СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ - советы для педагогов и родителей.
Можно выделить несколько видов слушания-восприятия музыки на занятиях с детьми данного возраста:
1. пение взрослых для малышей;
2. инструментальный ансамбль
3. сказка, иллюстрируемая музыкой;
4. музыкально-двигательный показ;
5. слушание музыки в игровой форме.
Пение взрослых
Пение взрослых может быть как с сопровождением, так и без него.
Если текст и мелодия детям понятны, а интонация сложна для пения, то песню поют взрослые (педагог и мамы), а малыши слушают. Выбор песен для слушания достаточно велик во многих музыкальных сборниках и пособиях.
Прежде всего рекомендую золотой фонд дошкольного музыкального репертуара – детские песни М.Красева, Т.Бабаджан, Е.Тиличеевой, Ю.Слонова, Т.Попатенко, которые и по сей день не потеряли своей актуальности.
Пользуется популярностью репертуар из программ «Малыш» В.Петровой, «Сонатал», «Интоника» М.Лазарева и других.
Многие педагоги считают, что пение взрослого для детей младшего возраста чуть ли не единственный вид слушания музыки. Это, безусловно, ошибочное мнение. Помимо песен, малыши с удовольствием слушают инструментальную музыку. Очень любят слушать уже знакомые мелодии, с радостью узнают их, называют, проявляя заинтересованность.
Инструментальный ансамбль.
Дети очень любят слушать инструментальную музыку и ансамбли. Например, фортепиано и коробочка в пьесе «Лошадки», разные ударные инструменты с фортепиано в «Веселом марше» и т.д.
Конечно, исполнение пьес в ансамбле требует совместной предварительной подготовки педагога и родителей.
Хорошим подспорьем в выборе нужного репертуара станет обращение к народным песенкам, потешкам. Например, «Заинька», «Журавель», «Сорока» и др.
Сказка, иллюстрируемая музыкой.
Когда малыши уже научились слушать короткие инструментальные программные пьесы, с вниманием и интересом и узнавать их, можно перейти к сказке, иллюстрируемой музыкой.
В сказку включаются 2 – 3 инструментальные пьесы. Одна из них может повторяться дважды. Практика показывает, что пьесы, тематически объединенные сказкой, могут впервые исполняться на занятии, т.е. быть новыми для восприятия детьми.
Музыка, включенная в сказку должна быть программной, выразительной, короткой.
Текст сказки – интересным, понятным, коротким. Сказка должна объяснять содержание прослушиваемых пьес, выстраивать художественный образ будущей музыки. Каждое слово, интонацию, паузу в сказке необходимо хорошо продумать. Не отвлекаться на подробные описания и не задавать «лишних» вопросов.
Сказку, иллюстрируемую музыкой лучше предлагать в первой половине дня, когда внимание детей устойчиво. Предшествовать сказке должна маленькая ритуальная песенка, движение или стихи, например:
«На полянке дом стоит, ну а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, в гости сказку приглашаем. Ротик закрывается, сказка начинается»
Пример сказки с музыкой: Бабочки и дети.
В саду много цветов. Над цветами летают бабочки. (фрагмент пьесы «Бабочки» Е.Тиличеевой.) Бабочки летают и играют над цветами (следующий фрагмент той же пьесы). Вышли дети в сад погулять. (Марш Т.Ломовой) Стали малыши играть («Латвийская полька») и бабочек догонять. А бабочки испугались и улетели (глиссандо вверх).
Музыкально-двигательный показ.
Интерактивный способ слушания музыки, когда малыши и мамы сопровождают восприятие-слушание уже известного музыкального произведения определенными движениями корпуса, рук, мимики. Участвуя в слушании таким образом, дети и родители проживают музыку телесно, выстраивают пластический вариант художественного образа музыкального произведения.
Например: в произведении «Котик» гладят «лапкой» свой животик или баюкают-качают воображаемую куклу в «Колыбельной».
Слушание музыки в игровой форме.
Слушать музыку можно и в игровой форме. Как правило, в таком виде работы участвует какой-либо кукольный персонаж (мягкая игрушка, кукла би-ба-бо, игрушечная машина и т.д.) Такое слушание по силам даже самым маленьким или непоседливым.
Например: Мишка приехал в гости.
Перед детьми появляется Мишка и приветствует их. Мишка рассказывает, что долго добирался к детям.
- А на чем я ехал, - добавляет Мишка,- вы сейчас услышите в музыке.
Звучат музыкальные отрывки. Например, «Поезд» Н.Метлова, «Самолет» Е.Тиличеевой, «На лодочке» Е.Макшанцевой и т.д.
Еще несколько советов:
* Не пренебрегайте возможностью использования разных тембров, инструментов при слушании и повторном исполнении пьес. Одну и туже пьесу можно исполнить на разных музыкальных инструментах.
* Шире используйте детские музыкальные инструменты,. Например, металлофон, ксилофон, свирель, подвесные колокола, цитры, арфы и, конечно, детские шумовые ударные инструменты.
* Включайте в процесс фонограммы исполняемых произведений, но при повторном слушании. При реальной возможности исполнить музыку самостоятельно. Живое исполнение всегда предпочтительнее. Исключение составляют симфонические обработки.
* Используйте шумы и звуки природы, природные музыкальные инструменты, ищите звуки в окружающем пространстве, включайте их в ваши сказки.
* Ритуализируйте вход и выход в процесс слушания музыки. Большое значение в этом процессе имеет работа с тишиной. Вообще «Упражнение в тишине» является базовым на музыкальных занятиях в Монтессори группах.
* Рекомендуемое время для проведения слушания – первая треть занятия. Продолжительность – 2-4 минуты (включая, например, сказку).