Тема урока: Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками
Класс: 1
Цели: Познакомить с образом сказочной птицы в декоративно-прикладном искусстве.
Личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми
этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения;
умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях; Метапредметные результаты: Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; умение планировать учебную деятельность на уроке и использовать необходимые средства: учебник, образцы работ.
Познавательные: умение сравнивать, анализировать, обобщать; умение мыслить, делать выводы; умение внимательно относиться к предложенным заданиям; умение работать в группах.
Коммуникативные: умение формулировать свои мысли, высказывать их вслух; умение выражать собственное мнение, умение обосновывать свой выбор, умение работать в группе, учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.
Предметные: владение умением вырезать ножницами
Формировать навыки декоративного рисования гуашью. Развивать зрительную память, творческое мышление
Воспитывать в ребенке чувство прекрасного и умения творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.
Оборудование: гуашь, картины М. Врубеля “Царевна-Лебедь”, Васнецова “Птица Сирин”, сувениры, игрушки. кисти, баночки с водой, листы белой бумаги, ножницы, тряпочки, музыкальное сопровождение, учебник, ИКТ, презентация.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Здравствуйте, дорогие, ребята! Сегодня у нас необычный день, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их
Мы, приветствуем гостей,
Дорогих учителей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьезных и веселых,
Первый класс, первый класс.
Пригласил сегодня Вас.
Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь нашим гостям и друг другу. На сегодняшнем уроке вас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного, будете работать дружно в группах и уважать мнение друг друга. Успехов вам и удачи! Ребята у нас ещё одна гостья есть – Каркуша. Она принесла нам загадки, отгадайте и попробуйте предположить тему нашего урока. Загадки 1 группе:
Не сидит она на месте
На хвосте разносит вести. (Сорока)
По ночам летает
На охоту
Днем не видит
Да и спать охота. (Сова)
Зимой на ветках - яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (Снегири)
Загадки 2 группе:
Крылья этой редкой птице
Могут в море пригодиться
Птица крыльями гребет,
На южном полюсе живет. (Пингвин)
У этой птицы
Клюв, как две спицы,
Ноги длинные, как у циркуля
По воде она гуляет,
То и дело нос купает. (Цапля)
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
“Здорово, дрозд, приятель!”
И ставит подпись ... (Дятел)
-О чём мы будем говорить на уроке? (о птицах) - Тема урока у нас сегодня будет: “Сказочная птица”. Работать вы будете в группах и создавать коллективную композицию. Жанр в искусстве, где изображает художник зверей и птиц называется –анималистический. Вы правильно определили тему урока и К нам в класс залетели птицы счастья. Птицы необычные, сказочные. Как зовут этих птиц?
( 1 группа-Жар-птица,2 группа- Синяя птица.) Вспомните и назовите сказки, мультфильмы, где есть образ птицы.
(Царевна Лебедь - “Сказка о царе Салтане”, “Финист – ясный сокол”, “Жар птица”, птица Феникс в восточных сказках. Конек-горбунок», «Иван-царевич и серый волк», «Синяя птица» )
2. Знакомство с образом птицы в искусстве.
- Издревле в сказках разных народов мира очень часто присутствует образ птицы. Он может быть злой, может быть добрый, но чаще все-таки образ птицы несет с собой людям счастье, свет, удачу.
- В искусстве образ птицы-счастья можно встретить в вышивке, в резьбе по дереву, в народных промыслах гжели, хохломы, городецкой росписи, мезенской и т.д. А сколько интересных образов птицы вы встретите в народной игрушке: вот индюк в дымковской игрушке, а вот птицы – свистульки филимоновской игрушки. А это образ птицы с девичьим лицом – птица Феникс.
- А можно ли отнести изображение сказочной птицы к анималистическому жанру?
(можно отнести к этому жанру только отчасти, так как птица придумана и декоративна).
наш кулачок умеет превращаться в яркое солнышко:
Солнышко, поскорей Всех ребяток обогрей! Этот лучик золотой, Этот тоже не простой, Этот теплый, Этот светлый, Этот самый маленький. | (Пальчики разжимаются и сжимаются в кулачок (Показать большой пальчик) (Указательный) (Средний) (Безымянный) (Мизинчик |
3. Творческая работа учащихся.
Придумать образ сказочной птицы, не просто изобразить ее, а передать характер птицы, ее настроение.
- Какая может быть птица по характеру? (Добрая, злая, нежная, грубая)
- А по настроению? (Грустная, веселая, печальная)
- Для передачи веселой и доброй птицы, какие возьмем цвета? (теплые, яркие)
- Для злой птицы какие лучше взять цвета? (Холодные, смешанные с черным цветом)
- При рисовании птицы будьте смелее, можно взять, например, тело птицы, а голову крокодила с острыми зубами и хвостом сороки.
- В какой части листа будем размещать рисунок? (По центру листа) Физкультминутка
Кто, скажите, сможет, дети, повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму, влево–вправо разведу.
И, как птица, полечу, головою поверчу,
А потом присяду, встану и нисколько не устану.
Я попрыгаю немного и пешком пойду в дорогу.
Если надо – побегу, все на свете я смогу!
4. Подведение итогов урока.
На доске представлены работы ребят
5. Рефлексия.
- Если вам понравился урок, и вам было очень интересно работать – возьмите какой-либо теплого цвета квадратик, а если вам было скучно на уроке и неинтересно – возьмите квадратик холодного цвета. Рефлексия
Обобщение сведений, оценивание результатов работы
Организую выставку работ и обсуждение рисунков с целью выявления лучшей работы, а также беседу по вопросам
- Что нового узнали на уроке?
- Какой рисунок вам кажется наиболее красивым? Почему?
- Какие трудности у вас появлялись в процессе рисования? Как вы их преодолевали?
-Как вы оцениваете свой рисунок?
-Какое настроение у вас сейчас?
– Декоративно-прикладное искусство живет уже несколько веков. Старшие поколения умельцев старались, чтобы народное искусство передавалось из поколения в поколение. До сих пор ваши родители хранят дома предметы, которые делали своими .Что нужно делать, чтобы декоративно-прикладное искусство развивалось, процветало долгие годы?
(Нужно всем стараться что-то делать своими руками, украшать наш дом, школу
– Наши руки могут многое. Приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? (Чувствуем, как бьются наши сердца.)
– Мое сердце большое, а ваши маленькие, как кулачки. Иногда человеку говорят: «У тебя доброе сердце», «У тебя большое сердце».
Мне хотелось бы, чтобы ваши сердца были открыты для доброты, красоты и хороших поступков, а для этого у вас есть очень хорошие помощники – ваши добрые, трудолюбивые, крепкие руки. Спасибо за вашу работу!