СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сон и его значение. Сновидения»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка урока по теме "Сон и его значение"

Просмотр содержимого документа
««Сон и его значение. Сновидения»»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сапрыкинская основная общеобразовательная школа»

Губкинского района Белгородской области











Номинация

«Методическая разработка урока»

уровень - основное общее образование

образовательная организация – МБОУ «Сапрыкинская основная общеобразовательная школа»

наименование работы - «Сон и его значение. Сновидения»

автор – Копцева Ирина Владимировна

















Тема урока: «Сон и его значение. Сновидения»


Класс: 9


Учитель – Копцева Ирина Владимровна


Учебник: Биология. Человек.9 класс: Российский учебник (А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. - М.: Вентана – Граф, 2019)


Место данного урока в общей системе преподавания учебного предмета:

Биология. Человек. 9 кл. Глава 10. Поведение. Психика.


Продолжительность: 45 мин.


Цель урока: раскрыть физиологическую природу сна и сновидений, выяснить изменение, происходящие в организме во время сна и его значение.


Тип урока: урок новых знаний.


Методы обучения: информационно-рецептивный, проблемного изложения материала, частично поисковый.


Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.


Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиапроектор, презентация по теме.


1.Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • Значение сна для человека и причины его продолжительности;

  • Называть и характеризовать фазы сна;

  • Объяснять физиологическое значение сна и сновидений.

  • Правила гигиены сна.






Учащиеся должны уметь:

  • Разъяснять физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений;

  • Раскрывать значение сна для нормального функционирования мозга;

  • Давать характеристику фаз сна;

  • Доказывать необходимость соблюдения правил гигиены сна.


2.Метапредметные результаты обучения:

  • Познавательные- овладеть навыками смыслового чтения при работе с основными и дополнительными компонентами учебника (основной текст и иллюстрации); анализировать и обрабатывать информацию; строить логическую цепочку рассуждений;

  • Регулятивные- контролировать и оценивать результаты деятельности, вносить коррективы в их выполнение;


  • Коммуникативные- полное и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог и дискуссию; эффективно работать в группе при решении учебной задачи.

3. Личностные результаты обучения:

Проявлять познавательный интерес, направленный на изучение организма человека.


















Сны – это бывалая комбинация небывалых впечатлений.

И.П.Павлов

Час сна до полуночи стоит трех после.

ДЖ.Герберт


Критерии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1. Организация мотивации обучающихся

-Добрый день, ребята. Давайте посмотрим, друг на друга и мысленно подарите добрые слова друг другу, поддержка товарищей принесет вам уверенность в себе и в своих знаниях.

Хотелось бы, чтобы вы все были активными на уроке, корректными в общении друг с другом. И в конце урока дали оценку своей работе: Улыбнитесь. Мы начинаем урок.

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

1. В детстве каждый из вас смотрели передачу

«Спокойной ночи малыши», а в конце звучала всем

известная песня «Спят усталые игрушки». Послушаем фрагмент и попытаемся по словам песни определить тему урока.

2. Послушайте отрывок из произведения В.Катаева «Сон»

Создание проблемной ситуации:

«Бойцы конницы С.М.Буденного в течение трех суток выдержали 20 атак, к мукам жажды, голода и зноя прибавилось еще новая непреодолимая мука. Бороться с ней не было сил.

Атака кончилась. Бойцы едва держались в седлах. Не было никакой возможности бороться с этой мукой. Наступал вечер. Мука заводила глаза.

Веки были намагниченные. Глаза закрывались. Сердце, налитое кровью, затихало медленно, и вместе с ним останавливались и вдруг падали отяжелевшие руки, разжимались пальцы, мотались головы, съезжали на лоб фуражки.»

Проблемный вопрос:

О какой муке идёт речь? (борьба со сном)

О какой физиологической потребности указывается в тексте?

Назовите тему сегодняшнего урока. Мы поговорим с вами о сне и его значении для организма человека. Откройте рабочие тетради, запишите число и тему урока.

Слушают фрагмент песни, отрывка из произведения, самостоятельно формулируют тему урока.

Тема «Сон и его значение. Сновидения»

(Слайд 1)

Презентация

2.Организация процесса целеполагания


1.Организует фронтальную беседу.

- Что вы знаете о сне?

- Что вы хотели бы узнать?

Мы сегодня должны: узнать что такое сон, его значение, что происходит с человеком во время сна, познакомиться с правилами, предупреждающими нарушение сна. Для осуществления поставленной цели предлагаю работать по алгоритму, который находится у вас на партах, правильный ответ мы найдем, выполнив задание.

(Приложение 1)

формулирование учащимися цели урока.

Ознакомления с алгоритмом.



3.Организация планирования деятельности по достижению учебной цели

Работа по алгоритму

- Что такое сон и сновидения?( Сон - глубокое охранительное торможение, предотвращающее переутомление и истощение нервных клеток.) Задание № 1

Наука занимающаяся изучением сна называется сомнологией.

Проникнуть в тайны сна помог специальный прибор – электроэнцефалограф

1.Значение сна. Как вы думаете, почему человек и

животные не могут обходиться без сна?

Ответы учащихся:

- помогает восстановить силы, работоспособность

- дает возможность отдохнуть организму, набраться сил

- головной мозг отдыхает, когда человек спит

- а животным помогает пережить неблагоприятные условия

2.Характеристика сна.

3.Физиологическая природа сна и сновидения

4. Нарушение сна

Совместно с учителем

Работают по алгоритму достижения целей

Записывают определение Сон (Слайд 2,3)




(Слайды 4,5)









(Слайды 6-12)

(Слайды 13-17)


4. Работа с источниками информации

-Учащимся предлагает заполнить таблицу с комментариями сравнения фазы быстрого и медленного сна. Задание №2

Смена сна и бодрствования - это повторение природного ритма Земли - смена дня и ночи.

Активное поведение людей преимущественно приурочено к дневным часам. Ночью наступает сон. Однако все люди границу между сном и бодрствованием ощущают по-разному. Среди людей есть совы и жаворонки. Жаворонок рано ложится, но и легко рано встает, а совы долго бодрствуют, а утром любят подольше поспать.

-Очень важно знать свой тип и учитывать его, так как нарушение природной биоритмики ведёт к снижению вашей работоспособности, плохому самочувствию, стрессу, нарушению сна. Предлагаю вам ответить на вопросы

Мини – анкеты (Приложение 2)

Индивидуальная работа.

Заполнить таблицу с комментариями.

Анализируют совместно с учителем.рис.151 п.55 учебника, периоды сна человека в течение ночи; выделение фазы медленного и быстрого сна. Обращают внимание на изменения в их продолжительности.


Взаимопроверка: Обменяйтесь таблицами и оцените друг друга.

(Приложение 1)


5. Организация учебного сотрудничества, совместной деятельности

Хотите ли вы узнать достаточно ли вы спите ? Предлагаю вам пройти быстрый тест. Отвечая на

вопросы « да» или « нет» ( да -1 бал).

Тест « Достаточно ли вы спите?»

(Приложение 3 )

4.Нарушение сна. Предупреждение нарушений сна

Работа в группе: предлагает самостоятельно сформулировать и обосновать с позиций физиологии правила гигиены сна. Составьте памятку-рекомендацию  « Правила  гигиены  сна» (текст п.54)

Самооценка.

Оцените себя: (Приложение 1- Работа в группе)


6. Организация контроля учебных действий и деятельности

Сравнивает цель и результаты работы учащихся

На каком шаге плана мы сейчас работаем?

Можем ли двигаться дальше?

Какой следующий шаг?

Самопроверка.

Самостоятельная работа по выполнению Теста «Сон и сновидения» (Приложение 4)


7. Организация оценивания достигнутых результатов

Беседа с учащимися:

1. Анализ эпиграфов урока.

2. Сон-это отдых или работа мозга?

3. Назовите правила гигиены сна?(Приложение).

Почему нужно ложиться спать в одно и тоже время?

Заполнения листа оценивания (Приложение. Маршрутный лист «Самооценка»)

Учащиеся анализируют эпиграфы урока. Отвечают на вопросы учителя.

Предметные и метапредметные результаты.

8. Организация рефлексивного осмысления










Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- изучили физиологию сна

- узнали значение сна

- Узнали, что сон, это часть нашего жизненного ритма

- Узнали, что нужно, чтоб сон был здоровым

Изучили изменения в организме, которые происходят во время сна.

Берегите свое здоровье, спите долго, крепко и желаю вам хорошего самочувствия.

Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Самооценка деятельности. Закончи фразы (Приложение 6)




Индивидуальное задание. Закончи предложения:

(карточка)

Я узнал…

Я понял…

Я научился….

Мои самые большие достижения на уроке…


9. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции


Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки.(Приложение 4)


Дает комментарий к домашнему заданию: учебник,п.55; дополнительно: создать презентацию по теме «Сон»

Слушают учителя

Формулируют выводы на

основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию






Интернет – источники:

http://pandia.ru

http://tnu.podelise.ru

https://revolution.allbest.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!