СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Собственные и нарицательные имена существительные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок с ИКТ технологиями по усвоению новых знаний

Просмотр содержимого документа
«Собери пару»

Собери пару.

  • писатель

  • море

  • ученица

  • газета

  • мультфильм

  • машина

  • улица

  • река

  • город


  • Соль-Илецк

  • Садовая

  • «Волга»

  • Каспийское

  • Катя

  • «Правда»

  • «Теремок»

  • А.С. Пушкин

  • Енисей


Собери пару.

  • писатель

  • море

  • ученица

  • газета

  • мультфильм

  • машина

  • улица

  • река

  • город


  • Соль-Илецк

  • Садовая

  • «Волга»

  • Каспийское

  • Катя

  • «Правда»

  • «Теремок»

  • А.С. Пушкин

  • Енисей




Собери пару.

  • писатель

  • море

  • ученица

  • газета

  • мультфильм

  • машина

  • улица

  • река

  • город


  • Соль-Илецк

  • Садовая

  • «Волга»

  • Каспийское

  • Катя

  • «Правда»

  • «Теремок»

  • А.С. Пушкин

  • Енисей




Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе»

Урок русского языка в 5 классе

Имена собственные и нарицательные

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: формирование умения распознавать и употреблять в речи категории собственных и нарицательных существительных по признакам значения и написания.

Задачи:

1. способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;

2. формирование умения планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, давать самооценку учебной деятельности;

3. создать условия для развития умения анализировать и разграничивать собственные и нарицательные имена существительные с целью грамотного орфографического и пунктуационного оформления записи данных слов; развивать умение соотносить значение слова и его принадлежность к определенной группе; переводить информацию изобразительную в словесную;

Предполагаемый результат:

Научиться определять принадлежность имени существительного к той или иной категории (собственное или нарицательное), развивать орфографическую зоркость и навыки пунктуационного оформления записи имен собственных (использование кавычек), активно включать данные категории слов в устную и письменную речь.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, презентация, карточки для работы в парах, таблица для игры.

Ход урока

1.Оргмомент. Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Имя существительное», углубим свои знания по ней.

Что будем изучать и чему научимся, вы скажете позже сами. Запишем в тетрадях число, классная работа.

2.Проверка домашнего задания (взаимопроверка)

3.Словарный диктант (вставить пропущенную букву и выделить орфограмму) (слайды 2и 3)

Грус.. ное предпол..жение, чу..кий р..сток, ..беречь ..дание, опас..ный возр..ст, ..бить с толку, ..дешний ст..рожил, найти сл..гаемое, бе..заботный человек, выр..щенный в тени, ле..кий ш..рох.

Индивидуальная работа у доски (карточки по правописанию корней с чередованием)

4.Блиц-опрос по теме «Имя существительное».(слайд4) Кластер (обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? категория рода, 3 склонения, одушевлённое и неодушевлённое, изменяется по падежам и числам, в предложении подлежащее, дополнение, обстоятельство и сказуемое)

5.Определение темы и целей урока.

1.Выход на тему урока учащимися.

Создание проблемной ситуации.

А теперь давайте посмотрим на экран. Клава Ошибкина выполнила домашнее задание. Ей так хочется получить пятерку. Давайте поможем, ребята. (слайд5)

Улетел орёл за город орёл.

Иван блинов съел много блинов.

Наш шарик поймал воздушный шарик.

Не бойся морозов, морозов Сережа.

Каких знаний не хватает Клаве?

Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать на уроке?

На какие вопросы нам нужно будет найти ответы? (Предполагаемые ответы:

Какие слова пишутся с большой и маленькой буквы?

Что обозначают имена собственные и нарицательные?

Какие слова относятся к каждой группе?

В каких случаях ставятся кавычки в именах собственных?

Данный признак у имен существительных постоянный или непостоянный?)

Чему должны научиться?

Писать и употреблять в речи имена собственные и нарицательные.

Роль заглавной буквы в речи различна. Вот посмотрите.(слайд 6 )

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее.

Чтобы звучали и громко, и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая - совсем не пустяк:

В букве большой - уважения знак!

Запись темы в тетради: «Имена собственные и нарицательные» (слайд 7)


Цель нашего урока: формирование умения распознавать и употреблять в речи категории собственных и нарицательных существительных по признакам значения и написания.(слайд 8 )


2.О происхождении имен собственных и нарицательных. Этимология (слайды 9,10)

Как вы думаете, с какой целью имена существительные разделили на эти две группы? Разве не всё равно, с какой буквы писать слова?

Давайте заглянем в этимологический словарь.

(Слово «собственный» происходит от старославянского собьство, что означает «свое», «личное», «себе принадлежащее». Русское слово «нарицательный» образовалось от старославянского слова нарицати – называть).

3.Составление таблицы (слайды 11,12)

- Что могут называть имена существительные? Какие общие названия предметов вы можете выделить? Что называют имена нарицательные?

-А что могут называть имена собственные? Можно их как-то отличить?

Имена существительные

собственные нарицательные

Обозначают названия единичных предметов

Имена, фамилии, отчества

Географические и астрономические названия

События

Клички животных

Заключаются в кавычки:

Названия газет

Кино, кораблей и т.д


Обозначают названия однородных предметов

цветок

бабочка

забота


Правописание имён собственных в кавычках (слайд 13)


4.Чтение учебника учащимися и составление выводов по теме урока.


6.Первичное закрепление. Включение в систему знаний.


1.Работа в парах. Установите соответствие между словами, соединив их прямой линией (карточки)


2.Самостоятельная работа. (слайды 14-26)

Зрительный, иллюстрированный диктант с последующей проверкой.

-Имена собственные пишутся с заглавной буквы и заключаются в кавычки. Разграничьте их с нарицательными существительными и назовите предметы.


3. Включение нового знания. Синтаксический разбор (у доски)

9 мая отмечается 70 лет победы в Великой Отечественной войне.

Индивидуальная работа с упражнением учебника (упр. 493)

4. Групповая работа Игра «Кто быстрее?»

7.Подводит итоги урока.

Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке.

Что вы узнали об особенностях собственных и нарицательных именах существительных?

Что обозначают собственные и нарицательные имена существительные?

Какие существительные всегда пишутся с заглавной буквы, а какие в кавычках?

Кластер с обобщением знаний о существительном(слайд 27)

Что мы в него добавим?


8.Рефлексия (слайд 28)

На этом уроке я похвалил бы себя за…

После урока мне захотелось …

Я испытываю затруднения…

Мне было интересно выполнять задание…

Знание данной темы нам может пригодится…

Домашнее задание. (слайд 29)

  1. Записать 10 слов названий улиц города, сел района, городов Мордовии

  2. Упр.490

  3. Параграф 91





Просмотр содержимого презентации
«собственные и нариц»

Имя существительное

Имя существительное

Грус т ное предпол о жение, чу т кий р о сток, с беречь з дание, опа сн ый возр а ст, с бить с толку,  найти сл а гаемое, з дешний ст а рожил, бе з заботный человек, выр а щенный в тени, ле г кий ш о рох.

Грус т ное предпол о жение, чу т кий р о сток, с беречь з дание, опа сн ый возр а ст, с бить с толку, найти сл а гаемое, з дешний ст а рожил, бе з заботный человек, выр а щенный в тени, ле г кий ш о рох.

Признак предмета Вопросы: Кто? Что? Подлежащее дополнение обстоятельство сказуемое Имя существительное Изменяются по падежам и числам Категория рода 3 склонения Одушевлённые и неодушевлённые

Признак

предмета

Вопросы:

Кто? Что?

Подлежащее дополнение

обстоятельство

сказуемое

Имя существительное

Изменяются по падежам и числам

Категория рода

3 склонения

Одушевлённые и неодушевлённые

Домашняя работа Клавы Ошибкиной. Улетел орёл за город орёл.  Иван блинов съел много блинов.  Наш шарик поймал воздушный шарик.  Не бойся морозов, морозов Сережа.

Домашняя работа Клавы Ошибкиной.

Улетел орёл за город орёл.

Иван блинов съел много блинов.

Наш шарик поймал воздушный шарик.

Не бойся морозов, морозов Сережа.

Роль заглавной буквы. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее. Чтобы звучали и громко, и гордо Имя твоё, имя улицы, города. Буква большая- совсем не пустяк: В букве большой- уважения знак!  Е. Измайлов

Роль заглавной буквы.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее.

Чтобы звучали и громко, и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая- совсем не пустяк:

В букве большой- уважения знак!

Е. Измайлов

Собственные и нарицательные имена существительные

Собственные и нарицательные имена существительные

Цель урока  формирование умения распознавать и употреблять в речи категории собственных и нарицательных существительных по признакам значения и написания.

Цель урока

формирование умения распознавать и употреблять в речи категории собственных и нарицательных существительных по признакам значения и написания.

Русский  язык  Слово «собственный» происходит от старославянского собьство ,что означает «свое», «личное» , «себе принадлежащее»

Русский

язык

Слово «собственный» происходит от

старославянского собьство ,что означает «свое»,

«личное» , «себе принадлежащее»

Русский  язык  Русское слово «нарицательный»  образовалось от старославянского слова нарицати – называть.

Русский

язык

Русское слово «нарицательный»

образовалось от старославянского

слова нарицати – называть.

НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ Обозначают название однородных предметов, пишутся эти слова со строчной буквы. кресло светильник кошка

НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ

Обозначают название однородных предметов, пишутся эти слова со строчной буквы.

кресло

светильник

кошка

СОБСТВЕННЫЕ И ван З емля Ш арик 1.Имена,фамилии, отчества людей 2.Клички животных 3.Географические названия 4.Астрономические названия

СОБСТВЕННЫЕ

И ван

З емля

Ш арик

1.Имена,фамилии, отчества людей

2.Клички животных

3.Географические названия

4.Астрономические названия

теремок Тузик ирис  « » –   этот знак называется  к а в ы ч к и  „ ” 1.Марки машин 2.Названия духов, конфет, магазинов… 3.Названия газет, журналов и  литературных произведений Сказка «Теремок» Конфеты «Тузик»

теремок

Тузик

ирис

« »

этот знак называется

к а в ы ч к и

„ ”

1.Марки машин

2.Названия духов, конфет, магазинов…

3.Названия газет, журналов и

литературных произведений

Сказка «Теремок»

Конфеты «Тузик»

Словарный диктант  «Имена собственные  и нарицательные»

Словарный диктант

«Имена собственные

и нарицательные»

теплоход (украина)

теплоход (украина)

фабрика (красный октябрь)

фабрика (красный октябрь)

поэт (александр блок)

поэт (александр блок)

гора (эверест)

гора (эверест)

кошка (мурка)

кошка (мурка)

(сталинградская ) битва

(сталинградская ) битва

спектакль (снежная королева)

спектакль (снежная королева)

роман (остров сокровищ)

роман (остров сокровищ)

остров (цейлон)

остров (цейлон)

балет (золушка)

балет (золушка)

озеро (развал)

озеро (развал)

Проверим! Теплоход «Украина», фабрика «Красный Октябрь», поэт Александр Блок, гора Эверест, кошка Мурка, Сталинградская битва, спектакль «Снежная королева», роман «Остров сокровищ» остров Цейлон, балет «Золушка», озеро Развал.

Проверим!

Теплоход «Украина», фабрика «Красный Октябрь», поэт Александр Блок, гора Эверест, кошка Мурка, Сталинградская битва, спектакль «Снежная королева»,

роман «Остров сокровищ»

остров Цейлон, балет «Золушка», озеро Развал.

Обозначает предмет Собственное и нарицательное Вопросы: Кто? Что? Имя существительное подлежащее дополнение обстоятельство  сказуемое Категория рода 3 склонения Одушевлённые и неодушевлённые Изменяются по падежам и числам

Обозначает предмет

Собственное и нарицательное

Вопросы:

Кто? Что?

Имя существительное

подлежащее

дополнение

обстоятельство

сказуемое

Категория рода

3 склонения

Одушевлённые и неодушевлённые

Изменяются по падежам и числам

Рефлексия

Рефлексия

  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • После урока мне захотелось …
  • Я испытываю затруднения в …
  • Мне было интересно выполнять задание …
  • Знание данной темы нам может пригодится…
Домашнее задание по выбору: 1.Творческое. Написать 10 имен собственных, являющихся названием улиц города, сел района, городов Мордовии 2. Упр .490 3. Параграф 91, правило

Домашнее задание по выбору:

1.Творческое.

Написать 10 имен собственных, являющихся названием улиц города, сел района, городов Мордовии

2. Упр .490

3. Параграф 91, правило


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!