СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ - советы для педагогов и родителей.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Советы для педагогов и родителей

Просмотр содержимого документа
«СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ - советы для педагогов и родителей.»

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ - советы для педагогов и родителей.

Можно выделить несколько видов слушания-восприятия музыки на занятиях с детьми данного возраста:

1. пение взрослых для малышей;

2. инструментальный ансамбль

3. сказка, иллюстрируемая музыкой;

4. музыкально-двигательный показ;

5. слушание музыки в игровой форме.

Пение взрослых

Пение взрослых может быть как с сопровождением, так и без него.

Если текст и мелодия детям понятны, а интонация сложна для пения, то песню поют взрослые (педагог и мамы), а малыши слушают. Выбор песен для слушания достаточно велик во многих музыкальных сборниках и пособиях.

Прежде всего рекомендую золотой фонд дошкольного музыкального репертуара – детские песни М.Красева, Т.Бабаджан, Е.Тиличеевой, Ю.Слонова, Т.Попатенко, которые и по сей день не потеряли своей актуальности.

Пользуется популярностью репертуар из программ «Малыш» В.Петровой, «Сонатал», «Интоника» М.Лазарева и других.

Многие педагоги считают, что пение взрослого для детей младшего возраста чуть ли не единственный вид слушания музыки. Это, безусловно, ошибочное мнение. Помимо песен, малыши с удовольствием слушают инструментальную музыку. Очень любят слушать уже знакомые мелодии, с радостью узнают их, называют, проявляя заинтересованность.

Инструментальный ансамбль.

Дети очень любят слушать инструментальную музыку и ансамбли. Например, фортепиано и коробочка в пьесе «Лошадки», разные ударные инструменты с фортепиано в «Веселом марше» и т.д.

Конечно, исполнение пьес в ансамбле требует совместной предварительной подготовки педагога и родителей.

Хорошим подспорьем в выборе нужного репертуара станет обращение к народным песенкам, потешкам. Например, «Заинька», «Журавель», «Сорока» и др.

Сказка, иллюстрируемая музыкой.

Когда малыши уже научились слушать короткие инструментальные программные пьесы, с вниманием и интересом и узнавать их, можно перейти к сказке, иллюстрируемой музыкой.

В сказку включаются 2 – 3 инструментальные пьесы. Одна из них может повторяться дважды. Практика показывает, что пьесы, тематически объединенные сказкой, могут впервые исполняться на занятии, т.е. быть новыми для восприятия детьми.

Музыка, включенная в сказку должна быть программной, выразительной, короткой.

Текст сказки – интересным, понятным, коротким. Сказка должна объяснять содержание прослушиваемых пьес, выстраивать художественный образ будущей музыки. Каждое слово, интонацию, паузу в сказке необходимо хорошо продумать. Не отвлекаться на подробные описания и не задавать «лишних» вопросов.

Сказку, иллюстрируемую музыкой лучше предлагать в первой половине дня, когда внимание детей устойчиво. Предшествовать сказке должна маленькая ритуальная песенка, движение или стихи, например:

«На полянке дом стоит, ну а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, в гости сказку приглашаем. Ротик закрывается, сказка начинается»

Пример сказки с музыкой: Бабочки и дети.

В саду много цветов. Над цветами летают бабочки. (фрагмент пьесы «Бабочки» Е.Тиличеевой.) Бабочки летают и играют над цветами (следующий фрагмент той же пьесы). Вышли дети в сад погулять. (Марш Т.Ломовой) Стали малыши играть («Латвийская полька») и бабочек догонять. А бабочки испугались и улетели (глиссандо вверх).

Музыкально-двигательный показ.

Интерактивный способ слушания музыки, когда малыши и мамы сопровождают восприятие-слушание уже известного музыкального произведения определенными движениями корпуса, рук, мимики. Участвуя в слушании таким образом, дети и родители проживают музыку телесно, выстраивают пластический вариант художественного образа музыкального произведения.

Например: в произведении «Котик» гладят «лапкой» свой животик или баюкают-качают воображаемую куклу в «Колыбельной».

Слушание музыки в игровой форме.

Слушать музыку можно и в игровой форме. Как правило, в таком виде работы участвует какой-либо кукольный персонаж (мягкая игрушка, кукла би-ба-бо, игрушечная машина и т.д.) Такое слушание по силам даже самым маленьким или непоседливым.

Например: Мишка приехал в гости.

Перед детьми появляется Мишка и приветствует их. Мишка рассказывает, что долго добирался к детям.

- А на чем я ехал, - добавляет Мишка,- вы сейчас услышите в музыке.

Звучат музыкальные отрывки. Например, «Поезд» Н.Метлова, «Самолет» Е.Тиличеевой, «На лодочке» Е.Макшанцевой и т.д.

Еще несколько советов:

* Не пренебрегайте возможностью использования разных тембров, инструментов при слушании и повторном исполнении пьес. Одну и туже пьесу можно исполнить на разных музыкальных инструментах.

* Шире используйте детские музыкальные инструменты,. Например, металлофон, ксилофон, свирель, подвесные колокола, цитры, арфы и, конечно, детские шумовые ударные инструменты.

* Включайте в процесс фонограммы исполняемых произведений, но при повторном слушании. При реальной возможности исполнить музыку самостоятельно. Живое исполнение всегда предпочтительнее. Исключение составляют симфонические обработки.

* Используйте шумы и звуки природы, природные музыкальные инструменты, ищите звуки в окружающем пространстве, включайте их в ваши сказки.

* Ритуализируйте вход и выход в процесс слушания музыки. Большое значение в этом процессе имеет работа с тишиной. Вообще «Упражнение в тишине» является базовым на музыкальных занятиях в Монтессори группах.

* Рекомендуемое время для проведения слушания – первая треть занятия. Продолжительность – 2-4 минуты (включая, например, сказку).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!