Урок русского языка в 5 классе
Имена собственные и нарицательные
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: формирование умения распознавать и употреблять в речи категории собственных и нарицательных существительных по признакам значения и написания.
Задачи:
1. способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
2. формирование умения планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, давать самооценку учебной деятельности;
3. создать условия для развития умения анализировать и разграничивать собственные и нарицательные имена существительные с целью грамотного орфографического и пунктуационного оформления записи данных слов; развивать умение соотносить значение слова и его принадлежность к определенной группе; переводить информацию изобразительную в словесную;
Предполагаемый результат:
Научиться определять принадлежность имени существительного к той или иной категории (собственное или нарицательное), развивать орфографическую зоркость и навыки пунктуационного оформления записи имен собственных (использование кавычек), активно включать данные категории слов в устную и письменную речь.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, презентация, карточки для работы в парах, таблица для игры.
Ход урока
1.Оргмомент. Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Имя существительное», углубим свои знания по ней.
Что будем изучать и чему научимся, вы скажете позже сами. Запишем в тетрадях число, классная работа.
2.Проверка домашнего задания (взаимопроверка)
3.Словарный диктант (вставить пропущенную букву и выделить орфограмму) (слайды 2и 3)
Грус.. ное предпол..жение, чу..кий р..сток, ..беречь ..дание, опас..ный возр..ст, ..бить с толку, ..дешний ст..рожил, найти сл..гаемое, бе..заботный человек, выр..щенный в тени, ле..кий ш..рох.
Индивидуальная работа у доски (карточки по правописанию корней с чередованием)
4.Блиц-опрос по теме «Имя существительное».(слайд4) Кластер (обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? категория рода, 3 склонения, одушевлённое и неодушевлённое, изменяется по падежам и числам, в предложении подлежащее, дополнение, обстоятельство и сказуемое)
5.Определение темы и целей урока.
1.Выход на тему урока учащимися.
Создание проблемной ситуации.
А теперь давайте посмотрим на экран. Клава Ошибкина выполнила домашнее задание. Ей так хочется получить пятерку. Давайте поможем, ребята. (слайд5)
Улетел орёл за город орёл.
Иван блинов съел много блинов.
Наш шарик поймал воздушный шарик.
Не бойся морозов, морозов Сережа.
Каких знаний не хватает Клаве?
Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать на уроке?
На какие вопросы нам нужно будет найти ответы? (Предполагаемые ответы:
Какие слова пишутся с большой и маленькой буквы?
Что обозначают имена собственные и нарицательные?
Какие слова относятся к каждой группе?
В каких случаях ставятся кавычки в именах собственных?
Данный признак у имен существительных постоянный или непостоянный?)
Чему должны научиться?
Писать и употреблять в речи имена собственные и нарицательные.
Роль заглавной буквы в речи различна. Вот посмотрите.(слайд 6 )
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали и громко, и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая - совсем не пустяк:
В букве большой - уважения знак!
Запись темы в тетради: «Имена собственные и нарицательные» (слайд 7)
Цель нашего урока: формирование умения распознавать и употреблять в речи категории собственных и нарицательных существительных по признакам значения и написания.(слайд 8 )
2.О происхождении имен собственных и нарицательных. Этимология (слайды 9,10)
Как вы думаете, с какой целью имена существительные разделили на эти две группы? Разве не всё равно, с какой буквы писать слова?
Давайте заглянем в этимологический словарь.
(Слово «собственный» происходит от старославянского собьство, что означает «свое», «личное», «себе принадлежащее». Русское слово «нарицательный» образовалось от старославянского слова нарицати – называть).
3.Составление таблицы (слайды 11,12)
- Что могут называть имена существительные? Какие общие названия предметов вы можете выделить? Что называют имена нарицательные?
-А что могут называть имена собственные? Можно их как-то отличить?
Имена существительные
собственные нарицательные
Обозначают названия единичных предметов Имена, фамилии, отчества Географические и астрономические названия События Клички животных Заключаются в кавычки: Названия газет Кино, кораблей и т.д | Обозначают названия однородных предметов цветок бабочка забота |
Правописание имён собственных в кавычках (слайд 13)
4.Чтение учебника учащимися и составление выводов по теме урока.
6.Первичное закрепление. Включение в систему знаний.
1.Работа в парах. Установите соответствие между словами, соединив их прямой линией (карточки)
2.Самостоятельная работа. (слайды 14-26)
Зрительный, иллюстрированный диктант с последующей проверкой.
-Имена собственные пишутся с заглавной буквы и заключаются в кавычки. Разграничьте их с нарицательными существительными и назовите предметы.
3. Включение нового знания. Синтаксический разбор (у доски)
9 мая отмечается 70 лет победы в Великой Отечественной войне.
Индивидуальная работа с упражнением учебника (упр. 493)
4. Групповая работа Игра «Кто быстрее?»
7.Подводит итоги урока.
Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке.
Что вы узнали об особенностях собственных и нарицательных именах существительных?
Что обозначают собственные и нарицательные имена существительные?
Какие существительные всегда пишутся с заглавной буквы, а какие в кавычках?
Кластер с обобщением знаний о существительном(слайд 27)
Что мы в него добавим?
8.Рефлексия (слайд 28)
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось …
Я испытываю затруднения…
Мне было интересно выполнять задание…
Знание данной темы нам может пригодится…
Домашнее задание. (слайд 29)
Записать 10 слов названий улиц города, сел района, городов Мордовии
Упр.490
Параграф 91