- видеть СПП в художественных текстах.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | Приветственное слово учителя. - Мы с вами продолжаем изучение темы «Сложное предложение». | |
Фронтальный опрос. Актуализация знаний | -Какое предложение называется СПП? -Как определить, какое из предложений главное, а какое придаточное? -На какие группы делятся придаточные? Дайте их определения. - Назовите типы обстоятельственных придаточных предложений. Что помогает нам вспомнить их названия? Выполнить задание на карточках. Указать вид СПП предложения. Где тонко, там и рвется. Лишь солнце осветило пушки и леса тёмные верхушки, французы тут как тут. Я подошел к палатке, откуда раздавалась громкая музыка. Через минуту стемнело, словно наступила ночь. Ученик всё сделал так, как требовал мастер. Ученик всё сделал так хорошо, что мастер его похвалил. Человек этот вёл себя так, как будто никого рядом не было Она знала жизнь настолько плохо, насколько это возможно в 20 лет | места времени места сравнения образа действия меры и степени образа действия меры и степени |
Мотивационный момент урока: | - Перед вами 3 предложения. Объясните, в чём их сходство и различие? Напомните алгоритм рассуждения. (чтобы – многозначный союз) 1. Я требую, чтобы ты души своей мне тайные открыл надежды. 2. Он стремился писать так, чтобы читать написанное было просто. 3. Ямщики привязали колокольчики, чтобы звон не привлёк внимание сторожей. Какое из предложений вызвало затруднение? Может быть, кто-то уже догадался, о чём пойдёт речь на уроке? Попробуйте сформулировать сами тему и определить цель урока. | (СПП с придаточным: изъяснительным, образа действия, цели) |
Сообщение темы и цели урока: | СПП с придаточным цели. Будем учиться определять особенности, конструировать, расставлять запятые, находить в тексте | |
Работаем с новым материалом: | 1) Прочитайте теоретический материал в учебнике на странице 103. Поработаете в парах. Схематично оформите запись в тетради. (Дети работают с новым материалом). 2) Проверяем записи в тетради. (Дети отвечают у доски). | |
Отрабатываем новый материал. Первичное закрепление | Конструирование предложений. -- Продолжите начатые предложения. Мы должны изучать родной язык, Нужно так относиться к родному языку, чтобы… С помощью языка передается опыт поколений, -- Прочитайте получившиеся предложения. Найдите среди них СПП не с придаточным цели (№2). Определите его вид (образа действия). Сделайте вывод. (Союз ЧТОБЫ – многозначный) 2. Работа с карточками. Спишите, вставляя вместо точек союзы: для того чтобы, чтобы. Расставьте знаки препинания. 1. Я не любил с давних дней .................меня жалели. 2. .........................понимать людей нужно любить их. 3. Я не хочу .............свет узнал мою таинственную повесть. 4. ..........принять участие в олимпиаде мы долго готовились. 5. Я работаю ради того..........человек был прекрасен, прост и умен. | |
Физкультминутка | | |
Закрепление | 1. Графический диктант. (Составляйте схемы данных предложений) Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку. Мы ходили в школу для того, чтобы получить знания. Кто-то обязан рискнуть собой, чтобы выручить всех. Мы изучаем разные предметы, чтобы знать основы наук. 3. Ответьте на вопросы, используя сложноподчинённые предложения с придаточным цели. С какой целью рыхлят почву вокруг растений? Зачем выпалывают сорную траву? Для какой цели проращивают семена? Зачем при завёртывании гайки используют гаечный ключ? Зачем озеленяют города? Для чего мы пользуемся линейкой и циркулем? | (чтобы…),[ ] […для того],(чтобы…) [ ], (чтобы…) [ ], (чтобы…) |
Самостоятельная работа | Творческое упражнение «Переделкин» . (Переделайте предложения в Спп с придат цели) Для расширения кругозора нужно читать книги. Для усиления звука в зале установили микрофон. Для сокращения времени Ансар рассказал о результатах исследования. Для общения с друзьями нужна электронная почта. | Чтобы расширить кругозор, нужно читать книги. |
Рефлексия | | |