СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы учителя по подготовке выпускников к Государственной итоговой аттестации по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дается система работы учителяпо подготовке выпускников к Государственной итоговой аттестации по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Система работы учителя по подготовке выпускников к Государственной итоговой аттестации по русскому языку»

















«Система работы учителя

по подготовке выпускников

к Государственной итоговой аттестации

по русскому языку»









Автор - Казанцева Лада Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ №28 г. Ульяновска








Ульяновск

2016



ПЛАН.



I. ВСТУПЛЕНИЕ.

ОСОБЕННОСТИ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.



II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.



1. « ШКОЛА» ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ (5-9 КЛАССЫ)

2. ПОДГОТОВКИ К ПЕРВОЙ ЧАСТИ ЕГЭ В 10-11 КЛАССАХ.

3. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ

(ЗАДАНИЕ № 25)

4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ГИА.

ОТРАБОТКА ПРОЦЕДУРЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА.



III. ВЫВОДЫ.



IV. БИБЛИОГРАФИЯ.



V. ПРИЛОЖЕНИЕ.













  1. ВСТУПЛЕНИЕ.

ОСОБЕННОСТИ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

ЕГЭ как форма обязательной итоговой аттестации по русскому языку была введена в 2000-2001 учебном году.

Идея единого государственного экзамена возникла в условиях возросшего разнообразия средств и методов обучения в школе, использования вариативных учебных планов, программ, учебников и учебных пособий. В отечественном образовании со всей остротой встала задача повышения качества образования, обеспечения единого содержания образования для всех выпускников, повышения объективности и стандартизации выпускных и вступительных экзаменов.

Оценка уровня подготовки выпускников предполагает сравнение реального уровня обученности экзаменуемого с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте. Такая оценка может быть получена с помощью разнообразных форм контроля: устного опроса, диктанта, изложения, сочинения, многоаспектного анализа текста и др.

Преимущества тестов, используемых в контрольных измерительных материалах единого государственного экзамена по русскому языку, перед всеми возможными формами контроля заключаются, по мнению федеральной предметной комиссии по русскому языку, кандидатом педагогических наук И.П. Цыбулько, в следующем:

- все экзаменуемые находятся в равных условиях, что позволяет объективно оценить их достижения в усвоении предмета;

-сведена к минимуму субъективность при оценке задания С;

-результаты поддаются статистической обработке;

-существенно экономится время, затрачиваемое на проверку;

- за сравнительно небольшой отрезок времени можно проверить знания, умения и навыки учащихся по всем разделам школьного курса.

Все проверочные задания в рамках ЕГЭ обязательно соотнесены с содержанием образовательного стандарта по предмету. В связи с этим проверяется уровень сформированности языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций.

Опыт проведения ЕГЭ по русскому языку доказал, что экзамен позволяет проверить все виды компетенции, в том числе и коммуникативную.

За время проведения ЕГЭ было отмечено положительное влияние эксперимента по введению ЕГЭ по русскому языку на процесс преподавания предмета:

- в практике преподавания русского языка конкретизируется содержание обучения русскому языку, отрабатывается обязательный перечень содержательных элементов государственного образовательного стандарта; становится актуальным компетентностный подход в обучении;

-в школу внедряется переход от знаниецентричной парадигмы обучения к культуросообразной.

Такой переход строится на понимании того, что будущее зависит не столько от количества знаний учащихся, сколько от сформированности универсальных способов познания, мышления, практической деятельности;

-усиливается коммуникативная направленность преподавания школьного курса;

-на уроках русского языка больше внимания уделяется анализу текстов различных стилей и типов речи;

-целенаправленно развивается монологическая речь учащихся; формируется умение рассуждать на предложенную тему, приводя тезис, аргументы и делая вывод;

-отрабатываются навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируются на этой основе общеучебные умения работы с книгой,

-идет целенаправленный процесс обучения комментированию текстов, созданию собственных текстов;

- результаты выполнения экзаменационной работы по русскому языку дают возможность выявить тот круг умений и навыков, отработка которых требует большего внимания в процессе обучения в старших классах;

-благодаря проведению единого государственного экзамена актуальным становится сознательно – коммуникативный принцип обучения русскому языку, основная идея которого заключается в признании важности теоретических (лингвистических) знаний для успешного формирования практических речевых умений; изучение языка во взаимосвязи и взаимозависимости единиц различных языковых уровней.

Со времени введения единого экзамена прошло 15 лет, появились определенные результаты. ЕГЭ уже не является чем-то неизведанным и пугающим, так как разработано множество методических рекомендаций по проведению экзамена, накоплен определенный опыт работы и у учителей, которые понимают, что необходима система подготовки выпускников к данному виду итоговой аттестации. Сегодня уже можно говорить об определенных успехах, достижениях и вместе с тем о проблемах в подготовке к итоговому экзамену по русскому языку.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. «ШКОЛА» ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ.

Первый раз мне и моим выпускникам представилась возможность на собственном опыте пройти все этапы единого государственного в 2008-2009 учебном году. Это год, когда ЕГЭ впервые был введен как обязательный экзамен по всей стране.

Экзамен по русскому языку мои ученики одиннадцатого физико-математического класса (по учебному плану в неделю у них был 1 час русского языка и 8 часов математики) выдержали успешно. Средний балл по классу был равен 70. Это сейчас, по прошествии 10 лет, этот балл не кажется высоким. Но тогда это были хорошие результаты. В переводе на привычные школьные оценки это выглядело так: «пятёрок» – 8, «четвёрок» – 9, «троек» – 4 (причём это значительно выше, чем выставленные мной годовые оценки по русскому языку). В параллельном гуманитарном классе средний балл – 68. В результате школа заняла третье место в рейтинге общеобразовательных учреждений Ульяновска по итогам ЭГЕ по русскому языку.

Теперь я понимаю, что это была очень хорошая школа. Что же помогло достичь таких результатов?

Думаю, немалую роль сыграло то обстоятельство, что у этих учеников я начала преподавать русский язык с пятого класса. А это позволило узнать как сильные, так и слабые стороны каждого и в соответствии с этим выстраивать индивидуальную работу. Применялись различные формы и методы личностно ориентированного обучения. Уже начиная с пятого класса, мои ученики активно осваивали и тестовую форму контроля. Использовался и ряд других мер, направленных на качественное изучение предмета.

Считаю, что существенными факторами успеха на Едином государственном экзамене являются:

- обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения ребенка в школе,

- специальная системная подготовка к ЕГЭ, разработанная учителем для конкретных учеников конкретного класса.

Чтобы результаты были успешными, работа должна вестись в системе и начинаться как можно раньше. При разработке системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку необходимо охватить все разделы языкознания: «Фонетику», «Орфоэпию», «Лексикологию», «Фразеологию», «Морфемику», «Морфологию», «Орфографию», «Пунктуацию», «Синтаксис», «Культуру речи» (подготовка к сочинению). В 5-9 классах большое внимание следует уделять формированию орфографических и пунктуационных навыков.

Кропотливая каждодневная работа на уроках и даже после них приучает детей к качественному выполнению заданий. Из опыта могу сказать, что у пятиклассников навык распознавания орфограмм не всегда развит на достаточном уровне. Поэтому одна из первых задач – учить видеть орфограммы, развивать «орфографическую зоркость». Этого я добиваюсь, приучая детей видеть «ошибкоопасные места» в словах и выделять их графически. При этом есть еще одно условие: обязательное проговаривание правила, подчеркивание буквы-орфограммы, графическое выделение орфограммы. При изучении правил орфографии и пунктуации необходимо мотивировать детей на внимательное и глубокое изучение материала, сделав акцент на то, что изучаемый материал понадобится им при решении заданий ЕГЭ.

Следует отметить, что такая методика работы увлекает детей, работают они с желанием: становятся исследователями, открывателями, учителями. Аналогично работаем и при анализе предложений. Постепенно работа в таком формате становится привычной практически для всех.

На этой стадии подготовки к экзамену я использую методику структурирования учебного материала. Она ориентирована на укрупнение дидактической единицы учебной информации, сведения ее к единым логическим и дидактическим основаниям. В результате логической обработки материала и установления последовательности его изучения создаются благоприятные условия для формирования у учащихся обобщенных знаний, позволяющих успешно готовиться к выполнению первой части в системе подготовки к ЕГЭ.

Материал в схеме может отражать и те моменты, которые либо вовсе не изучаются по школьной программе, либо изучаются в старших классах. Сильный ребенок обязательно обратит на это внимание, использует полученные знания при решении олимпиадных заданий.

Начиная с 5 класса, каждый ученик заводит тетрадь-подсказу, в которую собирает с помощью учителя весь теоретический материал, необходимый для сдачи ОГЭ и ЕГЭ в виде опорных схем, таблиц, алгоритмов, значимых правил, основных теоретических сведений, к которым можно будет обратиться при затруднении.…

Также я активно стараюсь использовать различные мнемонические приемы, способствующие долгосрочному запоминанию правил русского языка и исключений из них. Например, для того, чтобы запомнить правильное ударение в слове «феномен», можно воспользоваться следующими мнемоническими приемами:

«Феномен» в большинстве случаев – это нечто удивительное. А удивлению соответствует возглас «Оооо!» – и это как раз соответствует ударной гласной. Попробуйте произнести это слово так, чтобы в ударном слоге прозвучало это удивление: «фе-нО!-мен». Или представьте себе, например, обложку книги, где будет крупно написано это слово – но вместо «О» будет изображен удивленно раскрытый рот.

Можно использовать для запоминания и короткие рифмованные фразы, которые подскажут правильное произношение.

Например, так:

Труд ученых многотомен –

В нем исследован феномен.

Можно придумать и предложения, в которые, кроме слова «феномен» войдут другие слова с аналогичным ударением. Например, так: «Феномен огромен и головоломен».

Считаю, что при проектировании уроков русского языка важна преемственность, основывающаяся на комплексном изучении языка, которое предполагает системное повторение материала на каждом уроке, т.е., кроме изучения нового материала, попутно повторяются другие темы. Опыт работы показывает, что такое повторение должно быть основано на анализе ошибок, допущенных во входящем диагностическом тесте или диктанте и далее в последующих контрольных работах, текущих работах, выполненных самостоятельно.

Для отработки навыков выполнения заданий первой части КИМа очень полезно уже в основном звене при проверке усвоения материала включать тестовые задания, в которых формулировка вопроса приближена к ЕГЭ.

Тестовые формы контроля необходимо вводить уже с 5-го класса. Не все ученики сразу могут решать тесты, нужно помочь им овладеть техникой работы с тестами, постепенно готовя к формату ЕГЭ. Регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет быстро установить обратную связь, определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них. Как итоговый и промежуточный контроль тестирование обеспечивает такие качества результатов проверки, как надежность и объективность. В практике используются материалы, аналогичные материалам ЕГЭ, составленные в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений по русскому языку и учитывающие возрастные особенности учащихся. Таким образом, использование КИМов позволяет начать системную подготовку к ЕГЭ с 5 класса.

Уже в среднем звене необходимо вводить многоаспектный анализ текста, который помогает построить урок в формате ЕГЭ. Комплексный (лингвистический, стилистический, речеведческий, культурологический, литературоведческий) анализ является важным средством обобщения и систематизации знаний по лексике, фонетике, грамматике, стилистике и в то же время способствует речевому развитию учащихся, воспитывает, совершенствует чувство языка, языковую интуицию, без чего невозможно восприятие текста и его создание в устной или письменной форме.

Комплексный анализ текста помогает исследовать текст с разных сторон. От класса к классу объемы исследования текста увеличиваются, формируются навыки анализа текста, повторяются темы всех разделов лингвистики, оттачиваются умения в создании письменных высказываний учащихся.

На помощь приходят уроки литературы, где художественные тексты, их фрагменты становятся предметом размышлений для учащихся. Проводятся много письменных работ по литературе: письменный ответ на вопрос, размышление, пересказ небольшого фрагмента, сочинение. Дети привыкают к такому режиму работы. Таким образом, на уроках литературы ученики тоже много пишут. Умение интерпретации, анализа текста необходимо как на ЕГЭ по русскому языку и литературе, так и при выполнении олимпиадных заданий. Ученики заинтересованы в том, чтобы научиться свободно выражать свои мысли.

Также необходимо проектировать уроки с учетом принципов дифференциации и индивидуализации обучения. В каждом классе есть несколько групп детей с разной мотивацией к обучению. Конечно, этот фактор учитывается при проектировании урока. Мотивированные на учение дети, как правило, работают самостоятельно (самостоятельное изучение темы, карточки по теме, сообщение, работа со словарем и др.) или выступают в роли консультантов, помощников.

Необходима и организация контроля (со стороны учителя) и самоконтроля (со стороны учащегося). Грамотная организация контроля приучает школьников к дисциплине, к тому, что нужно учить материал, к определенным требованиям учителя. Кроме этого, ученик видит результаты своего труда, оценивает уровень своих знаний.

Таким образом, к десятому классу учащиеся подходят уже со знанием структуры ЕГЭ, умеют выполнять некоторые задания первой части КИМов. В 10-11 классе предстоит текущее повторение, практическая отработка полученных умений и навыков и тщательная подготовка к сочинению.













2. ПОДГОТОВКИ К ПЕРВОЙ ЧАСТИ ЕГЭ В 10-11 КЛАССАХ.

В старшей школе система подготовки к ЕГЭ по русскому языку включает в себя:

- урочную деятельность,

- внеурочную деятельность,

- индивидуальную работу.

В 2015-2016 году учебном году 11 класс, который я выпускала, был сформирован из трех девятых, русский язык в них преподавали три разных учителя.

Вот почему необходимо было выстроить целую мотивационно-целевую систему, которая, как я понимаю, должна была способствовать успешной сдаче экзамена. Задействовала эта система не только учеников, но и их родителей. С этой целью проводились тематические родительские собрания, индивидуальные беседы. И надо прямо сказать, что взаимопонимание было достигнуто полное. Дома у учеников создавались необходимые условия для подготовки к экзаменам, был усилен родительский контроль.

С самими же выпускниками работа велась в основном по двум направлениям. На уроках русского языка при изучении и повторении тем в качестве практического материала широко использовались задания из КИМов ЕГЭ.

Чтобы достичь хорошего результата в столь короткий срок, от учителя требуется и создание системы уроков по подготовке к ЕГЭ. Разработать такую систему позволяют КИМы. Я использую простую методику, в основе которой лежат алгоритмы рассуждения. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной теме иногда я  предлагаю  лишь сведения о том, где можно найти нужный материал.     Для тренировки  берем типовые тестовые задания. Тесты к заданиям позволяют детально проработать каждую тему. Не всегда надо ждать быстрого успеха: некоторым ученикам то или иное задание  надо решить по алгоритму много раз, только тогда появится уверенность и четкость. 

Каждый тематический блок завершается проверочной работой. Работы детей анализирую,      материалы собираются в индивидуальные папки, затем каждый ученик работает над  своим проблемным заданием. Это помогает целенаправленно организовать индивидуальную работу с учащимися.

Через некоторое время снова проводим промежуточный тест и проверяем. И снова работаем над ошибками. Система внешнего мониторинга показывает реальную картину качества знаний учащихся, помогает скорректировать работу.

Наряду с этим проводятся и регулярные дополнительные занятия, ведь предусмотренного программой одного урока русского языка в неделю катастрофически мало. На этих занятиях идет углублённая проработка материалов ЕГЭ.

Вначале работа велась по сборникам тематических тренировочных заданий С.В. Драбкиной и Д.И. Субботина «ЕГЭ. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся». Причём требовалась предварительная подготовка теоретической части изучаемых вопросов. Этим достигалось осознанное понимание материала каждым учеником.

И лишь затем приступали к работе с КИМами ЕГЭ по сборнику заданий Цыбулько. Я убедилась, что именно такой подход даёт положительные результаты.

Тестирование предполагает формирование особых навыков: умения выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных, умения оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста.

В старших классах регулярно проводится мониторинг качества знаний, результаты выполнения проверочных, самостоятельных и контрольных работ фиксирую в диагностических картах. Это позволяет отслеживать динамику роста учебных достижений и планировать индивидуальную работу по коррекции знаний учащихся.

В начале учебного года каждый ученик заводит накопительную файловую папку, в которую в течение года собирается весь материал по подготовке к ГИА. Папка содержит схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки, требования к написанию и оформлению творческих работ, образцы заданий первой части и сочинения, выполненные учащимися на бланках. В папке имеются также сводные таблицы, в которые заносятся баллы, полученные учеником за все пробные, тренировочные, срезовые и контрольные работы (тесты, изложения, сочинения) по подготовке к ГИА в течение всего учебного года. В результате и учитель, и сам ученик, и его родители могут выявить те вопросы и задания, которые «западают» и требуют дальнейшей проработки, видеть динамику (положительную или отрицательную), скорректировать дальнейшую работу. (См. приложение № 1,2)

3. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ (ЗАДАНИЕ № 25)

Не секрет, что именно задание № 25 вызывает наибольшие трудности у некоторых старшеклассников. Вместе с тем каждый ученик понимает, что от качества сочинения во многом зависит общий балл ЕГЭ.

Вторая часть экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли экзаменуемые монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения, что важно не только для успешной учебной деятельности, но и в целом для дальнейшего профессионального образования.

Кроме того, сочинение на основе исходного текста призвано показать сформированность у экзаменуемых культуроведческой компетенции, потому что прямо или косвенно дает представление в части аргументации собственного мнения о широте кругозора экзаменуемых, их начитанности и общей культурной образованности.

Выпускники не только уясняют, но и выполняют на практике все требования к написанию сочинения. Для этого требуется кропотливая работа, которая проводится в несколько этапов.

Обучение определению проблемы произведения и её формулировке, определению авторской позиции необходимо проводить уже в основной школе, начиная с 5-6 класса, в каждом изучаемом произведении на уроках литературы.

Тогда же можно начать и составление своего банка аргументов (определение проблем, поднятых автором изучаемых произведений, записывается в отдельную тетрадь).

Необходимо также стимулировать учеников вести читательский дневник. Начинать вести его следует уже с пятого класса, записывая туда всё прочитанное как по курсу школьной программы, так и сверх неё. Это способствует формированию читательского опыта учащихся, является подспорьем при выборе аргументов в сочинении.

В 10-11 классах тщательно изучается теоретический материал по подготовке к сочинению, представленный, в том числе в учебно-методическом пособии Н.А. Сениной и А.Г. Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки».

Прежде всего, с учащимися необходимо прояснить, что такое сочинение-рассуждение, отзыв, рецензия и сочинение-описание и в чём их отличия. Для анализа текста необходимо предлагать разные варианты текстов, как по содержанию, так и по форме.

Вначале прорабатываются различные виды памяток: "Рекомендации к тексту-рассуждению", "Рекомендации к тексту-описанию", "Рекомендации к тексту-описанию", "Советы по построению сочинения". Все рекомендации учитель составляет с учетом уровня подготовленности класса, с учетом сформированных ранее навыков письменной связной речи. А затем ученики пробуют писать в каждом из предложенных жанров. Единственное условие – работа должна быть написана с опорой на предложенный текст. То есть, прежде чем писать своё, нужно проанализировать прочитанное, а значит, провести лингвостилистический анализ.

Все предлагаемые тексты вариантов ЕГЭ по поднимаемым в них проблемам условно можно разделить на несколько групп. Ученики формулируют эти основные проблемы: проблемы семьи, проблемы экологии, проблемы нравственности и т.д. Затем определяются вытекающие из этих глобальных проблем более частные. По ним и учимся писать вступление, заключение, подбираем аргументы, а потом прикладываем их к так называемому конкретному материалу, т.е. тексту.

После того, как совместно с детьми разобраны и обсуждены вышеназванные проблемы, проведена должная работа, ученику легче справиться с сочинением, так как у него уже накоплен определенный практический материал.

Кроме того, при изучении любого художественного произведения в курсе литературы обязательно определяем его тему, идею, проблематику, находим связи с современностью, отвечаем на проблемные вопросы.

Затем заслушиваются и обсуждаются образцы сочинений (их зачастую приходится писать самой, так как представленные в методической литературе «образцы» ученических сочинений могут порой лишь научить, как писать не надо…) Затем ученики получали задание написать сочинение по предложенному учителем тексту.

Строить свою работу выпускники учатся в соответствии с теми критериями, по которым она будет проверяться:

1.       Проблема, над которой размышляет автор.

2.       Комментарий.

3.       Авторская позиция .

4.       Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).

5.       Первый аргумент (из читательского опыта).

6.       Второй аргумент (из читательского или жизненного опыта).

7.       Вывод (заключение).

Эффективной, по моему мнению, оказалась творческая работа в группах сменного состава. В каждой такой группе был более «сильный» ученик, лидер, который направлял остальных.

Далее ведется коллективная работа по принципу «копилки»: сначала заслушиваются все варианты сформулированным проблем, подобранных аргументов, а затем отбираются лучшие – наиболее точные, интересные, полные.

И только после этого начинается самостоятельная работа по написанию сочинений. Периодически они представляются на всеобщее обсуждение и коллективно оцениваются по критериям ЕГЭ.

При написании текста сочинения используется

ПАМЯТКА

Шаг 1. Чтение текста, определение темы и проблем текста. Формулирование одной конкретной проблемы.

Шаг 2. Комментирование текста. Здесь важно научить видеть разницу между пересказом и комментированием. Комментирование текста - это краткое изложение основных моментов текста. Ученикам предлагаются слова-подсказки, которые они быстро запоминают: "В начале текста, затем, в заключении". При цитировании необходимо употреблять небольшие фрагменты текста.

В ходе комментирования выясняется позиция автора: что думает автор по поводу прокомментированного случая. Авторская позиция имеет два понятия: "да" или "нет". Нравится ли автору картина действительности, которую он отобразил? Что думает автор о выраженной им проблеме?

Шаг 3. Тезис, доказательства. Формулируя главную идею собственного размышления, необходимо выразить свое отношение к авторской проблеме. В доказательство личной точки зрения приводятся два-три аргумента: при этом учитывается важность (актуальность) вопроса, эмоциональность, богатство языка, средства выразительности.

Шаг 4. Сопоставление мнения автора и личной точки зрения.

Шаг 5. Самостоятельное написание сочинения и проверка на грамотность.

Используется также приём самопроверки и взаимопроверки работ, причём каждый ученик неоднократно бывает в роли эксперта, которому требуется оценить сочинение товарища по критериям ЕГЭ и обосновать свои оценки.

Затем ведется тщательная работа над допущенными ошибками. Учащиеся получают задание по «оттачиванию» своих работ, доведению их до необходимого уровня. В итоге выпускники усваивают критерии оценивания второй части ЕГЭ и учатся в соответствии с ними писать свои сочинения.

В приложении № 3 представлен пример экзаменационного сочинения, написанного выпускницей 2016 года.













4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ГИА.

ОТРАБОТКА ПРОЦЕДУРЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА.

Особенности проведения ЕГЭ вызывают у некоторых выпускников различные трудности.

Эти затруднения обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Стрессовой является сама ситуация экзамена. На экзамене ученик должен за ограниченное количество времени продемонстрировать свои знания по определенному вопросу или справиться с предложенными заданиями, причем результаты этой деятельности будут оцениваться.

Стресс на экзамене связан с тем, что эта процедура напрямую связана с самооценкой подростка: насколько я действительно умен, насколько могу справиться с предложенными мне заданиями? Дефицит времени значительно повышает тревогу ученика, у него появляется страх «не успеть».

Поэтому я считаю, что к работе по подготовке к ЕГЭ необходимо подключать психолога, а также предоставлять всю необходимую информацию по данному вопросу. Поэтому в начале года вывешиваются на стенде в классе, помещаются в личной папке каждого выпускника и изучаются «Советы психолога по подготовке к ЕГЭ».

«СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ»

ЕГЭ - лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых ещё предстоит пройти. При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.

Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные. Не стоит бояться ошибок. Известно, что НЕ ОШИБАЕТСЯ ТОТ, КТО НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ. Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

Перед началом работы нужно сосредоточиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.

Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее.

Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий. Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай.

Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.

Главное - распределение повторений во времени. Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.

Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места. Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.

Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

Что усугубляет психологические трудности ученика? Прежде всего, это отсутствие полной и четкой информации о процедуре единого государственного экзамена.

Поэтому необходимо предоставить ученикам и их родителям всю необходимую информацию о проведении экзамена. Уже в начале учебного года вывешивается на стенде в классе, помещается в личной папке каждого выпускника и изучается «Памятка о правилах проведения ЕГЭ». «ПАМЯТКА О ПРАВИЛАХ ПРОВЕДЕНИЯ ЕГЭ»
  1. В целях обеспечения безопасности и предотвращения фактов нарушения порядка проведения ЕГЭ пункты проведения экзамена (ППЭ) в 2016 году оборудуются стационарными и переносными металлоискателями, системами подавления сигналов подвижной связи; ППЭ и аудитории для экзамена оборудуются системами видеонаблюдения.

  2. В день экзамена участник ЕГЭ должен прибыть в ППЭ не менее чем за 45 минут до его начала.

  3. Допуск участников ЕГЭ в ППЭ осуществляется при наличии у них документов, удостоверяющих их личность, и при наличии их в списках распределения в данный ППЭ.

  4. Участнику ЕГЭ в ППЭ запрещается иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации. Рекомендуем взять с собой на экзамен только необходимые вещи.

  5. Участники ЕГЭ занимают места в аудитории в соответствии со списками распределения. Изменение рабочего места не допускается.

  6. Во время экзамена участники ЕГЭ не имеют права общаться друг с другом, перемещаться по аудитории и ППЭ; выходить из аудитории без разрешения организатора. При выходе из аудитории во время экзамена участник ЕГЭ должен оставить КИМы и черновики на рабочем столе. Запрещено выносить из аудиторий и ППЭ экзаменационные материалы или фотографировать их.

  7. Участники ЕГЭ, допустившие нарушение указанных требований проведения ЕГЭ, удаляются с экзамена. По данному факту составляется акт, который передаётся на рассмотрение председателю ГЭК. Если факт нарушения порядка проведения экзамена подтверждается, председатель ГЭК принимает решение об аннулировании результатов по соответствующему предмету. К дальнейшей сдаче экзамена по этому предмету участник в текущем году не допускается.

  8. Экзаменационная работа выполняется гелевой или капиллярной ручками с чернилами черного цвета.

  9. Участник ЕГЭ может при выполнении работы использовать черновики и делать пометки в КИМ.

  10. Участник ЕГЭ, который по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить выполнение экзаменационной работы, имеет право досрочно покинуть аудиторию. В таком случае приглашается член ГЭК, который составляет акт о досрочном завершении экзамена по объективным причинам. В дальнейшем участник ЕГЭ, при желании, сможет сдать экзамен по данному предмету в дополнительные сроки.

  11. Участник ЕГЭ, завершивший выполнение работы раньше установленного времени окончания экзамена, имеет право сдать ее организаторам и покинуть ППЭ, не дожидаясь завершения окончания экзамена.

  12. Каждому участнику ЕГЭ вместе с экзаменационными материалами выдается форма для направления в ГЭК замечаний о нарушении процедуры проведения ЕГЭ. Форма заполняется участником ЕГЭ по завершении экзамена до выхода из ППЭ.

  13. Результаты экзаменов по каждому предмету утверждаются, изменяются и (или) аннулируются по решению председателя ГЭК. Изменение результатов возможно в случае проведения перепроверки экзаменационных работ. О проведении перепроверки вы будете проинформированы.

  14. Ознакомление участников ЕГЭ с полученными ими результатами

ЕГЭ по общеобразовательному предмету осуществляется не позднее трех рабочих дней со дня их утверждения председателем ГЭК.

  1. Участники ЕГЭ, получившие неудовлетворительный результат по русскому языку или математике, могут быть допущены, по решению ГЭК, повторно к сдаче экзамена по данному предмету (только по одному) в текущем году в дополнительные сроки.

  2. Участник ЕГЭ имеет право подать апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ и (или) о несогласии с выставленными баллами в конфликтную комиссию.

  3. Апелляцию о нарушении установленного порядка проведения экзамена участник ЕГЭ подает в день проведения экзамена члену ГЭК, не покидая ППЭ.

  4. Апелляция о несогласии с выставленными баллами подается в течение двух рабочих дней со дня объявления результатов экзамена по соответствующему предмету. Обучающиеся подают апелляцию в образовательную организацию, которой они были допущены к ГИА.

  5. В случае удовлетворения конфликтной комиссией апелляции участника ЕГЭ о нарушении установленного порядка проведения экзамена, председатель ГЭК принимает решение об аннулировании результата экзамена данного участника ЕГЭ по соответствующему общеобразовательному предмету, а также о его допуске к экзаменам в дополнительные сроки.

  6. При установлении фактов нарушения установленного порядка проведения экзамена, которые могли повлечь за собой искажение результатов экзаменов всех участников ЕГЭ, председатель ГЭК принимает решение об аннулировании результатов по соответствующему учебному предмету для всех участников ЕГЭ и о допуске к экзаменам в дополнительные сроки участников ЕГЭ, непричастных к фактам выявленных нарушений.

  7. В случае удовлетворения конфликтной комиссией апелляции участника ЕГЭ о несогласии с выставленными баллами принимается решение об изменении результата экзамена.

  8. Для получения аттестата необходимо набрать минимальный установленный Рособрнадзором балл по русскому языку, математике профильного уровня или математике базового уровня - не ниже «3» (удовлетворительно).



Таким образом, в ходе подготовки к ЕГЭ я поняла, что необходимо не только дать ученикам хорошие знания по предмету, но и отработать организационные вопросы всей процедуры экзамена в соответствии с имеющимися требованиями.

В этом я убедилась на личном опыте, в течение двух лет проработав организатором на ППЭ. Я видела, как порой даже сильные ученики терялись при заполнении бланков ЕГЭ, не могли правильно распределить время на выполнение заданий.

Вот почему в одиннадцатом классе мною неоднократно проводятся практические занятия с выпускниками, так называемые «малые репетиционные экзамены», предусматривающие прохождение полной процедуры ЕГЭ, в том числе и конкретную работу с экзаменационными документами: КИМами и бланками ЕГЭ.

Если во время подготовки к экзамену выпускники пройдут необходимую тренировку, они будут более уверенно чувствовать себя в ситуации реального экзамена.









III. Выводы.

Итак, мною были изложены основные составляющие системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку, которые я использую в своей практике с 2007 года.

Безусловно, качественная подготовка к ЕГЭ - это большая и ответственная работа педагога и учащихся, требующая прочных знаний и определенных усилий. И её итог, я уверена, прямо пропорционален потраченному времени.

  • Системность работы (ведение последовательной планомерной подготовки по различным направлениям),

  • правильная мотивация,

  • знание предмета,

  • доскональная отработка материалов и всех «технических» вопросов в соответствии с требованиями ЕГЭ,

  • индивидуальный подход, учитывающий особенности конкретного учащегося

и привели к тем результатам, которых мы добились совместным трудом.

Я считаю, что это именно та основа, что может быть использована преподавателем, школой при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ. А позитивная динамика результатов, которые показывают мои выпускники на экзаменах, свидетельствует о том, что  данная система  эффективна (см. приложение № 4,5).









IV. Библиография

1. Драбкина, С.В., Субботин, Д.И. ЕГЭ-2016. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся [Текст] /С.В. Драбкина. – М.: Интеллект-Центр, 2016.

2. Мальцева, Л.И., Смеречинская, Н.М. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ [Текст] / Л.И. Мальцева.- М.: Народное образование, 2015.

3. Мальцева, Л.И., Еремеева, Е.В. Русский язык. 10-11 класс. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ [Текст] / Л.И.Мальцева.– М.: Народное образование, 2016.

4. Открытый банк заданий ЕГЭ [Электронный ресурс] / http://www.fipi.ru/

5. Сенина, Н.А. и Нарушевич, А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки [Текст] / Н.А. Сенина.- Р н/Д: Легион, 2015.

6. Цыбулько, И.П. ЕГЭ-2016. Русский язык. Отличный результат [Текст] / И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2016.





V. Приложение







13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!