Биология. Человек. 9 кл. Глава 10. Поведение. Психика.
Проявлять познавательный интерес, направленный на изучение организма человека.
Сны – это бывалая комбинация небывалых впечатлений.
Час сна до полуночи стоит трех после.
Критерии | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
1. Организация мотивации обучающихся | -Добрый день, ребята. Давайте посмотрим, друг на друга и мысленно подарите добрые слова друг другу, поддержка товарищей принесет вам уверенность в себе и в своих знаниях. Хотелось бы, чтобы вы все были активными на уроке, корректными в общении друг с другом. И в конце урока дали оценку своей работе: Улыбнитесь. Мы начинаем урок. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. 1. В детстве каждый из вас смотрели передачу «Спокойной ночи малыши», а в конце звучала всем известная песня «Спят усталые игрушки». Послушаем фрагмент и попытаемся по словам песни определить тему урока. 2. Послушайте отрывок из произведения В.Катаева «Сон» Создание проблемной ситуации: «Бойцы конницы С.М.Буденного в течение трех суток выдержали 20 атак, к мукам жажды, голода и зноя прибавилось еще новая непреодолимая мука. Бороться с ней не было сил. …Атака кончилась. Бойцы едва держались в седлах. Не было никакой возможности бороться с этой мукой. Наступал вечер. Мука заводила глаза. Веки были намагниченные. Глаза закрывались. Сердце, налитое кровью, затихало медленно, и вместе с ним останавливались и вдруг падали отяжелевшие руки, разжимались пальцы, мотались головы, съезжали на лоб фуражки.» Проблемный вопрос: О какой муке идёт речь? (борьба со сном) О какой физиологической потребности указывается в тексте? Назовите тему сегодняшнего урока. Мы поговорим с вами о сне и его значении для организма человека. Откройте рабочие тетради, запишите число и тему урока. | Слушают фрагмент песни, отрывка из произведения, самостоятельно формулируют тему урока. Тема «Сон и его значение. Сновидения» (Слайд 1) | Презентация |
2.Организация процесса целеполагания | 1.Организует фронтальную беседу. - Что вы знаете о сне? - Что вы хотели бы узнать? Мы сегодня должны: узнать что такое сон, его значение, что происходит с человеком во время сна, познакомиться с правилами, предупреждающими нарушение сна. Для осуществления поставленной цели предлагаю работать по алгоритму, который находится у вас на партах, правильный ответ мы найдем, выполнив задание. (Приложение 1) | формулирование учащимися цели урока. Ознакомления с алгоритмом. | |
3.Организация планирования деятельности по достижению учебной цели | Работа по алгоритму - Что такое сон и сновидения?( Сон - глубокое охранительное торможение, предотвращающее переутомление и истощение нервных клеток.) Задание № 1 Наука занимающаяся изучением сна называется сомнологией. Проникнуть в тайны сна помог специальный прибор – электроэнцефалограф 1.Значение сна. Как вы думаете, почему человек и животные не могут обходиться без сна? Ответы учащихся: - помогает восстановить силы, работоспособность - дает возможность отдохнуть организму, набраться сил - головной мозг отдыхает, когда человек спит - а животным помогает пережить неблагоприятные условия 2.Характеристика сна. 3.Физиологическая природа сна и сновидения 4. Нарушение сна | Совместно с учителем Работают по алгоритму достижения целей Записывают определение Сон (Слайд 2,3) (Слайды 4,5) (Слайды 6-12) (Слайды 13-17) | |
4. Работа с источниками информации | -Учащимся предлагает заполнить таблицу с комментариями сравнения фазы быстрого и медленного сна. Задание №2 Смена сна и бодрствования - это повторение природного ритма Земли - смена дня и ночи. Активное поведение людей преимущественно приурочено к дневным часам. Ночью наступает сон. Однако все люди границу между сном и бодрствованием ощущают по-разному. Среди людей есть совы и жаворонки. Жаворонок рано ложится, но и легко рано встает, а совы долго бодрствуют, а утром любят подольше поспать. -Очень важно знать свой тип и учитывать его, так как нарушение природной биоритмики ведёт к снижению вашей работоспособности, плохому самочувствию, стрессу, нарушению сна. Предлагаю вам ответить на вопросы Мини – анкеты (Приложение 2) | Индивидуальная работа. Заполнить таблицу с комментариями. Анализируют совместно с учителем.рис.151 п.55 учебника, периоды сна человека в течение ночи; выделение фазы медленного и быстрого сна. Обращают внимание на изменения в их продолжительности. Взаимопроверка: Обменяйтесь таблицами и оцените друг друга. (Приложение 1) | |
5. Организация учебного сотрудничества, совместной деятельности | Хотите ли вы узнать достаточно ли вы спите ? Предлагаю вам пройти быстрый тест. Отвечая на вопросы « да» или « нет» ( да -1 бал). Тест « Достаточно ли вы спите?» (Приложение 3 ) 4.Нарушение сна. Предупреждение нарушений сна | Работа в группе: предлагает самостоятельно сформулировать и обосновать с позиций физиологии правила гигиены сна. Составьте памятку-рекомендацию « Правила гигиены сна» (текст п.54) Самооценка. Оцените себя: (Приложение 1- Работа в группе) | |
6. Организация контроля учебных действий и деятельности | Сравнивает цель и результаты работы учащихся На каком шаге плана мы сейчас работаем? Можем ли двигаться дальше? Какой следующий шаг? | Самопроверка. Самостоятельная работа по выполнению Теста «Сон и сновидения» (Приложение 4) | |
7. Организация оценивания достигнутых результатов | Беседа с учащимися: 1. Анализ эпиграфов урока. 2. Сон-это отдых или работа мозга? 3. Назовите правила гигиены сна?(Приложение). Почему нужно ложиться спать в одно и тоже время? | Заполнения листа оценивания (Приложение. Маршрутный лист «Самооценка») Учащиеся анализируют эпиграфы урока. Отвечают на вопросы учителя. | Предметные и метапредметные результаты. |
8. Организация рефлексивного осмысления | Что нового вы сегодня узнали на уроке? - изучили физиологию сна - узнали значение сна - Узнали, что сон, это часть нашего жизненного ритма - Узнали, что нужно, чтоб сон был здоровым Изучили изменения в организме, которые происходят во время сна. Берегите свое здоровье, спите долго, крепко и желаю вам хорошего самочувствия. Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Самооценка деятельности. Закончи фразы (Приложение 6) | Индивидуальное задание. Закончи предложения: (карточка) Я узнал… Я понял… Я научился…. Мои самые большие достижения на уроке… | |
9. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции | Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки.(Приложение 4) Дает комментарий к домашнему заданию: учебник,п.55; дополнительно: создать презентацию по теме «Сон» | Слушают учителя Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию | |