СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по программе ЗОЖ "Скелет - опора тела и движение"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Скелет — опора тела и движение

Интегрированные цели:

  • Формировать элементарные знания об опорно - двигательном аппарате человека (скелете, мышцах)
  • Раскрыть значение и важность занятий физкультурой для укрепления и развития скелета и мышц.
  • Познакомить с правильной осанкой.
  • Формировать установку на здоровый образ жизни;
  • Познакомить с упражнениями, укрепляющими мышцы спины.

Активизация словаря: скелет, череп, позвоночник, мышцы, осанка.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Проходите, проходите

Очень рада видеть вас

С интересной новой темой

Познакомимся сейчас

На свои места садитесь

И друг другу улыбнитесь.

 

2. Определение темы занятия, постановка целей.

 

- Сейчас мы проведём с вами небольшую разминку, а заодно узнаем тему нашего занятия

Кроссворд: (слайд №1)

  1. Что приводит в движение кровь?
  2. Что течёт по венам?                               
  3. Орган, который помогает переваривать пищу.           
  4. С помощью этих органов мы видим предметы, воспринимаем их форму, величину, цвет.
  5. Орган дыхания.
  6. Куда сначала попадает пища?
  • Какое ключевое слово в нашем кроссворде? (скелет) Правильно, ребята. И тема нашего занятия «Скелет — опора тела и движение»(слайд №2)
  • (слайд №3)Сегодня на занятии мы с вами узнаем что такое скелет, из каких частей он состоит; выясним, для чего служит каждая часть и весь скелет полностью; узнаем, что приводит скелет в движение; выясним как связаны скелет, осанка и наше здоровье.

3. Основная часть.

  • Давайте с вами пофантазируем, что было бы, если бы у человека не было костей, на что могло быть похоже наше тело?( желе, кисель, медуза, слизняк …)
  • Действительно, человек был бы бесформенным и некрасивым, если бы у него не было скелета. Скелет - это наша опора, благодаря которой мы сохраняем свою форму.
  • Кости, составляющие скелет, поддерживают тело и обеспечивают защиту от ранений и ушибов.

- Послушай те стихотворение:

Чтоб на кисель не походить,

На скользкую медузу,

Скелет у всех нас должен быть,

И он нам не обуза.

Пусть нет его у червяка,

Какой-нибудь амебы,

У стрекозы и мотылька,

А нам он нужен, чтобы

Играть в футбол, ходить в кино

И плавать в речке летом,

Мы не смогли бы ничего,

Не будь у нас скелета.

Скелет опорой служит днем,

А ночью отдыхает!

Н. Кнушевицкая.

- Скелет состоит из костей, больших и совсем крошечных. И у всех их одинаковое количество - более 200 штук.

- Потрогайте свою руку, ногу, руку и ногу рядом стоящего товарища, что вы чувствуете? (кость)

  • (слайд №4) Ребята, кто назовет основные части скелета? (череп, скелет верхних конечностей, позвоночник, грудная клетка, скелет нижних конечностей.)
  • На вид скелет хрупкий, но на самом деле очень прочный. Скелет служит организму не только опорой, но и защищает внутренние органы.

- Череп похож на шлем. Что он защищает? (мозг) (слайд №5)

- Грудная клетка состоит из 12 пар ребер, которые прикреплены к позвоночнику. Что защищают ребра? (внутренние органы: сердце, легкие от повреждений) (слайд №6)

- Позвоночник является основным стержнем туловища, на него приходится вес верхних частей тела, а сам он состоит из 33 позвонков, соединенных между собой, проходит посредине спины. (слайд №7)

Корень, ствол у дерева –

Жизни всей источник,

Жизни ствол у человека–

Это позвоночник.

Сделав выводы теперь,

Вы держитесь твердо.

Чтобы по земле шагать

Вам с осанкой гордой.

- В состав скелета входят еще верхние и нижние конечности  (слайды № 8) А  вы знаете, что кости верхних и нижних конечностей очень хрупкие, особенно у детей. Поэтому нужно быть осторожным: не прыгать с высоких предметов, не лазать по деревьям, по обрывам, быть осторожными в гололед. Какую функцию выполняют верхние и нижние конечности? (с их помощью осуществляются разнообразные движения)

- О худых людях говорят: "У него только кожа да кости". Может ли такое быть на самом деле? (нет). Если бы это было так, то человек не смог бы двигаться, бегать, ходить, поднимать грузы или даже моргать.

- Мальчики, напрягите свои руки и покажите мускулы. Как вы думаете, почему у спортсменов такие широкие плечи, мощная грудь, крепкая шея, сильные руки и ноги? Почему они такие сильные и выносливые? Что им помогает поднимать тяжелые штанги, высоко прыгать, быстро бегать? Конечно, скелет, но еще и мышцы – это главные силачи. Они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться. Человеку нужны мышцы (слайд №9) Без этих двигателей все большие и маленькие кости были бы неподвижны.

- Вытяните руку, ваши мышцы находятся в свободном состоянии, согните руку в локте, а вот в это время наши мышцы сокращаются и приводят в движение вашу руку (показ, дети повторяют). Попробуйте обхватить пальцами левой руки правый кулак и повертите его в разные стороны. Вот примерно так одна кость входит в другую и двигается в ней,(слайд №910),  а чтобы кости друг из друга не выскакивали, они крепко-накрепко связаны между собой, как бинтами, гибкими связками.

- Скелет и мышцы растут и развиваются — это опорно-двигательная система нашего организма (слайд №11)

- Чтобы стать красивым, сильным и здоровым нужно тренировать свои мышцы. Что помогает это сделать? (физкультура и спорт). Правильно, давайте и мы с вами проведем сейчас физминутку для здоровья.

Физминутка

Мы разминку начинаем,

Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх,

Отдохнет спина у всех.

Начинаем приседанья

Раз, два, три, четыре, пять

А теперь три раза нужно

как лягушки проскакать.

Мы разминку завершаем,

Руки шире раздвигаем,

А теперь их тянем вверх,

Отдохнет спина у всех.

- Физкультура и спорт делают фигуру человека красивой, формируют правильную осанку (слайд №12) А кто знает, что такое осанка? (слайд №13)

- Правильная осанка не только красива, но и полезна для здоровья. При плохой осанке человеку труднее дышать, начинают хуже работать внутренние органы.

- (слайд №14) Если ученик за партой сидит, согнувшись, если одно плечо держит выше другого или упирается грудной клеткой в парту, то у него может произойти искривление позвоночника, сдавливание грудной клетки. Он может остаться на всю жизнь сутулым, кособоким.

Кроме того, при неправильной посадке ученику трудно дышать, сдавленная грудная клетка мешает дыханию и правильной работе сердца.

Если он низко наклоняется над книгой или тетрадью, то это приводит к ухудшению зрения.

Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете.

 

Давайте сначала подумаем, каким мы представляем здорового человека?(слайд №15)

 

- Выберите слова для описания здорового человека:

 

Стройный, сутулый, сильный, крепкий, толстый, неуклюжий, ловкий, бледный. (Ответы детей.)

 

(слайд №16)Это интересно!

 

Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже. Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

- Каковы же причины плохой осанки? (ответы детей)

- А как, по вашему мнению, выработать правильную осанку?

Правила сохранения правильной осанки: (Ответы детей) (слайд №17)

  1. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.
  2. При переносе тяжести нужно равномерно нагружать руки. Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.
  3. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
  4. Сидеть с максимально выпрямленной спиной.
  5. Избегать неудобных поз и каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка если вы будете выполнять эти правила, то осанка у вас будет красивой и правильной.
  1. Опытно-экспериментальная деятельность:

- А сейчас мы с вами проведем эксперимен

  • Одному ребенку воспитатель помогает надеть ранец, другому дает в руку портфель и просит пройтись перед всей группой, а затем повернуться спиной к детям. Ребенок, который держит в руке тяжелый портфель, наклоняется в сторону, у другого ребенка спина не искривлена.

Какой можно сделать вывод? (Дети делают выводы о том, с чем лучше ходить в школу: с портфелем или с ранцем)

  • Третий ребенок держит небольшое детское ведёрко, наполненное водой. А четвертый берет 2 маленьких ведра. Казалось бы, очень легкое ведро, но подержав его в одной руке, ребенок устаёт и начинает наклоняться в сторону. Второй ребенок ровно держит спинку. На основе своих наблюдений дети делают вывод. Как лучше носить, например, сумки, помогая маме. (Лучше разложить все покупки в две сумочки и нести в двух руках.)

- Хотите проверить, правильная ли у вас осанка?

  • Встали, повернулись ко мне спиной, руки сложили вместе ладошками и приставили к позвоночнику. Ладошки не должны разомкнуться. У Никиты хорошая осанка, а вот Наташе надо поработать над своей осанкой.
  • Можно по-другому проверить свою осанку.

Тренинг: Проводится игра «Пройди с мешочком на голове»

Я повторяю по утрам:

Мой позвоночник гибок, прям

Когда лежу, стою, сижу –

За позвоночником слежу

Я позвоночник сберегу

И от болезни убегу.

- Существуют специальные упражнения по укреплению мышц туловища. Как мы уже говорили, наши мышцы становятся крепче благодаря физическим упражнениям. И поэтому у спортсменов и атлетом самые сильные мышцы. Что кроме упражнений может укрепить наш скелет, и позвоночник в том числе? Какие продукты нужно употреблять? Те, в которых в большом количестве соли кальция — творог, молоко. Также полезны овощи и фрукты - в них содержатся витамины.

-А вы хотите быть сильными, ловкими, быстрыми? (да). Что для этого нужно делать? (заниматься физкультурой, гимнастикой, играть в подвижные игры, обязательно делать по утрам зарядку) словом вести активный образ жизни.

-У нас сегодня на занятии присутствует Ирина Этвиновна, специалист по лечебной физкультуре. Она покажет нам упражнения, которые помогут укрепить мышцы нашего туловища, чтобы наша осанка всегда была правильной и красивой, а мы были здоровы и полны сил и энергии.

5. Итог занятия: Ребята, вам интересно было сегодня на занятии? О чём мы сегодня говорили? (о строении и функциях скелета человека и его мышц, узнали об их роли в нашем организме) Что такое осанка? От чего она зависит? Вспомните правила, которые помогут сохранить нашу осанку правильной.

- А  завершить наше занятие я бы хотела стихотворением:

Каждый твёрдо должен знать:

Здоровье надо сохранять.

Нужно правильно питаться,

Нужно спортом заниматься.

Руки мыть перед едой,

Зубы чистить, закаляться

И всегда дружить с водой.

И тогда все люди в мире

Долго-долго будут жить.

И запомни - ведь здоровье

В магазине не купить!

 

- Спасибо вам за работу и доброго вам здоровья!

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по программе ЗОЖ "Скелет - опора тела и движение"»

р ж о л г с е л е т к а г л е р о у р з к д и д в ц е о ь е к

р

ж

о

л

г

с

е

л

е

т

к

а

г

л

е

р

о

у

р

з

к

д

и

д

в

ц

е

о

ь

е

к

Скелет - опора тела  и движение

Скелет - опора тела и движение

Цели урока:   ● Узнать что такое скелет, из каких частей он состоит;      ● Выяснить для чего служит каждая часть и весь скелет полностью;      ● Узнать что приводит скелет в движение;      ● Выяснить как связаны скелет и наше здоровье.

Цели урока:

Узнать что такое скелет, из каких частей он состоит;

Выяснить для чего служит каждая часть и весь скелет полностью;

Узнать что приводит скелет в движение;

Выяснить как связаны скелет и наше здоровье.

череп позвоночник рёбра грудина кости таза кости рук кости ног

череп

позвоночник

рёбра

грудина

кости таза

кости рук

кости ног

скелет мышцы опорно-двигательная система

скелет

мышцы

опорно-двигательная система

От скелета и мышц зависит ОСАНКА  человека.

От скелета и мышц зависит

ОСАНКА человека.

  Правила хорошей осанки:      ● выполнять упражнения по укреплению мышц туловища, то есть заниматься физкультурой и физическим трудом.      ● правильно сидеть за столом, партой, на стуле.      ● при переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки, не носить ранец или портфель в одной руке.      ● спать необходимо на жёсткой постели с невысокой подушкой.

Правила хорошей осанки:

выполнять упражнения по укреплению мышц туловища, то есть заниматься физкультурой и физическим трудом.

правильно сидеть за столом, партой, на стуле.

при переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки, не носить ранец или портфель в одной руке.

спать необходимо на жёсткой постели с невысокой подушкой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!