СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы с одарёнными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленных на развитие способностей детей, на создание в дошкольных, школьных, средних специальных учреждениях и вузах условий для развития одаренности. Актуальность выдвинутой проблемы состоит в том, что необходимо уделять большое внимание своевременному выявлению, основываясь на наблюдении педагога, созданию развивающей среды, которая бы стимулировала положительные изменения в развитии личности ребенка. Реализация креативного потенциала личности является насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным заказом современности.

Просмотр содержимого документа
«Система работы с одарёнными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности.»

Система работы с одарёнными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности.

Одаренность конкретного ребенка в значительной степени является характеристикой условной и может быть проявлением возрастной особенности, это значит, что она может проявиться на новых этапах развития ребенка. В этом большая заслуга отводится учителю. Найти и выявить одаренных детей - это лишь одна из задач характеристикой условной и может быть проявлением возрастной особенности, это значит, что она может проявиться на новых этапах развития ребенка. В этом большая заслуга отводится. Главное - это создание условий для развития таких детей. Но надо учесть, что одаренные учащиеся, как правило, интересуются не одним предметом или бывают' одарены не только в одной сфере деятельности, поэтому учитель должен учитывать это в своей работе, так как есть опора на межпредметные связи. Таким образом, надо подчеркнуть, что работа должна проводиться не только в дополнительное время, как это принято считать многими педагогами, но и максимально использовать для этих целей обычный урок, используя личностно-ориентированный подход, подбирая для учеников индивидуальные задания.

Сущностью данного опыта в создании условий, обеспечивающих выявление и развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший скачок в развитии их способностей, а также реализацию их потенциальных возможностей. Как результат создание целостной системы работы с одарёнными детьми. Мной описана, система работы, которая предусматривает сочетание организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности с учетом характерных для одаренных детей особенностей с целью более глубокого и осмысленного усвоения предмета химии, подготовки учеников к участию в научно-­практических конференциях, олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах.

Выявление одарённых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. Эффективная идентификация одарённости посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одарённых детей в процессе их обучения.

Система работы с одарёнными детьми имеет определённую структуру. Включает три основных аспекта: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей и результативность, т. е. реализация их потенциальных возможностей.

Первой ступенью опыта является наблюдение за деятельностью учащихся 8-х классов на уроках химии. Учащиеся с большим интересом относятся к новому предмету. И тут необходимо поддержать интерес у учащихся и выявить одаренных заставить ребят думать, анализировать, сравнивать. Для этого можно использовать детей. Для этого необходимо использовать творческие домашние задания, в ходе выполнения которых проявляются способности обучающихся. Одарённым детям интересен сам путь к познанию. Нужно такие приемы и методы, как эвристическая беседа, создание проблемных ситуации, ответы на вопросы, содержащие проблему, применение заданий, которые способствуют развитию интеллектуальных способностей обучающихся. Учащиеся, справившиеся с освоением основных интеллектуальных умений, готовы к ведению исследовательской работы. Для проведения уроков отбираются экспериментальные и творческие задачи, например с экологической направленностью.

На уроках необходимо создать разнообразную среду, где каждый ученик мог бы самореализоваться в соответствии с индивидуальными познавательными возможностями. Здесь речь идет об индивидуальном подходе в обучении. Для этого требуется создание образовательной среды, включающей в себя:

• организацию и разработку учебного материала разного содержания, вида и формы;

• использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий;

• создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;

• организацию занятий в малых группах на основе диалога, ролевых игр.

Таким образом, уроки, предусматривающие активизацию творческой деятельности учеников, позволяют выявить ребят, способных к творческой работе, и привлечь их к занятиям на факультативах.

На первых этапах в 8 классе нужно работать над закреплением интереса к предмету, углубления знания в рамках школьной программы. Восьмиклассников больше всего привлекают химический эксперимент и задачи с "бытовым" или, наоборот, "фантастическим" содержанием.

В 9 классе необходимо привлекать к решению олимпиадных задач задачи олимпиад. Количество обучающихся на занятиях 8-9 классах по 8-14 человек. На данном этапе необходимо поддержать интерес.

Школьникам 10-11 классов задания подбираются сугубо индивидуально, материал различный по степени сложности, ориентирован на выполнение заданий из ЕГЭ части С, районных олимпиад.

Часто ученики, посещающие элективные курсы, требуют индивидуальных консультаций, что ведёт к глубокому и осознанному изучению предмета химии. Деятельность обучающихся должна носить в этом случае систематический характер: мной назначается день консультации, когда ученики могут получить рекомендации по поиску ответа.

Консультации я подразделяю на два вида: индивидуальные и групповые. Индивидуальные консультации проводятся с учениками по мере необходимости. В особенности это касается помощи ученику при подготовке к научно-практической конференции, олимпиаде, другим интеллектуальным конкурсам. Групповые консультации проводятся по определенным дням, четко установленным учителем. Занятия организовываются с целью отработки новых приёмов при решении расчётных и расчётно-экспериментальных задач. На групповых консультациях можно организовать с учащимися проектную деятельность, где основной из задач учителя является предъявление проблемы, которую следует решить учащимся самостоятельно, а также представление материально-технической базы и специализированной литературы по предмету.

Перед современным учителем общество ставит большие задачи, поэтому он должен стремиться стать мастером, довести свою деятельность до совершенства, как в преподавании своего предмета, как и в познании личности ученика.

Система образования должна готовить молодое поколение к тому, чтобы быть востребованным в реальном мире. Очевидно, что мир, в который предстоит влиться выпускникам, имеет тенденцию стать быстро развивающимся, динамичным, высокотехнологичным, в большой степени виртуальным. Электронно-информационные технологии кардинально меняют наш мир. Поэтому необходимо формировать у старшеклассников моду на интеллект, на инновационное мышление, на успешную личностную и гражданскую самореализацию. Что в таком мире, человек вынужден будет выработать в себе разные качества или компетентности. Но главное, что ему придётся уметь делать, - это постоянно реализовывать свой потенциал.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!