СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сюжеты и образы духовной музыки на примере «Высокой мессы» И. С. Баха и «Литургии» С. В. Рахманинова

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1) Закрепить знания и понимание особенности музыки Баха;

2) Сопоставить образы« Высокой мессы» Баха и образы     «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова.  

Задачи:

Воспитательная:

Подвести учащихся к мысли о духовном  совершенствовании через духовные музыкальные образы.

Образовательные:

Обобщить  знания о музыке И. С. Баха;

продолжить развивать слушательский  опыт семиклассников, связанный с образами духовной музыки;

Познакомиться  со «Всенощной «  С. В.  Рахманинова, с  образом  «Заутрени»;

Сопоставить произведений Баха и Рахманинова.

Просмотр содержимого документа
«Сюжеты и образы духовной музыки на примере «Высокой мессы» И. С. Баха и «Литургии» С. В. Рахманинова»


Сюжеты и образы духовной музыки

на примере «Высокой мессы» И. С. Баха

и «Литургии» С. В. Рахманинова

Цели урока:

1) Закрепить знания и понимание особенности музыки Баха;

2) Сопоставить образы« Высокой мессы» Баха и образы     «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова.  

Задачи:

Воспитательная:

Подвести учащихся к мысли о духовном  совершенствовании через духовные музыкальные образы.

Образовательные:

Обобщить  знания о музыке И. С. Баха;

продолжить развивать слушательский  опыт семиклассников, связанный с образами духовной музыки;

Познакомиться  со «Всенощной «  С. В.  Рахманинова, с  образом  «Заутрени»;

Сопоставить произведений Баха и Рахманинова.

Ход  урока:

        Учитель называет тему урока и зачитывает цитату Александра Меня: «Каждый человек, даже если он не знает о Боге или отрицает  Его - в глубине Души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, что даёт смысл жизни, перед чем можно преклоняться. Как свойственно людям дышать,    мыслить, чувствовать, так свойственно им и верить в идеал. Убеждение в том, что есть нечто высшее, даёт нам силы существовать.»

Слушаем  повторно 1 часть мессы «Kyrie,  eleison» (Господи, помилуй) и анализируем  прослушанное:

Какие оттенки человеческих чувств выражены в этой части мессы? Почему?

Какие знакомые вам приёмы музыкального  развития использует композитор?

В каком жанре написана месса?

Учитель: Месса-это многочастное  вокально-инструментальное произведение, написанное на текст Богослужения.

Слушаем №4 - «Gloria in excelsis  Deo» (Слава в Вышних Богу)

Вопросы учителя:

Какие оттенки человеческих чувств выражены в этой части мессы?

Как музыка передаёт эти чувства?

Какие средства выразительности создают этот образ?

Дети  говорят:  Начало торжествующее и блестящее. Лёгкое и чёткое вступление труб, начинающих движение. Радость переходит в ликование, когда к оркестру присоединяется хор. Голоса переплетаются и создают особенный колорит праздника. Звучание мажорное.

Вывод:

Учитель: В чём драматургия развития идеи мессы?

Композитор  показывает образную разность разных частей,

В этом заключается развитие образов, которое идёт от  страдания к радости, от смерти к жизни.

 Идея произведения жизнеутверждающая!

2) В сопоставлении даётся музыка из «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова.

Учитель: Как вы думаете, эту музыку написал Бах?

(Звучит»Богородице, Дево, радуйся» из «Всенощной».)

Анализируем произведение . Эта музыка проникнута лирическим настроением и тихой молитвой.

Учитель: Написал её С.В. Рахманинов и это часть  из «Всенощной»

Что происходит в Душе слушающего её человека?

Дети:  она ощущает умиротворение, покой. Безмятежность.

Учитель: к  кому  в    ней обращается человек?

Дети: к Богородице.

Учитель:  Богослужение православной церкви совершается вечером в канун праздника. Состоит из двух частей: Вечерняя-  (Всенощная) и утренняя- Литургия. По правилам музыкальной драматургии развитие происходит, если есть в произведении контраст, т.е. сопоставление. Назовите:

Дети: Вечерняя-Утренняя.  Ночь-день. Тьма-свет.

 Учитель: А как в музыке показать этот контраст?

Дети: вечерняя ночная молитва. Образ тихого покаяния.

Учитель: Какая должна звучать музыка в утренней литургии?

Дети: яркая, мажорная.

Учитель: Слушаем «Хвалите Господа с небес»

Анализ, в котором раскрывается музыкальный язык произведения.

Учитель:  в литургии утренние песнопения динамичные, с яркими тембровыми красками и контрастами, подчёркнутой ритмикой. Почему?  Образ Веры, Надежды, Любви.

Рахманинов писал: «Я - русский композитор. И моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка-это плод моего характера, и поэтому это русская музыка »

Произведение было написано как протест против войны 1914г. Это позиция гражданина. Оно исполнялось только в духовных концертах, а в церкви впервые прозвучало лишь в 1957г. в Москве в Храме  иконы «Всех скорбящих Радости». Исполнение было посвящено памяти С. В. Рахманинова и с тех пор каждый март повторяется.

Обобщение:

Что же сближает два произведения таких далёких и разных композиторов? Рахманинов «Всенощная» и Бах «Высокая месса»?                                  

1. Оба произведения высокодуховные и  возвышенные.                                      

2. У  обоих композиторов идея жизнеутверждающая!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!