Скиппинг - инновационная здоровьесберегающая технология
на уроках физической культуры
« …с поворотом, и с прискоком, и с разбега, и на месте, и двумя ногами вместе… во дворе и на бульваре, в переулке и в саду, и на каждом тротуаре у прохожих на виду»
Агния Барто
Новые системы всегда создаются как наследие прошлого, заимствованные элементы адаптируются, модернизируются к существующим жизнеспособным формам, но есть средства, которые возвращаются в арсенал оздоровительной физической культуры.
Методическая разработка составлена на основании педагогического опыта, в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании» приказ №55-IНС от 07.07.2015 года, Законом «О физической культуре и спорта» постановление №I-143П-НС от 24.04.2015 года, программой среднего общего образования «Физическая культура 1-11 класс» приказ № 408 от 18.08.2015 года, Концепции формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики приказ № 815 от 03.08.2016 года.
Слово «скиппинг» происходит от английского «skipping»- многократные перескакивания, перепрыгивания. Скиппинг представляет собой особый вид физической деятельности человека, который состоит из прыжков с использованием специфического инвентаря – скакалки.
Скиппинг как вид спорта базируется на таких принципах:
- доступность для различных социальных слоев общества вне зависимости от их материального положения;
- легкость в использовании его каждым человеком, начиная с 5-6-летнего возраста и до глубокой старости (самостоятельно и под руководством тренера) для укрепления и поддержания своего физического состояния;
- наличие неприхотливого дешевого инвентаря (скакалка), всегда имеющегося под рукой, используемого для тренировочных занятий и соревнований;
- простота правил соревнований, которые можно проводить и без спортивных судей при наличии двух и более соревнующихся;
- свободного дозирования нагрузки и осуществления самоконтроля за ней, исходя из функциональных и анатомо-физиологических показателей занимающихся и стоящих задач по развитию того или иного физического качества;
- возможности заниматься им в любом месте, где есть свободное пространство размером 3м в длину, 2м в ширину, 2,5м в высоту.
Скиппинг - циклический вид спорта, в котором цель участника является победа над соперником при выполнении большего, чем у него, количества прыжков через скакалку за определенный промежуток времени (15, 20, 30, 60 сек.) или по другим предусмотренным правилами соревнований критериям.
Скиппинг включает в себя следующие дисциплины:
Прыжки классические (ноги вместе).
Прыжки на одной ноге.
Прыжки боком.
Прыжки с попеременной сменой ног.
Прыжки смешанные.
Прыжки в приседе.
Прыжки руки скрестно.
Прыжки ноги скрестно.
Прыжки парные.
Прыжки групповые.
«Тарабарщина».
Каждая дисциплина включает в себя несколько номеров (видов), совокупность которых составляет программу соревнований по скиппингу.
Здоровьесберегающая направленность скиппинга вмещает в себя: нагрузки умеренной интенсивности, эффективность аэробного бега, атлетическую мощь различных прыжков и специальных прыжковых упражнений, цикличность и уровень физической подготовленности, которая носит развивающий характер основных двигательных качеств: скоростных, скоростно-силовых, выносливости, координационных способностей, гибкости. Упражнения позволяют развивать мышцы ног, служат профилактикой плоскостопия; способствуют формированию правильной осанки; укрепляют связки внутренних органов; ликвидируют застойные явления в организме; улучшают перистальтику кишечника; развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы; укрепляют мышцы тазового дна. С этими целями скиппинг используется на уроках физической культуры в школе.
Основные задачи, решаемые на начальном этапе обучения (6-9 лет): массовое привлечение детей к занятиям самым простым и доступным видом спорта - скиппингом (ознакомление с основными упражнениями); укрепление здоровья, развитие общей координации, ловкости и быстроты движений; приобщение к здоровому образу жизни.
На втором этапе обучения (10-15 лет) решаются новые задачи: дальнейшее укрепление состояния здоровья детей и подростков посредством регулярных занятий скиппингом, направленных на развитие основных физических качеств - гибкости, быстроты, силы, выносливости, ловкости; соблюдение здорового образа жизни, предотвращение вредных привычек; освоение основных видов программы скиппинга; выступление на физкультурно-оздоровительных праздниках, флэш-мобах.
Представленная программа прыжков по скиппингу в табл.1, отражает большое многообразие упражнений со скакалкой. При составлении комплексов упражнений следует учитывать возраст, физическую подготовленность и состояние здоровья учащихся.
Таблица 1
Программа прыжков по скиппингу |
Название упражнения | Описание упражнений |
Прыжки через короткую скакалку (single rope) сольные, 75-80 вращений в минуту (выполняя на каждый оборот по одному прыжку). | Прыжки через скакалку с промежуточным подскоком. Прыжки через скакалку на левой ноге, на правой ноге. Прыжки через скакалку с ноги на ногу. Прыжки через скакалку в стороны (поочерёдно прыгать вправо и влево). Прыжки с вращением скакалки назад. Комбинированные прыжки через скакалку (при каждом втором обороте скакалки руки скрещиваются). С поворотами на 90, 180 или 360 градусов. |
Чередование движений руками скрестно и в стороны. | Накидывание петли вперёд с последующим перешагиванием через скакалку. То же, вращая скакалку вперёд петлёй. То же, с прыжком на обеих ногах. То же, чередуя вращение скакалки вперёд просто и петлёй; То же, прыжок в присед с вращением скакалки вперёд петлёй. Накидывание петли назад. То же, вращая скакалку назад петлёй. То же, с прыжком на обеих ногах. То же, чередуя вращение скакалки назад просто и петлёй. |
Прыжок (single rope) с двойным вращением. | Высоко прыгнув, прокрутив скакалку под ногами дважды. |
Прыжки со скакалкой в парах. | Пробегание последовательно под несколькими скакалками (2 - 4), которые каждая пара ведущих вращает синхронно. Прыжки через скакалку в парах лицом друг к другу. Прыжки через скакалку в парах, скакалку вращает один ученик. Прыжки через скакалку в парах плечом к плечу, вращая скакалку свободными руками. |
Продолжение табл. 1
Групповые через длинную скакалку (обратить внимание на согласованное энергичное начало движений руками) | Вращение скакалки (вдвоём). Прыжки через вращающуюся параллельно земле скакалку. Пробегание по диагонали. Пробегание по прямой перпендикулярной линии. Пробегание поточно через каждые 2 или 3 оборота скакалки. Пробегание поточно на каждый оборот скакалки. Пробегание парами или тройками, держась за руки. Прыжки через длинную скакалку всей группой. |
Прыжки на индивидуальной скакалке через длинную скакалку. | Skipping — разновидности прыжков: Одиночная скакалка. Китайское колесо (chinese wheel) парные. Длинная скакалка (long rope) через длинную скакалку. Двойной голландский прыжок (double dutch) прыжки через две скакалки. |
Дабл дач. Способность мгновенно реагировать на скорость вращения сразу двух скакалок. | Прыжки через две скакалки одновременно по одному. С прыжком через скакалку в паре. |
Hula- hoop. | Прыжки через длинную скакалку с вращением хула-хупа на теле, руках. Прыжки через хула-хуп. |
Игровые задания и эстафеты с длинной скакалкой: |
«Успей пробежать» «Весёлые состязания» | 1. Пробегание потоком (один за другим) под скакалкой, стараясь не задеть ее, и выстроится в колонну на противоположной стороне площадки. Далее участники пробегают под вращающейся скакалкой парами, взявшись за руки; затем втроём и т.д. 2. Команда выстраивается по диагонали. Участники выполняют задание поочерёдно, но следующий игрок обязан вбежать под скакалку до того, как выйдет из скакалки предыдущий участник. Потом выполняется задание с одним прыжком, затем всё время, увеличивая число прыжков. Участники допустившие ошибку, продолжают прыгать с того прыжка, который они не выполнили. Как только у игроков набирается одинаковое количество прыжков, они формируются в пары, затем и тройки, четвёрки и т. д. |
Продолжение табл. 1
«Восьмёрка» «Кратно трём» | 3. Участники выстраиваются по диагонали, по левую руку вращающего скакалку. Поочерёдно выполняют прыжки через скакалку. Обойдя, вращающего скакалку, стать по правую его руку. И выполняют пробегание снова, выстраиваются на исходное место. Варианты: 1) вращают по 2-3 скакалки в одном направлении; 2) скакалки вращаются в разных направлениях. 4. Команды комплектуются из числа кратного трём (6-9-12), которые выполняют то же задание поочерёдно, не прекращая вращения скакалки (заменяя по очереди, друг друга). Двое вращают, а третий вбегает под длинную скакалку, делает (не менее 3 прыжков) и выбегает, не задевая скакалки заменяя одного из своих партнёров (не прекращая вращения скакалки), давая возможность выполнить прыжки, и заменить третьего участника, который после прыжков вновь должен взяться за скакалку. |
Таким образом, данная программа прыжков по скиппингу является результатом поиска эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков в учебной, активно досуговой деятельности, сферой жизненного и профессионального самоопределения.
Список использованной литературы:
Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников М.: Просвещение, 1991. - 64 с.
Володченко В.Ю. Игры нашего двора: Сборник/ Худож. И.В. Челмодеев М.: Дом,1998.
Глазачев О.С. Индивидуальные особенности психофизических функций первоклассников в процессе их адаптации к школе // Физиология человека. - 1992. - Т. 18. - № 6. - С. 116-124.
Глейберман А.Н. Упражнения со скакалкой / А.Н. Глейберман – М.; ФиС, 2007 – 234 с.
Если хочешь быть здоров: Сборник/Сост. А. А. Исаев.- М.: Физкультура и спорт, 2005.
Гасанова І., Настругова О. Застосування скакалки на уроках фізичної культури: Інформаційно-методичне видання. Здоров’я та фізична культура №27 (159), вересень 2009.
Гасанова І., Настругова О. Скіпінг-інноваційна технологія зміцнення здоров’я: Інформаційно-методичне видання. Здоров’я та фізична культура №28 (160), жовтень 2009.