« Система работы по приобщению детей к истокам народной культуры в рамках преемственности детский сад – школа » Подготовили: Горбунова Ю.Н. Кривоплясова Н. С. МКДОУ Д/с №7 комбинированного вида г. Россоши
Актуальность
Региональная стратегия в области дошкольного образования опирается на Концепцию национальной образовательной политики РФ. Её реализация предполагает включение в образовательные программы ДОУ национально-регионального компонента, содержанием которого является историко-культурный потенциал региона, а целью – использование этого потенциала в решении образовательных задач.
В Законе об образовании РФ говорится о том, что основные образовательные программы должны учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности.
Следовательно, развитие познавательного интереса к изучению народной культуры ребёнка в ДОУ и ученика в школе, преемственность в работе по данному направлению – актуальные задачи воспитательно-образовательного процесса в детском саду и школе.
Цель
формирование личности ребёнка, способной активно познавать окружающий мир, ориентироваться в нём и на деятельностной основе осваивать ценности народной культуры.
Задачи
1.Развитие способности освоения этнокультурного опыта региона, историко-культурных ценностей, на деятельностной основе.
2.Формирование гражданских чувств, воспитания любви к малой Родине, уважительного и бережного отношения к духовному и культурному наследию.
3.Создание этноразвивающей среды в ДОУ.
Направления реализации регионального компонента в ДОУ
-физическое развитие
-социально-личностное развитие
-познавательно-речевое развитие
-художественно – эстетическое развитие
Вопрос преемственности является важнейшей проблемой российского образования. Практические работники считают, что преемственность и непрерывность между звеньями образования на начальном этапе понимаются либо узко и формально, либо вообще на деле такая преемственность отсутствует.
Основная цель дошкольного образования – всестороннее общее развитие ребёнка, задаваемое государственным стандартом в полном объёме в соответствии с потенциальными возрастными возможностями и спецификой детской психологии .
В начальной школе цель – это продолжение всестороннего развития детей с учётом возросших возможностей, спецификой школьной жизни наряду с освоением важнейших учебных навыков и становлением учебной деятельности.
Следовательно, для изучения курса народной культуры в ДОУ необходимо соблюдать ряд требований, основываться на целеполагании данного курса в школе, стремясь поддержать интерес дошкольников к народной культуре.
Средства решения:
- Различные виды занятий;
- Игры;
- Чтение литературы;
- Экскурсии;
- Совместная деятельность детей и взрослых.
Преемственность между детским садом и школой остаётся двусторонним процессом:
Детский сад, как основа формирования личностных качеств ребёнка
школа развивает выявленный в детском саду потенциал учащегося.
Пример преемственности по приобщению детей к истокам народной культуры в детском саду и школе можно увидеть на сопоставительном анализе основных задач изучения данной темы и результатов её усвоения.
Детский сад
Школа
ЗАДАЧИ
1. Создание условий для приобщения детей к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд)
Создание условий для становления личности человека и гражданина, знающего, помнящего и любящего историю и культуру своего народа с раннего возраста
Детский сад
Школа
ЗАДАЧИ
2. Создание развивающей среды, в которой будут предметы, вызывающие интерес, помогающие воспитать любознательность ребёнка. Эти предметы должны отражать быт русского народа и их необходимо постоянно обновлять и пополнять
Осуществление дифференцированного подхода через организацию новых игровых технологий на основе русского народного творчества, которые позволяют сформировать у детей общее представление о культуре своего народа, её богатстве и разнообразии.
3. Широкое использование на занятиях и в свободное время сказок и песен, хороводных игр, народных примет, традиций и обрядов. Предлагать детям использовать их элементы в самостоятельных видах детской деятельности.
Использование произведений народного творчества на уроках изобразительного искусства, трудового обучения.
Изучение устного народного творчества песенного фольклора, фразеологических оборотов.
Детский сад
Школа
ЗАДАЧИ
4. Знакомство детей с видами национального искусства, учить детей петь песенки-заклички; разучивать с детьми народные танцы
Знакомство с традициями русского народа, особенностями национальной одежды, с произведениями декоративного искусства. Организация кружков народного творчества.
5.Проведение народных раздников
(«Осенины», «Масленица»)
Проведение вечеров, обрядово-календарных праздников; встречи с народными мастерами, экскурсии в музеи; ведение поисково-исследовательской работы.
Детский сад
Школа
РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускники детского сада :
- знают содержание сказок, былин, примет, пословиц;
- знают и умеют играть в народные игры, с народными игрушками;
- умеют узнавать героев в произведениях изобразительного искусства;
- узнают предметы русского народного прикладного искусства;
- узнают русские народные инструменты;
- имеют навыки исполнения народных танцев;
- эмоционально и положительно откликаются на красоту природы.
Учащиеся:
- используют фольклор в повседневной жизни (пословицы и поговорки, загадки);
- самостоятельная организация игр-забав с помощью считалок;
- детская познавательная активность
- знают историю русского костюма;
- проявление у детей эмоционально-эстетической отзывчивости на произведения народного художественного творчества;
- понимание красоты и гармонии на основе восприятия родной природы, искусства, литературы
Вывод:
Подобная работа способствует развитию личностной культуры ребёнка как основы его любви к родине. В современных условиях жизни, когда не только представление школьников, но и взрослых людей о русской культуре отрывочны и поверхностны, считаем проведение такой работы значимой и актуальной.
Благодарим за внимание!