СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словообразование существительного

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Словообразование существительного»

Системно-деятельностный подход

к обучению учащихся на уроке

русского языка в 5 классе по теме «Словообразование. Основные способы образования слов.»
















































Тема «Словообразование. Основные способы образования слов»

Тип урока: открытие нового знания


Основные цели: формировать представление о способах образования слов, умение выявлять словообразовательные морфемы, сопоставлять и сочетать морфемный и словообразовательный разборы; способствовать развитию речевой компетенции, развитию логического мышления, умению сравнивать; способствовать формированию и воспитанию внимания и взаимопомощи.


Планируемые результаты:


познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, струтурирование знаний;


личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;


регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;


коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.




Ход урока.


1.Самоопределение к деятельности, мотивация.

Цель :включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне, повторение изученного материала, необходимого для « открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.


Формируемые УУД:

личностные: проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к учебно- познавательной деятельности; определять потребности в освоении учебной темы;

познавательные: уметь выдвигать гипотезы;

коммуникативные: умение слышать и слушать собеседника, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные:саморегуляция, целеполагание.


Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро!»

- Доброе утро солнцу и птицам!

- Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

Я всем желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

Я рада вас видеть и надеюсь, что вы пришли сегодня на урок в хорошем настроении и с желанием узнавать новое, получать удовольствие от знаний.


Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы с вами будем работать как сотрудники научно-исследовательского института. Сегодня мы будем исследователями.

? Кто такие исследователи?

? Какими близкими по значению словами можно заменить это слово?

(путешественник, первопроходец и др.)


Вы будете работать в группах. Помните – важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь значение имеет не только личный результат, но и результат работы всей группы, который приведет к успеху класса.

Начнем с теории.

-Что такое морфема? (Значимая часть слова). Почему «значимая»? (Т.к. несет информацию о слове).

На какие виды делятся морфемы? Какие морфемы вы знаете? (приставка, корень, суффикс и окончание).


А теперь мне помогут консультанты.


Они будут давать определения, а вы ответите, о каких морфемах говорится.


1 консультант (Алькин):

Это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. (Корень).



2 консультант (Воронкова):

Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (Приставка).


3 консультант (Хворов):

Это изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и в предложении. (Окончание).


4 консультант (Правикова):

Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (Суффикс).


Мы благодарим наших консультантов.


-На какие 2 части делятся изменяемые слова? (Основа и окончание).

-Что такое основа слова?

-Как называют слова с одним и тем же корнем?

-Что надо учитывать, подбирая однокоренные слова? (Лексическое значение слова).

-Скажите, слова носик –носить (написать на доске) какой у них корень? (нос), а они являются однокоренными? Нет. Разное ЛЗ.

-Чем различаются формы слова и однокоренные слова?

На доске:

Проход, проходной, проходить

Прохода, проход, проходу.

-Где формы слова, а где однокоренные слова?

( Однокоренные слова образуют самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень. В лексическое значение каждого однокоренного слова входит значение корня. А при изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а ЛЗ остается тем же).


-А теперь мы переходим к практике. Каждая группа получит задание.

Ваша задача не просто его выполнить, а творчески подойти к решению проблемы.


1 группа. (Приставки)

Используя слово учить, образуйте новые слова.


Пере-

Из-

При-

Раз-


учить

Под-

От-

По-

На-



Какие слова у вас получились? При помощи чего образовались новые слова?




2 группа.

Используя слово белый , образуйте новые слова.



-изн-

-оват-

о



белый

еньк

е

и




Какие слова у вас получились? При помощи чего образовались новые слова?





3 группа.

Используя слова окно и снег, море образуйте новые слова.


при

под



Окно, снег, море

ник

ск



Какие слова у вас получились? При помощи чего образовались новые слова?


4 группа

Используя слово ходит, образуйте новые слова


пар

пеший

луна



ходить

лёд

везде






Какие слова у вас получились? При помощи чего образовались новые слова?


5 группа

Используя слова, образуйте новые слова


железная

левый

Научный



дорога берег технический







Какие слова у вас получились? При помощи чего образовались новые слова?



  1. группа


ребенок

Уснул


Больной





Выступление групп с отчётом о проделанной работе. Заполнение (все учащиеся) схемы о способах словообразования.



Выступление групп с отчётом о проделанной работе. Заполнение (все учащиеся) схемы о способах словообразования, подбор своих примеров.

Особенно обратить внимание на шестую группу: отличить этот способ от приставочного и суффиксального

Как вы думаете, а о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

О Способах словообразования.

Откроем тетрадочки. Запишем число. 13 апреля. Классная работа, тему урока. Словообразование. Способы образования слов.

Ребята, определите, пожалуйста, лексическое значение слова «словообразование»
образование слова.

Совместно с учащимися сформулировать цели урока.

Проговорим цель вместе:

Знать: морфемы, однокоренные слова, формы одного и того же слова
Уметь: выделять морфемы, производить морфемный разбор
Сделать: выполнить тренировочные упражнения 

-Что из изученного вами раньше поможет нам в достижении цели?


(Умение видеть слово, выделять морфемы и находить исходное слово.)


-Для определения способа образования слов предлагаю поработать в парах . Но сначала составим план действий. Что следует сделать сначала? А второй шаг? Далее?


По мере ответов уч-ся появляется запись на доске, либо презентация с шагами алгоритма:

1) найти исходное слово или основу слова;

2)выделить их общую часть;

3) найти в слове присоединенную словообразовательную морфему и обозначить ее;

4) сделать вывод. СЛ

Переходим к следующему этапу нашей научной поисково-исследовательской работы-практике.

Сначала покажем, как замена только одной морфемы способна изменить значение слова или его форму. Продемонстрируем это.

- образуйте и запишите слова. На основе этих примеров докажите, что приставка и суффикс –значимые части слова.

Слова для работы: ехать, парашют.

Приставка

Суффикс

При-

-ик

Пере-

-ист

В-

изм

У-


С-


( получаются новые слова, которые и доказывают лексическую значимость приставки и суффикса: приехать, уехать,съехать,переехать, выехать.

-Сравним полученные слова по ЛЗ и по составу: приехать (приближаться), уехать(удалиться).

Изменяется ЛЗ, т.о. при помощи приставки получим новые слова

Парашютик (предмет)

Парашютист (лицо по роду занятий)

Парашютизм (вид спорта).

Какие слова соответствуют схеме «приставка+Ъ+корень»

Съехать, въехать. Объясните правописание.

Вывод: Значение суффикса или приставки помогает понять ЛЗ всего слова, правильно употреблять его.

Внимание! Вслушайтесь в текст.


Хозяйка зимнего леса, госпожа вьюга, приглашает нас на вальс. И перед газами проносятся люди, дома, машины, деревья. На белом фоне отчетливо вырисовываются унылые, хмурые лица взрослых и счастливые, улыбающиеся мордашки мальчишек и девчонок.


-Скажите, какова основная мысль этого текста?

(Красота, величие, радость, а мы видим разных людей)

Какой художественный прием использовал автор для того, чтобы раскрыть эту мысль? (противопоставление, антитезу).

Вспомните, как в русском языке называются слова, противоположные по значению? (антонимы)

Назовите их.(хмурые, унылые-счастливые, улыбающиеся)


-Давайте представим себе дорых излых людей, какие они по-вашему? В одну колонку напишите прилагательные, которые характеризуют доброго человека, в другую-злого. Выделите суффиксы в этих словах.

Добрый Злой

внимательный бесердечный

отзывчивый безжалостный

заботливый сердитый

душевный мрачный

дружелюбный безразличный

сердечный равнодушный

сострадательный

доброжелательный

ласковый

нежный

Открыть слайд


-Прочитаем слова Максима Горького, которые являются эпиграфом нашего урока: «Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей.»

-Как вы понимаете эти слова? (образуются новые слова)

-Давай те запишем это высказывание, оформив его как прямую речь.

Постройте схему получившегося предложения.


  1. «Найдите сорняк и вырви с корнем».

Работа в группах. Переходим к практической деятельности. Для этого вспомните, что такое корень слова? (Главная значимая часть родственных слов.) Объясните, как вы понимаете слово сорняк? Вам предстоит вырвать сорняки, для этого разделим класс на 3 команды и выберем капитанов. Капитан каждой команды получит карточку. Он должен выполнить задание, затем передать карточку. Он должен выполнить задание, затем передать карточку следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее всех и правильно «вырвала с корнем сорняки».

Задание: в каждой группе слов – «родственников» есть одно «чужое» слово, это и есть сорняк, но он внешне похож на остальные слова! Ваша задача – отыскать и «вырвать сорняк с корнем», т.е. выделить корень и подчеркнуть, а затем передать лист следующему участнику.



Карточка №1

Водник, водяной, водитель, водолечебница, водоворот.

Морской, море, мореплаватель, уморился, заморский.

Заложить, ложка, положение, предположение, переложить.


Карточка №2

Умелый, умный, умнейший, умница, ум.

Ветер, безветрие, ответил, подветренный, обветрился.

Головной, головка, изголовье, подголовник.


Карточка №3

Полный, пополнение, половина, половица, располнел.

Кривой, окриветь, скривиться, креветка.

Помешал, мешать, помехи, помещение.



Проверка устные ответы.


2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПАРАХ (слова на слайдах)

Определите способ образования слов, распределите слова в таблице

Приставочный

Суффиксальный

Сложение





Лесок, избушка, надписать, аптекарь, садовод, самосвал, дверка, вынести, приморский, реченька, ледокол.


3. Задание для сильных уч-ся (выполняется одновременно с классом)

Определи способ образования данных слов,

Травушка, речка, голубизна, позолотить, солнышко, многоэтажный.


Двух, трёх учащихся учащихся к доске.

Поднимите руки, кто написал так, как написано на доске. все так написали.





Дети работают в группах. Сл 14


ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

На практике проверить можно точно,

Кто теорию усвоил прочно.

1) Комментированное письмо по упражнению 665.

2) 1 группа выписывает слова, образованные суффиксальным способом, 2 группа – приставочным способом, 3 группа – путем сложения основ, 4 группа – приставочно – суффиксальным образом.

Слова на слайде:

Белизна, гололёд, подписать, сиреневый, прибрежный, голубой, красноречие, закрасить, неправда, походка, посадка, учитель, садовод, самолёт, соучастник, присел, пробег, спешка.



Физкультминутка.

Игра на внимание. Прошу всех встать.


Определить способ образования названного слова. Если это суффиксальный – хлопаем, если  приставочный – топаем.

Бежать (суф), слепнуть (суф.), залететь (прист), прочитать (прист.), беседовать (суф.), запеть (прист.), переплыть (прист.), лентяйничать (суф.), отпрыгнуть (прист.), пустовать (суф.), внести (прист.), солить (суф.).


Учащийся: Что за диво,

                    Что за чудо!

                    Зима лес посеребрила.

                    Серебристый клён стоит,

                    Серебряный ковёр лежит.

                    Под ногами серебро.

                    Всё вокруг украшено!

-Какие однокоренные слова вы увидели и услышали?

(Посеребрила, серебристый, серебряный, серебро)

-Запишите из этих сначала существительное, затем прилагательное и глагол.

-Что у нас получилось?

(Серебро, серебристый, серебряный, посеребрила)

-Давайте вместе попробуем объяснить  лексическое значение каждого слова ( Работа с Толковым словарем)

(1) Серебро – драгоценный металл серовато-белого цвета.

2) Серебряный – сделанный из серебра.

3) Серебристый – блестяще-белый, с серебряным блеском.

4) Посеребрила – покрывать тонким слоем серебра)

-Возьмите в руки простой карандаш. Давайте сейчас  разберём по составу слово серебро.

(Окончание –о, основа -  серебр-, корень -  -серебр-.)

-Можете назвать способ образования данного существительного?

-Посмотрите на прилагательные: каким способом они образованы?

(Прилагательные образованы суффиксальным способом)

- Давайте карандашом выделим суффиксы, с помощью которых они образуются.

Следующее задание:

Выясните, какие слова состоят только из корня? В каких словах имеются приставки?

(Забег, залп, запах, заяц, зал)

– А сейчас давайте поиграем в игру с приставками. Представьте, что вы сидите перед телевизором.

Учитель. Я вам говорю: в-. Что вы сделаете?

Учащиеся. Включим телевизор.

Учитель. А если скажу пере-?

Учащиеся. Переключим телевизор на другой канал.

Учитель. А если вы-?

Учащиеся. Выключим телевизор.

Учитель. Какой вывод можно сделать?

Учащиеся. Каждая приставка имеет определенный смысл, образовывает новые слова.

Чтобы исследовать до конца функции приставки, поиграем дальше.

Используя данные слова, образуйте новые слова при помощи заданных приставок


За, по, до, от, при

петь, бежать, лететь, открыть.


Сейчас я предлагаю каждому из вас проявить свою смекалку. Поиграем в игру «Составь слово». СЛАЙД (8)

Каждому из вас сейчас предстоит образовать новое слово. Но чтобы это сделать необходимо внимательно читать задание. Работаем в тетрадях молча. Сразу всё выполнять не нужно. Кто первый образует первое слово и запишет его в тетрадь, поднимет руку и даёт готовый ответ.

а) Его корень в слове писать,
   Приставка в слове рассказать,
   Суффикс в слове кричать,
   Окончание в слове пить.      (Расписать)

б) Его корень в слове вязать,
   Приставка в слове замолчать,
   Суффикс в слове сказать,
   Окончание в слове петь.   (Завязать)

в) Его корень в слове красивый,
    Приставка в слове уехал,
    Суффикс в слове стелить,
   Суффикс в слове мыл.     (Украсил)

г) Его корень в слове садовник,

Приставка в слове наездник,

Суффикс в слове печалить,

Суффикс в слове подал,

Окончание  в слове  мыши. (Насадили)

 
Корень мой находится в цене, -

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

(оценка)



Выставление оценок.


Урок подходит к концу.

Что еще нужно нам сделать?


(Подвести итог работы.)


-Какую цель мы ставили на уроке?


(Ответ.)


-Достигли ее?

-Докажите.


(Сами поставили цель, сами вывели алгоритм работы, узнали о непродуктивных суффиксах.)


Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?


-Оцените нашу работу: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился –выбираем карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом.


ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

7.Домашнее задание.





Формируемые УУД:

коммуникативные: инициатива в выборе задачи;

регулятивные: оценка результатов работы.


Написать сказку




Я вижу, что сотрудники научной лаборатории теоретически подкованы. Среди них есть особенно преуспевающие в науке. Они пишут рефераты и доклады.

Слова для наблюдения записаны на доске:

Прибежать, закопать, грибок, носик


Задание: запишите слова, распределяя на группы. По какому признаку вы распределяли слова.



Вопросы:

- А можете ли вы сказать: от каких слов образовались данные слова?

- Какие морфемы приняли участие в их образовании?

- Сделайте вывод: с помощью каких морфем могут образовываться слова?


Учитель обращает внимание учащихся на открывшуюся тему урока «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

СЛАЙД 1.

Вопросы:

- Найдите ключевые слова темы.

СЛАЙД 2.



- Сформулируйте цели на сегодняшний урок.

СЛАЙД 3.







Задание: запишите число, тему урока в тетрадь.













1. Орфографическая разминка (весь класс)

Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить выбор орфограммы. (слайд 2)

Пр..ползти, бе..конечный, предл..гать, выт..рать, пр..большой, ра..сказать, предл..жение (проверка по цепочке у доски).


2. Орфоэпическая разминка (у доски одновременно с орфографической разминкой) – индивидуальное задание.

Баловать, квартал, щавель, позвонишь, включишь, каталог.


Проверить всем классом, если дети видят ошибку в постановке ударения, то хлопают в ладоши. Слова, в произношении которых были допущены ошибки, записать в тетрадь.

Тест по теме «Словообразование глаголов»

1. В каком слове нет суффикса  -К-?

 А) шубка  Б) юбка  В) вырубка  Г) улыбка

2. В каком слове есть суффикс -ЧИК- ?    

А) шкафчик  Б) мячик  В) пончик  Г) огурчик.

3. В каком слове нет приставки?   

А) примерить  Б) прищепить  В) принцесса  Г) пристроить

4. Какое слово образовано суффиксальным способом?

А) прочитать  Б) придумать  В) походить  Г) веселить.

5. Какое слово образовано приставочным способом?  

А) купленный  Б) ночевать  В) усложнять  Г) размешать.

6. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) постукивать    Б) новизна   В) охотник   Г) отнести

7. Какое слово образовано приставочным способом?

 А) синеть  Б) управлять  В) распланировать  Г) белеть.

 

Проверка с экрана: СЛАЙД (9)

1- Б

2- А

3- В

4- Г

5- Г

6- А

7- В

Подведение итогов:

 - Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какими способами образуются глаголы в русском языке?

- В чем особенность каждого из способов?

Рефлексия:

- Что получилось? Что показалось трудным? 

Предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

?

Научился определять способ образования глаголов, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

!

Научился определять способ образования глаголов, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить суффиксальные, приставочные или приставочно-суффиксальные глаголы. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

!!!

Научился определять способ образования глаголов  и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец
Выставление оценок.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!