Урок по рассказу Н.С. Лескова «Зверь». 6 класс. Смысл финала рассказа. Духовное пробуждение и прозрение дяди
И звери внимаху святое слово
Преподобный Серафим Саровский
Технические средства:
1. Использование презентации
Формы работы на уроке:
фронтальная; индивидуальная; групповая
Цели: дать полную характеристику образов главных героев рассказа; показать нравственную силу Ферапонта, его превосходство над другими героями рассказа; показать уродливость общественных отношений, основанных на личной зависимости человека от человека, раскрыть трагизм судьбы крепостных.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Звучит «Песенка о человеке»
( Заходер Борис Владимирович)
У всех зверей - названия.
У человека - звание,
И звание такое
Обидно уступать!
Свинье не обязательно
Вести себя по-свински,
А ты - по-человечески
Обязан поступать!
Хотя в известной мере
Мы все - немножко звери,
Внучата Крокодила,
Кузены Гамадрила,
Но как-никак - мы люди,
И потому нам мерзки
Те изверги, которые
Ведут себя по-зверски!
И тот, который давит
Собаку на дороге,
И тот, кто отрывает
У лягушонка ноги,
И ты, мучитель слабых,
И ты, злодеи с рогаткой...
Считать ли всех вас за людей -
Останется загадкой...
Ведь человек - он человек,
И должен быть гуманным.
А если это слово
Вам кажется туманным -
То можно без латыни,
А просто, по-отечески:
Ты человек? Будь добр,
Веди
Себя по-человечески!
- Понравилась песенка, ребята? А о чем она? Как должен вести себя человек? (По-человечески)
- А теперь послушайте сихотворение:
Вы не бойтесь любить, быть друг к другу добрее…
Тот неправ, кто любовь раздаёт не спеша…
Ведь от скупости чувств наши души стареют,
Просто жить без любви не умеет душа…
- Как вы думаете, о чем эти строки? Сегодня на уроке мы и будем постигать красоту и величье человеческой души. Увидим ее преображение. Сколько героев в произведении? (4) Но почему рассказ назван «Зверь»? А о чьей душе поведем речь?
- Посмотрите на эпиграф ук уроку: «И звери внимаху живое слово…» из Жития старца Серафима Саровского. (Текст появляется на экране) (Слайд №1).
- Как вы понимаете эти слова? (Ученики высказывают свои мнения).
- Эпиграф к рассказу взят из жития преподобного Серафима Саровского. Этот святой, стяжая Святой Дух, приближается к образу Христа, нового Адама, которому открыты тайны бытия и подчинены все “Божьи твари”. Так святой Серафим, приближаясь к подобию Божьему, получает возможность “общения” с животными: он кормит их, лечит, разговаривает с ними.
-Как вы думаете, о чем может идти речь в произведении, которое начинается такими словами?
- Какова главная тема рассказа? (Обретение человеком-зверем истинно человеческого лица).
- Помните, что мы выяснили при изучении сказок Пушкина? (Что в произведении ничего не бывает случайно. Каждое слово значимо). Сейчас при анализе мы выясним авторскую позицию и ответим на волнующие нас вопросы). Так получается вас волнует больше всего какая часть рассказа? (Финальная) Как же можно сформулировать тему нашего исследования? Смысл финала рассказа.
-Да, мы должны подумать и определить, что победит в герое? (Человек. Духовное пробуждение и прозрение). Цель работы: раскрыть смысл финала рассказа. Проследить, как происходило пробуждение и духовное прозрение дяди.
Чтобы понять его правильно, нам сегодня необходимо решить ряд задач. Каких?
Рассмотреть образы главных героев.
Попытаться понять поступки дяди.
Разобраться в тех человеческих отношениях, которые были приняты между крепостными и крепостниками.
Ответить на главный, тревожащий всех вопрос: почему рассказ называется «Зверь»?
Это и является задачами нашего сегодняшнего урока.
Текст вы знаете хорошо, рассказ вам понравился, и вы будете активно работать на уроке. Итак, начинаем. Вы члены научного общества. Я ваш руководитель. Вы будете работать в группах. Вспомним правила работы (Слайд 2):
1. Соблюдайте дисциплину.
2. Уважайте мнение других членов группы.
3. Не перебивайте товарищей, внимательно слушайте выступающих.
4. Общайтесь дружелюбно.
5. Старайтесь оценивать свою работу, членов группы и других одноклассников объективно.
Оценивание (Слайд 3)
Название группы | Содержательность ответа (все правильно, полно, последователь-но) | Умение работать с текстом | Ответ выразитель-ный, громкий, четкий | Общее количество баллов |
1. Орлы | | | | |
2. Знатоки | | | | |
3. Литераторы | | | | |
4. Мудрецы | | | | |
- Время написания рассказа? (Рассказ написан Лесковым в 1883 году и тогда же впервые опубликован в «Рождественском приложении к «Газете А. Гатцука» с подзаголовком «Рождественский рассказ»).
- Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? (Слайд 4) Первоначально эмоционально-семантической доминантой рассказа является страх, разлитый во всей атмосфере повествования, внедренный в сознание и сердца всех, кто сталкивался с "немилосердным" дядей (прототипом сурового героя, как известно, послужил дядя Лескова - Страхов. Это совпадение - фамилия, соответствующая характеру, - позволяет представить Страхова как живое воплощение "страшного". Не случайно американский лесковед X. Маклейн называет дядю Лескова "господин Страх"): "Дядю боялись все", "я в доме такого хозяина гостил неохотно и с немалым страхом" (7, 26), "как будто пролетал целый сонм, пораженный страхом, гонимых духов", "жестокое приказание, приводившее в трепет сердца всех его многочисленных рабов" (7, 27) и т.д.
III. Работа по теме урока в группах
- А теперь вернемся к нашему произведению и проследим духовную эволюцию дяди.
1 группа Экспозиция. (Слайд 5)
Вопросы | Ответы |
а) Интерьер (мрачный), дом | Раскрывая образ этого персонажа, Лесков передает темные стороны его души уже через описание его усадьбы: “Огромный каменный дом, похожий на замок”, “некрасивое и даже уродливое двухэтажное здание с круглым куполом и с башнею, о которой рассказывали страшные ужасы”. Тёмный, страшный колорит создаёт ужасающую атмосферу, которую усугубляет образ “Эоловой арфы”: “Наверху башни, в пустом, изогнутом окне были натянуты струны”. Они “издавали сколько неожиданные, столько же часто странные звуки, переходившие от тихого густого рокота... в неистовый гул, как будто сквозь них пролетал целый сонм, поражённый страхом, гонимых духов”. “Изогнутое окно” башни напоминает вход в Эолову пещеру — “подземное жилище ветров”. Образ Эоловой арфы восходит к языческим верованиям и отождествляется с “грубыми, хаотическими силами”, а в рассказе Лескова становится символом души помещика. |
б) Пейзаж (почти отсутствует) | Действие происходит в святки: «Была зима, и очень жестокая. Стояли такие холода, что в хлевах замерзали ночами овцы, а воробьи и галки падали на мерзлую землю окоченелые». |
в) Портрет – контраст (дядя и Храпон), | Дядя рассказчика в начале рассказа показан грубым, жестоким, немилосердным: «Он был очень богат, стар и жесток. В характере у него преобладали злобность и неумолимость». Но он гордится этими качествами и считает их «выражением мужественной силы и непреклонной твердости духа». Покойный дядя был страстный любитель псовой охоты. Он ездил с борзыми и травил волков, зайцев и лисиц. Кроме того, в его охоте были особенные собаки, которые брали медведей. Образ “молодого доезжачего” Ферапонта, которого все звали Храпошкой: Храпошка был среднего роста, очень ловкий, сильный и смелый парень лет двадцати пяти. Храпон считался красавцем - он был бел, румян, с черными кудрями и с черными же большими глазами навыкате. К тому же он был необычайно смел. Рассказывали про его необыкновенную дружбу с медведями, с которыми он зимою и летом спал вместе в их сарае, так что они окружали его со всех сторон и клали на него свои головы, как на подушку. |
г) Авторская речь | Нервная, полна эпитетов («ужасных», «злобный», «невесёлая» и т.д.). «Не хотел знать милосердия».«Необычайно смел».«Не сделал ещё ни одной шалости». «Дядю боялись все, а я более всех». |
2 группа V – VIII главы. (Слайд 6)
Вопросы | Ответы |
а) Интерьер. Что подчеркивает? | Описание ямы: «В яму медведей сажали довольно просто. Люк, или творило ямы, обыкновенно закрывали легким хворостом, накиданным на хрупкие жерди, и посыпали эту покрышку снегом. Это было маскировано так, что медведь не мог заметить устроенной ему предательской ловушки. Покорного зверя подводили к этому месту и заставляли идти вперед». Это подчеркивает жестокость дяди. |
б) Пейзаж | Почти отсутствует |
в) Портрет – Сганарель | Второй центральный герой, медведь Сганарель, исполняет роль шута, призванного повеселить «дядюшку»: ученый медведь выделывает фокусы, ходит на задних лапах, помогает мужикам таскать мешки, носит шляпу с пером. Но его «звериной душе» присуща тонкая организация: он способен на дружбу, ему свойственен ум, он обладает интуицией, предчувствует неприятные для него события: «Ум и солидность Сганареля сделали то, что описанной потехи, или медвежьей казни, не было уже целые пять лет. В это время Сганарель успел вырасти и сделался большим, матерым медведем, необыкновенной силы, красоты и ловкости. Он отличался круглою, короткою мордою и довольно стройным сложением, благодаря которому напоминал более колоссального грифона или пуделя, чем медведя. Зад у него был суховат и покрыт невысокою лоснящеюся шерстью, но плечи и загорбок были сильно развиты и покрыты длинною и мохнатою растительностью. Умен Сганарель был тоже как пудель и знал некоторые замечательные для зверя его породы приемы: он, например, отлично и легко ходил на двух задних лапах, подвигаясь вперед передом и задом, умел бить в барабан, маршировал с большою палкою, раскрашенною в виде ружья, а также охотно и даже с большим удовольствием таскал с мужиками самые тяжелые кули на мельницу и с своеобразным шиком пресмешно надевал себе на голову высокую мужичью островерхую шляпу с павлиным пером или с соломенным пучком вроде султана. |
г) Авторская речь. Какое авторское отношение подчеркивает? | Тревожная: «роковая пора», «лютой смертью», «очень расстроенный и опечаленный», «жалостных стонов Сганареля», «стоны эти были мучительны и невыносимы для его сердца» (эпитеты). Печальная : «Всю дорогу до ямы шел с Храпоном обнявшись, точно два друга» (сравнение), метафоры: «мною овладевала еще большая тревога». «Хотел позабавиться над затруднительной борьбой чувств». «Слава богу, что не мне, а другим велено в него стрелять», «застонал, точно заплакал». «Дети боятся расправы над Медведем». |
3 группа. IX – XIV главы (Слайд 7)
Вопросы | Ответы |
а) Интерьер – (дом, яма) | Описание дома: «Наступил день Рождества. Все мы были одеты в праздничном и вышли с гувернерами и боннами к чаю. В зале, кроме множества родных и гостей, стояло духовенство: священник, дьякон и два дьячка.Потом был чай, потом вскоре же маленький завтрак и в два часа ранний праздничный обед». Яма: «Яма, где сидел медведь, тоже была незаметна…» |
б) Пейзаж – (окровавленный снег) | Сначала описан снег: и поле: «к обширному, ровному, покрытому снегом полю, которое было окружено цепью верховых охотников и вдали замыкалось лесом». Во время травли снег уже выглядит иначе: «На окровавленный снег тут же выпали ее внутренности, а другая собака была в то же мгновение раздавлена под его задней лапой...» |
в) Портрет – (дядя, Сганарель) | Дядя: «Дядя вышел в лисьем архалуке и в лисьей остроконечной шапке, и, как только он сел на седло, покрытое черною медвежьею шкурою с пахвами и паперсями, убранными бирюзой и "змеиными головками" Дядя стоял верхом впереди цепи. Медведь: «Ферапонт выходил не один: рядом с ним, крепко с ним обнявшись и положив ему на плечо большую косматую лапу, выходил и Сганарель... Медведь был не в духе и не в авантажном виде. Пострадавший и изнуренный, по-видимому не столько от телесного страдания, сколько от тяжкого морального потрясения, он сильно напоминал короля Лира. Он сверкал исподлобья налитыми кровью и полными гнева и негодования глазами. Так же, как Лир, он был и взъерошен, и местами опален, а местами к нему пристали будылья соломы. Вдобавок же, как тот несчастный венценосец, Сганарель, по удивительному случаю, сберег себе и нечто вроде венца. Может быть, любя Шерапонта, а может быть, случайно, он зажал у себя под мышкой шляпу, которою Храпошка его снабдил и с которою он же поневоле столкнул Сганареля в яму. Медведь сберег этот дружеский дар, и... теперь, когда сердце его нашло мгновенное успокоение в объятиях друга, он, как только стал на землю, сейчас же вынул из-под мышки жестоко измятую шляпу и положил ее себе на макушку...» |
г) Авторская речь | Эпитеты: «праздничный обед», «красивые вершники», «красивое вооружение», «злейших "пьявок"», «жестокое обхождение», «несчастный венценосец», «злая кончина». По этим словам видно, что праздник превращен в убийство. «Дядя сердился, кричал», «гневное распоряжение дяди». «Не сопротивлялся барскому указу». «Напоминал короля Лира». |
Вывод: рассказ парадоксален: человек ведёт себя как зверь, зверь как человек. (Доказать текстом).
4 группа. XV – XVI главы (Слайд 8)
Вопросы | Ответы |
а) Интерьер | Дом дяди: «Большая зала, где в это время для нас зажигали богато убранную елку. Вольтеровское кресло для дяди было поставлено на небольшом персидском ковре перед елкою, посреди комнаты». |
б) Пейзаж. Является ли пейзаж психологическим? | Это отразилось и на деревне, куда были посланы котлы браги. Зажглись веселые костры, и было веселье во всех, и шутя говорили друг другу: - У нас ноне так сталось, что и зверь пошел во святой тишине Христа славить. |
в) Портрет – (динамика). | Он был гневен и суров более, чем обыкновенно. Он молча сел в это кресло и молча же взял у Жюстина свой фуляр и свою табакерку. Дядя чувствовал сильную боль в этой ноге и даже немножко похрамывал. …Он сидел, склонясь набок, с опущенною с кресла рукою, в которой, как позабытая, лежала большая бирюза от застежки... Происходило удивительное: он плакал! Тот поднял лицо, взял старика за руку и неожиданно поцеловал ее перед всеми и тихо молвил: - Спасибо. Дядя моргнул глазами, приложил к ним одною рукою свой белый фуляр, а другою, нагнувшись, обнял Ферапонта, и... все мы поняли, что нам надо встать с мест, и тоже закрыли глаза...» |
г) Авторская речь. Какое авторское отношение подчеркивает? | Эпитеты: «в его раздраженное и гневливое сердце», «зловещую тишину»; метафора: «сам тихо "вознесся" и умом и сердцем», «Дар наш - наше сердце», «на ресницах дрожали хорошие слезы». «он плакал». «упал на колени», «хочу вам вольной волей служить». |
Вывод: такая развязка необходима автору для утверждения мысли о всепобеждающей силе добра. Ферапонт все-таки спасает зверя, но суть рассказа в том, что, избавив от неминуемой гибели медведя, он тем самым спасает и человека, развращенного безграничной властью крепостника.
(Ученики обращаются к тексту – 16 главе произведения – и зачитывают слова: «Ты любил зверя, как не всякий умеет любить человека. Ты меня этим тронул и превзошел меня в великодушии».)
- Как можно по идее композиционно рассказ разделить на две части? (До Рождества и после Рождества).
- Как вы понимаете значение слова «великодушие»? (Учитель, систематизируя сказанное, отмечает, что, действительно, слово «великодушие» имеет значение: «высокое душевное качество, в основе которого снисходительность, умение жертвовать собой». Но у этого слова может быть второе семантическое поле (учитель делает подсказку ученикам, записывая данное слово следующим образом:
ве - ЛИК - о - ДУШ - ие ) (Слайд№9)
- Что теперь в семантике этого слова вы «видите»? (Ученики высказывают свои мнения).
Учитель, систематизируя мнения учащихся, говорит о том, что у слова «ве-лик-о- душ-ие» есть второе значение: «лик вечности в душе человека».
-Как вы понимаете это выражение? (Ученики высказывают свои мнения).
Учитель, обобщая сказанное учениками, отмечает: если первое значение слова связано с «проявлением действия, направленного во вне» (от человека – носителя великодушия - к другому), то второе означает «проявление действия, направленного во внутрь человека», такое значение слова как бы заставляет нас обратить внимание (взор) на самого себя, на то, что есть в нашей душе, в нашем сердце.
Вывод: Очевиден, духовный взлет. Дядя как бы пробуждается, стряхивает с себя все ненужное. Его душа готова к высшему взлету. Рассказ подходит к концу, и вот тут-то происходит чудо – чудо духовного перерождения человека-зверя. Священник «заговорил о даре, который и нынче, как и “во время оно”, всякий бедняк может поднесть к яслям “рожденного Отроча”, смелее и достойнее, чем поднесли злато, смирну, ливан волхвы древности. Дар наш – наше сердце, исправленное по Его учению. Старик говорил о любви, о прощенье, о долге каждого утешить друга и недруга “во имя Христово…”»
- Так что же понял дядя? (Слайд10) Попытаемся представить ход его рассуждений.
- Заканчиваем составление схемы (Путь духовного пробуждения и прозрения дяди)
3
Катарсис: мы видим процесс перерождения человека-зверя в человека, умеющего сострадать, сопереживать, делать добро (Вспомните слова песенки и стихотворения из начала урока).
2
Приводит к нравственному очищению (Вспомните слезы дяди)
1
Живое искреннее проникновенное слово человека приводит к душевному потрясению (Вспомните слова священника).
Концепт «ЛЮБОВЬ». Любовь дается судьбой. Любовь – благо и страдание. Любовь преобразует человека, воздействует на его характер и психику. Как сказал Тургенев: «Любовь сильнее смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».
- На что надеется Н. Лесков как великий художник слова? О чем предупреждает? (Что мы сможем стать добрее и очиститься от скверны).
Рефлексия (Слайд 11). Покажите цветом. Зеленый – есть ли надежда на то, что каждый из нас задумается над тем, как относиться к другим, возродиться к новой жизни? Черный – нет надежды. Желтый – вам еще необходимо время осмыслить произведение.
Домашнее задание (Слайд 12)
Смысл финала повести Н.С.Лескова «Зверь».
Напишите сочинение в миниатюре «Над какими вопросами заставил меня задуматься рассказ Н.С.Лескова «Зверь»?
Почему и в наше время интересно читать рассказ «Зверь»?
Литература
Библия (Евангелие от Матфея, глава (15). - М.: Российское библейское общество, 1992.
Кретова А.А. Проблема нравственного формирования человека в творчестве Н.С. Лескова. М., «Образование и общество», № 2, 2001.
Кучерская М.А. К вопросу об источниках рассказа Н.С. Лескова «Зверь»: сплав романтизма с христианством. Материалы первой международной научной интернет-конференции. - М., НИП «ВФК», 2008.
Лесков Н.С. Повести и рассказы. (Рассказ «Зверь»). М., «Художественная литература», 1990.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: ОНИКС. Мир и образование, 2008.
Старыгина Н.Н. Лесков в школе: что читать? //Литература в школе, № 5 1993.
Телегин С.М. Национальное и мифологическое у Лескова// Литература в школе, № 1, 1996.
Чалмаев В.А. Откройте русскому человеку русский «свет»//. Литература в школе, № 9, 2005.