СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными места

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными места.

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными места»

Тринадцатое декабря  Классная работа  Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными места Парушкина Г.Н. МБОУ «Петровская СОШ №1»  Омского района  Омской области

Тринадцатое декабря Классная работа Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными места

Парушкина Г.Н.

МБОУ «Петровская СОШ №1»

Омского района

Омской области

Спишите, расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.  Производством деревянной посуды всегда особенно славилась заволжская (1) или (2) как её ещё называли (3) керженская земля (4) ведь с древнейших времён жителям (5) раскинувшихся по берегам Керженца и Узолы (6) сёл и деревень (7) на малоплодородных дерново-подзолистых почвах редко удавалось вырастить богатый урожай (8) и (9) поэтому подсобные деревообрабатывающие промыслы были основной статьёй дохода населения.
  • Спишите, расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Производством деревянной посуды всегда особенно славилась заволжская (1) или (2) как её ещё называли (3) керженская земля (4) ведь с древнейших времён жителям (5) раскинувшихся по берегам Керженца и Узолы (6) сёл и деревень (7) на малоплодородных дерново-подзолистых почвах редко удавалось вырастить богатый урожай (8) и (9) поэтому подсобные деревообрабатывающие промыслы были основной статьёй дохода населения.

Проверь себя  Производством деревянной посуды всегда особенно славилась заволжская, или, как её ещё называли, керженская земля, ведь с древнейших времён жителям раскинувшихся по берегам Керженца и Узолы сёл и деревень на малоплодородных дерново-подзолистых почвах редко удавалось вырастить богатый урожай, и поэтому подсобные деревообрабатывающие промыслы были основной статьёй дохода населения. 12348

Проверь себя

Производством деревянной посуды всегда особенно славилась заволжская, или, как её ещё называли, керженская земля, ведь с древнейших времён жителям раскинувшихся по берегам Керженца и Узолы сёл и деревень на малоплодородных дерново-подзолистых почвах редко удавалось вырастить богатый урожай, и поэтому подсобные деревообрабатывающие промыслы были основной статьёй дохода населения.

12348

Запишите все известные вам сочинительные союзы Средства связи и вопросы СПП с придаточными определительными и изъяснительными

Запишите все известные вам сочинительные союзы

Средства связи и вопросы СПП с придаточными определительными и изъяснительными

Проверка домашнего задания Чтение предложений на каждый вид придаточного обстоятельственного

Проверка домашнего задания

  • Чтение предложений на каждый вид придаточного обстоятельственного
Найдите обстоятельства, определите, чем они выражены , на какие вопросы отвечают Утром монотонный осенний дождь старательно прикрепил к сосновым иголкам капли-серёжки, и они долго висят на каждой иголке, украшая их , будто бриллианты. Какие виды обстоятельств вам известны? Приведите примеры.

Найдите обстоятельства, определите, чем они выражены , на какие вопросы отвечают

Утром монотонный осенний дождь старательно прикрепил к сосновым иголкам капли-серёжки, и они долго висят на каждой иголке, украшая их , будто бриллианты.

Какие виды обстоятельств вам известны? Приведите примеры.

1)  образа действия (отвечают на вопросы как? каким образом? ): Мы пошли пешком. 2)  времени ( когда? с каких пор? до каких пор? ): Мы приехали вчера. 3)  места ( где? куда? откуда? ): Я побежал вперед. 4)  причины ( почему? ): От усталости у меня кружится голова. 5)  цели ( зачем? ): Я пришла мириться. 6)  меры и степени ( в какой мере, степени? ) — эти обстоятельства в основном относятся к прилагательным, причастиям, наречиям: Он был очень внимателен и все сделал совершенно правильно. 7)  условия ( при каком условии? ): Без звонка туда идти нельзя. 8 ) уступки ( несмотря на что? ): Несмотря на дождь, мы все же вышли из дома.

1)  образа действия (отвечают на вопросы как? каким образом? ):

Мы пошли пешком.

2)  времени ( когда? с каких пор? до каких пор? ):

Мы приехали вчера.

3)  места ( где? куда? откуда? ):

Я побежал вперед.

4)  причины ( почему? ):

От усталости у меня кружится голова.

5)  цели ( зачем? ):

Я пришла мириться.

6)  меры и степени ( в какой мере, степени? ) — эти обстоятельства в основном относятся к прилагательным, причастиям, наречиям:

Он был очень внимателен и все сделал совершенно правильно.

7)  условия ( при каком условии? ):

Без звонка туда идти нельзя.

8 ) уступки ( несмотря на что? ):

Несмотря на дождь, мы все же вышли из дома.

Подобные значения имеют придаточные обстоятельственные, которые отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении. Прочитайте предложения. Рассмотрите и сравните их схемы. Укажите различия в строении и значении этих предложений. Медведь остановился там, где только что стоял лось.  [...  там ] , (союзн. сл. где  ...). Медведь остановился на той поляне, где только что сто­ял лось, [... той + сущ.], (союзн. сл. где ...). Чтение материала учебника на с.97-98

Подобные значения имеют придаточные обстоятельственные, которые отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении.

Прочитайте предложения. Рассмотрите и сравните их схемы. Укажите различия в строении и значении этих предложений.

Медведь остановился там, где только что стоял лось. [... там ] , (союзн. сл. где ...).

Медведь остановился на той поляне, где только что сто­ял лось,

[... той + сущ.], (союзн. сл. где ...).

Чтение материала учебника на с.97-98

Закрепление. Разбор предложений. Определить вид придаточного, составить схему. 1) Мы не знали, где остановиться на ночлег. 2) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. 3) Мне хотелось уйти туда, где можно спокойно отдохнуть. Вывод: Одно и то же союзное слово присоединяет к главному разные придаточные (определительные, изъяснительные, места).
  • Закрепление. Разбор предложений. Определить вид придаточного, составить схему.
  • 1) Мы не знали, где остановиться на ночлег.
  • 2) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
  • 3) Мне хотелось уйти туда, где можно спокойно отдохнуть.
  • Вывод: Одно и то же союзное слово присоединяет к главному разные придаточные (определительные, изъяснительные, места).
 Значение придаточного предложения   Места Вопросы   Где? Средства связи Место придаточного предложения по отношению к главному Куда? Союзные слова: где, куда, откуда Наличие указательных слов в главной части предложения Откуда? перед главным предложением,  в середине главного и после него Бывают не всегда

Значение придаточного предложения

 

Места

Вопросы

 

Где?

Средства связи

Место придаточного предложения по отношению к главному

Куда?

Союзные слова: где, куда, откуда

Наличие указательных слов в главной части предложения

Откуда?

перед главным предложением,

в середине главного и после него

Бывают не всегда

Перестройте простые предложения в сложноподчинённые, заменяя  выделенные второстепенные члены придаточными места. Запишите эти  предложения, расставляя знаки препинания. 1) Город Коломна находится при впадении реки Москвы в Оку. 2) Все бросились к месту приземления самолёта,  3) Лод­ка с силой ткнулась в берег у крутою поворота реки.

Перестройте простые предложения в сложноподчинённые, заменяя выделенные второстепенные члены придаточными места. Запишите эти предложения, расставляя знаки препинания.

1) Город Коломна находится при впадении реки Москвы в Оку. 2) Все бросились к месту приземления самолёта, 3) Лод­ка с силой ткнулась в берег у крутою поворота реки.

Спишите, расставляя знаки препинания, укажите сложноподчинённые предложения с прида­точными места, определительными и изъяснительными.. Составьте схемы 1, 2 и 7-го предло­жений. 1) Алексей пополз туда где теперь уже совсем ясно были различимы звуки канонады.(Пол.) 2) Куда река пошла там и русло будет, (Посл.) 3) Там где глаз не мог уже отличить в потёмках поле от неба ярко мерцал огонёк. (Ч.)

Спишите, расставляя знаки препинания, укажите сложноподчинённые предложения с прида­точными места, определительными и изъяснительными.. Составьте схемы 1, 2 и 7-го предло­жений.

1) Алексей пополз туда где теперь уже совсем ясно были различимы звуки канонады.(Пол.) 2) Куда река пошла там и русло будет, (Посл.) 3) Там где глаз не мог уже отличить в потёмках поле от неба ярко мерцал огонёк. (Ч.)

4) Небо было там пурпурное тёплое и ласковое и м..нило туда где оно к. .салось краем зеле­ни лугов. (М. Г) 5) Иди куда влечёт тебя свободный ум. (П.) 6) Вскоре он угадал где находится. (А. Г.) 7) Пароход плавно нёс свои огни и палубу заполненную пассажирами мимо подмо­сковных дачных рощ и разливов где дог..рал холодноватый за­кат. (Пауст.)

4) Небо было там пурпурное тёплое и ласковое и м..нило туда где оно к. .салось краем зеле­ни лугов. (М. Г) 5) Иди куда влечёт тебя свободный ум. (П.) 6) Вскоре он угадал где находится. (А. Г.) 7) Пароход плавно нёс свои огни и палубу заполненную пассажирами мимо подмо­сковных дачных рощ и разливов где дог..рал холодноватый за­кат. (Пауст.)

8) На пне где мы сидели я заметил несколько фи­гур вырубленных топором и похожих на те которые я видел во время последней экскурсии к реке. (М.-Мак.) 9) Когда мы по­дошли к правому берегу мне указали там где я меньше всего ожидал узкую тропу (в)верх. Только с помощью корней и вет­вей можно было добра(т,ть)ся до площадки откуда тропинка становилась шире и отложе. (М.-Мак.)

8) На пне где мы сидели я заметил несколько фи­гур вырубленных топором и похожих на те которые я видел во время последней экскурсии к реке. (М.-Мак.) 9) Когда мы по­дошли к правому берегу мне указали там где я меньше всего ожидал узкую тропу (в)верх. Только с помощью корней и вет­вей можно было добра(т,ть)ся до площадки откуда тропинка становилась шире и отложе. (М.-Мак.)

10) Красные лучи ложи­лись огнистым свинцом по речке там где она пряталась под на­висшие кусты. (Т.) 11) Он выехал оттуда откуда одна за дру­гой с..езжали (во)двор лошади. (А. Н. Т.)

10) Красные лучи ложи­лись огнистым свинцом по речке там где она пряталась под на­висшие кусты. (Т.) 11) Он выехал оттуда откуда одна за дру­гой с..езжали (во)двор лошади. (А. Н. Т.)

Дома   С.97-98, упр.169, ЗСП-4

Дома

  • С.97-98, упр.169, ЗСП-4
Верно ли? № Предположения 1 Союзы что, если, чтобы, когда, потому что, словно – подчинительные? 2 Сложное предложение, в котором одно подчиняется по смыслу другому, называется сложноподчинённым 3 В предложении Она не навестила его, потому что была больна – расставлены все знаки препинания 4 В предложении Скажи мне всё, чтобы я могла уйти навсегда первая часть – придаточное предложение 5 В СПП границы главного предложения выделяются круглыми скобками 6 Слова который, где, куда, откуда являются союзами

Верно ли?

Предположения

1

Союзы что, если, чтобы, когда, потому что, словно – подчинительные?

2

Сложное предложение, в котором одно подчиняется по смыслу другому, называется сложноподчинённым

3

В предложении Она не навестила его, потому что была больна – расставлены все знаки препинания

4

В предложении Скажи мне всё, чтобы я могла уйти навсегда первая часть – придаточное предложение

5

В СПП границы главного предложения выделяются круглыми скобками

6

Слова который, где, куда, откуда являются союзами

7 В сложноподчинённом предложении придаточное может находиться и перед главным, и внутри него, и после главного 8 В сложноподчинённом предложении придаточное присоединяется к главному только при помощи союзов 9 Предложение Ветер воет, как волк – это сложноподчинённое предложение 10 [ ], (с.сл. который...). – схема сложноподчиненного предложения. 11 СПП – это предложение, в котором две и более грамматических основ 12 Сложное предложение, в котором одно подчиняется по смыслу другому, называется сложносочинённым

7

В сложноподчинённом предложении придаточное может находиться и перед главным, и внутри него, и после главного

8

В сложноподчинённом предложении придаточное присоединяется к главному только при помощи союзов

9

Предложение Ветер воет, как волк – это сложноподчинённое предложение

10

[ ], (с.сл. который...). – схема сложноподчиненного предложения.

11

СПП – это предложение, в котором две и более грамматических основ

12

Сложное предложение, в котором одно подчиняется по смыслу другому, называется сложносочинённым

13 В предложении Каждый из нас знает что обязательно встретит человека который сделает нас счастливыми – нужно поставить 2 запятые 14 Союз НО – подчинительный? 15 Данная схема [= − ...], (чтобы …). Соответствует предложению Илья вернулся, чтобы дочитать письмо.

13

В предложении Каждый из нас знает что обязательно встретит человека который сделает нас счастливыми – нужно поставить 2 запятые

14

Союз НО – подчинительный?

15

Данная схема [= − ...], (чтобы …). Соответствует предложению Илья вернулся, чтобы дочитать письмо.

Предположения

п/п

1

2

Союзы что, если, чтобы, когда, потому что, словно  подчинительные?

Да

Сложное предложение, в котором одно подчиняется по смыслу другому, называется сложноподчинённым

+

3

Нет

 

+

В предложении Она не навестила его, потому что была больна – расставлены все знаки препинания

4

5

 

В предложении Скажи мне всё, чтобы я могла уйти навсегда первая часть – придаточное предложение

 

6

В СПП границы главного предложения выделяются круглыми скобками

+

 

Слова который, где, куда, откуда являются союзами

7

+

В сложноподчинённом предложении придаточное может находиться и перед главным, и внутри него, и после главного

+

 

8

9

В сложноподчинённом предложении придаточное присоединяется к главному только при помощи союзов

+

+

 

Предложение Ветер воет, как волк – это сложноподчинённое предложение

10

 

11

[ ], (с.сл. который...). – схема сложноподчиненного предложения.

+

СПП – это предложение, в котором две и более грамматических основ

12

+

+

Сложное предложение, в котором одно подчиняется по смыслу другому, называется сложносочинённым

 

13

+

14

В предложении Каждый из нас знает что обязательно встретит человека который сделает нас счастливыми – нужно поставить 2 запятые

 

 

+

Союз НО – подчинительный?

15

+

Данная схема [= − ...], (чтобы …). Соответствует предложению Илья вернулся, чтобы дочитать письмо.

 

+

+


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!