СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение как вид учебной письменной работы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сочинение как вид учебной письменной работы»

Сочинение как вид учебной письменной работы



Сочинение как вид письменной работы в школе занимает особое место: все остальные упражнения по ораторскому искусству в той или иной степени находятся под его контролем. Переходя к анализу разновидностей сочинения как вида творческой работы на уроках русского языка, необходимо рассмотреть различия между устной и письменной речью, чтобы понять, как строится сочинение. Прежде всего, мы замечаем, что устный и письменный дискурс неотделимы друг от друга. Именно поэтому использовать методы развития каждого из них необходимо в равном соотношении, потому что устный язык оказывает влияние на успешное овладение навыками письменного выражения своих мыслей, а письменный язык, напротив, развивает более схематичный и систематизированный тип устной речи. [8, с.56]

Несмотря на схожесть этих разновидностей, следует учитывать, что письменная речь имеет определенные отличия. Они заключаются в следующем:

- письменная речь используется для зрительного восприятия, устную речь мы воспринимаем с помощью органов слуха;

- письменные работы не имеют конкретного адресата, устная речь имеет отдельного адресата или определенную аудиторию;

- письменный язык представляет собой упорядоченную систему, обладающую логикой, строгими правилами построения высказывания и более упорядоченной синтаксической схемой. Устная речь, в свою очередь, является более свободной по структуре, в ней допускается применение сокращений, разговорных оборотов речи, неполноты высказываний.

Исходя из перечисленных отличий, мы можем сделать вывод, что письменный язык более сложен для изучения учениками.

Сочинение можно трактовать как один из способов формирования и формулирования мыслей. Письменная речь, как и устная, является вторичной. Несмотря на второстепенный характер письменных работ степень их ценности в жизни человека играет немаловажную роль. Когда речь идет о сочинении как о самостоятельной форме письменной работы в школе, обычно подразумевают письменную речь.

Самой важной целью обучения сочинению является научить школьников писать правильно, составлять письменные тексты, различающиеся в зависимости от их функционально-стилистической направленности. Любое сочинение является выражением мысли в графической форме.

Работа по развитию письменной грамотности школьников разнообразна и зависит от ряда критериев, главным из которых, на наш взгляд, заключается в особенности возраста обучающихся. Также, не менее важны степень развитости работы с устной формой речи, использование жанровой окраски предлагаемого текста и, конечно же, результат, поставленный учителем при составлении речевого задания. «Аргументация - это связный текст, в котором учащиеся используют суждения, сравнения, примеры, приводящие к новым суждениям, и, как следствие, к выводам» [15, c. 36].

Сочинения, как и любую другую письменную работу, условно можно разделить на следующие категории:

- по типу используемой речи: устные или письменные;

- по форме работы: выполнение творческого задания в рамках общеобразовательного учреждения или в виде задания на дом;

- по типу планируемых результатов: открытие новых знаний или оценка результативности.

Ключевым моментом, от которого зависит строение всей творческой работы учащихся, является темы сочинения. Именно это является предпосылкой к постановке задач, выбору жанра и составлению примерного содержания работы. От точности и понимания ситуации до аккуратности, с которой учитель выбрал тему, все зависит от того, насколько учащиеся были подготовлены к работе.

Правильный выбор темы влияет на мотивацию, с которой учащиеся подходят к выполнению задания. Если учащимся дается материал, который тесно связан с их внутренним состоянием и который они могут идентифицировать как понятный, их творчество при написании сочинения может проявиться больше, чем ожидает учитель. Исходя из этого, можно сказать, что форма синтеза учебного материала с личным контекстом является одной из самых эффективных видов творческих работ над сочинением. Поскольку ученикам легче описать конкретные детали, чем охватить более широкий спектр событий, учителю важно преподнести более узкую тему для сочинения, так как такой вид работы считается наиболее эффективным.

Работая над сочинением, обучающиеся могут переходить от материала, собранного по определенной теме, к другой теме, посредством наблюдения к материалу для написания.

Большую роль при работе над сочинением составляет подготовительная работа. Учителю необходимо внимательно придумать тему и продумать план выполнения и критерии оценки, чтобы сформировать мотивацию к выполнению этой работы. Все вышеперечисленное следует представить в схематичном виде. Именно поэтому перед выполнением задания учащиеся в сотрудничестве с преподавателем должны составить план работы. Он необходим как для устной, так и для письменной работы [38, c. 45]. План может быть письменным или устным. В первом случае план представляет собой ответы на вопросы учителя, в которые дети вносят ряд значимых предложений. Во втором случае план предназначен и для учителей и для учеников. Рекомендуется составлять план из трех-пяти пунктов.

Готовых планов нет, потому что в этом случае мышление учащегося не развивается. Как правило, план составляется до того, как учащиеся напишут сочинение, но иногда оно может быть подготовлено заранее, например, при длительной подготовке, а затем реструктурировано. Репетиционный план мероприятия создается в соответствии с самим мероприятием или с учетом его деталей. Его можно составить непосредственно перед написанием сочинения.

Подготовительным этапом к написанию сочинения является сбор материалов. Следует различать такие формы сбора: общий и выборочный сбор или отбор материала, оба они должны быть стандартизированы для конкретной цели. Общий сбор материалов имеет безостановочный характер. Выборочный отбор материала предполагает накопление стандартизированных понятий, которые могут понадобиться при написании сочинения.

Материалы, которые будут использоваться в творческой работе, учащиеся должны систематически записывать и стараться запомнить для дальнейшего использования. Общий объем этих материалов значительно превышает объем написанного текста сочинения, в связи с тем, что эти материалы универсальны. Таким образом, сбор материалов может быть растянут во времени, его продолжительность не ограничена, так как он происходит в течение всего периода обучения.

Таким образом, необходимо тщательно подбирать материал для подготовки к написанию сочинения, чтобы учащиеся могли конкретизировать и систематизировать текст.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!