• дом | | | | | |
• карандаш | | | | | |
3. Определи место звука в слове: | | | |
• первый звук в слове крыша; | | | | |
• третий звук в слове школа; | | | | |
• последний звук в слове стакан. | | | |
4. Сколько звуков в слове? | | | | |
• рак | | | | | |
• сумка | | | | | |
• диктант | | | | | |
| | | | | |
Серия III. Исследование грамматического строя речи |
| | | | | |
1. Повторение предложений | | | | |
Инструкция: "Послушай предложение и постарайся повторить |
его как можно точнее". | | | |
| | | | | |
• Птичка свила гнездо. | | | | | |
• В саду было много красных яблок. | | | |
• Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. |
• Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно. |
• На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. |
| | | | | |
2. Верификация предложений | | | | |
Инструкция: "Найди в предложениях и постарайся их исправить". |
| | | | | |
• Собака вышла в будку. | | | | |
• По морю плывут корабль. | | | | |
• Дом нарисован мальчик. | | | | |
• Хорошо спится медведь под снегом. | | | |
• Над большим деревом была глубокая яма. | | |
| | | | | |
| | | | | |
3. Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме |
Инструкция: "Постарайся составить предложение из слов". |
| | | | | |
• мальчик, открывать, дверь | | |
• сидеть, синичка, на, ветка | | |
• груша, бабушка, внучка, давать | | |
• Витя, косить, трава, кролики, для | | | |
• Петя, купить, шар, красный, мама | | | |
| | | | | |
4. Добавление предлогов в предложение | | | |
Инструкция: "Вставь пропущенное слово в предложение". |
| | | | | |
• Лена наливает чай ... чашки. | | | | |
• Почки распустились ... деревьях. | | | | |
• Птенец выпал ... гнезда. | | | | |
• Щенок спрятался ... крыльцом. | | | | |
• Пёс сидит ... конуры. | | | | | |
| | | | | |
5. Образование существительных множественного числа в |
именительном и родительном падежах | | | |
Инструкция: "Назови предметы по образцу" | | |
Образец: один — дом, а если их много, то это — дома. |
| | | | | |
• один — стол, а много — это... | | | | |
• один — стул, а много — это... | | | | |
• одно — окно, а много — это... | | | | |
• одна — звезда, а много — это… | | | |
• одно — ухо, а много — это… | | | | |
| | | | | |
Образец: один — дом, а много чего? — домов | | | |
| | | | | |
• один — стол, а много (чего?) — ... | | | |
• один — стул, а много (чего?) — ... | | | |
• одно — окно, а много (чего?) —… | | | |
• одна — звезда, а много (чего?) — ... | | | |
• одно — ухо, а много (чего?) —… | | | |
| | | | | |
Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования |
| | | | | |
1. Образование существительных, обозначающих детёнышей животных |
Инструкция: "Назови детёнышей животных по образцу" |
Образец: у кошки — котята. | | | |
| | | | | |
• у козы — | | | | | |
• у волка — | | | | | |
• у утки — | | | | | |
• у лисы — | | | | | |
• у льва — | | | | | |
• у собаки — | | | | | |
• у курицы — | | | | | |
• у свиньи — | | | | | |
• у коровы — | | | | | |
• у овцы — | | | | | |
| | | | | |
2. Образование прилагательных от существительных |
а) Относительных | | | | | |
Инструкция: "Назови слова по образцу" | | |
Образец: кукла из бумаги — бумажная. | | |
| | | | | |
• горка изо льда — | | | | | |
• варенье из вишни — | | | | |
• варенье из яблок — | | | | |
• варенье из сливы — | | | | |
• кисель из клюквы — | | | | |
• шляпка из соломы — | | | | |
• салат из моркови — | | | | |
• суп из грибов — | | | | | |
• лист дуба — | | | | |
• лист осины — | | | | | |
| | | | | |
б) Качественных | | | | | |
Инструкция: "Назови слова по образцу" | | |
Образец: если днём жара, то день — жаркий, а если... |
| | | | | |
• мороз — | | | | | |
• солнце — | | | | | |
• снег — | | | | | |
• ветер — | | | | | |
• дождь — | | | | | |
| | | | | |
в) Притяжательных | | | | | |
Инструкция: "Назови слова по образцу" | | |
Образец: у собаки лапа собачья, а у... | | |
| | | | | |
• кошки — | | | | | |
• волка — | | | | | |
• льва — | | | | | |
• медведя — | | | | | |
• лисы — | | | | | |
Серия V. Исследование связной речи | | | |
| | | | | |
1. Пересказ прослушанного текста | | | |
Рассказ предъявляется не более бвух раз. | | | |
Инструкция: "Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай |
внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать". |
| | | | | |
Горошины | | | | |
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. |
Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом |
ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. |
Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. | | |
Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха. | | |
| | | | | |
2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок |
Инструкция: "Посмотри на эти картинки, постарайся разложить |
их по порядку и составь рассказ". | | |