СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Систематическое положение человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учащихся 8 классов содержание урока по теме "Систематическое положение человека", рекомендации по выполнения самостоятельной работы, домашнего задания, дополнительный материал к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Систематическое положение человека»

Тема: «Систематическое положение человека»

Цель: определить место человека в системе органического мира.

Содержание урока

1. Дайте определение понятия «таксон».

Таксонами называют систематические группы организмов, связанных той или иной степенью родства, поэтому анализ систематического положения вида Человек разумный поможет нам получить первые преставления о его происхождении.

2. Какие систематические группы (таксоны) вам известны?

Классификация Растений

Классификация Животных

Царство Растения

Царство Животные

Отдел Покрытосеменные

Тип Хордовые

Класс Двудольные

Класс Млекопитающие

-

Отряд Приматы

Семейство Крестоцветные

Семейство Человекообразные обезьяны

Род Редька

Род шимпанзе

Вид Редька дикая

Вид Шимпанзе карликовый

3. Опираясь на знания по зоологии, запишите систематическое положение Человека разумного в системе органического мира.

Тип Хордовые

Подтип Позвоночные

Класс Млекопитающие

Отряд Приматы

Семейство Гоминиды (Люди)

Род Человек (Homo)

Вид Человек разумный (Homo sapiens)

4. Используя текст учебника, выпишите признаки, указывающие на принадлежность Человека к систематическим группам



Таблица «Признаки, указывающие на принадлежность человека к группам»

Группы

Признаки

1.

Тип Хордовые


2.

Подтип Позвоночные


3.

Класс Млекопитающие

4.

Отряд Приматы


Как у всех хордовых, у человека на ранних стадиях эмбрионального развития закладывается хорда, над ней формируется нервная трубка, а под ней – кишечник.

Как у всех позвоночных, у человека формируется внутренний скелет, основой которого является позвоночник. Кровеносная система замкнутая. Нервная система дифференцируется на спинной и головной мозг, на периферии находятся нервы, нервные узлы.

Как представитель класса млекопитающих, человек имеет грудобрюшную преграду – диафрагму, участвующую в дыхании. Она разделяет полость тела на грудную и брюшную (рисунок 3 «Полости тела и черепа» на странице 14 учебника, рисунок 4 «Внутренние органы» на странице 15 учебника).

Легкие млекопитающих состоят из многократно ветвящихся трубочек, заканчивающихся легочными пузырьками – альвеолами, где происходит газообмен. Тело имеет постоянную температуру. Сердце четырехкамерное. Женские особи млекопитающих вынашивают плод в матке и после рождения выкармливают его молоком, вырабатывающимся молочными железами.

Как у всех представителей приматов, у человека пятипалая конечность, на пальцах плоские ногти, а не когти, большой палец противопоставлен всем остальным.

5. Используя текст учебника, таблицы (см. ниже дополнительную информацию для учащихся), сравните человека и человекообразных обезьян, выявите черты сходства и различия.

Семейство гоминид, кроме человека, включает человекообразных обезьян: гиббона, орангутанга, гориллу, шимпанзе. У них имеется большое сходство с человеком в генном аппарате (например, 90 % генов шимпанзе идентично генам человека). Обезьяны и люди болеют многими одинаковыми болезнями.

К роду Человек, помимо ныне существующего вида, относятся и вымершие формы. Современный человек отличается от других гоминид развитым мозгом, речью, прямохождением. У обезьян хватательную функцию в равной степени сохранили и ноги, и руки. Хватательная функция человеческой руки чрезвычайно усовершенствована, а ноги ее утратили и теперь выполняют только опорную функцию. Пальцы ног стали короче, зато появились своды стопы. С прямохождением связано и возникновение изгибов позвоночника. Благодаря этим изменениям происходит ослабление сотрясений, возникающих при движениях.

Человек разумный – результат не только биологической, но и социальной эволюции. Чем дальше движется человечество по пути исторического развития, тем большее значение приобретает усвоение опыта предыдущих поколений, накопленного в продуктах труда и в достижениях науки и техники.

6. Используя текст учебника, запишите в тетрадь отличительные особенности, характерные для вида Человек разумный:

-вертикальное положение тела и передвижение на двух ногах,

-S-образная форма позвоночника,

-расширенная форма таза, сводчатая стопа,

-высокая степень развития рук,

-способность выполнять различные высокоточные операции,

-большой объем головного мозга,

-бинокулярное зрение,

-речь (особе строение аппарата голосообразования).

7. Используя текст учебника, оформите в тетради опорную схему «Рудименты и атавизмы у человека» и сформулируйте вывод о том, что наличие этих органов – одно из доказательств животного происхождения человека.

Опорная схема «Рудименты и атавизмы у человека»

Рудименты – это …

Атавизмы – это …

Рудименты у человека:

-

Атавизмы у человека:

-

Важным доказательством происхождения человека от животных является наличие в его теле рудиментов – особых органов, которые функционировали когда-то у предков. Потом эти органы утратили первоначальное значение и в жизнедеятельности человека участия не принимают или почти не принимают. К рудиментарным органам в человеческом теле относятся: отросток слепой кишки – аппендикс, копчиковые позвонки (остатки скелета хвоста); ушные мышцы, позволяющие некоторым людям шевелить ушами; остатки волосяного покрова по всему телу; третье веко.

Другим важным доказательством родства человека и животных являются атавизмы – появление у отдельных людей признаков, которые были свойственны нашим далеким предкам, но утрачены в ходе эволюции. Это такие признаки как сильное оволосение всего тела и другие.

Закрепление

Вопросы:

1. Что такое рудимент? Приведите примеры.

2. Что такое атавизм? Приведите примеры.

Сформулируйте и запишите вывод по уроку



Домашнее задание

1. Параграф 3 на страницах 14-17 учебника (старый: на страницах 5-12 учебника).

2. Вопросы 1-2 на странице 17 учебника (старый: вопросы 1-7 на странице 11 учебника).

3. Закончить конспект и заполнение таблиц (см. рекомендации по тексту выше).

4. Словарь: таксоны, рудименты, атавизм.

Дополнительная информация для учащихся

Таблица «Сходство человека и человекообразных обезьян»

Признак

Проявление сходства

1.

Внешнее строение

Крупные размеры, длинные конечности, широкие плечи, сходная форма ушной раковины, выступающий нос, шерсть без подшерстка, мимика, ногти

2.

Скелет

Одинаковые отделы, кости, 12-13 пар ребер

3.

Кровь

4 группы крови

4.

Биохимические процессы

Сходство белковых молекул, взаимозаменяемость гормонов, общие болезни и паразиты

5.

Хромосомы

Сходное число, размер и форма хромосом (46-48)


Таблица «Различия человека и человекообразных обезьян»

Признак (орган)

Человек

Человекообразные

обезьяны

1.

Образ жизни


Семья

Стадо

2.

Положение при ходьбе

Вертикальное

На четырех конечностях

3.

ВНД

Рефлексы, инстинкты, память, абстрактное мышление, речь

Рефлексы, инстинкты, память, элементарное мышление

4.

Скелет

а) череп

Мозговой отдел больше лицевого


Лицевой отдел больше

5.

б) надбровные дуги

Отсутствуют

Есть

6.

в) верхняя челюсть

Не выступает вперед

Выступающая

7.

г) позвоночник

S-образный (с изгибами)

Без изгибов

8.

д) таз

широкий

Узкий

9.

е) кисть руки

Большой палец противопоставлен остальным

-

10.

ж) нижние конечности

Значительно крупнее верхних

-

11.

з) стопа

Имеется свод

-

12.

мозг

1200-1400 г

600-650 г



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!