СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Союз как часть речи». Урок-исследование

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма урока: урок – исследование по русскому языку

Просмотр содержимого документа
««Союз как часть речи». Урок-исследование»

МКОУ «Будо – Анисовская ООШ»






Урок по русскому языку

(7 класс)

Форма урока: урок – исследование по русскому языку

Тема урока: «Союз как часть речи»





Учитель русского языка и литературы

Герасимова О.В.



















Тема урока: «Союз как часть речи».

Урок-исследование

Цели урока:

1) Образовательные:

раскрыть специфику союза как служебной части речи в сопоставлении с предлогом;

выяснить в ходе анализа текста роль союза в предложении и в тексте;

формирование умений учащихся отличать союзы от других частей речи и находить их в тексте;

2.) Развивающие:

развитие исследовательских и творческих навыков; создание условий для повышения интереса к изучаемому материалу; помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений правильного использования союзов в предложении, тексте и в своей речи;

3) Воспитательные:

воспитание внимательности, самостоятельности, бережного отношения к окружающей природе; создание условий для развития навыков общения и совместной деятельности.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Цель: дать положительный эмоциональный настрой на предстоящий урок.

Наш девиз:

Учите русский годы к ряду

С Душой, С Усердием, С Умом!

Нас ждёт великая награда!

И та награда в нём самом! /Садитесь!/

II. Проверка Д/З.

Цель: проверить, как учащиеся выполнили задание.

Учитель: Хорошо! Молодцы!

III. Актуализация знаний (Фронтальный опрос).

Цель: повторить теоретические сведения, необходимые для изучения новой темы.

Учитель:

1. Какую большую тему мы изучаем?

Ученики: Мы изучаем морфологию.

Учитель:

2.Что такое морфология?

Ученики: Раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

Учитель:

3.На какие группы делятся части речи в русском языке?

Ученики: Части речи делятся на самостоятельные, служебные, междометие.

Учитель:

4.Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

Ученики: служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества и не бывают членами предложения, они не изменяются.

Учитель:

5. Какую группу частей речи мы уже изучили?

Ученики: мы изучили самостоятельные части речи.

Учитель:

6. Какую группу частей речи изучаем сейчас?

Ученики: сейчас мы изучаем служебные части речи.

Учитель:

7.Какую служебную часть речи уже изучили?

Ученики: мы изучили предлог.

Учитель:

8.Что мы знаем о предлоге? (дать определение как части речи; производные и непроизводные, простые и составные, правописание предлогов.)

Ученики: предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении. Предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные.

Работа в паре: вопросы по предлогу друг другу.

Цель: повторить изученный материал о предлоге и подготовиться к тестам.

IV. Проверочная работа.

Цель: проверить знания по теме «Предлог», формирование умений работать самостоятельно.

ТЕСТ.

  1. Найдите предложение с производным предлогом:

а) Я знаю свой город вдоль и поперёк;

б) Поперёк дороги остановился грузовик;

в) Он любит всё делать поперёк.

2. Какую букву нужно написать на месте пропуска?

По приезд… в город стало ясно.

а) у;

б) и;

в) е;

3. В предлоге в течени… на конце пишется:

а) е;

б) и

4. В каком случае слово со скобками пишется слитно?

а) Мы спросили (на)счёт его отпуска.

б) Деньги переведены (на)счёт в банке.

5. В каком случае слово со скобками является предлогом?

а) Нужно согласовать прилагательное (в)роде, числе, падеже.

б) На столе стоял сосуд (в)роде колбы.

Взаимопроверка

1б; 2в; 3а; 4а; 5б.

Учитель: Хорошо! Теперь оцените друг друга.

V. Изучение нового материала.

Формулировка темы и целей урока.

Цель: формирование умений учащихся формулировать цели урока согласно его теме.

Отгадайте ребус и вы узнаете тему нашего урока!

СОЮЗ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.

Учитель: запишите тему в тетрадь. А теперь попробуйте сформулировать цели урока. Ответы учеников: выяснить, что называется союзом и уметь находить его в тексте.

Учитель:

- Итак, ставим цели урока:

- раскрыть особенности союза как части речи;

- формирование умений находить союзы в тексте и правильно их употреблять в своей речи;

Учитель:

К какой группе частей речи мы относим союз?

Ученики: союзы относятся к служебным частям речи.

Учитель:

Скажите, а зачем нам надо изучать служебные части речи, может быть, достаточно того, что мы знаем самостоятельные части речи?

Ученики: без служебной части речи не всегда можно правильно построить предложения, ясно выразить свою мысль, мы были бы похожи на иностранцев.

Учитель: Выдвинем предположение (гипотезу) Что такое союз и для чего он служит?

Ответ учеников: союз – это служебная часть речи, которая …


Учитель:

Как будем изучать? (составляем план изучения).

Ученики:

    1. разберём примеры (проанализировать текст, найти в нём союзы и выяснить их роль)

    2. сделаем свой вывод (модель, таблица, схема, краткая запись, чтобы поместить в справочник)

    3. сравним свой вывод с определением в учебнике.

    4. закрепление - выполним тренировочные упражнения.

Метод исследования (наблюдение и анализ текста)

Вывод в форме краткой записи (таблица, схема и т.д.)

Вспомним, по какому общему плану изучается любая часть речи?

  1. Общее значение

  2. Морфологические признаки

  3. Синтаксическая роль


Учитель:

- Сегодня мы подробно остановимся на 1-ом пункте, т.е. выясним значение союза

в тексте и в нашей речи.

- Какой пункт при изучении союза будет отсутствовать? Почему?

Ученики: будет отсутствовать 3-ий т.к. служебные части речи не являются членами предложения.

Исследование функций союза в тексте.

Цель: выяснить роль союза в речи.

Учитель: сейчас будем работать с текстом.

ТЕКСТ

?

1) Раньше (на)этой полян… р…сло много м…лодых ёлочек. 2) Они подр…стали дружно, и все любовались м…лодой пор…слью. 3) Шли годы. 4) Ели разр…стались и мужали. 5) Но не все ёлоч…ки дожили до этого возр…ста. 6) Одни зачахли и погибли. 7) Другие срубили. 8) И теперь только одна могучая ель ст..ит на просторной полян…

1. Вставить пропущенные буквы. (Какие правила вы вспомнили?)

2. Придумать заглавие. (Ели)

3. Является ли эта запись текстом?

Ученики: да, это текст, так как в нём:

-несколько предложений;

- которые связаны по смыслу и грамматически,

-расположены по порядку;

- на одну тему, его можно озаглавить.)

Учитель:

Какая важная проблема затронута в тексте?

Ученики: Бережное отношение к окружающей природе.

Учитель:

-Найдите в тексте союзы и обведите в кружок.

-Какова роль союза в этих предложениях. Что они связывают?


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Учитель:

Оформите вывод в виде удобной модели (схема, таблица, конспект), чтобы поместить в справочник.

Изобразите на доске:

Союз - служебная часть речи, которая связывает

1)

2)

3)


Делаем вывод: с помощью союзов связываются однородные члены предложения, части сложного предложения, а также предложения в тексте.

Сравним с определением, данным в учебнике с. 144.

Учитель:

Подтвердилась наша гипотеза (Предположение). Что нового мы выяснили в ходе работы над текстом?

Проведём небольшой эксперимент, в ходе которого мы выясним роль союза в нашей речи.

Вечером я читаю … смотрю телевизор.

(При помощи союзов выражаются различные смысловые отношения).

И соединительные (соединение)

ИЛИ разделительные (разделение); выбор из двух чего-то одного.

ДА замкнутость, кроме этого больше ничего.

НЕ ТО … НЕ ТО какая-то неопределённость.

ТО … ТО чередование.

А ТАКЖЕ противопоставление.

Итак, какое значение имеют союзы в речи?

Ученики: с помощью союзов, выражающих различные смысловые отношения, уточняется, конкретизируется смысл текста. Текст становится органичнее, стройнее.

Учитель:

Так почему союз - служебная часть речи?

Ученики: потому что союз:

- не изменяется

- не является членом предложения

- не обозначает ни предметов, ни действий, ни признаков, ни количества, но выражает смысловые отношения.

Работа в паре: учащиеся вполголоса рассказывают определение союза друг другу.

Учитель:

Итак, обобщим всё, что мы узнали о союзе.

Чем союз отличается от предлога?

VI. Закрепление. Выполнение упражнения.

Цель: закрепить полученные знания в ходе выполнения упражнения.

Упр. 313 стр.144. (схематический диктант)

Учитель:

  1. О чём этот текст? Его основная мысль?

Ученики: этот текст о роли союзов.

Учитель:

К какому стилю относится текст?

Ученики: текст относится к научному стилю, т.к. здесь есть термины, точность и доказательность, используются сложные предложения с союзами, подчёркивающими определённые отношения.

Учитель:

Определите, что связывают выделенные союзы?

Ученики:

- во 2-ом предложении союз И связывает однородные членя (дополнения)

- в 5-ом предложении союз ЕСЛИ связывает простые предложения, входящие в состав сложного.

- в 7-ом предложении союз ПОТОМУ ЧТО также связывает простые предложения, входящие в состав сложного и т.д.

VII . Домашнее задание.

Цель: закрепление навыков нахождения союзов в тексте и определения их роли.

-параграф 54, упр. 315 (повторить словарные слова).

VIII. Рефлексия (итог).

Цель: осознание учащимися выполненности поставленных целей урока.


1. Какую тему сегодня изучали?

  1. Что мы узнали о союзе?

  2. Что предстоит ещё узнать?

  3. Что понравилось на уроке? Что не понравилось? Что хотелось бы сделать по-другому?

Оценки с комментированием.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!