СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысл финала рассказа Н. Лескова «Зверь». Духовное пробуждение и прозрение дяди

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - дать полную характеристику образов главных героев рассказа; показать нравственную силу Ферапонта, его превосходство над другими героями рассказа; показать уродливость общественных отношений, основанных на личной зависимости человека от человека, раскрыть трагизм судьбы крепостных.

Просмотр содержимого документа
«Смысл финала рассказа Н. Лескова «Зверь». Духовное пробуждение и прозрение дяди»

Урок по рассказу Н.С. Лескова «Зверь». 6 класс. Смысл финала рассказа. Духовное пробуждение и прозрение дяди


И звери внимаху святое слово

Преподобный Серафим Саровский


Технические средства:
1. Использование презентации

Формы работы на уроке:

фронтальная; индивидуальная; групповая

Цели: дать полную характеристику образов главных героев рассказа; показать нравственную силу Ферапонта, его превосходство над другими героями рассказа; показать уродливость общественных отношений, основанных на личной зависимости человека от человека, раскрыть трагизм судьбы крепостных.


Ход урока
I. Вступительное слово учителя

Звучит «Песенка о человеке»

( Заходер Борис Владимирович)


У всех зверей - названия.

У человека - звание,

И звание такое

Обидно уступать!

Свинье не обязательно

Вести себя по-свински,

А ты - по-человечески

Обязан поступать!


Хотя в известной мере

Мы все - немножко звери,

Внучата Крокодила,

Кузены Гамадрила,

Но как-никак - мы люди,

И потому нам мерзки

Те изверги, которые

Ведут себя по-зверски!


И тот, который давит

Собаку на дороге,

И тот, кто отрывает

У лягушонка ноги,

И ты, мучитель слабых,

И ты, злодеи с рогаткой...

Считать ли всех вас за людей -

Останется загадкой...


Ведь человек - он человек,

И должен быть гуманным.

А если это слово

Вам кажется туманным -

То можно без латыни,

А просто, по-отечески:

Ты человек? Будь добр,

Веди

Себя по-человечески!

- Понравилась песенка, ребята? А о чем она? Как должен вести себя человек? (По-человечески)

- А теперь послушайте сихотворение:

Вы не бойтесь любить, быть друг к другу добрее…
Тот неправ, кто любовь раздаёт не спеша…
Ведь от скупости чувств наши души стареют,
Просто жить без любви не умеет душа…


- Как вы думаете, о чем эти строки? Сегодня на уроке мы и будем постигать красоту и величье человеческой души. Увидим ее преображение. Сколько героев в произведении? (4) Но почему рассказ назван «Зверь»? А о чьей душе поведем речь? 

- Посмотрите на эпиграф ук уроку: «И звери внимаху живое слово…» из Жития старца Серафима Саровского. (Текст появляется на экране) (Слайд №1).
- Как вы понимаете эти слова?
 (Ученики высказывают свои мнения).
- Эпиграф к рассказу взят из жития преподобного Серафима Саровского. Этот святой, стяжая Святой Дух, приближается к образу Христа, нового Адама, которому открыты тайны бытия и подчинены все “Божьи твари”. Так святой Серафим, приближаясь к подобию Божьему, получает возможность “общения” с животными: он кормит их, лечит, разговаривает с ними.
-Как вы думаете, о чем может идти речь в произведении, которое начинается такими словами? 

- Какова главная тема рассказа? (Обретение человеком-зверем истинно человеческого лица).

- Помните, что мы выяснили при изучении сказок Пушкина? (Что в произведении ничего не бывает случайно. Каждое слово значимо). Сейчас при анализе мы выясним авторскую позицию и ответим на волнующие нас вопросы). Так получается вас волнует больше всего какая часть рассказа? (Финальная) Как же можно сформулировать тему нашего исследования? Смысл финала рассказа.

-Да, мы должны подумать и определить, что победит в герое? (Человек. Духовное пробуждение и прозрение). Цель работы: раскрыть смысл финала рассказа. Проследить, как происходило пробуждение и духовное прозрение дяди.

Чтобы понять его правильно, нам сегодня необходимо решить ряд задач. Каких?

  • Рассмотреть образы главных героев.

  • Попытаться понять поступки дяди.

  • Разобраться в тех человеческих отношениях, которые были приняты между крепостными и крепостниками.

  • Ответить на главный, тревожащий всех вопрос: почему рассказ называется «Зверь»?

Это и является задачами нашего сегодняшнего урока.
Текст вы знаете хорошо, рассказ вам понравился, и вы будете активно работать на уроке. Итак, начинаем. Вы члены научного общества. Я ваш руководитель. Вы будете работать в группах. Вспомним правила работы (Слайд 2):

1. Соблюдайте дисциплину.

2. Уважайте мнение других членов группы.

3. Не перебивайте товарищей, внимательно слушайте выступающих.

4. Общайтесь дружелюбно.

5. Старайтесь оценивать свою работу, членов группы и других одноклассников объективно.

Оценивание (Слайд 3)

Название группы

Содержательность ответа (все правильно, полно, последователь-но)

Умение работать с текстом

Ответ выразитель-ный, громкий, четкий

Общее количество баллов

1. Орлы





2. Знатоки





3. Литераторы





4. Мудрецы






- Время написания рассказа? (Рассказ написан Лесковым в 1883 году и тогда же впервые опубликован в «Рождественском приложении к «Газете А. Гатцука» с подзаголовком «Рождественский рассказ»).

- Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? (Слайд 4) Первоначально эмоционально-семантической доминантой рассказа является страх, разлитый во всей атмосфере повествования, внедренный в сознание и сердца всех, кто сталкивался с "немилосердным" дядей (прототипом сурового героя, как известно, послужил дядя Лескова - Страхов. Это совпадение - фамилия, соответствующая характеру, - позволяет представить Страхова как живое воплощение "страшного". Не случайно американский лесковед X. Маклейн называет дядю Лескова "господин Страх"): "Дядю боялись все", "я в доме такого хозяина гостил неохотно и с немалым страхом" (7, 26), "как будто пролетал целый сонм, пораженный страхом, гонимых духов", "жестокое приказание, приводившее в трепет сердца всех его многочисленных рабов" (7, 27) и т.д.

III. Работа по теме урока в группах

- А теперь вернемся к нашему произведению и проследим духовную эволюцию дяди.
1 группа Экспозиция. (Слайд 5)

Вопросы

Ответы

а) Интерьер (мрачный), дом


Раскрывая образ этого персонажа, Лесков передает темные стороны его души уже через описание его усадьбы: “Огромный каменный дом, похожий на замок”, “некрасивое и даже уродливое двухэтажное здание с круглым куполом и с башнею, о которой рассказывали страшные ужасы”. Тёмный, страшный колорит создаёт ужасающую атмосферу, которую усугубляет образ “Эоловой арфы”: “Наверху башни, в пустом, изогнутом окне были натянуты струны”. Они “издавали сколько неожиданные, столько же часто странные звуки, переходившие от тихого густого рокота... в неистовый гул, как будто сквозь них пролетал целый сонм, поражённый страхом, гонимых духов”. “Изогнутое окно” башни напоминает вход в Эолову пещеру — “подземное жилище ветров”. Образ Эоловой арфы восходит к языческим верованиям и отождествляется с “грубыми, хаотическими силами”, а в рассказе Лескова становится символом души помещика.

б) Пейзаж (почти отсутствует)


Действие происходит в святки: «Была зима, и очень жестокая. Стояли такие холода, что в хлевах замерзали ночами овцы, а воробьи и галки падали на мерзлую землю окоченелые».

в) Портрет – контраст (дядя и Храпон),


Дядя рассказчика в начале рассказа показан грубым, жестоким, немилосердным: «Он был очень богат, стар и жесток. В характере у него преобладали злобность и неумолимость».

Но он гордится этими качествами и считает их «выражением мужественной силы и непреклонной твердости духа». Покойный дядя был страстный любитель псовой охоты. Он ездил с борзыми и

травил волков, зайцев и лисиц. Кроме того, в его охоте были особенные собаки, которые брали медведей.

Образ “молодого доезжачего” Ферапонта, которого все звали Храпошкой: Храпошка был среднего роста, очень ловкий, сильный и смелый парень лет двадцати пяти.

Храпон считался красавцем - он был бел, румян, с черными кудрями и с черными же большими глазами навыкате. К тому же он был необычайно смел. Рассказывали про его необыкновенную дружбу с медведями, с которыми он зимою и летом спал вместе в их сарае, так что они окружали его со всех сторон и клали на него свои головы, как на подушку.

г) Авторская речь

Нервная, полна эпитетов («ужасных», «злобный», «невесёлая» и т.д.). «Не хотел знать милосердия».«Необычайно смел».«Не сделал ещё ни одной шалости». «Дядю боялись все, а я более всех».

2 группа V – VIII главы. (Слайд 6)

Вопросы

Ответы

а) Интерьер. Что подчеркивает?


Описание ямы: «В яму медведей сажали довольно просто. Люк, или творило ямы, обыкновенно закрывали легким хворостом, накиданным на хрупкие жерди, и посыпали эту покрышку снегом. Это было маскировано так, что медведь не мог заметить устроенной ему предательской ловушки. Покорного зверя подводили к этому месту и заставляли идти вперед». Это подчеркивает жестокость дяди.

б) Пейзаж

Почти отсутствует

в) Портрет – Сганарель


Второй центральный герой,  медведь Сганарель,  исполняет роль шута, призванного повеселить «дядюшку»: ученый медведь выделывает фокусы, ходит на задних лапах, помогает мужикам таскать мешки, носит шляпу с пером. Но его «звериной душе» присуща тонкая организация: он способен на дружбу,  ему свойственен ум, он обладает интуицией, предчувствует  неприятные для него события: «Ум и солидность Сганареля сделали то, что описанной потехи, или медвежьей казни, не было уже целые пять лет. В это время Сганарель успел вырасти и сделался большим, матерым медведем, необыкновенной силы, красоты и ловкости. Он отличался круглою, короткою мордою и довольно стройным сложением, благодаря которому напоминал более колоссального грифона или пуделя, чем медведя. Зад у него был суховат и покрыт невысокою лоснящеюся шерстью, но плечи и загорбок были сильно развиты и покрыты длинною и мохнатою растительностью. Умен Сганарель был тоже как пудель и знал

некоторые замечательные для зверя его породы приемы: он, например, отлично и легко ходил на двух задних лапах, подвигаясь вперед передом и задом, умел бить в барабан, маршировал с большою палкою, раскрашенною в виде ружья, а также охотно и даже с большим удовольствием таскал с мужиками самые тяжелые кули на мельницу и с своеобразным шиком пресмешно надевал себе на голову высокую мужичью островерхую шляпу с павлиным пером или с соломенным пучком вроде султана.

г) Авторская речь. Какое авторское отношение подчеркивает?


Тревожная: «роковая пора», «лютой смертью», «очень расстроенный и опечаленный», «жалостных стонов Сганареля», «стоны эти были мучительны и невыносимы для его сердца» (эпитеты). Печальная : «Всю дорогу до ямы шел с Храпоном обнявшись, точно два друга» (сравнение), метафоры: «мною овладевала еще большая тревога».

«Хотел позабавиться над затруднительной борьбой чувств».

«Слава богу, что не мне, а другим велено в него стрелять», «застонал, точно заплакал».

«Дети боятся расправы над Медведем».

3 группа. IX – XIV главы (Слайд 7)

Вопросы

Ответы

а) Интерьер – (дом, яма)


Описание дома: «Наступил день Рождества. Все мы были одеты в праздничном и вышли с гувернерами и боннами к чаю. В зале, кроме множества родных и гостей, стояло духовенство: священник, дьякон и два дьячка.Потом был чай, потом вскоре же маленький завтрак и в два часа ранний праздничный обед».

Яма: «Яма, где сидел медведь, тоже была незаметна…»

б) Пейзаж – (окровавленный снег)


Сначала описан снег: и поле: «к обширному, ровному, покрытому снегом полю, которое было окружено цепью верховых охотников и вдали замыкалось лесом».

Во время травли снег уже выглядит иначе: «На окровавленный снег тут же выпали ее внутренности, а другая собака была в то же мгновение раздавлена под его задней лапой...»

в) Портрет – (дядя, Сганарель)


Дядя: «Дядя вышел в лисьем архалуке и в лисьей остроконечной шапке, и, как только он сел на седло, покрытое черною медвежьею шкурою с пахвами и паперсями, убранными бирюзой и "змеиными головками" Дядя стоял верхом впереди цепи.

Медведь: «Ферапонт выходил не один: рядом с ним, крепко с ним обнявшись и положив ему на плечо большую косматую лапу, выходил и Сганарель... Медведь был не в духе и не в авантажном виде. Пострадавший и изнуренный, по-видимому не столько от телесного страдания, сколько от тяжкого морального потрясения, он сильно напоминал короля Лира. Он сверкал исподлобья налитыми кровью и полными гнева и негодования глазами. Так же, как Лир, он был и взъерошен, и местами опален, а местами к нему пристали будылья соломы. Вдобавок же, как тот несчастный венценосец, Сганарель, по удивительному случаю, сберег себе и нечто вроде венца. Может быть, любя Шерапонта, а может быть, случайно, он зажал у себя под мышкой шляпу, которою Храпошка его снабдил и с которою он же поневоле столкнул Сганареля в яму. Медведь сберег этот дружеский дар, и... теперь, когда сердце его нашло мгновенное успокоение в объятиях друга, он, как только стал на землю, сейчас же вынул из-под мышки жестоко измятую шляпу и положил ее себе на макушку...»

г) Авторская речь


Эпитеты: «праздничный обед», «красивые вершники», «красивое вооружение», «злейших "пьявок"», «жестокое обхождение», «несчастный венценосец», «злая кончина». По этим словам видно, что праздник превращен в убийство.

«Дядя сердился, кричал», «гневное распоряжение дяди».

«Не сопротивлялся барскому указу».

«Напоминал короля Лира».

Вывод: рассказ парадоксален: человек ведёт себя как зверь, зверь как человек. (Доказать текстом).

4 группа. XV – XVI главы (Слайд 8)

Вопросы

Ответы

а) Интерьер


Дом дяди: «Большая зала, где в это время для нас зажигали богато убранную елку.

Вольтеровское кресло для дяди было поставлено на небольшом персидском ковре перед елкою, посреди комнаты».

б) Пейзаж. Является ли пейзаж психологическим?


Это отразилось и на деревне, куда были посланы котлы браги. Зажглись веселые костры, и было веселье во всех, и шутя говорили друг другу:

- У нас ноне так сталось, что и зверь пошел во святой тишине Христа славить.

в) Портрет – (динамика).


Он был гневен и суров более, чем обыкновенно.

Он молча сел в это кресло и молча же взял у Жюстина свой фуляр и свою табакерку.

Дядя чувствовал сильную боль в этой ноге и даже немножко похрамывал.

…Он сидел, склонясь набок, с опущенною с кресла рукою, в которой, как позабытая, лежала большая бирюза от застежки...

Происходило удивительное: он плакал!

Тот поднял лицо, взял старика за руку и неожиданно поцеловал ее перед всеми и тихо молвил:

- Спасибо.

Дядя моргнул глазами, приложил к ним одною рукою свой белый фуляр, а другою, нагнувшись, обнял Ферапонта, и... все мы поняли, что нам надо встать с мест, и тоже закрыли глаза...»

г) Авторская речь. Какое авторское отношение подчеркивает?


Эпитеты: «в его раздраженное и гневливое сердце», «зловещую тишину»; метафора: «сам тихо "вознесся" и умом и сердцем», «Дар наш - наше сердце», «на ресницах дрожали хорошие слезы».

«он плакал».

«упал на колени», «хочу вам вольной волей служить».

Вывод: такая развязка необходима автору для утверждения мысли о всепобеждающей силе добра. Ферапонт все-таки спасает зверя, но суть рассказа в том, что, избавив от неминуемой гибели медведя, он тем самым спасает и человека, развращенного безгра­ничной властью крепостника.

(Ученики обращаются к тексту – 16 главе произведения – и зачитывают слова: «Ты любил зверя, как не всякий умеет любить человека. Ты меня этим тронул и превзошел меня в великодушии».)

- Как можно по идее композиционно рассказ разделить на две части? (До Рождества и после Рождества).

- Как вы понимаете значение слова «великодушие»? (Учитель, систематизируя сказанное, отмечает, что, действительно, слово «великодушие» имеет значение: «высокое душевное качество, в основе которого снисходительность, умение жертвовать собой». Но у этого слова может быть второе семантическое поле (учитель делает подсказку ученикам, записывая данное слово следующим образом:
ве - ЛИК - о - ДУШ - ие ) (Слайд№9)

 - Что теперь в семантике этого слова вы «видите»? (Ученики высказывают свои мнения). 

Учитель, систематизируя мнения учащихся, говорит о том, что у слова «ве-лик-о- душ-ие» есть второе значение: «лик вечности в душе человека».
-Как вы понимаете это выражение? (Ученики высказывают свои мнения). 

Учитель, обобщая сказанное учениками, отмечает: если первое значение слова связано с «проявлением действия, направленного во вне» (от человека – носителя великодушия - к другому), то второе означает «проявление действия, направленного во внутрь человека», такое значение слова как бы заставляет нас обратить внимание (взор) на самого себя, на то, что есть в нашей душе, в нашем сердце. 

Вывод: Очевиден, духовный взлет. Дядя как бы пробуждается, стряхивает с себя все ненужное. Его душа готова к высшему взлету. Рассказ подходит к концу, и вот тут-то происходит чудо – чудо духовного перерождения человека-зверя. Священник «заговорил о даре, который и нынче, как и “во время оно”, всякий бедняк может поднесть к яслям “рожденного Отроча”, смелее и достойнее, чем поднесли злато, смирну, ливан волхвы древности. Дар наш – наше сердце, исправленное по Его учению. Старик говорил о любви, о прощенье, о долге каждого утешить друга и недруга “во имя Христово…”»   

- Так что же понял дядя? (Слайд10) Попытаемся представить ход его рассуждений.
- Заканчиваем составление схемы (Путь духовного пробуждения и прозрения дяди)


3


Катарсис: мы видим процесс перерождения человека-зверя в человека, умеющего сострадать, сопереживать, делать добро (Вспомните слова песенки и стихотворения из начала урока).



2


Приводит к нравственному очищению (Вспомните слезы дяди)




1


Живое искреннее проникновенное слово человека приводит к душевному потрясению (Вспомните слова священника).


Концепт «ЛЮБОВЬ». Любовь дается судьбой. Любовь – благо и страдание. Любовь преобразует человека, воздействует на его характер и психику. Как сказал Тургенев: «Любовь сильнее смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

- На что надеется Н. Лесков как великий художник слова? О чем предупреждает? (Что мы сможем стать добрее и очиститься от скверны).

Рефлексия (Слайд 11). Покажите цветом. Зеленый – есть ли надежда на то, что каждый из нас задумается над тем, как относиться к другим, возродиться к новой жизни? Черный – нет надежды. Желтый – вам еще необходимо время осмыслить произведение.

Домашнее задание (Слайд 12)

  1. Смысл финала повести Н.С.Лескова «Зверь».

  2. Напишите сочинение в миниатюре «Над какими вопросами заставил меня задуматься рассказ Н.С.Лескова «Зверь»?

  3. Почему и в наше время интересно читать рассказ «Зверь»?























Литература

  1. Библия (Евангелие от Матфея, глава (15). - М.: Российское библейское общество, 1992.

  2. Кретова А.А. Проблема нравственного формирования человека в творчестве Н.С. Лескова. М., «Образование и общество», № 2, 2001.

  3. Кучерская М.А. К вопросу об источниках рассказа Н.С. Лескова «Зверь»: сплав романтизма с христианством. Материалы первой международной научной интернет-конференции. - М., НИП «ВФК», 2008.

  4. Лесков Н.С. Повести и рассказы. (Рассказ «Зверь»). М., «Художественная литература», 1990.

  5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: ОНИКС. Мир и образование, 2008.

  6. Старыгина Н.Н. Лесков в школе: что читать? //Литература в школе, № 5 1993.

  7. Телегин С.М. Национальное и мифологическое у Лескова// Литература в школе, № 1, 1996.

  8. Чалмаев В.А. Откройте русскому человеку русский «свет»//. Литература в школе, № 9, 2005.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!