СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сон или явь?» (Сравнительный анализ сна Чарткова в повести Н.В. Гоголя «Портрет» и сна Свидригайлова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».) Презентация.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет проиллюстрировать уроки, направленные на изучение повести Н.В.Гоголя "Портрет" и романа Ф.М.Достоевского"Преступление и наказание". Презентация идёт приложением к научной работе по данной теме, представленной в предыдущем файле.

Просмотр содержимого документа
««Сон или явь?» (Сравнительный анализ сна Чарткова в повести Н.В. Гоголя «Портрет» и сна Свидригайлова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».) Презентация.»

Научно-практическая конференция учащихся  Миасского городского округа «Сон или явь?» (Сравнительный анализ сна Чарткова в повести Н.В. Гоголя «Портрет» и сна Свидригайлова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».) Автор: Куляшова Дарья, 11 класс, МБОУ «СОШ № 10», г Миасс  Научный руководитель: Глебова Галина Ивановна,  учитель русского языка и  литературы МБОУ «СОШ №10» г. Миасс 2012г.

Научно-практическая конференция учащихся Миасского городского округа

«Сон или явь?»

(Сравнительный анализ сна Чарткова в повести Н.В. Гоголя «Портрет» и сна Свидригайлова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)

Автор: Куляшова Дарья,

11 класс, МБОУ «СОШ № 10»,

г Миасс 

Научный руководитель: Глебова Галина Ивановна,

учитель русского языка и

литературы МБОУ «СОШ №10»

г. Миасс

2012г.

Цель исследования     Выявить черты, объединяющие данные эпизоды, установить их метафорическую связь с реальной жизнью героев и характером их поступков.

Цель исследования

Выявить черты, объединяющие данные эпизоды, установить их метафорическую связь с реальной жизнью героев и характером их поступков.

Задачи  В процессе работы над данными эпизодами были поставлены следующие задачи:   Изучить психологическую литературу о роли сна в постижении и отражении действительности.   Исследовать научные статьи по данной теме, разработанные В.Ш. Кривоносом, Ю.Ф Карякиным и М. М Бахтиным.   Самостоятельно исследовать текст романа в направлении темы.   Проанализировать композиционное построение снов, определить их границы, выявить роль связующих символов.   Определить, какую роль в характеристике героев Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский отводят приёму «сновидение в сновидении».

Задачи

В процессе работы над данными эпизодами были поставлены следующие задачи:

  • Изучить психологическую литературу о роли сна в постижении и отражении действительности.
  • Исследовать научные статьи по данной теме, разработанные В.Ш. Кривоносом, Ю.Ф Карякиным и М. М Бахтиным.
  • Самостоятельно исследовать текст романа в направлении темы.
  • Проанализировать композиционное построение снов, определить их границы, выявить роль связующих символов.
  • Определить, какую роль в характеристике героев Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский отводят приёму «сновидение в сновидении».
Сон и психология Сон относят к области бессознательного Карл Густав Юнг Образы сновидений- символы, имеющие значение только в контексте сна.  Иван Михайлович Сеченов называл сновидения ”небывалой комбинацией бывалых впечатлений”. Зигмунд Фрейд  Сон- символ бессознательных потребностей и беспокойств человека.

Сон и психология

Сон относят к области бессознательного

Карл Густав Юнг

Образы сновидений-

символы, имеющие значение только в контексте сна.

Иван Михайлович Сеченов называл сновидения ”небывалой комбинацией бывалых впечатлений”.

Зигмунд Фрейд

Сон- символ

бессознательных потребностей

и беспокойств человека.

Проблематика сновидений Сон-мечта Сон-предсказание Сон-утопия Сон Веры Павловны в романе Н.Г. Чернышевского Сон Обломова в романе И.А. Гончарова Сон Татьяны Лариной в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «Что делать?» «Обломов»

Проблематика сновидений

Сон-мечта

Сон-предсказание

Сон-утопия

Сон Веры Павловны в романе Н.Г. Чернышевского

Сон Обломова в романе И.А. Гончарова

Сон Татьяны Лариной в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

«Что делать?»

«Обломов»

Сон и явь    Первоначальные границы сна, отделяющие его от яви, не отмечены ни в «Портрете» , ни в «Преступлении и наказании», размыты и переходы из одного сна в другой, то есть нет чётких границ, разделяющих эти сны.

Сон и явь

Первоначальные границы сна, отделяющие его от яви, не отмечены ни в «Портрете» , ни в «Преступлении и наказании», размыты и переходы из одного сна в другой, то есть нет чётких границ, разделяющих эти сны.

Сон Чарткова   Сон -часть биографии  поведение во сне определяется характером героя двойственность возможность выбора

Сон Чарткова

Сон -часть биографии

поведение во сне определяется характером героя

двойственность

возможность выбора

Сон Чарткова  (дорога в преисподнюю) Третий сон Сон - падение Первый сон Второй сон Сон-искушение Сон - предупреждение  « … сжатая рука чувствует доныне, как будто бы в ней что-то было.» «страшный фантом… что-то вытащил из-под складок своего широкого платья. Это был мешок.» , где лежали тяжёлые свёртки с «1000 червонных » «Золото блестело» «Чартков вперился в золото» Полный отчаяния, стиснул он всею силою в руке своей свёрток…»  «черты старика двинулись, и губы его стали вытягиваться к нему, как будто хотели его всосать…»

Сон Чарткова (дорога в преисподнюю)

Третий сон

Сон - падение

Первый сон

Второй сон

Сон-искушение

Сон - предупреждение

« … сжатая рука чувствует доныне, как будто бы в ней что-то было.»

  • «страшный фантом… что-то вытащил из-под складок своего широкого платья. Это был мешок.» , где лежали тяжёлые свёртки с «1000 червонных »
  • «Золото блестело»
  • «Чартков вперился в золото»
  • Полный отчаяния, стиснул он всею силою в руке своей свёрток…»

«черты старика двинулись, и губы его стали вытягиваться к нему, как будто хотели его всосать…»

Сон Свидригайлова   Сон - история нарастающей личностной катастрофы сон - форма исповеди героя видит во сне самого себя реагирует на события сна не так, как в реальной жизни

Сон Свидригайлова

Сон - история нарастающей

личностной катастрофы

сон - форма исповеди героя

видит во сне самого себя

реагирует на события сна не так, как в реальной жизни

Сон Свидригайлова  (расплата за падение) Третий сон (Сон- настоящее)  Мысль о самоубийстве  Девочка, найденная в углу (место потустороннее - символ страха героя)  Смеющаяся девочка-оборотень (символ невозможности спасения)  Второй сон (мрачное, преступное прошлое героя)  Троицын день.  Гроб с девочкой, в белом тюлевом платье, «Ей было только 14 лет, но это было уже разбитое сердце и оно губило себя…» Первый сон (отражает связь с будущим)  Мышь - нечистое животное (невеста дьявола - предвестник грядущей беды )

Сон Свидригайлова (расплата за падение)

Третий сон

(Сон- настоящее)

Мысль о самоубийстве

Девочка, найденная в углу (место потустороннее - символ страха героя)

Смеющаяся девочка-оборотень (символ невозможности спасения)

Второй сон

(мрачное, преступное прошлое героя)

Троицын день.

Гроб с девочкой, в белом тюлевом платье, «Ей было только 14 лет, но это было уже разбитое сердце и оно губило себя…»

Первый сон (отражает связь с будущим)

Мышь - нечистое животное (невеста дьявола - предвестник грядущей беды )

Сон- отражение жизненной ситуации героев (момент выбора) Чартков Свидригайлов талант художника модный  Жизнь «вояж по  живописец « Я может быть, Америке»  Золотые червонцы вместо вояжа-то (смерть) женюсь; мне потусторонний  отказ согласие Невесту сватают». мир  гениальный крах личности  художник

Сон- отражение жизненной ситуации героев

(момент выбора)

Чартков

Свидригайлов

талант художника модный

Жизнь «вояж по

живописец

« Я может быть, Америке»

Золотые червонцы

вместо вояжа-то (смерть)

женюсь; мне потусторонний

отказ согласие

Невесту сватают». мир

гениальный крах личности

художник

Место сна Чартков Свидригайлов Лестница, облитая помоями и украшенная следами кошек и собак Передняя, нестерпимо холодная Квадратная комната, большая, но низенькая, с мерзнувшими окнами Узенький диван, обтянутый когда-то кожей «Нумер» в гостинице «Душный и тесный, где-то в самом конце коридора, в углу, под лестницей» «Клетушка» Пахнет «мышами и чем-то кожаным»

Место сна

Чартков

Свидригайлов

  • Лестница, облитая помоями и украшенная следами кошек и собак
  • Передняя, нестерпимо холодная
  • Квадратная комната, большая, но низенькая, с мерзнувшими окнами
  • Узенький диван, обтянутый когда-то кожей
  • «Нумер» в гостинице
  • «Душный и тесный, где-то в самом конце коридора, в углу, под лестницей»
  • «Клетушка»
  • Пахнет «мышами и чем-то кожаным»

Символика потустороннего мира

Мышь - нечистое животное-предвестник грядущей беды, воплощение души умершего;

запах кожи напоминает о падении первых людей, о смертности как следствии греха,

угол -место, связанное со сферой потустороннего. Угол дома как пограничное пространство традиционно считался местом обитания нечистой силы и духов умерших

Чартков

Свидригайлов

  • «…он видит, видит ясно: простыни уже нет... портрет открыт весь и глядит мимо всего, что ни есть вокруг, прямо в него, глядит просто к нему вовнутрь ...»
  • «Сиянье месяца усиливало белизну простыни, и ему казалось, что страшные глаза стали даже просвечивать сквозь холстину.»
  • «…узкий диванчик, о котором нельзя было сказать, что он обтянут кожею , потому что ряд медных гвоздиков, когда-то прикреплявших ее, давно уже остался сам по себе, а кожа осталась тоже сверху сама по себе…»

  • « вдруг как будто что-то пробежало под одеялом по руке его и по ноге… он встряхнул одеяло, и вдруг на простыню выскочила мышь
  • «… где-то в углу скребла мышь , да и во всей комнате будто пахло мышами и чем-то кожаным
  • «… вдруг в тёмном углу … разглядел он какой-то странный предмет, что-то будто бы живое.»

 Сон - проекция аномального мира Для Чарткова Он персонифицируется в оживающем портретном изображении старика, чьи дьявольски «страшные» глаза «вперились в героя» Для Свидригайлова Это пятилетняя «камелия»- не имеющее аналогов моральное уродство- предел человеческого падения

Сон - проекция аномального мира

Для Чарткова

  • Он персонифицируется в оживающем портретном изображении старика, чьи дьявольски «страшные» глаза «вперились в героя»

Для Свидригайлова

  • Это пятилетняя «камелия»- не имеющее аналогов моральное уродство- предел человеческого падения
Послесоние  (выбор сделан) Чартков Свидригайлов Глаза на портрете «уже не казались ему страшными» «… чей бы ты ни был дедушка, а я тебя поставлю за стекло и сделаю тебе за это золотые рамки» Долго смотрел на проснувшихся мух На улице ему мерещится «тот самый куст», что привиделся во сне «Свидригайлов спустил курок»

Послесоние (выбор сделан)

Чартков

Свидригайлов

Глаза на портрете «уже не казались ему страшными»

«… чей бы ты ни был дедушка, а я тебя поставлю за стекло и сделаю тебе за это золотые рамки»

Долго смотрел на проснувшихся мух

На улице ему мерещится «тот самый куст», что привиделся во сне

«Свидригайлов спустил курок»

Выводы   Сон – это приём, используемый Н.В.Гоголем и Ф.М. Достоевским в качестве обвинения героев, для которых нормой является перевёрнутый мир   Сон Свидригайлова и Чарткова – это проекция их «внутреннего ада», взгляд на себя со стороны (отражение жизненной ситуации героев), где Чартков через искушение приходит к своему падению (сменил талант на деньги), а Свидригайлов - через осознание своего прошлого к самоубийству.   Первоначальные границы сна, отделяющие его от яви, не отмечены ни в «Портрете» , ни в «Преступлении и наказании», размыты и переходы из одного сна в другой, то есть нет чётких границ, разделяющих эти сны.   Детали и символы (свёрток с червонцами во сне Чарткова, мыши, мухи и мокрый куст во сне Свидригайлова), соединяя мир сна с миром яви, также стирают границы сновидений.   Композиционный приём «сон во сне» символизирует неспособность падшего человека, если им овладело духовное бесчувствие, к пробуждению, и он живёт как сомнамбула (лунатик).

Выводы

Сон – это приём, используемый Н.В.Гоголем и Ф.М. Достоевским в качестве обвинения героев, для которых нормой является перевёрнутый мир

Сон Свидригайлова и Чарткова – это проекция их «внутреннего ада», взгляд на себя со стороны (отражение жизненной ситуации героев), где Чартков через искушение приходит к своему падению (сменил талант на деньги), а Свидригайлов - через осознание своего прошлого к самоубийству.

Первоначальные границы сна, отделяющие его от яви, не отмечены ни в «Портрете» , ни в «Преступлении и наказании», размыты и переходы из одного сна в другой, то есть нет чётких границ, разделяющих эти сны.

Детали и символы (свёрток с червонцами во сне Чарткова, мыши, мухи и мокрый куст во сне Свидригайлова), соединяя мир сна с миром яви, также стирают границы сновидений.

Композиционный приём «сон во сне» символизирует неспособность падшего человека, если им овладело духовное бесчувствие, к пробуждению, и он живёт как сомнамбула (лунатик).

Выводы   Особая роль в композиции сна отводится авторами числу 3, где третий сон означает последний, то есть завершающий ряд событий, ставящий этому ряду предел.   Для каждого героя переходы из одного сновидения в другое метафорически обозначают движение вниз – в преисподнюю.   Падение - сюжет сна героев.   Сон героев- часть их биографии, а поведение во сне определяется двойственностью героев   Сон Свидригайлова связан со сном Чарткова сюжетом падения и формой «сон во сне», а фантастичность сновидений «усиливает» реальность событий, происходящих в жизни героев.

Выводы

  • Особая роль в композиции сна отводится авторами числу 3, где третий сон означает последний, то есть завершающий ряд событий, ставящий этому ряду предел.
  • Для каждого героя переходы из одного сновидения в другое метафорически обозначают движение вниз – в преисподнюю.
  • Падение - сюжет сна героев.
  • Сон героев- часть их биографии, а поведение во сне определяется двойственностью героев
  • Сон Свидригайлова связан со сном Чарткова сюжетом падения и формой «сон во сне», а фантастичность сновидений «усиливает» реальность событий, происходящих в жизни героев.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!