СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слепота не является препятствием для раскрытия таланта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Слепота не является препятствием для раскрытия таланта»

Слепота не является препятствием для раскрытия всех свойств личности


Влияние талантливого слепого человека на формирование общественного мнения по отношению к незрячим всегда было спорным вопросом.

Д. Тверский, рассматривавший проблему слепоты и незрячего в классической, средневековой и современной литературе, объясняет положительное отношение к незрячим в Древней Греции тем, что в античные времена людям были хорошо известны имена и дела знаменитых слепых. Мы полагаем, что позитивное отношение следует объяснять не столько влиянием отдельных ярких индивидуальностей незрячих, сколько уровнем демократичности и гуманности самого общества, сумевшего на определенном историческом этапе создать необходимые условия для проявления потенциальных возможностей любой личности, в том числе и лиц с аномалиями в развитии. Вместе с тем в подтверждение мысли о том, что слепота действительно не является препятствием для раскрытия всех свойств личности, нам удалось создать биографический перечень имен 212 слепых, достигших высокого профессионального мастерства в различных областях человеческого познания мира.

Любопытно, что почти треть из них были связаны с музыкальной деятельностью: были музыканты, большинство из них играли на органе, фортепьяно, скрипке; были известными композиторами, певцами, музыковедами. Таким образом, профессия музыканта для слепого во все времена была наиболее доступной профессией, вероятно, это дало основание широкой массе людей думать о том, что слепые имеют врожденную склонность к музыке.

Вторую большую группу составляют имена писателей и поэтов.

Третью группу имен составили педагоги.

Б иографические данные свидетельствуют о том, что из древности до нашего времени дошли лишь два имени знаменитых слепых: первый — древнегреческий поэт Гомер, живший в VIII веке до н.э. В древности никто не сомневался в том, что великие эпосы «Иллиада» и «Одиссея» принадлежат Гомеру. Ему также приписывали сочинения: «Циклические гимны», «Гомеровские гимны», «Война лягушек и мышей». Однако о самом Гомере было известно немного, и сегодня история не может точно ответить, где именно творил и умер великий поэт. По преданию, он был похоронен на острове Хиос.

В торой именитый человек — римский политический деятель Аппий Клавдий Цек по прозвищу «Слепой» (312 г. до н.э.). Ему принадлежат крупные строительные объекты, сооруженные в Риме: водопровод (Аяуа Аппиа), функционирующий до сих пор, а также стратегически важная мощеная дорога, соединяющая Рим с югом (Via Appia). По преданию, А. Цек был слепым, что и подтверждается его прозвищем. Однако следует помнить, что во времена, когда люди не знали очков, слепым назывался человек, страдающий выраженной близорукостью или каким-либо другим недостатком зрения.

Известный греческий философ Дидим Александрийский, потерявший зрение в пятилетнем возрасте, с помощью вырезанных из дерева букв овладел греческим алфавитом, он много путешествовал, ему принадлежат многие труды по философии и праву, известные в те времена во многих странах Средиземноморья. После Д. Александрийского почти в течение пяти веков история не называет ни одного известного имени слепого, за исключением таджикского и персидского поэта, родоначальника поэзии на фарси Рудаки Абу Абдалах Джафара (ок. 860-941), ослепленного в зрелом возрасте. В X-XI веках появляется яркая личность — арабский мыслитель и поэт, ослепший в трехлетнем возрасте, Маари Абль-Ала (973-1057 или 1058). Широкую известность получили его сборник философско-гуманистических стихов «Обязательность необязательного» и «Послание об ангелах». Появление вышеупомянутых знаменитостей связано со становлением мусульманства и расцветом восточных государств.

Истории известна неординарная личность чешского короля Яна Люксембургского (1269-1346), который в 1344 году в битве потерял зрение, но, несмотря на слепоту, и дальше проявляет себя как храбрый воин. В одной из битв столетней войны, выступая против войска английского короля Эдварда IV, Ян Люксембургский велел привязать себя к коню, бросился в гущу сражения, где и погиб.

Средневековье, игнорировавшее культуру древности, развивалось примитивным образом, принижая достоинство человека и подчеркивая его ничтожность. Возвышение религии не стало благоприятной почвой для раскрытия потенциальных возможностей людей без зрения. Лишь в период Возрождения в культурном и идейном развитии стран Европы появляются условия для реализации возможностей талантливых незрячих. Возникновение Ренессанса в XIV веке в Италии называет в качестве провозвестников имена Данте, Джотто, творчество которых проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума. Этими условиями и объясняется появление в XIV веке в Италии всесторонней и колоритной личности слепого органиста, композитора и поэта Франческо Ландино. По мере распространения идей Возрождения известные незрячие появляются и в других странах Европы.

Таким образом, эпоха Возрождения, основанная на идее гуманизма, значительно продвинула развитие производственных сил, борьба прогрессивных слоев буржуазии против сил феодализма создала предпосылки и для изменения положения слепого в обществе.

О дной из самых ярких личностей средневекового периода был итальянский органист, композитор и поэт Франческо Ландин (1325-1397). О его эрудиции, широте круга интересов, глубоких знаниях говорят его труды в области диалектологии, философии, астрологии.

В XV веке широко известными становятся имена слепого писателя Франческо Бяло, органиста и композитора Конрада Паумена (1409-1473), философа Никазия (1440-1492).

В XV-XVI веке мы встречаемся с именами ослепшего в зрелом возрасте скульптора Вита Ствошы (1447-1533), органиста и композитора Арнольда Шлика (1455-1525). Из шестнадцатого века до нас дошли сведения о незрячем медике Якобе Секии (1511-1587) и трех испанских композиторах, живших почти в одно время: Мигель Фиенлян (1500-?), Антоний Кабесон (1510-1566) и Франсиско Салин (1513-1590).

В общественной жизни Европы в XVIII веке появляется несколько личностей — незрячих, которые не могли не обратить на себя внимания: Николас Саундерсен (1682-1739) — профессор математики Кембриджского университета, спонсором которого был великий физик Исаак Ньютон; теолог Том Блеклок (1721-?); писатели Конрад Теофил Пфефель (1739-1773), Эдвард Рештон (1755-?); прекрасная плеяда музыкантов: Христиан Якоб (1696-1750), Иоган Штрель (1703-?), Д. Стенди (1713-1786), Потгоф (1726-?), Марианна Кирхгеснер (1770-1808).


О собенно ярко блеснула своим талантом австрийская пианистка Мария Тереза фон Парадиз (1759-1824), которая со своими концертами объехала многие страны Европы. Для нее Моцарт написал концерт для рояля с оркестром.

Чем можно объяснить появление (или отсутствие) знаменитых слепых в разные исторические периоды? Появление феномена Гомера можно объяснить глубокими корнями культуры и традиций, возникших в древней Греции. Вероятно, нам не был бы известен Алий Клавдий Цек, если бы римское право не предусматривало, что ослепший сенатор в течение своей жизни имеет право продолжать свою деятельность на прежнем месте.


Особенно ощутимо появление знаменитых слепых замечено после восемнадцатого столетия. Примечательно, что всплеск талантливости незрячих совпадает с началом обучения слепых, что явилось официальным признанием неограниченных интеллектуальных возможностей у этой категории людей. Результаты анализа дают основание предполагать, что социальная среда создает возможности для проявления таланта незрячих, а не наоборот — появление одного знаменитого слепого заставляет общество положительно относиться к инвалидам зрения. Единичные случаи проявления таланта слепых в разные исторические периоды принимались как «чудо», и возможности подобного феномена не распространялись на слепых как социальную группу в обществе. Вместе с тем, появление имен знаменитых незрячих, несомненно, имеет положительное влияние на характер отношения общества не только к слепым, а к инвалидам в целом.

Успешная реализация потенциальных возможностей у слепых свидетельствует о том, что социальные условия создают возможность для проявления творческих и интеллектуальных способностей слепых, тогда как конкретные примеры такой деятельности самих слепых, в свою очередь, уточняют знания общества о потенциальных возможностях инвалидов, в частности, при отсутствии зрения.

Например, знакомство Валентина Гаюи с незрячей знаменитой австрийской пианисткой Марией Терезой фон Парадиз и сцена глумления над слепыми, которую ему пришлось наблюдать, подтолкнули этого прогрессивного человека на обучение незрячих.

В трудах выдающихся просветителей XVII-XVIII вв. Ж.Ж. Руссо, Ф. Вольтера, Ш. Монтескье, Д. Дидро и других прогрессивных деятелей этого периода уделяется глубокое внимание вопросам подрастающего поколения. Разделяя идеалистические взгляды на философию, объясняя общественные пороки лишь невежеством людей, просветители высказываются за отмену сословной школы, за широкое образование народа.

В своих философских сочинениях: «Мысли об объяснении природы» Дидро утверждает свой материалистический подход к объяснению природных и социальных явлений.

В 1746 году Дидро организует издание энциклопедии. Это становится одним из важнейших событий в XVIII веке. Энциклопедию готовили самые знаменитые представители науки, искусства, культуры. Энциклопедия имела не только научное, культурное значение, но служила оружием против феодального устройства и идеологии. Именно в энциклопедии, в разделе «Слепой» Д. Дидро представляет свои взгляды на процессы познания слепых, привлекает внимание общественности к судьбе людей, лишенных не только зрения, но и юридических прав. Д. Дидро справедливо указывал на неограниченные возможности незрячих в гуманитарных науках.

В книге «Письма о слепых в назидание зрячим», изданной в 1749 году, Дидро пишет о жизни известных незрячих, достигших известного интеллектуального уровня, овладевших не только элементарной грамотой, но и профессией, которая давала им возможность для самостоятельного существования. Книга послужила поводом для заключения Дидро в тюрьму, так как в ней содержалась резкая критика господствующей в то время идеологии (112, 20). Имеются сведения, что за данное произведение Д. Дидро был заключен на три месяца в башню Винцене. Другие авторы указывают, что Д. Дидро за данную книгу провел в тюрьме около года (105, 171). Выражая идею просветителей о роли образования народа в развитии цивилизованного общества, Д. Дидро делает вывод о возможности и необходимости массового систематического образования слепых. Д. Дидро одним из первых выдвигает мысль о том, что, хотя слепота и ограничивает восприятие предмета, но оставшиеся органы чувств связывают слепого с внешним миром. Развивая их в процессе обучения, учитель может помочь слепому познать окружающий мир. Д.Дидро сумел увидеть в образовании слепых возможности развития и компенсации разнообразных сторон личности. «Письма» Д. Дидро сыграли огромную роль в том, что общество обратило свое внимание на незрячего: идеи Дидро создали предпосылки для обучения слепых, привлекли общественность к этой проблеме накануне Французской революции. «Письма» Дидро имеют огромную ценность в истории тифлопедагогики как первая письменная дискуссия по проблемам слепых.

П од влиянием идеологии эпохи Возрождения к XVII столетию в Европе произошла переоценка ценностей, на основе которой значительно вырос социальный статус незрячего в обществе, благодаря этому появились первые учебные заведения для них, была создана благоприятная почва для развития талантов и реализации многообразных возможностей в развитии личности инвалидов зрения.

Признание же обществом незрячего как полноценной личности проявляется лишь в том случае, когда государством издается закон об обязательном обучении слепых на основе программ общеобразовательных школ. Появление первой школы слепых во Франции в 1784 году дало резкий толчок для развития широкой сети таких школ во всем мире.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!