Психодиагностическая методика направленная на диагностику мышление детей
«Складывание разрезных картинок».
автор методики : С. Забрамная
«Складывание разрезных картинок ».
- Цель: методика применяется для выявления состояния наглядно-образного мышления. Эта методика не требует участия речи ребенка, поэтому может быть использована для обследования и безречевых детей.
Складывание разрезных картинок
- Предварительно подгатавливается картинка. Суть занятия заключается в том, что с отдельными частями разрезнных картинок ребенок собирает единое целое. То есть целая картинка.
« Складывание разрезных картинок» Инструкция испытуемого
Тестирование осуществляется следующим образом: ребенку предлагается комплект из разделенных на части карточек с различными изображениями, из которых он должен составить законченные картинки и назвать их.
- Изначально карточки находятся в перемешанном, хаотичном и бессистемном положении. Ребенок достает из этой «кучки» одну карточку, озвучивает свое предположение по поводу того, часть какого предмета на ней изображена. После этого он разыскивает оставшиеся части рисунка и соединяет их в единое целое.
«Складывание разрезных картинок». Виды помощи испытуемому
работе с картинками, разрезанными по прямым на три части, дети часто «теряют» среднюю часть, сдвигая начало и конец изображения, но при удивлении и вопросе «А куда положим этот кусочек?» самостоятельно исправляют ошибку.
«Складывание разрезных картинок». Анализируемые виды стратегии деятельности:
- — хаотическая, то есть не имеющая цели, манипулятивная деятельность ребенка (без учета результативности своих собственных попыток);
«Складывание разрезных картинок». Анализируемые виды стратегии деятельности:
- — метод «проб и ошибок» — действия в наглядно-действенном плане, с учетом проведенных проб и полученных ошибок;
«Складывание разрезных картинок». Анализируемые виды страдегии деятельности
- — целенаправленное выполнение задания без предварительной программы или хотя бы зрительно-пространственной оценки;
«Складывание разрезных картинок». Анализируемые виды страдегии деятельности
- — выполнение в наглядно-образном плане с предварительным зрительным «примериванием», соотнесением результата и образца.
«Складывание разрезных картинок».
Возрастные показатели выполнения задания
Дети 3-3,5-летнего возраста обычно справляются с заданием на складывание картинок, разрезанных пополам.
Дети 4-4,5-летнеговозраста обычно справляются с заданием на складывание картинок, разрезанных на три равные части (вдоль рисунка или поперек него), на четыре равные части (имеются в виду прямые разрезы под углом 90°).
Дети 5-5,5-летнеговозраста обычно справляются с заданием на складывание картинок, разрезанных на три-пять неравных частей (вдоль рисунка и поперек него), на четыре равные диагональные части (имеются в виду прямые разрезы под углом 90°).
- Дети старше 5,5-6,5-летнеговозраста обычно справляются с заданием на складывание картинок, разрезанных на пять и более неравных частей различной конфигурации.
«Складывание разрезных картинок» . Оценка выполнения задания
- 2 Уровень — принимает участие в обучении, но не справляется самостоятельно, ошибается, не видит различий в верном и неправильном образе.
- 1 Уровень — не в состоянии понять требования, уловить суть задачи, неадекватные хаотичные действия при обучении и демонстрации примера.
«Складывание разрезных картинок» . Оценка выполнения задания
- 4 Уровень — полностью выполняет. Балл «4» не означает то, что ребенок не ошибается ни разу. Родителям, занимающимся по методикам со своими малышами, нужно понимать, что дети — не роботы. Более того, ребенку любознательному иногда хочется не просто выполнить условия поставленной перед ним задачи, но и посмотреть, что получится, если рисунок сложить иначе, нежели требуется.
- 3 Уровень — не испытывает проблем в осознании цели занятия, осуществляет соединение перебором вариантов.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!!
Хралович Анна. Группа: ДО-203б