СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказочные герои в музыке

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Закрепить, обобщить знания детей.
  2. Формировать умение отслеживать моменты передачи  в музыке характера, переживаний, чувств, эмоций сказочных героев.

Просмотр содержимого документа
«Сказочные герои в музыке»

Конспект открытого урока по музыке в 5 классе.

Тема: «Сказочные герои в музыке»

Цели:

  1. Закрепить, обобщить знания детей.

  2. Формировать умение отслеживать моменты передачи в музыке характера, переживаний, чувств, эмоций сказочных героев.

  3. Развивать вокально-хоровые навыки учащихся; творческие способности.

  4. Воспитывать толерантность, самостоятельность, формировать музыкальные вкусы детей.

Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, сундучок, сладкие призы, кроссворд на ватмане, костюмы для героев сказок

Ход урока:

1.Организационный момент. Сегодня наш урок необыкновенный, он волшебный. Мы с вами отправимся в путешествие. А вы любите путешествовать? А куда мы сегодня отправимся, вы узнаете послушав подсказку. . В некотором царстве в некотором государстве

2. Объявление темы и целей урока.

Ну что, ребята, догадались?

Да, ребята мы сегодня отправимся в мир сказок, сказочных героев, которые звучат в музыке

А каких сказочных героев вы знаете?

Дети: Кощей, Баба Яга, Леший, Добрыня Никитич, Колобок, Дюймовочка и т.д.

Учитель: На каком уроке вы находитесь?

Дети: На музыке.

Учитель: Значит тема нашего урока?

Дети: Сказочные герои в музыке?

Учитель: Откройте тетради и запишите тему урока.

(Дети записывают в тетрадь. Я вывожу на доску: «Сказочные герои в музыке»)Ребята обратите внимание на столе у вас лежат оценочные листы подпишите их не забывайте их оценивать, Работаем в командах.За правильный ответ получаете смайлик)

Учитель: Напомните, какую большую тему мы с вами начали изучать?

Учитель: А какие задачи вы перед собой поставите на урок?

(Совместно с учителем озвучивают задачи, открываются слайды):

  1. Знакомится с новыми произведениями и композиторами.

  2. Слушать и анализировать музыку, в которой встречаются сказочные персонажи.

  3. Находить связь музыки с другими видами искусства.(ИЗО, литература)

  4. Исполнять вокальные произведение.

  1. Изучение теоретического материала

Учитель Сказка родилась в глубокой древности и до сих пор живёт среди нас, передаваясь из поколения в поколение. Причудливый, волшебный мир сказок по-разному находил своё выражение в музыке.

Благодаря музыке мы узнаём, что в сказке все звуки особенные, волшебные; необычно шуршат падающие снежинки, по особенному пляшут в воде золотые рыбки, оживают чудесные цветы. Сказка могла стать основой сюжета оперы или балета.


3.Игра – путешествие.

1) Встреча со Снегурочкой.

- Ой, ребята! Слышите, кто-то идет к нам навстречу, послушайте внимательно, чей же это голос?

(Слушание арии Снегурочки из оперы Римского-Корсакова)

Снегурочка:

- Скажите, из какого музыкального произведения к нам она пришла? (из оперы «Снегурочка»)

- Кто её сочинил? (Николай Андреевич Римский-Корсаков)

- Что такое опера? (музыкальный жанр, сочетающий в себе разные виды искусств (театр, музыка, живопись), где герои не говорят, а поют). Что вы можете сказать об этой музыке, подберите самые точные определения из карточек (карточки с музыкальными характеристиками выдаются учащимся заранее)

У. На этом прекрасном примере мы убедились, что благодаря музыке, любимые сказки обогащаются музыкальным звучанием. Н.А.Римский –Корсаков как добрый волшебник – только прикоснулся к сказке, своей волшебной палочкой музыканта и она сразу ожила.

Какие чувства вызывает в вас эта музыка?

(добро, красоту, хочется мечтать) Для того, чтобы продолжить наше путешествие мы должны выполнить задание, которое, оставила нам Снегурочка

«Великие композиторы России»

На экране портреты композиторов. Вы их узнали? Ответы детей. (С.С. Прокофьев, П.И. Чайковский, Н.А. Римский – Корсаков)





Задание 1.Заполнить таблицу .В 1 колонке в той последовательности в которой находятся композиторы,написать имя и фамилию композитора. Во второй колонке –название произведения которое сочинил композитор.(выбрать). В третьей колонке- жанр. Обменялись листочками , проверяем

1.С.СПрокофьев .Кантата»Александр Невский»

2.П.Чайковский.Балет»Щелкунчик

3.Н.АРимский-Корсаков.Опера »Садко».

Поставили баллы.5-1 ошибка, 4-2, 3-3

-мы идем верной дорогой,

2В сказках сверхестественость могут приобретать не только люди, но и животные, птицы, разные персонажи. И когда слушаешь музыку, то невольно хочется взять в руки карандаш и нарисовать свою картинку. Вот и сейчас, слушая следующую музыкальную пьесу, попытайтесь мысленно использовать свои краски для передачи этого волшебного образа- героя.

Слайд №17

(слушание «Избушка на курьих ножках» М.Мусоргский)

  • (ответы детей: краски мрачные, серые, тёмные) 1.Какие картины представляются вам в музыке «Избушка на курьих ножках» ( Баба-Яга) М.Мусоргского?

  • 2. На сколько частей мысленно можно разделить музыку?

  • 3. Можно ли сказать, что в музыке есть контраст?

  • 4. Какое выразительное средство использует композитор для создания контраста в музыке?

Вывод: Музыка без слов тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками-добрыми и таинственными.

Для того,чтобы нам познакомиться со следующим сказочным персонажем, нам нужно отгадать кроссворд

3.Дети разгадывают кроссворд.

По вертикали

1.Русский струнный щипковый инструмент с корпусом треугольной формы и тремя струнами.

2.Большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих написанные для данного состава произведения.

3.Одновременное сочетание нескольких звуков различной высоты, воспринимаемых слухом как звуковое единство.

4.Немецкий композитор, сочинивший "Лунную сонату".

5.Вид концертно-эстрадного коллектива.

6.Струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент.

7.Музыкальная группа из четырёх исполнителей.

8.Высокий мужской певческий голос.

9.Русский композитор, автор романсов "Соловей", "Я вас любил".

10.Деревянная трость с натянутым пучком конских волос, служащая для извлечения звука.

11.Духовой музыкальный инструмент.

12.Композитор, основоположник русской классической музыки, автор оперы "Руслан и Людмила".

13.Человек, занимающийся творчеством в какой-либо области искусства.

Если все слова будут вписаны правильно, то буквы в выделенной горизонтальной строке образуют слово, которое означает "музыкальное сопровождение".

Приложение(1)

7





Ответы

  1. Балалайка. 2. Оркестр. 3. Аккорд. 4. Бетховен. 5. Ансамбль. 6. Фортепиано.7. Квартет. 8. Тенор. 9. Алябьев. 10. Смычок. 11. Флейта. 12. Глинка. 13. Артист.

4) Встреча с Золушкой.

Учитель: Какой красивый замок! (слайд) Посмотрите, ребята, здесь слово какое-то необычное, зашифрованное, наверное – это имя следующей героини, как вы думаете - кто это? (УШКОЗАЛ – Золушка)

Русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев по этой сказке сочинил балет «Золушка». А что такое балет? (Балет – это музыкальный жанр, сочетающий разные виды искусств (театр, музыку, живопись), где герои выражают свои чувства, мысли, переживания при помощи танцев).

отгадайте загадки о музыкальных инструментах, а я помогу вам пройти по страницам героев сказок.(приложение2)

(на слайдах показываются отгадки)

1.У него рубашка в складку, 
 Любит он плясать вприсядку, 
 Он и пляшет, и поет —
 Если в руки попадет. 
 Сорок пуговиц на нем 

С перламутровым огнем

Весельчак , а не буян
 Голосистый мой …(баян)


2. Первые марши играют военные,
 Дяденьки дуют лишь в них здоровенные.
 А вот вторые на крышах стоят,
 Дружно зимою все сильно дымят. (трубы)


3. Треугольная доска,
 А на ней три волоска.
 Волосок - тонкий,
 Голосок - звонкий. ( балалайка)

4. В лесу вырезана,

 Гладко вытесана,
 Поёт-заливается.

 Как называется? (скрипка)

  1. Я стою на трёх ногах,
     Ноги в чёрных сапогах.
     Зубы белые, педаль.

Как зовут меня?(рояль)


  1. В руки ты её возьмёшь,
     То растянешь, то сожмёшь.
     Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная. (гармонь)

7.Со мной в поход легко идти, 
 Со мною весело в пути, 
 И я крикун, и я буян, 
 Я звонкий, круглый ... (барабан)


  1. Подведение итога урока.

Но мне кажется, что-то мало испытаний сегодня вам выпало?

Учитель: Как мало?! Ребята сегодня столько заданий выполнили!

Ну, хочешь, мы тебе еще покажем наши рисунки о сказочных героях? Вот посмотри, какую выставку ребята приготовили к сегодняшнему уроку! Ребята, давайте расскажем Учитель: Что объединяет ваши рисунки? Их объединяет, в первую очередь, музыка – о каждом герое есть музыкальное произведение, есть мультфильмы и кинофильмы, в которых либо звучит музыка, либо сами сказочные герои исполняют что-то. Кроме музыки, их объединяет изобразительное искусство - нарисовано огромное количество картин и рисунков. Ну, и, конечно, литература, поскольку, все эти герои пришли к нам из сказки.

Учитель: А домашним заданием вам будет сочинить четверостишье о своем любимом сказочном герое.


К сожалению, наше путешествие подошло к концу. Но волшебство не заканчивается, ведь все вы маленькие волшебники и постарайтесь оставаться ими, делайте добро, любуйтесь красотой,  умейте восхищаться прекрасным!!!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!