СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Слитное и раздельное написание не с причастиями»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является вторым при изучении темы, он направлен на закрепление знаний, формирование практических навыков. Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков. Вид урока – урок- практикум. Данная тема, как показывает опыт, вызывает определённые трудности у учащихся. Для усвоения темы урока мною была поставлена цель: знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями. Для реализации цели нужно было решить следующие задачи: Обучающие: • формировать умение правильного написания не с причастиями; • формировать умение правильно ставить знаки препинания при причастном обороте; • формировать умение находить и исправлять ошибки в группировке примеров со слитным и раздельным написанием не- с разными частями речи. • Развивающая: • развивать умения аргументировать ответы, сравнивать, обобщать и классифицировать, логически излагать свои мысли • Воспитательная: • содействовать развитию познавательного интереса к предмету, воспитывать трудолюбие. Для решения поставленных задач были использованы такие формы работы, как фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в парах. Методы: словесный, репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый. Предлагаемые на уроке задания направлены на обогащение словарного запаса и развитие речи учащихся. На уроке реализуются принципы доступности, научности, наглядности. Для развития навыков контроля и самоконтроля ученикам предлагается проверочная работа с последующей самопроверкой. В процессе работы у семиклассников развиваются социально-коммуникативная и информационная компетенции. После изучения темы «Правописание не с причастиями» учащиеся должны знать условия выбора написания не с причастиями. Должны уметь: • правильно писать не с причастиями • разграничивать приставку не- и частицу не- с причастиями • логически излагать свои мысли • правильно ставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом Имеют опыт: • аргументировать ответы, находить и исправлять ошибки. Цели урока реализовывались 1. Воспитательная . Через работу с эпиграфом, высказываниями известных людей, работу с текстом «Главное».Уважительное отношение к одноклассникам помогает воспитать прослушивание монологических ответов учеников, работа в паре учит работать в коллективе. 2. Развивающая : Развитие речи осуществлялось через монологические ответы, работу в паре. Развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей ( сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) происходило во время выполнения самостоятельной работы. Соблюдены были структурные компоненты урока: 1.Организационный момент, характеризующийся готовностью учащихся к уроку; 2. Проверка домашнего задания. 3.Устный опрос (повторение теоретического материала); 4 Физкультпауза 5. Практическая работа по расширению и обобщению знаний, умений и навыков учащихся; 5.Дано домашнее задание; 6. Итоги урока были подведены учащимися , каждый ученик сделал самооценку своей работы

Просмотр содержимого документа
««Слитное и раздельное написание не с причастиями»»

Тема урока: Слитное и раздельное написание не с причастиями


Цель урока: Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями.

Задачи:

Обучающие:

· формировать умение правильного написания не с причастиями;

· формировать практические навыки, различать приставку не- и частицу не;

· формировать умение правильно ставить знаки препинания при причастном обороте

· формировать умения находить и исправлять ошибки в группировке примеров со слитным и раздельным написанием не- с разными частями речи.

· Развивающая:

· развивать умения аргументировать ответы, сравнивать, обобщать и классифицировать, логически излагать свои мысли

· Воспитательная:

· содействовать развитию познавательного интереса к предмету, воспитывать трудолюбие

Эпиграф к уроку:

Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нём соединились два порока...

Абу-ль-Фарадж


Ход урока


1. Оргмомент

Доброе утро, ребята. Я очень рада вас видеть. Садитесь. Давайте настроимся на плодотворную работу, улыбнёмся друг другу и отправимся в путь в страну знаний. Мы с вами продолжаем изучение слитного и раздельного написания не с причастиями. Откроем тетради, запишем дату и тему урока, определим цели нашего занятия. ( Определение целей урока)

Вопросы к классу:

  • Легко ли вам учиться?

  • Каких людей вы уважаете : ленивых или трудолюбивых?

  • С кем вы хотите дружить: с умным, много знающим человеком или невежественным, неграмотным?

  • Вы, наверно, уже догадались, что речь на сегодняшнем уроке мы поведём о вашей главной работе — об учёбе и труде, который нужно вложить, чтобы хорошо учиться. Посмотрим, как вы потрудились дома.


2.Проверка домашнего задания.

Упражнение 266

1 Свечи, не зажигаемые по другим дням, разливали яркий свет по комнате.

2. Немало книжек выпущено мной, но все они умчались, словно птицы, и я остался автором одной, последней недописанной страницы. 3. Один лунный луч, просочившись сквозь пыльное, годами не вытираемое окно, скупо освещал тот угол. 4. В кабинете мирно висели неповреждённые сургучные печати на шкафах. 5 Спросил Варварушку старичок: «Укажи мне, где здесь у вас поле, никогда не паханное, где земля, никогда не сеянная?» - «А вот тут, около озера,- отвечает Варварушка, - поляна, никогда не пахана, земля никогда не сеяна, цветёт она, чем засеется» 6. Во взгляде Фёдора было что- то не умоляющее о пощаде, а запоминающее. 7.Потревоженные весёлой рыбой, вздрагивали на воде несмелые, недвигающиеся, словно недоумевающие, речные лилии.


3. Обращение к эпиграфу. Чтение и обсуждение смысла высказывания. Запись в тетрадь.

  • Найдите в этом высказывании слова с не, объясните их правописание.

— На доске записаны предложения: Неправильное знание хуже, чем незнание (А. Дистервег).

Невежественными бывают только те, которые решаются такими оставаться (Платон).

(Чтение предложений. Запись их в те­традь. Вывод о слитном написании не с при­лагательными. )


Обращение к тексту «Главное» (у каждого учащегося на парте лежит лист с отпечатанным текстом).

ГЛАВНОЕ

В учении главное не в том, чтобы получать высокие баллы, вызубрив заданный урок. Глав­ное — вникать в то, что ты изучаешь в школе, не оставлять непонятных мест в учебнике, спраши­вать себя, книги, учителей. Не оставляй за собой недопонятых вопросов.

Если ты чем-нибудь особенно интересуешься, иди дальше, переходи рамки школьной програм­мы, занимайся в кружках.

Самые интересные знания будут не упущены.

Помни, невежественный ученик — это буду­щий несведущий специалист. А ничем не заин­тересованные люди бездеятельны в жизни. Учи не только свой разум, но и руки. Не чурайся труда, даже самого простого. Кто сказал, что труд не знаменит? Он знаменит, ведь и самые известные учёные, артисты иной раз, поверь, берутся за молоток, паяльник и работают не хуже мастеров.

Таким образом, твои знания — это каждо­дневный неутомимый труд. Не ленись, будь хо­рошим хозяином своей судьбы, своей страны. За­боться о том, чтобы каждый день приносил новые плоды.

(Чтение текста вслух.)

— С каким словом тесно связано слово «учение»? (Труд.)

— Что для вас сейчас самое главное? (Хо­рошо учиться.)

— Что нужно для того, чтобы хорошо учиться? (Много работать, читать, внима­тельно слушать учителя и т. д.)

— Возвращаемся к эпиграфу. О каких двух пороках говорит Абу-ль-Фарадж? (Не­вежестве и лени.)

— Слова каких частей речи выделены в тексте?

— Объясните написание выделенных слов.


У вас на партах лежат рабочие листы. С рабочими листами вы будете работать в течение урока. Проверим, что вы знаете о написании не с другими частями речи.





4. Выборочный диктант «да-нет». Это слово пишется слитно. Ваш ответ «да» или «нет»

(не)красивый плащ да

(не)лепое поведение да

(не) веселый, а грустный напев нет

далеко (не)легкая задача нет

(не)кого спросить да

(не)дорогой, но красивый подарок да

(не)взлюбил с первого взгляда да

(не)сказал ни слова нет

Отвечающий ученик дает аргументированный ответ.


5.Теоретические сведения о правописании не с причастиями (сообщение учащегося)


6. Физкультминутка

— Научились ли мы правильно писать не с причастиями? Давайте проверим себя, а заодно и разомнёмся. Если не пишется слитно, вы поднимаете руки вверх, если раздельно – в стороны.

Незаконченная работа, несобранный портфель, не записанное вовремя домашнее задание, задача не решена, недовыполненное задание, недоумевающий взгляд; не проду­манное, а выбранное случайно решение; не­выученные уроки, недоработанное домашнее задание.

Вопросы к классу:

— Какого ученика могут характеризовать эти словосочетания? Ответ оформите пись­менно.


7. Работа в парах. Раскройте скобки. Объясните слитно — раздельное написание с причастиями.


(Не) взошедшее солнце, (не)выкрашенные скамейки, сено (не) убрано, телеграмма (не)отправлена, (не) подоспевшие вовремя люди, (не)написанная статья, (не)прочитанная отцом записка, книга (не)прочитана, (не)доумевающие по поводу поведения, трава (не)скошена.

Невзошедшее солнце, невыкрашенные скамейки, сено не убрано, телеграмма не отправлена, не подоспевшие вовремя люди, ненаписанная статья, не прочитанная отцом записка, книга не прочитана, недоумевающие по поводу поведения, трава не скошена.


8. Исправь ошибки. Расставь знаки препинания.


1. Песчаный берег усеянный водорослями тянулся вдоль не умолкающего ни на минуту моря. ( Песчаный берег, усеянный водорослями, тянулся вдоль не умолкающего ни на минуту моря)


2. Сборы незакончены вещи несобраны неувязаны. (Сборы не закончены, вещи не собраны, не увязаны.)


3. Не высохшие капли росы блестели в лучах солнца. (Невысохшие капли росы блестели в лучах солнца)


4. Не прекращающийся осенний дождь монотонно барабанил по крыше.

( Непрекращающийся осенний дождь монотонно барабанил по крыше)


5. Долина еще неосвещенная солнцем была подернута редким туманом.

(Долина, ещё не освещенная солнцем, была подёрнута редким туманом)


9. Тестовый контроль


1. Верно ли утверждение:

еще (не) прочитаннаяне следует писать отдельно, так как при полном причастии есть зависимое слово.


2. В каком примере не пишется слитно:

а) еще (не)скошенное поле

б) (не)решенная задача

в) (не) продуманное до конца решение

г) ответы (не)проверены


3. Верно ли утверждение:

дорожки (не) расчищены — причастие, краткое, не пишется раздельно.


4. В каком ряду все слова с не пишутся раздельно:

1. еще (не) решенная задача; (не)глубокая, но широкая речка; статья (не)написана.

2. (не)исправленная вовремя; вовсе (не)спавший; (не)потревоженные утки

3. (не)исследованная геологами; дорожки (не)расчищены; (не)скошенная, а вытоптанная трава.

4. очень (не)красивый поступок; книга (не)прочитана; далеко (не)легкое дело


5. Верно ли утверждение:

(не)распечатанный, а заклеенный конверт- не следует писать отдельно, так как есть противопоставление с союзом а


Ключ:

1.да

2.б

3.да

4.3

5.да


10. Домашнее задание. Из художественных произведений выписать 5 предложений с различным написанием не с причастиями.


11. Подведение итогов, выставление оценок





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!