СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы с ключевыми понятиями на уроках духовно-нравственной направленности

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система работы с ключевыми понятиями на уроках духовно-нравственной направленности»



Система работы с ключевыми понятиями на уроках духовно-нравственной направленности

(материал к городскому семинару, 2023 год)


Согласно Письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 августа 2012 года N 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ» состоялась интеграция религиозных знаний и духовных ценностей в школьное образование. Знакомство в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях с основами религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учета разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (п.4 ст.14 Закона «Об образовании в Российской Федерации»). Это реальная потребность времени, которая способствует решению образовательных и воспитательных задач. Светская школа не может полноценно формировать религиозную духовность, но она может показать религиозно-духовную картину мира, включая религиозные представления, идеалы, верования. При введении религиозных знаний в школьное образование на первый план выходят задачи формирования ценностно-смысловой сферы учащихся, расширение их эрудиции и обогащение словами, лексикой историко-культурологического и духовно-религиозного значения.

Любой учебный предмет имеет свою структуру, в которую входят научные факты, представления, понятия, законы, закономерности, теории и правила. И учебные дисциплины религиозной направленности «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» имеют вполне определенную структуру. Обращение к национальным духовным традициям невозможно без изучения, освоения и усвоения основных понятий религиозной тематики. Особое место при знакомстве с религиозными культурами занимает работа со словами-символами, которые, во-первых, служат маркерами той или иной религиозной культуры, во-вторых, имеют сакральное значение и глубокий смысл для носителей данной культуры. К таким словам-символам относят названия обрядов, религиозных праздников, священных книг, культовых сооружений и пр.

Каждая религия имеет определенный набор специальных терминов и понятий. Интегрированное обучение религиозной лексике дает практические результаты работы на уроках и в олимпиадном движении.

Палитра смыслов слов-религионимов различается в каждой конфессиональной системе. К примеру, слова «любовь» и «блаженство», в бытовом и религиозном аспекте приобретают едва ли не противоположные значения. А такие общие слова, как «вера», «молитва», «святой», безусловно, будут иметь свое смысловое наполнение в каждой конкретной конфессиональной традиции. В связи с этим в данной работе приводятся некоторые общие методические рекомендации по работе с религиозными понятиями, но они сопровождаются примерами, относящимися к православной традиции.

Понятийной работе как самостоятельному виду деятельности может быть отведено конкретное время и место на уроках ОДНКНР, истории, музыки, изобразительного искусства, и, как правило, на это обращается внимание в начале занятия, а по его завершении учитель вновь возвращается к ключевым понятиям урока для контроля над усвоением учебного материала. Словарно-понятийная работа может осуществляться и в процессе чтения статьи учебника (чтение вслух с правильной расстановкой ударения, запись определений понятия в тетрадь, толкование слова) и в ходе работы с иллюстративным материалом религиозного значения. Особую значимость и практический интерес представляет курс «Истоки» или его элементы, которые помогают учащимся почувствовать атмосферу тысячелетней религиозной культуры. В качестве положительного приема следует назвать составление глоссария, понятийного словаря. Обычно такая работа оформляется на завершающем этапе изученного раздела или в конце всего курса, поскольку она позволяет обобщать и систематизировать весь изученный материал. Оптимальными заданиями при составлении словаря следует считать задания продуктивного и творческого характера, которые стимулируют у учащихся интерес самостоятельно формулировать определение понятия на основе выделенных признаков, делать свои комментарии в виде текстовых пояснений или рисунков-символов. Это позволяет получить обратную информацию об усвоении школьниками учебного материала духовно-нравственного содержания.

Уроки с духовно-нравственной и религиозной составляющей требуют аккуратной и грамотной работы с ключевыми понятиями.

Существуют разнообразные методы и приемы работы с понятиями на уроке. В ходе работы в данном направлении получилось выстроить определенную систему работы с ключевыми понятиями.

Сложилась четырехуровневая система которая, на мой взгляд, способствует глубокому проникновению в смысл религиозного понятия и прочности его усвоения:

  • первый уровень - этимологически-ассоциативный - предполагает определение этимологии слова при помощи словарей и подбора ассоциаций;

  • второй уровень - содержательно-конструктивный. Он позволяет выявить существенные признаки понятия и сконструировать определение;

  • третий уровень — это осмысление и применение понятий в познавательной деятельности;

  • четвертый уровень — контрольный, он может включать тестовые задания, контроль в игровой форме («Умники и умницы», «Брейн-ринг» и др.)

Представленные этапы работы с понятийным аппаратом могут использоваться в учебном процессе как в совокупности, являя собой целостную систему работы с ключевыми понятиями урока, так в отдельности, принимая во внимание уровень подготовленности аудитории.

. Воспитание у школьников отношения к слову как дару живому, наполненному духовной силой, — важная ступень на пути нравственного становления личности.


https://docs.cntd.ru/document/902384503




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!