СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Автокефалия (церковная) — в православии самостоятельная поместная церковь, административно (канонически) полностью независимая от других православных поместных церквей.
Базилика — прямоугольное в плане здание, разделённое внутри рядами колонн или столбов на продольные части — нефы (как правило три-пять).
Балты (балтийские племена) — собирательное название народов индоевропейского происхождения (носителей балтийских языков), заселявших в I тыс. н. э. земли от Юго-Западной Прибалтики до Верхнего Поднепровья и бассейна Оки.
Баскак — представитель великих монгольских ханов в покорённых землях, ведавший сбором дани и учётом населения.
Берестяные грамоты — письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Руси XI—XV вв.
Бояре – наиболее родовитые, богатые, приближенные к князю представители древнерусского общества.
Былины — героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Руси IX—XIII вв.; вид устного народного творчества.
Варяги – древнерусское название жителей Скандинавии. В Западной Европе были известны как норманны, или викинги.
Вече — народное собрание на Руси. Наибольшее развитие получило в русских городах второй половины XI—XII в.
Военные монашеские ордена — военно-монашеские организации рыцарей под руководством Католической церкви, главным образом, для Крестовых походов и войны с неверными, а также для распространения католичества.
Восточные славяне – группа родственных народов, говорящих на восточнославянских языках и обитающих в Восточной Европе.
Вотчина — всякое владение, переходящее из поколения в поколение («отчина», «дедина»).
Герб — официальная эмблема государства, графства, княжества, республик и областей, дворянских родов.
Граффити — изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные на стенах и других поверхностях.
Гривна — денежная единица в Древней Руси. Различаются три вида гривен: 1) кунная, 2) серебряная и 3) золотая.
Дань — натуральный или денежный побор с покорённых племён или стран.
Десятина — 10-процентное пожертвование в пользу религиозной общины в иудаизме, христианстве и других религиозных традициях.
Десятник — низший начальный человек у приборных служилых людей Московского государства, имевших сотенную организацию (например, у городовых казаков, стрельцов).
Дружина — первоначально княжеское войско, формировавшееся на добровольных началах и имевшее права самоуправления.
Жития — повествования о святых.
Закуп — наёмный работник, крестьянин, получивший ссуду (купу) от землевладельца и обязанный её отработать.
Изборники – древнерусские сборники религиозных, философских, поучительных и других произведений.
Ислам — монотеистическая религия, одна из мировых религий, наряду с христианством и буддизмом. Её последователи — мусульмане.
Иудаизм — древнейшая монотеистическая религия. Распространена в основном среди евреев.
Князь — глава монархического государства у славян и некоторых других народов, позднее — дворянский титул. Первоначально князь являлся племенным вождём, предводителем племени.
Кормление — вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы.
Кремль (детинец) – центральная часть древнеславянского города, окружённая валом и крепостной стеной.
Крестово-купольный храм — основной тип восточнохристианского храма, сложившийся в Византии и унаследованный архитектурой Древней Руси. Представляет собой квадратное в плане здание, внутри которого два пересекающихся рукава, перекрытых сводами, образуют крест. В месте пересечения рукавов находятся четыре вертикальные опоры, соединённые арками. На них опирается купол.
Крестоносцы — рыцари, участники Крестовых походов.
Крестьянин — сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой.
Купец — человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи.
Курултай — орган народного представительства у некоторых тюркских народов (башкир, казахов, киргизов, крымских татар, татар, тувинцев), всенародный съезд знати для решения важнейших государственных вопросов.
Летопись — исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.
Люди — лично свободное сельское население, обложенное данью, а также рядовые горожане.
Междоусобица (усобица) – война между феодальными правителями (князьями) за территории некогда единого Древнерусского государства.
Митрополит — второй по значению чин в православной церковной иерархии (после патриарха).
Местничество – система распределения служебных мест в Русском государстве в XIV-XVII вв. с учётом происхождения, служебного положения предков человека и его личных заслуг. Отменено в 1682г.
Мозаика — один из видов декоративно-прикладного и монументального искусства, в котором изображение создаётся путём составления его из мелких кусочков камня, стекла.
Монастырь — религиозная община, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.
Орда — у тюркских и монгольских народов военно-административная организация, становище, стоянка кочевников. В эпоху Средневековья — ставка, столица правителей.
Ордынский выход – ежегодно выплачиваемая русскими князьями дань Золотой Орде.
Плинфа — характерный для русского домонгольского зодчества тонкий обожжённый кирпич, ширина которого примерно равнялась длине.
Подсечно-огневая система земледелия — одна из примитивных древних систем земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений.
Полюдье — сбор дани князем с дружиной со свободных общинников, земли которых он защищал и охранял.
Поместье — земельное владение, даваемое за военную и государственную службу без права продажи, обмена, наследования.
Посадник — глава города, «посаженный» (назначенный) князем (первоначально, затем вечем).
Православие — буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное славление» — направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи.
Присваивающее хозяйство — хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства, что соответствует самой древней стадии хозяйственно-культурной истории человечества.
Производящее хозяйство — хозяйство, где основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные.
Родовая община – объединение людей, принадлежащих к одному роду, которые обладают коллективной собственностью и ведут хозяйство, построенное на половозрастном разделении труда, в котором отсутствует эксплуатация.
Русь — историческое название земель восточных славян, происходящее от летописного племени русь, основавшего Древнерусское государство.
Село — административно-хозяйственный и церковно-приходской центр княжеского и боярского владения. Первоначально в Древней Руси в состав села входили только двор владельца и жилища его слуг.
Славяне — крупнейшая в Европе этноязыковая общность, сформировавшаяся в Центральной Европе к I тыс. до н. э.
Смерды — категория населения по Русской Правде, крестьяне на Руси IX—XIV вв., земледельцы. Были изначально свободными (в отличие от холопов), но по мере развития поместной системы постепенно закрепостились.
Традиционные верования — первобытные верования, ранние формы религии, родо-племенные культы.
Удельные княжества – княжеские владения, которые возникли вследствие распада Древней Руси, превратившись в отдельные государственные образования.
Урок – фиксированный размер дани с населения, установленный княгиней Ольгой для упорядоченного сбора податей.
Улус – административная единица (аналог княжества) в Монгольской империи.
Финно-угры — языковая общность народов, говорящих на финно-угорских языках, живущих в Западной Сибири, Центральной, Северной и Восточной Европе.
Фреска — техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку.
Холопы — люди, право владения которыми у господ не было ничем ограничено.
Христианство — одна из мировых религий, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете.
Царь — один из славянских титулов монарха, обычно ассоциирующийся с высшим достоинством императора.
Централизация — сосредоточение чего-либо (например, власти) в одном центре; подчинение одному центру.
Язычество – вера во множество богов. Боги язычества олицетворяли силы природы; одновременно почитались духи, демоны и т.п.
Ярлык — льготная грамота монгольских ханов подвластной светской и духовной знати.
Яса – свод законов Монгольской империи, сформулированных Чингисханом.
СЛОВАРЬ ПЕРСОНАЛИЙ
Александр Невский (1220 или 1221 —1263) — князь новгородский, тверской, великий князь владимирский (с 1252). Канонизирован Русской православной церковью.
Алексей (Алексий) (1293—1378) — митрополит киевский и всея Руси (с 1354). Фактический правитель Москвы при малолетнем князе Дмитрии Ивановиче. Содействовал окончательному закреплению великого княжения за московскими князьями. Канонизирован Русской православной церковью.
Андрей Боголюбский (ок. 1100/2—1174) — великий князь владимирский (с 1157). Сын Юрия Долгорукого. Канонизирован Русской православной церковью.
Андрей Рублёв (ок. 1360/70—1428) — один из самых известных и талантливых иконописцев, мастеров книжной и монументальной живописи XV в. Канонизирован Русской православной церковью.
Аристотель Фиораванти (ок. 1420 — ок. 1486) — итальянский архитектор и инженер. С 1475 г. — на русской службе. Строитель Успенского собора Московского Кремля.
Аскольд и Дир (60—80-е гг. IX в.) — легендарные киевские князья. Убиты, согласно летописному преданию, князем Олегом «за самозванство».
Афанасий Никитин (ум. 1472/5) — русский путешественник, купец, писатель, автор сочинения «Хождение (Хожение) за три моря».
Батый (Бату) (ок. 1208/9—1255) — внук Чингисхана, монгольский полководец, основатель и правитель Золотой Орды.
Борис и Глеб (ум. 1015) — сыновья великого князя Владимира Святославича, убитые их старшим братом Святополком Окаянным в ходе междоусобной борьбы. Первые святые, канонизированные Русской православной церковью.
Василий I (1371 —1425) — великий князь московский (с 1389). Сын Дмитрия Донского. Женат на литовской княжне Софье Витовтовне.
Василий II Тёмный (1415—1462) — великий князь московский (с 1425). Сын Василия I.
Витовт (1350—1430) — великий князь литовский (с 1392). Вместе с Ягайло разгромил немецких рыцарей в Грюнвальдской битве.
Владимир Мономах (1053—1125) — князь смоленский, черниговский, переяславский, великий князь киевский (с 1113). Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина IX Мономаха — Марии.
Владимир Святой (? —1015) — князь новгородский, великий князь киевский (с 980). Младший сын Святослава. В 988 г. ввёл христианство на Руси. Канонизирован Русской православной церковью.
Всеволод Большое Гнездо (1154—1212) — великий князь киевский (1173), великий князь владимирский (с 1176), сын Юрия Долгорукого.
Гедимин (? — 1341) — великий князь литовский (с 1316), основатель династии Гедиминовичей.
Даниил Александрович (1261 —1303) — младший сын Александра Невского. Первый удельный князь московский. Канонизирован Русской православной церковью.
Даниил Галицкий (1201—1264) — князь галицко-волынский (с 1205, с перерывами), король (с 1254). Сын Романа Мстиславича.
Даниил Заточник (XII или XIII в.) — древнерусский писатель и просветитель.
Дионисий (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец и живописец, мастер фрески. Продолжатель традиции Андрея Рублёва.
Дмитрий Донской (1350—1389) — великий князь московский (с 1359) и владимирский (с 1362). Победитель Мамая на поле Куликовом. Канонизирован Русской православной церковью.
Епифаний Премудрый (конец XIV — начало XV в.) — монах, писатель и мыслитель, автор житий и посланий, один из первых русских православных философов.
Иван III (1440—1505) — сын Василия II. Великий князь московский и первый государь всея Руси с 1462 г.
Иван Калита (ок. 1283—1340) — внук Александра Невского, сын Даниила Александровича. Князь московский (с 1325), великий князь владимирский (1332).
Игорь (? — 945) — князь киевский (с 912). Известен походами на Византию 941 и 944 гг.
Игорь Святославич (1150—1202) — князь новгород-северский, черниговский. Главный герой «Слова о полку Игореве».
Иларион (ум. ок. 1055) — митрополит киевский и всея Руси. Первый митрополит русского происхождения в истории Русской православной церкви. Автор «Слова о Законе и Благодати».
Иона (?—1461) — митрополит московский и всея Руси (с 1448). Возведён в сан без санкции константинопольского патриарха. Канонизирован Русской православной церковью.
Киприан (ок. 1330/6—1406) — митрополит киевский и всея Руси (1389—1406), единственный из митрополитов Руси в XIV в., не подчинившийся власти Золотой Орды.
Кирилл (ок. 827—869) и Мефодий (ок. 815—885) — славянские просветители, братья, создатели славянской азбуки. С 860 г. проповедовали христианство в Крыму, Хазарии. Перевели на славянский язык основные богослужебные книги.
Мамай (? —1380) — ордынский военачальник, фактический правитель Золотой Орды, организатор походов в русские земли.
Михаил Ярославич (1271 —1318) — князь тверской (с 1285), великий князь владимирский (1305—1317). Боролся с князем московским Юрием Даниловичем. Убит в Орде. Канонизирован Русской православной церковью.
Нестор (XI—XII вв.) — монах Киево-Печерского монастыря. Писатель. Летописец. Канонизирован Русской православной церковью.
Олег (? — 912) — князь. Правил с 879 г. в Новгороде, а с 882 г. — в Киеве.
Ольга (? — 969) — княгиня, жена киевского князя Игоря. Одна из первых христианок Руси (с 957).
Олъгерд (ок. 1296—1377) — великий князь литовский (с 1345). Сын Гедимина.
Пахомий Серб (Логофет) (ум. после 1484) — писатель XV в., составитель житий святых.
Пётр (? —1326) — митрополит киевский и всея Руси. Первый из киевских митрополитов, имевших постоянное местопребывание в Москве.
Рюрик (IX в.) — согласно летописям, глава варяжского отряда, призванный в 862 г. ильменскими словенами, кривичами, чудью, весью на княжение. Правил в Новгороде. Основатель династии.
Святополк Окаянный (ок. 980—1019) — князь туровский, князь киевский (1015—1019). Сын Ярополка, усыновлённый Владимиром Святым. По его приказу убиты его сводные братья Борис и Глеб.
Святослав Игоревич (? — 972) — великий князь киевский. Организатор многочисленных военных походов против соседних стран и народов.
Сергий Радонежский (1314/21 —1392) — церковный и государственный деятель, основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря. Выступал за почитание Святой Троицы как символа единства Русской земли. Канонизирован Русской православной церковью.
София (Зоя) Палеолог (? —1503) — племянница последнего византийского императора Константина XI, супруга (с 1472) великого московского князя Ивана III.
Софья Витовтовна (1371 —1453) — дочь литовского великого князя Витовта, супруга Василия I. В малолетство сына (Василия II) управляла Московским княжеством.
Стефан Пермский (ок. 1345—1396) — миссионер-просветитель в землях коми. Первый епископ Пермской епархии.
Тимур (Тамерлан) (1336—1405) — полководец, эмир (с 1370). Основатель государства со столицей в Самарканде. Известен многочисленными военными походами против соседей и жестокостью.
Тохтамыш (? —1406) — хан Золотой Орды (с 1380), потомок Чингисхана. Потерпел поражение в военном противостоянии с Тимуром.
Узбек (? —1342) — хан Золотой Орды (с 1313). Ввёл ислам в качестве официальной религии.
Феофан Грек (ок. 1340—1405) — византийский иконописец и живописец на русской службе. Мастер масштабных фресковых работ и миниатюр.
Чингисхан (ок. 1155—1227) — основатель и первый хан Монгольской империи.
Юрий Данилович (ок. 1280—1325) — князь московский (с 1303). Сын князя Даниила Александровича. Женат на сестре хана Узбека.
Юрий Долгорукий (ок. 1090—1157) — князь суздальский и великий князь киевский. Сын Владимира Мономаха. Основатель Москвы.
Ягайло (ок. 1350—1434) — великий князь литовский (1377— 1392) и король польский (с 1386). Основатель династии Ягеллонов.
Ярослав Мудрый (ок. 978—1054) — великий князь киевский (1016—1018, 1019—1054). Сын Владимира Святого.
ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО НАЧАЛА XVI в.
Договоры Руси с Византией. Русская Правда. Повесть временных лет. Поучение Владимира Мономаха. Новгородская первая летопись. Слово о полку Игореве. Галицко-Волынская летопись. Житие Александра Невского. Житие Михаила Ярославича Тверского. Задонщина. Летописные повести о Куликовской битве. Житие Сергия Радонежского. Новгородская псалтырь. Берестяные грамоты. Княжеские духовные и договорные грамоты. Псковская судная грамота. Судебник 1497 г.
Важные даты
860 г. — поход Руси на Константинополь
862 г. — легендарное призвание Рюрика
882 г. — захват Олегом Киева
882—912 гг. — княжение Олега в Киеве
907 г. — поход Олега на Константинополь
911 г. — договор Руси с Византией
941, 944 гг. — походы князя Игоря на Константинополь, договоры Руси с Византией
964—972 гг. — походы князя Святослава
978/980—1015 гг. — княжение Владимира Святославича в Киеве
988 г. — Крещение Руси
1016—1018 гг. и 1019—1054 гг. — княжение в Киеве Ярослава Мудрого
XI в. — Русская Правда («краткая редакция»)
1097 г. — Любечский съезд князей
1113—1125 гг. — княжение в Киеве Владимира Мономаха
1125—1132 гг. — княжение в Киеве Мстислава Великого
Начало XII в. — «Повесть временных лет»
XII в. — Русская Правда («пространная редакция»)
1147 г. — первое упоминание Москвы в летописях
1185 г. — поход Игоря Святославича на половцев
1223 г. — битва на реке Калке
1237—1241 гг. — завоевание Руси ханом Батыем
15 июля 1240 г. — Невская битва
5 апреля 1242 г. — Ледовое побоище
1242—1243 гг. — образование улуса Джучи (Золотой Орды)
1325—1340 гг. — княжение Ивана Калиты в Москве
1327 г. — антиордынское восстание в Твери
1359—1389 гг. — княжение Дмитрия Донского
11 августа 1378 г. — битва на реке Воже
8 сентября 1380 г. — Куликовская битва
1382 г. — разорение Москвы ханом Тохтамышем
1389—1425 гг. — княжение Василия I
1395 г. — разгром Золотой Орды Тимуром
15 июля 1410 г. — Грюнвальдская битва
1425—1453 гг. — междоусобная война в Московском княжестве
1425—1462 гг. — княжение Василия II Тёмного
1448 г. — установление автокефалии Русской православной церкви
1462—1505 гг. — княжение Ивана III
1478 г. — присоединение Новгородской земли к Москве
1480 г. — «Стояние на реке Угре»; падение ордынского владычества
1485 г. — присоединение Великого княжества Тверского к Москве
1497 г. — принятие общерусского свода законов — Судебника Ив