СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы социального педагога по формированию ЗОЖ обучающихся и их родителей

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система работы социального педагога по формированию ЗОЖ обучающихся и их родителей»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 города Красноармейска Саратовской области имени Героя Советского Союза Танцорова Г.В.»
















«Система работы социального педагога по формированию ЗОЖ обучающихся и их родителей»



















Подготовила социальный педагог

Сербина Н.В.





Здоровье – бесценное достояние не только человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми, мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если и придется, то значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежными в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета. Третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что, в конечном итоге, приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курениюи алкоголю, активно укорачивают свою жизнь. Именно поэтому тема моего доклада: «Система работы социального педагога по формированию ЗОЖ обучающихся и их родителей» очень актуальна в наше время.

Сегодня перед человечеством со всей остротой стоит вопрос, как организовать образ жизни в соответствии с биологической природой человека и его социальными потребностями и жить полноценной, творческой жизнью, не болея. Ответ на этот вопрос на первый взгляд достаточно прост и однозначен – вести здоровый образ жизни. Однако в современном обществе здоровый образ жизни – это сложное, многофункциональное явление. Важно иметь в виду, что для здорового образа жизни недостаточно сосредотачивать усилия на преодолении факторов риска возникновения различных заболеваний таких, как алкоголизм, табакокурение, наркомания, гиподинамия, нерациональное питание, конфликтные отношения, необходимо выделить и развивать все те многообразные тенденции, которые «работают» на формирование здорового образа жизни и содержаться в различных сторонах жизни человека. Поэтому роль воспитания заключается в том, чтобы выработать у каждого учащегося и его родителей отношение к здоровью как к главной человеческой ценности.

Школа может и должна способствовать сохранению, укреплению здоровья учащихся, основываясь на базе достигнутых в предыдущих годах результатов. Обязательным моментом в любой педагогической деятельности является мониторинг состояния здоровья учащихся, который проводится с медицинскими работниками школы 2 раза в год. Также целесообразно отслеживать в течение учебного года уровень «полезности» тех или иных мероприятий, проходивших в течение учебного года, степень заинтересованности в них учащихся, их родителей, педагогов. При этом приоритет следует отдавать созданию здоровьесберегающей среды, направленной на формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей как важнейшей ценности.

Обязательно в работе по формированию ЗОЖ у учащихся необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, уровень их психического, физического развития. Так пропаганду здорового образа жизни среди учеников среднего и старшего звена можно организовать через проведение различных мероприятий, таких как устные журналы, смотры-конкурсы сочинений, эссе, рефератов, научных работ, видеофильмов, мультимедийных презентаций, конкурсы стенной печати, ученических плакатов, интернет-проектов, походы выходного дня и др. В начальном звене работу по формированию ЗОЖ необходимо проводить в рамках физкультурно-оздоровительных и спортивно - массовых праздников, викторин, олимпиад, театрализованных представлений, конкурсов, совместных мероприятий с участием родителей, работы кружков и др.

Безусловно, полезными будут для учащихся любого возраста встречи с медицинскими работниками, представителями различных организаций, чья деятельность направлена на формирование здорового образа жизни. Поэтому необходимо при планировании работы на год предусмотреть сотрудничество с ЦРБ.

Не снижается угроза здоровью молодого поколения, создаваемая вредными привычками. Алкоголизм, наркомания, табакокурение, токсикомания способствуют истощению физического и психического здоровья. Поэтому целесообразно проводить тематические недели, месячники профилактики вредных привычек (в нашей школе они проходят 2 раза в год). Проведение данных акций можно приурочить к Международным дням здоровья, даты которых указаны в Календаре дней здоровья, ежегодно рассылаемом по учреждениям образования.

В рамках недель здоровья можно провести тематические классные, устные журналы, открытый микрофон, ток-шоу, брифинги, турниры ораторов, ролевые игры, свободный разговор, заседания дебат – клуба, дискуссионные качели, тематические дискотеки и др.

Наряду с повышением эффективности профилактической работы в данном направлении очень важно использовать потенциал культурно – досуговой деятельности с целью раскрытия творческих способностей учащихся, их самосовершенствования и самореализации.

Обязательным условием сохранения и укрепления здоровья учащихся является создание положительного эмоционального фона в школьном коллективе. Психоэмоциональный микроклимат в коллективе должен помочь раскрыть внутренние резервы и возможности учащегося, направить их на максимальное развития его таланта, склонностей, способностей и личности ребенка в целом.

Педагог, ответственный за работу по формированию здорового образа жизни у учащихся, должен работать в тесном контакте с педагогами – организаторами и администрацией школы. Проводимые в школе культурно-массовые мероприятия должны попутно развлечению воспитывать навыки здорового образа жизни, показывать альтернативу вредным привычкам.

В эффективности проводимой работы по формированию ЗОЖ большое значение играет и сложившаяся система работы школы с родителями. Целесообразно проводить образовательные программы не только для учащихся, но и для их родителей. Дают положительный результат встречи медицинских работников, правоохранительных органов с родителями на родительских собраниях, выход на проблемы, которые остаются незамеченными и неосмысленными родителями в процессе семейного воспитания, в ходе заседаний родительского университета.

Работу с родителями целесообразно проводить каждую четверть с учетом возрастных особенностей, с использованием мультимедийных презентаций, с выступлениями узких специалистов, с представлением родителям для закрепления знаний соответствующих памяток с методическими советами по семейному воспитанию, в т.ч. и на электронных носителях.

В школах полезно издавать информационные вестники для размещения необходимой информации по вопросам ЗОЖ, практических советов для родителей, правил дорожного движения, пожарной безопасности, защиты чрезвычайных ситуаций, охране жизни и здоровья молодежи и др.

Важным моментом в работе социального педагога по формированию ЗОЖ является работа с педагогами школы. Вопросы формирования здорового образа жизни должны обсуждаться на заседаниях методических объединений классных руководителей. Повышение методического уровня педагогов, обучения здоровьезберегающим технологиям приносят положительный результат в работе по данному направлению. Использование активных методов в работе по формированию навыков здорового образа жизни активизирует интерес школьников, привлекает их внимание, позволяет учащемуся являться «субъектом» воспитания, выполнять творческие задания, вступать в диалог с учителем, обдуманно принимать решение. Активные методы работы помогают в работе с родителями учащихся.

На какие наиболее эффективные воспитательные технологии педагогам следовало бы обратить внимание:

  • Групповые технологии, в ходе которых каждая группа получает определенное задание (одинаковое, дифференцированное) и выполняют его сообща под руководством лидера группы или педагога. Состав группы непостоянный и подбирается с учетом возможности максимально эффективно реализации способностей каждого участника в зависимости от содержания и характера работы.

  • Деловая игра, в ходе которой у учащихся появляется возможность поучаствовать в межгрупповой «ролевой» дискуссии, произвести оценку и самооценку работы.

  • Тренинги общения, которые помогают созданию у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения: знакомство и взаимопонимания, обращения, поведения в проблемных для учащегося ситуациях, получение ими в модельной форме определенного социально опыта.

  • КТД, которые помогать самоутверждению, самовыражению учащихся. Совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в планировании и анализе, вносят вклад в создание социального продукта.

В заключении отметим, что педагогам школы накоплен богатый опыт по привитию учащимся здорового образа жизни, но очевидно то, что в одиночку ни один педагог не смог бы достичь положительного результата. Эффективность работы социального педагога по формированию ЗОЖ у учащихся будет зависеть от того, как он сможет построить систему сотрудничества социума школы и семьи, насколько все участники будут стремиться к общей цели – сохранения здоровья ребенка.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!