Скрайбинг - новый уникальный способ привлечь внимание обучающихся.
Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю.
Конфуций
Учеными доказано, что человек более 80% информации воспринимает визуально. Поэтому на сегодняшний день актуально создание графических презентаций, позволяющих слушателем воспринимать и усваивать информацию более эффективно. Визуализация выступает как промежуточное звено между учебным материалом и результатом обучения, позволяющее «уплотнить» процесс познания, очистить его от второстепенных деталей и, тем самым, оптимизировать. Визуализация обеспечивает синтез знаний, позволяет опосредованно и наглядно представить изучаемые явления в тех областях, в которых непосредственно наглядное восприятие затруднено или вообще невозможно.
Однако, чаще всего учителя-предметники, которые не совершенствуют методику преподавания предмета, используют на уроках обезличенный показ набора слайдов, позаимствованных из нескольких старых презентаций и немного отредактированных, тем самым совершая ошибку. При этом большая часть усилий таких учителей затрачивается на две вещи: уместить на слайды всю имеющуюся информацию и придать «красивость», используя всевозможные эффекты Power Point и клипарты. Соответственно ученики начинают терять интерес еще при виде титульного слайда любой подобной презентации. Многие школьники предпочитают просто услышать живой рассказ, чем «мертвое» чтение и конспектирование плотного текста со слайдов.
Таким образом, презентация тоже может быть «живой». Она может помогать учителю, донести свои идеи, а не сковывать себя рамками слайда. Презентация может быть интересной, привлекать внимание к теме предмета, а не отвлекать от нее.
Поэтому сегодня, как никогда, актуален вопрос создания графических презентаций, позволяющих учащимся воспринимать и усваивать информацию более эффективно. Новой тенденцией в образовательном процессе является «скрайбинг» – использование зарисовок для проведения уроков.
В переводе с английского языка «скрайбинг» означает «разметка». Скрайбинг бывает «ручной» и «компьютерный». Ручной – классический: голос за кадром рассказывает о чем-либо, рука в кадре рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. В таком скрайбинге используются, как правило, листы бумаги или презентационная доска, цветные карандаши, маркеры, фломастеры, кисти и краски, а также элементы аппликации. По-своему, уникальный скрайбинг можно создать даже с помощью рисунков на песке.
Компьютерный скрайбинг намного проще. Не нужно вооружаться видеокамерой, штативом, осваивать ремесло монтажера и диктора. Такой скрайбинг можно создать с помощью сервиса PowToon и программы VideoScribe.
Итак, Скрайбинг – это новый уникальный способ привлечь внимание, завоевать аудиторию, обеспечить ее дополнительной информацией и усилить ключевые моменты презентации. Успех и эффективность скрайбинга объясняется тем, что человеческий мозг, склонный рисовать картинки, мыслит образами, а язык рисунка – универсальный язык.
Рассматривают три ключевых аспекта в работе по созданию скрайб-презентации:
Первый аспект – навыки визуализации. Скрайбинг превращает тезисы презентации в слова и образы, обрисовывает связи и подчеркивает ключевые моменты. Скрайберу (специалист скрайб-презентации) не обязательно владеть техникой классического рисунка, но он должен понимать, как правильно и понятно заменять глаголы и существительные на символы, и образы в форме зарисовок. Зачастую это может оказаться не так просто, как кажется на первый взгляд.
Второй – умение работать со схемами. Скрайбинг – это не только образные рисунки. Наглядно продемонстрировать свои идеи можно, преобразовав их в графики, матрицы, иерархические структуры и диаграммы. При этом все виды схем и рисунки должны составлять целостный визуальный образ.
Третий аспект – навыки общения с аудиторией. Основная цель учителя – донести до учеников свои идеи и объяснить им, что они должны выполнять в процессе познания изучаемой темы. При этом необходимо помнить, что аргументы должны следовать друг за другом, а класс надо постоянно вовлекать в процесс обучения.
Основная функция данного способа подачи информации – быстро и качественно донести ее до учеников. Весомым плюсом в использовании скрайбинга является то, что все иллюстрации можно подготовить заранее, и это позволит избежать ненужного волнения во время проведения самого урока. При создании презентации могут использоваться готовые картинки, графики, аудио- и видеоряд. Грамотное сочетание слов и иллюстраций, способное наглядно отобразить основные идеи презентации – это и есть скрайбинг.
Визуализация урока является итогом определенного этапа формирования знания, в том числе теоретического, в зримой форме выражает его результаты, обнаруживает недостатки и противоречия, служит для поиска путей углубления понимания и дальнейшего исследования.
Перспективы использования скрайбинга еще предстоит переосмыслить и адаптировать к использованию в школе. Но уже сейчас можно сказать, что скрайбинг подойдет для объяснения нового материала, может быть использован, как средство обобщения изученного.
В педагогической практике современные информационные технологии начинают находить свое место в той или иной степени. Данный опыт необходимо расширять и популяризировать. В концепции модернизации Российского образования обозначено, что новое качество образования – это ориентация образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Становится бесспорным, что главными факторами развития личности, формирования его компетенций являются активная предметно-практическая деятельность и общение.
Я считаю, что чем больше и адекватнее современных образовательных технологий будет использовать педагог, тем большим количеством эффективных приемов и способов мышления овладеет учащийся, тем эффективнее он сможет решать поставленные задачи.
Источники:
http://zillion.net/ru/blog/35/skraibingh-kak-sposob-vizual-nogho-myshlieniia
https://sites.google.com/site/mkskrajbing/cto-takoe-skrajbing
http://www.reklamodatel.ru/?id=3584
http://opinf.ru/Mikroskopi/chasti-mikroskopa-risunok