СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы с пословицей на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

     В качестве фольклорного материала учителя начальных классов чаще всего в своей работе обращаются к загадке и сказке.  Что же касается пословицы, то работа с этим жанром чаще всего ведется во внеклассной работе и на уроках русского языка. На уроках чтения образовательные и воспитательные возможности пословицы используются в начальной школе явно не в полной мере. А ведь их ценность велика.

Просмотр содержимого документа
«Система работы с пословицей на уроках литературного чтения»

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение школа №1




Методическая работа

по описанию педагогического опыта



тема: Система работы над пословицей

на уроках литературного чтения в начальной школе



Выполнил: учитель начальных классов

МБОУ школы №1 г.Кулебаки

Ивлева С.Б.













Общеизвестным фактом является то, что познать родной язык невозможно в отрыве оттого, что создано народом, говорящим на этом языке.

Темы фольклора, народного искусства очень актуальны в любые времена, в том числе и сейчас. Знакомство с народным творчеством убеждает, что русский народ с древнейших времен жил высокой правдой и красотой в душе.

Изучая литературу по данной теме, мы приходим к выводу, что в качестве фольклорного материала учителя начальных классов чаще всего в своей работе обращаются к загадке и сказке.

Что же касается пословицы, то работа с этим жанром чаще всего ведется во внеклассной работе и на уроках русского языка.

На уроках чтения образовательные и воспитательные возможности пословицы используются в начальной школе явно не в полной мере. А ведь их ценность велика.

Обращаясь к пословицам, есть смысл обратить внимание на тот заключенный в них опыт, который и сегодня не утратил своей актуальности. Таковым, в частности, является опыт особого отношения человека к миру, чувство связи с ним и ответственность за него.

Процесс работы с пословицей – это упражнение в самостоятельности мышления, развитие детской сообразительности, воображения, чувства юмора, обогащение знаниями об окружающем мире, это поиск, это открытия.

Умение объяснить смысл той или иной пословицы, употребление их в речи устной и письменной, является одним из показателей интеллекта ребенка, одним из показателей уровня владения родным языком.

Знание пословиц активизирует детскую сознательность, при этом учащиеся усваивают нормы поведения людей, эстетические и нравственные идеалы.

Пословицы имеют познавательное и воспитательное значение, они носят развивающий характер, выражают этические и эстетические представления, влияют на развитие творческих способностей детей, а также являются средством обучения.

Фольклорные тексты становятся для младших школьников объектом изучения с разных сторон: во-первых, как источник знаний о человеке, во-вторых, как средство формирования важнейших нравственных понятий, в-третьих, как произведения искусства, в-четвертых, как средство познания родного языка и родной речи через лучшие образы.

Учитывая огромную ценность этих произведений, я часто обращаюсь к ним в своей практической деятельности.

В мир пословиц ввожу ребенка с 1 класса, когда ребенок очень тонко чувствует, непосредственно воспринимает, когда все западает в сердце и остается на всю жизнь.

Уже на первом уроке дети встречаются с двумя пословицами. Первую – «Ученье – путь к умению» - выбираю для темы урока. Вторая - «Азбука – к мудрости ступенька» - становится как бы итогом урока.

Далее, весь добукварный период активно знакомлю детей с пословицами.

Дети заводят тетради, где рисуют или наклеивают изображение животного и с помощью родителей записывают пословицу. А многие сами переписывают их с книг. (Приложение 1)

Такая совместная деятельность учителя, учащегося и родителей благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в классном коллективе, и в семье.

Далее на уроках при изучении алфавита, учащиеся будут читать пословицы, раскрывать смысл, находить среди них уже знакомые им пословицы, отыскивать в пословицах слова с изучаемой буквой.

Во 2 классе и далее методика работы над пословицей такова:

  • Подбор пословиц по темам.

  • Нахождение героев, того или иного произведения, к которым можно отнести пословицу, данную учителем. Таким образом, начинается работа над изобразительными средствами языка.

  • Далее учащимся предстоит научиться находить пословицу в тексте. Данные задания способствуют с одной стороны развитию у детей привычки всматриваться в текст и вслушиваться в речь, а также помогают ослабить длительное умственное напряжение.

  • Подбор пословицы, которая раскрывает содержание данного произведения. Теперь учащиеся не просто запоминают пословицу, раскрывают ее смысл, но и связывают с идеей произведения.

  • Следующий вид работы – это иллюстрирование пословиц. Это развивает творческую фантазию детей и нравится им. (Приложение 2)

  • Использование пословиц для образно-эмоциональной характеристики людей, их поведения, житейских ситуаций. (Приложение 3)

  • Составление «книжки-малышки» по пословицам, собранным учениками.

  • С 4 класса начинаю работу творческого характера.

  • Большую ценность представляют сочинения, написанные по пословицам. (Приложение 4)

  • Начинаю работу исследовательского характера. (Приложение 5)

  • Во всех классах, на разных этапах урока использую игровые виды работ с пословицами. (Приложение 6)

Работа с пословицами на уроках литературного чтения по описанной в данной работе методике, показала, что у детей развивается образное мышление, речь, обогащается их словарный запас, большую роль пословицы играют в культурном и нравственном воспитании учащихся.

И независимо от того, какое количество пословиц войдет в активный и пассивный запас младших школьников, благодаря систематической работе с данным жанром фольклора у детей развивается уверенность в себе, положительная самооценка. Дети начинают адекватно оценивать свои действия и действия другого.

Результаты диагностики и срезовых работ показывают эффективность данной методики по работе с пословицей. (Приложение 7)






Приложение 1

Курицына Арина 1 «а»
































Беспалов Д. 1 «а»

Приложение 2







Лёвин И. 2 «а» Назаренков Д. 2 «а»


Приложение З


Использование пословицы для образно-эмоциональной характеристики людей.


Вот как дети с помощью пословиц характеризовали героев «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» А.С. Пушкина и их поступки.


Герой

Пословица

Объяснение подобранной пословицы

Царь -

« И сила есть, да воли нет»




«Под лежачий камень вода не течёт»

Сила у царя была, раз он воевать поехал и сражаться с врагом,

А вот воли не было. Хотел поехать на остров и мог, но не сразу поехал, слушал отговоры сестёр. ( Илья К.)


Не раз хотел царь увидеть остров, о котором ему рассказывали, дивился рассказами о нём, но всё не ехал. А когда всё же поехал, то встретил там и жену и сына. ( Юля К.)

Царица -

«Добро ищи, а худо само придёт»



«Будет и на нашей улице праздник»

Она нашла мужа хорошего, а худо само пришло к ней, когда её с сыном в бочку посадили. (Яна Л.)


Не смотря на все препятствия сестёр, к ней пришло счастье. (Андрей К.)

Сёстры -

« В закрытый рот и муха не залетит»





«Как аукнется, так и откликнется»

Каждый раз, когда приезжали гости, ткачиха с поварихой, чтобы удержать царя рассказывали новые чудеса, вызывая этим гнев князя Гвидона, и как только они заканчивал говорить, им кто-то впивался то в глаз, то в нос. (Игорь Л.)

Сёстры обманули царя из-за зависти к сестре. А царь, узнав об обмане, прогнал их с острова. ( Виолетта Л.)

Гости -

«Гость не много гостит, да много смотрит»

Гости не долго были у Гвидона, но всё подмечали, а потом рассказывали царю Салтану про чудный остров. (Слава Д.)





Приложение 4


Сочинение.


«Не откладывай на завтра то, что можно

сделать сегодня»


Петя пришёл домой из школы. Ему задали домашнее задание, но он хотел гулять. Петя сказал маме, что уроки выучит завтра с утра и убежал на улицу. Вечером Петя поужинал и лёг спать.

Наступил новый день. Петя не успел выучить все уроки и отправился в школу. Из школы мальчик возвращался грустный, потому что в его дневнике за домашнее задание стояла двойка. Мама поругала Петю и сказала « Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня!».


Анастасия И.

Сочинение.


«Не откладывай на завтра то, что можно

сделать сегодня»


Наступила зима. Земля, деревья, крыши домов, всё покрыто снегом. Трудно стало птичкам. Им не хватало корма. Ваня решил сделать кормушку для птиц, но откладывал это со дня на день. Пришла весна. Потом наступило лето, а кормушка так и не была сделана. Вася не помог птичкам.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Александр С.













Приложение 5

Работа исследовательского характера


Ребята собирают пословицы с именами людей. Анализируя эти пословицы, приходим к выводу, что большинство имён, встречающихся в пословицах, использовано для рифмы. «Филимон, пойди вон, а ты Ватута сиди тута»

В пословицах, как и в сказках,

Иван – простак и добряк: «Иван в дуду играет, а Марья с голоду помирает»;

Ермошка – бедняк: «Богат Ермошка – есть собака, да кошка»;

Кузьма – пьяница: «Наш Кузя всегда пьян, как зюзя»;

Макар – горемыка: «На бедного Макара все шишки валятся»;

Гришка - хитрец: «Ешь, Гришка, не жалей хозяйского добришка»;

Емеля – болтун: «Мели, Емеля, твоя неделя»;

Тит – лентяй: «Тит, поди молотить! – Брюхо болит!»;

Акулина- неумеха: «Акуля! Что шьёшь не оттуля?».

А всего дети собрали пословицы, в которых упоминалось 123 имени.

Другая группа ребят собрали пословицы о городах, выясняли или предполагали почему народ создал о них свои изречения. Ребята нашли поговорки и пословицы о Москве, Киеве, Арзамасе, Туле, Пскове, Нижнем Новгороде, Ярославле, Питере, Казани, Новгороде, о Камчатке, Сибири, Крыме и т.д.

Были собраны пословицы о великих реках Волге, Неве, Дунае, Оке, Вятке.

Не менее интересной была работа по нахождению пословиц, в которых встречаются русские ремёсла. Данная работа помогает детям лучше осознать произведения русских писателей и поэтов.













Приложение 6

Игровые виды работ с пословицами и поговорками.



  1. «Перевёртыши» Отгадай пословицу

  • От смелости затылок мал (У страха глаза велики) ;

  • Чужая ботинки дальше от ног (Своя рубаха - ближе к телу);

  • Ниже пяток не опустишься (Выше головы не прыгнешь);

  • Скрыл, что водоросль – выходи из аквариума (Назвался груздем – полезай в кузов);

  • Курица – кабану подружка (Гусь свинье не товарищ);

  • Борщ соусом поправишь (Кашу маслом не испортишь);

  • В летнюю жару никто не стар (В зимний холод всякий молод)

  1. «Собери пословицы»


Много будешь знать

глаза запорошишь.

Не смотр и высоко

спина не заболит!

Хвастать, не косить

скоро состаришься.


  1. Угадай пословицу

а) по картинке

б) по двум опорным словам (друзья- беда)


  1. Составь пословицу Язык, Киев, вести


  1. Доскажи словечко Одни шишки у нашей…..





Приложение 7

Диагностика.


Данная методика выявляет особенности мышления – уровень сравнения, обобщения.

Вариант предложен Б.В.Зейгарник.

1.Сравнение предметов.

С помощью данной методики исследуется процесс обобщения нового материала.

Испытуемому дают карточки, на которых написаны специально подобранные пословицы, и предлагают сгруппировать их, разделив на пары, либо аналогичные, либо противоположенные по смыслу. Результаты методики свидетельствуют об особенностях ассоциации связей



Из данной диагностики видна динамика ассоциативных связей, а следовательно и такой мыслительной операции, как сравнение.


2. Отнесение фраз к пословицам.

Испытуемому предлагают серию табличек с пословицами и значительно большее количество карточек с фразами. Среди фраз имеются такие, которые соответствуют переносному значению пословиц, и такие, которые сходны лишь формально-лексическом отношении. Испытуемому предлагают подобрать к каждой пословице соответствующую по смыслу фразу. Например к пословице «Куй железо пока горячо» даются на выбор три фразы «золото тяжелее железа», «железо куёт кузнец», «не откладывай дело в долгий ящик».

По данной методике проверялись дети 3 «а» и 3 «б» классов.



Результат срезовой работы на объём знаний пословиц на заданную тему.


Учащимся 3 классов предлагалось записать пословицы о дружбе.



Из всех названных пословиц 62 % приходится на обучающихся 3 «а» класса.

Достижению этого в полной мере послужила работа с произведениями устного народного творчества, в частности с пословицей, на уроках литературного чтения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!