СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказки и притчи разных народов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение анализировать текст; называть признаки волшебной сказки; прививать интерес к чтению; расширять читательский кругозор, способствовать формированию читательской компетентности младшего школьника, осознанию себя как грамотного читателя.

Просмотр содержимого документа
«Сказки и притчи разных народов»


Предмет: Литературное чтение


Класс: 3 «б»


Тема урока: Русские народные сказки «Иван-царевич и Серый волк»


Цели: совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение анализировать текст; называть признаки волшебной сказки; прививать интерес к чтению; расширять читательский кругозор, способствовать формированию читательской компетентности младшего школьника, осознанию себя как грамотного читателя.


Задачи:

Образовательные:

  •  познакомить с содержанием сказки «Иван-царевич и Серый Волк»;

  •                познакомить с новыми словами;

  •                научить делить текст на части;

  •                формирование умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное;

  •                воспитание любви и уважения к русскому языку и русскому народному творчеству;

  •                научить использовать слова с противоположным значением при характеристике героев, сравнивать героев произведения, называть основные черты характера героев.

Развивающие:

  •   развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  •                развивать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

  •                формировать эмоционально-оценочное отношение к прочитанному тексту;

  •                развивать умения сравнивать сюжеты, героев разных сказок;

  •                развивать навыки осмысленного, выразительного чтения;

  •                наполнять речь учащихся новыми словами, фразами.

  •                развивать рефлексию и адекватную самооценку собственной деятельности

Воспитательные:

  •  развивать доброжелательность, честность, верность на примере героев русских сказок;

  •                сформировать понимание о том, что во всех сказках проявляется стремление народа к счастью, любви;

  •                развивать этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального.

  •                формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей.

  • Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, автор Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голованова, выставка книг и иллюстраций к сказке, интерактивная доска, проектор, компьютер с колонками, презентация с иллюстрациями к произведению; М/Ф «Иван- царевич и Серый волк»; карточки с пословицами для работы в группах, лепестки знаний – маленькие листочки в виде капли, для оценки работы на уроке.

Ход урока:

I. Организационный момент

Цель: создать эмоциональный настрой на урок

Учебная задача для учителя: проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает

класс на продуктивную деятельность, создает эмоциональный настрой на работу на уроке

Учебная задача для учащихся: приветствуют учителя и выполняют самооценку

готовности к уроку

Содержание:

- Ребята, вспомним правила поведения на уроке.

Сравним свою осанку с учеником на плакате. Молодцы!

Начнем урок с самого приятного. Закройте глаза, и послушайте стихотворение, которые поможет вам перенестись в волшебный, сказочный мир.

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка…

Формы и организация: фронтальная форма, участвует весь класс и учитель

Форма контроля: самоконтроль

Прием рефлексии: Рефлексия настроения на начало урока. «Поезд» + «Смайлики». У учащихся три карточки: веселая, нейтральная и грустная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале урока и прикрепляют ее на первый вагончик.



II. Актуализация опорных знаний, умений.

Цель: посредством воспроизведения ранее полученных знаний подготовить почву для активного усвоения нового материала

Речевая разминка

Учебная задача для учителя: актуализирует опыт учащихся, подготавливает к

изучению нового материала;

Учебная задача для учащихся: выполняют задание, делают выводы, вспоминают и

обобщают учебный материал

  •              Содержание

Учитель: Повторяем хором:

Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

- Прочитайте жужжащим способом.

-Вам знакомы эти слова? Чьи они и от куда?

Предполагаемый ответ учащихся: Да, нам знакомы эти слова. Их говорил козленочек на берегу реки, звал свою сестрицу. Эти слова из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

  •              Формы и организация: фронтальная форма, участвует весь класс и учитель

  •              Форма контроля: устный контроль

  •              Прием рефлексии: «Поезд». Детям выдаются карточки с изображением поезда. Вагоны поезда – этапы урока. По завершению каждого этапа детям предлагается оценить свою работу.

Рефлексия деятельности

  •              У: Ребята, все размялись, всем удалось вспомнить ранее изученную сказку? Если вы считаете, что вы справились, нарисуйте на втором вагончике зеленый кружок, если частично – синий, если вы пока недовольны своей работой – красный.

III. Самоопределение к деятельности

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Определение темы

Учебная задача для учителя: создать условия для формулировки темы и

определения цели урока учащимися

Учебная задача для учащихся: участвовать в обсуждении предложенной ситуации,

высказывать свои мнения, суждения.

Содержание

Учитель: Сказки! Наверное, нет в мире человека, который бы их не любил. Их любят взрослые и дети, потому что мир сказок удивительный, волшебный и прекрасный. Многие говорят, что сказки просты и понятны всем. Сказки читать не только интересно, но и поучительно.

- Прочитайте слова на слайде:

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

- Как вы их понимаете?

Дети: Сказки чему-нибудь учат.

У: Чему учат?

Д: Добру, любви, смелости, честности.

У: Молодцы! Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой. Отгадайте загадки, загаданные пословицами и поговорками.

«Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой. Как его ни корми, он все в лес глядит. Его ноги кормят»

Д: Волк (учитель записывает на доске).

У«У кого ты не спроси –

Всем известно на Руси:

То он царь, то из крестьян,

А зовут его…»

Д: Иван (учитель записывает на доске).

У: Посмотрите на эти слова. Как они могут быть связаны на нашем уроке?

Д: Мы будем читать о них сказку.

У: Правильно. На перемене мы сделали выставку книг. Вы ознакомились с книгами? Что вы можете сказать о книгах на выставке?

Д: Это русские народные сказки. Книги с красивыми иллюстрациями.

У: Все эти книги иллюстрированы художниками. В одной из них я увидела такую иллюстрацию (показать репродукцию картины «Иван царевич на сером волке»).

- Как вы думаете, к какой сказке эта иллюстрация? А написал эту репродукцию Васнецов.

А вы встречали на уроках изобразительного искусства репродукции этого художника?

Д: Да, он рисует к сказкам.

У: Прочитайте название сказки. Кто её автор?

Д: «Иван-царевич и Серый Волк». У неё нет автора. Это русская народная сказка.

У: Конечно! Молодцы! Итак, сегодня мы с вами будем работать над новой сказкой. Для этого, что нам нужно сделать в первую очередь? Конечно, прочитать сказку. Следующим этапом будет понимание сказки – мы узнаем значение новых слов и смысл этой сказки.

Формы и организация: фронтальная форма, участвует весь класс и учитель

Форма контроля: устный контроль, взаимопроверка

Прием рефлексии:

Рефлексия деятельности «Соседу по парте»

У: Ребята, я предлагаю вам оценить своего соседа по парте. Вы наверняка слышали, как ваш сосед отгадывал загадки? Может кто-то еще не проснулся, и оценка со стороны поможет ему работать активнее. Выберите для соседа фразу: Ты молодец! Ты почти справился! Ты мог работать лучше.



IV. Открытие нового знания.

Цель: построение и фиксация нового знания

  1.               Знакомство со сказкой, чтение вслух.

Учебная задача для учителя: организовать работу учащихся

Учебная задача для учеников: читают, следят за чтением других ребят

Организация работы детей:

Ребята, откройте учебник на стр. 28. Я начну читать сказку, а вы по цепочке продолжите. Читайте и следите за чтением товарищей внимательно, после я задам вам вопросы как вы поняли прочитанное. За каждый правильный ответ, вы получите лепесток знаний.

Дети читают до слов «… а Иван-царевич в третью сторону».

Формы и организация контроля за работой: текущий контроль, устный

  1.       Словарная робота по ходу чтения.

Учебная задача для учителя: организует поисковую работу учащихся со словарем

Учебная задача для детей: найти незнакомые слова в словаре

Организация работы детей:

У: Все ли слова вам понятны?

Значение слова караулы вы можете найти в словарике в конце учебника, прочитайте.

Д: Караулы – воинское подразделение, несущее охрану кого- или чего-либо.

Слово похитник от слова похищать, воровать.

Позарился – зариться – смотреть на кого-, что-либо с завистью, желать получить для себя.

Задолит – одолеет.

Наутек – бегом (спасаясь от кого-либо)

Формы и организация контроля за работой: текущий контроль, групповая форма

  1.               Работа по содержанию сказки.

Учебная задача для учителя: проконтролировать выполнение задания – чтение фрагмента сказки

Учебная задача для учащихся: ответить на вопросы по прочитанному фрагменту

Организация работы детей:

У: С чего начинается сказка? Поднимите руку, кто знает ответ.

Д: Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

У: Как называется этот прием в сказке?

Д: Зачин.

У: Почему братья решили караулить сад с золотыми яблоками?

Д: Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать.

У: Какой вы представляете себе Жар-птицу?

Д: Ответы учащихся.

У: Что можно сказать о братьях-царевичах? Какие они? Как они относятся к отцу?

Д: Все три брата любили отца, относились к нему с уважением. Они утешали его, когда он затосковал из-за вора в саду.

У: Кто из братьев самый ответственный? Почему?

Д: Самый ответственный из них был Иван. Когда он стерег сад, то боялся даже присесть, не то, что прилечь, чтобы не уснуть.

Формы и организация контроля за работой: текущий контроль, фронтальная форма

3. Чтение сказки.

Учебная задача для учителя: организовать работу учащихся

Учебная задача для учащихся: чтение сказки по ролям

Организация работы детей:

У: Хорошо! Продолжим чтение. Будем читать по ролям.

Учитель распределяет роли.

(Иван-царевич, Серый Волк, автор, царь Афрон, царь Кусман)

Дети продолжают читать сказку до слов «Похить ее, привези ко мне, подарю тебе златогривого коня с уздечкой».

У: Прежде чем перейти к обсуждению сказки, отдохнем. Встанем дружно из-за парт, приготовимся к разминке.

Формы и организация контроля за работой: текущий контроль, индивидуальная, групповая форма

Подведение результатов работы: прием рефлексии учебного содержания «Поезд», ребятам предлагается оценить свою работу на данном этапе с помощью вопросов учителя: Все ли внимательно прочитали сказку и легко отвечали на вопросы? Получилось ли поработать со словарём и быстро найти незнакомые слова?



V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, провести коррекцию пробелов в осмыслении материалов

  1.  Работа по содержанию сказки.

Учебная задача для учителя: организовать работу учащихся, установить усвоение учебного материала

Учебная задача для учащихся: ответить на вопросы учителя

У: Ребята, скажите, что случилось с Иваном-царевичем в пути?

- Как вез Волк Ивана-царевича?

- Какой наказ дал Волк Ивану, когда они приехали за Жар-птицей? А за конем златогривым?

Д: Ответы учащихся

Формы и организация контроля за работой: текущий, индивидуальная форма (учитель оценивает лепестком знаний).

5. Просмотр фрагмента мультфильма «Иван-царевич и Серый Волк», окончание сказки.

У: Я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма, и узнать, чем завершилась сказка.

  1.  Работа по содержанию сказки.

Учебная задача для учителя: организовать работу учащихся, установить усвоение учебного материала

Учебная задача для учащихся: выполнить предложенные задания

Организация работы детей:

У: Понравилась вам сказка?

- Изменилось ли ваше отношение к героям, к братьям Ивана-царевича?

Д: Ответы учащихся.

У: Как вы можете описать героев сказки?

- Можно ли назвать эту сказку волшебной? Почему?

Д: 1.Волшебный помощник (Серый волк)

2.Предмет из золота (яблоки, клетка, уздечка)

3.Наличие числа 3 (3 испытания, 3 сына)

У: Ребята, вы познакомились со сказкой – прочитали её, посмотрели фрагмент мультфильма. На какие 3 части можно разделить текст сказки?

Д: Ответы учащихся.

1. Похищение яблок.

2. Испытания Ивана- Царевича.

3. Справедливость.


Работа в группах.

У: Перед вами пословицы, вам нужно их прочитать и выбрать только одну, которая подходит по теме.

Д: Дети зачитывают выбранные пословицы.

Формы и организация контроля за работой: текущий контроль, групповая и и индивидуальная формы

Подведение результатов работы: прием рефлексии усвоения учебного материала «Поезд», ребятам предлагается оценить свою работу на данном этапе с помощью самоанализа.



VI. Рефлексия учебной деятельности. Рефлексия настроения на конец урока

Учебная задача для учителя: организует подведение итога урока рефлексию, оценку результатов деятельности учащихся

Учебная задача для учащихся: анализируют свою работу на уроке, уровень

усвоения учебного материала

Рефлексия усвоения учебного материала:

У: Все справились с заданием. Молодцы!

- Какую роль хотелось сыграть, если бы вы участвовали в школьном спектакле? Почему?

Д: Ответы учащихся.

У: Ребята, что вас удивило в этой сказке? Обычно в сказках мы видим, какого волка? (злого)

У: А в этой сказке, почему волк помогает Ивану-царевичу? Почему вы решили, что он добрый?

Д: Оплачивает долг (съел лошадь)

У: «Долг платежом красен». А вы можете привести пример, когда вы тоже помогали, тому, кто раньше вам помог.

Д: Ответы учащихся.

У: И в сказке Иван нуждался в помощи. Вывод: Волк добрый, увидел, что Иван нуждается в помощи, и решил оплатить долг. А как вы думаете, какая главная мысль темы нашего разговора?

Помощь ближнему.

У: Молодцы! А мне сегодня на уроке помогли: (перечислить учащихся).

Рефлексия настроения на конец урока:

У: Итак, с какой сказкой вы познакомились? Чему научила вас эта сказка?

Д: Ответы учащихся.

У: Что ещё нового вы узнали, чему научились?

Д: Узнали новые слова, учились делить текст на части.

У: На следующем уроке мы продолжим беседу о сказке «Иван-царевич и Серый Волк». Дома вам нужно дочитать сказку до конца, приготовиться читать её выразительно.

А так же можете нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.


- Ребята, теперь предлагаю вернуться к нашему поезду. У нас остался последний вагончик. В начале урока мы с вами выбирали смайлик, соответствующий вашему настроению, я предлагаю вам поступить так же.

- Какое настроение у вас на конец урока?

Рефлексия деятельности:

- Молодцы! А теперь посмотрите на свои вагончики. У кого на каждом этапе урока все получалось? У кого были затруднения?

Спасибо за урок, до свидания. 

Формы и организация контроля за работой: фронтальная, индивидуальная

Подведение результатов работы: приемы рефлексии настроения «Смайлики», усвоения учебного материала деятельности «Поезд»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!