.

Как же помочь ребенку глубже понять смысл такого сложного государственного символа, как герб? Как научить прочувствовать его, а не только запомнить и повторить?

Старший дошкольник уже многое может понять, поэтому первые занятия посвящаются объяснению происхождения таких символов, как флаг и герб (приложение 1). В доступной для старших дошкольников форме происходит погружение их в далекий и интересный мир древних воинов и рыцарей. Беседы и занятия с детьми изобилуют иллюстративным материалом. Используются книги о рыцарях, где есть изображения разнообразных флагов и щитов. Подвижные игры, раскраски, занятия аппликацией, дидактические игры, игры с лего-­наборами (замки, рыцари, боевые кони), чтение адаптированной литературы (средневековые легенды) помогают на эмоциональном уровне закрепить полученный материал.

Таким образом, дети узнают, что такое герб и для чего он нужен. Также они получают представление о том, что каждый город имеет свой собственный герб в форме щита как символа готовности к обороне.

Следующий этап работы – объяснение изображения на гербе. Опыт нашей работы показывает, что эта тема лучше всего раскрывается на примере гербов городов России. Каждый город, создавая свой герб, пытается вместить в ограниченное пространство что-­то очень дорогое для себя. Это могут быть его героические или трагические страницы истории; та профессия, ремесло, которыми он исстари кормился, славился; уникальный природный объект или “живность”, в изобилии водящаяся в округе. Словом, то, чем город гордится. Исходя из этого, можно выделить три основных типа городских гербов: исторический, природный или экологический, профессиональный.

Работу на этом этапе можно организовать в двух вариантах:

первый вариант – традиционный – занятия;

в торой вариант – освоение материала в разнообразных видах деятельности детей.

Для занятий можно подготовить конспекты по разработанному плану, например:

“История в гербах”;

“Руки трудовые” (отражение в гербах профессий);

“То березка, то рябинка” (экология в гербах);

“На страже Родины” (военная тематика в гербах);

занятие по ознакомлению с родным городом, районом с опорой на символику герба;

викторина (заключительное занятие).

Такой подход дает возможность достаточно быстро ознакомить детей с темой и дать им готовые принципы построения и “расшифровки” российских гербов.

Второй способ более трудоемкий и требует от педагога отличного знания материала, ориентации в нем и быстрой реакции, а также наличия большого числа наглядных и дидактических пособий. Ознакомление с темой происходит не на отдельно организованных занятиях, а в процессе всех видов деятельности в течение всего учебного года. Основой является предварительная работа с родителями, выполнение ими заданий на лето – сбора информации о знакомых детям городах России.

Способы организации работы при этом могут быть следующие. Информация дается детям в краткой беседе, например, утром, пока накрываются столы к завтраку. Несколько минут этому можно уделить перед обедом, после дневного сна. Варианты начала беседы могут быть самыми разнообразными.

Так, осенью, во время бесед о летнем отдыхе воспитатель может рассказать и о своем путешествии в какой-­то город. При этом он излагает какую-­нибудь очень яркую историю и показывает герб. Если воспитатель провел детство в другом городе, он может рассказать о нем. Детям всегда очень интересны факты из личной жизни воспитателя, его воспоминания о своем детстве. Любой город станет им гораздо ближе, если это “ваш” город.

Поводом для бесед может послужить сбор экспонатов в “Мини­музее государственной символики”. Еще раз отметим: педагог должен достаточно хорошо ориентироваться в материале. Любой значок – тема для рассказа. ­Если педагог не имеет информации, не следует стыдиться. В этом случае он может:

выразить свой неподдельный интерес к объекту;

призвать детей к размышлениям – как они думают, что может обозначать этот герб;

признаться, что для него этот герб – новинка, и пообещать дома обязательно почитать об этом городе в книгах;

обязательно найти информацию и донести ее до детей в ближайшее время.

Поводом к беседам могут служить выполненные вместе с родителями работы детей – мини­-отчеты о поездках в другие города (размер альбомного листа). Воспитатель может предложить детям послушать рассказ ребенка, помочь ему вопросами. Сами работы, сшивающиеся в альбом и находящиеся в по­стоянном доступе, способствуют воз­никновению самостоятельных детских разговоров, что порой более ценно, чем бе­седы воспитателя. Все, связанное с дру­зьями, близкими людьми, запоминается лучше.

Р абота с гербами может стать фрагментом многих занятий по ознакомлению с окружающим и природой. Например, разговаривая об образе жизни насекомых (птиц, животных) и их значении в жизни природы и человека, можно в заключение рассмотреть, какие города внесли подобное изображение в свои гербы. А разговор о роли воды можно начать с рассматривания гербов с изображением рек, волн, синих полос (их в ге­ральдике великое множество). По некоторым гербам можно узнать, что город находится на реке или что в этом городе очень ценится какая-­нибудь птица (приложение 2).

К таким памятным датам, как День защитника Отечества, День Победы, можно приурочить беседы о героическом прошлом нашей Родины. В гербах оно отражается через изображение крепостных стен, оружия, воинов, ядер и т. д. На герб города Мурманска вынесена Золотая Звезда города-­героя, что может послужить началом беседы о подвигах городов в годы Великой Отечественной войны.

 

Основные этапы работы

 

Начинать работу в этом направлении следует с самых “говорящих” гербов, таких как, например, гербы Липецка или Иваново. В этих гербах изображение “буквально” и не допускает двойственного понимания. Пусть дети сами сделают свои предположения, чем знамениты эти города, почему они выбрали себе такое изображение для герба. Можно предложить детям самим попытаться найти среди гербов такие же ”говорящие” и объяснить их значение.

Далее надо перейти к рассмотрению понятия “символ”. Для этой цели удобно использовать герб Тамбова. Изображенные на нем пчелки и улей могут пониматься двояко. Конечно, это и символ пчеловод­ства, бортничества, которым занимались тамбовчане в старину. Вместе с тем герб как бы говорит нам о том, что жители города такие же дружные, как пчелы, и так же готовы защитить свой город, как пчелы улей. На этом этапе дети учатся аналогии, умению сравнивать качества людей с качествами животных.

Для закрепления можно поупражнять детей в подборе определений к различным животным. Затем можно дать значения символов животных, принятых в геральдике.

На этом же этапе детей знакомят с цветовой символикой, используемой в геральдике. Опять же, сначала нужно предложить детям самостоятельно объяснить, что может означать тот или иной цвет в гербе.

Следующий этап позволит детям закрепить полученные ранее на других занятиях элементарные географические и экологические знания.

Гербы городов России могут стать прекрасным подспорьем на занятиях по ознакомлению с климатическими зонами России. Можно предложить детям рассмотреть набор гербов и найти среди них те города, которые, допустим, могут находиться на Севере; показать на карте, где расположены эти города; какие характерные изображения используются в них (снежные сопки, олени, снежинки, северное сияние и т. д.); среди “северных” гербов есть и такие, где изображены волны, объяснить, о чем это говорит; показать на карте предполагаемые места этих городов; где могли бы находиться города, на чьих гербах изображены реки, горы, вулканы и т. д.

П риродные или экологические гербы помогают ребенку увидеть, сколь разнообразна, богата природа России, как обширна ее территория, как богата она разными климатическими зонами, полезными ископаемыми.

Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. ­Государство, не ставящее целью ­воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего.

Дж. Байрон

Гербы городов России могут служить прекрасным подспорьем для знакомства детей с профессиями. На многих гербах выражено уважение к труду жителей города. Гербы прославили труд ткачих, кузнецов, нефтяников, горняков, рыбаков и т. д.

Самая интересная тема для детей – знаком­ство с историческими гербами. В геральдике их принято называть легендарными. Этот вид гербов отражает определенные исторические события, являющиеся знаковыми для некоторых русских го­родов. Чаще всего эти истории очень печальны, трагичны. Исторических гербов не так уж и много. Но даже среди малого количества следует отобрать самые яркие, запоминающиеся и имеющие воспитательное значение. В этом смысле показательны гербы городов Козельска и Старицы. Их изображения рассказывают о героическом прошлом этих городов и о человеческой верности. Герб города Дмитрова рассказывает о том, что даже в самых трудных ситуациях можно договориться, решить дело миром. Одна из версий герба города Торжка расскажет нам легенду о мести кня­гини Ольги за смерть мужа. Таким образом, гербы помогают педагогу в приемлемой форме посвятить дошкольников в историческое прошлое России.

На заключительном этапе работы, когда дети хорошо ориентируются в символике гербов, когда их представления о родной стране, ее природе, истории, людях значительно расширились, можно приступать к работе по ознакомлению с такой сложной символикой, как “московский герб – Георгий Победоносец” и “двуглавый орел – символ России”.

После знакомства с нелегкой, трагичной и героической историей русских городов детям легче понять символ св. Георгия как носителя всего светлого и доброго, поражающего черное зло в образе змия (именно змия, а не змеи).   

Для эмоционального восприятия детьми главного символа России – двуглавого орла, после всей проведенной ранее работы, можно воспользоваться следующим наглядным приемом.

Если на большой географической карте России разложить все карточки с изображением гербов городов, она получится очень впечатляющей. В этих маленьких картинках она разом отразит все богатство, уникальность и величие нашей страны. А если над этой картой поместить большое изображение двуглавого орла, этой гордой, свободолюбивой птицы, то орел раскинет свои крылья над всей Россией. Он объединяет русские города под своими крыльями, опекает их, как своих птенцов, и защищает от всех бед и напастей. И, конечно же, его необычный внешний вид говорит об уникальности нашей страны. От востока до запада, от крайнего севера до юга протянулась территория России.

Т аким образом, разработанная нами система работы по ознакомлению дошкольников с государственной символикой России позволяет решить следующие задачи:

познакомить детей с понятием “символ” и его значением, историей происхождения герба, многообразием гербов городов России;

дать детям представления о том, что герб – это не только маленькая информация о городе, но то, чем город очень гор­дится;

познакомить с видами гербов, учить “читать” заложенную в них информацию;

через гербы городов России дать детям представления о разнообразии природы нашей страны, воспитывать любовь к родному краю, желание сберечь природу;

знакомить с разнообразными профессиями, воспитывать чувство уважения к представителям разных профессий;

дать детям некоторые представления о нелегкой истории России; воспитывать чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине;

воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.

Кроме выше перечисленных основных задач работа с гербами городов России может попутно решать и дополнительные задачи. Например, по развитию речи. Это и составление описательного рассказа, и решение грамматических задач. Через некоторые задания развивается логическое мышление. Через знакомство с гербами решаются многие задачи по изо - деятельности, ручному труду. В рамках музейной педагогики можно организовать мини­-музей из материала, который постепенно накапливается в процессе работы по ознакомлению детей с государственной символикой.

Все, что приносят дети, родители, изготавливают педагоги, распределяется в музее тематически. Так, в нем может быть отражена история символики, результаты детского творчества по этой теме. Музей является интерактивным, поэтому в нем собирается материал, позволяющий детям самостоятельно познавать и закреплять изучаемую тему. Данная система работы предполагает очень интересные формы работы с родителями.

Работа на всех этапах предусматривает большое количество наглядного материала и дидактических пособий.

Качественно выполненные пособия – залог успешной работы. Демонстративный материал, гербы городов России можно выполнить в виде аппликации, на бумаге форматом А­4. Затем поместить в файлы и собрать в альбом. Этот альбом должен быть также в свободном пользовании детей.

Работа, построенная таким образом, позволяет детям не только понять смысл такого государственного символа, как герб, но и значительно расширяет знания дошкольника о родной стране, воспитывает в нем чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.






Литература

1.Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий [ Текст ] / Е. Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007.- 203 с.

2. Андреева, Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ [ Текст ] Н. Ф. Андреева // Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С.16 – 20.

3. Борисова, О Ф. Развитие гражданской компетентности дошкольников

[ Текст ] О. Ф. Борисова // Начальная школа плюс До и После. – 2008. - № 10 – С.57 – 59.

3. Калугина, Н. Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников // Дошкольное воспитание. – 2008.- № 4. - С.66 – 67.

4. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [ Текст ] / С.А. Козлова, Т.А.Куликова. – М.: ACADEMA, 2001. – 416 с.

5. Логинова, Л.В. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников [ Текст ] Л. В. Логинова // Справочник «Старшего воспитателя дошкольного учреждения». – 2007. - № 1. – С.38 – 48.

6. Оверчук, Т. И. Программа нравственно - патриотического воспитания дошкольников [ Текст ] / Т. И. Оверчук. - М.: Волгоград, 2004. – 136 с.












Скачать

© 2019 1030 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!