СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение о тувинском национальном костюме

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение о тувинском национальном костюме. Выступление учащегося во время классного часа.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение о тувинском национальном костюме»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 г. Кызыла









Доклад

на тему:

Тувинский национальный костюм.







Выполнил(а):ученик 8 «Б» класса

Монгуш Арбак Артурович.

Руководитель работы :

Айыр-оол И.Б.







Кызыл – 2018

История тувинской национальной одежды.

Традиционный тувинский костюм, бытовавший до маньчжурской экспансии, выглядел иначе, чем теперь. Халат не имел стоячего воротника вокруг шеи, а глубокий запах левой стороны халата на правую сторону образовывал небольшой V – образный угол. Можно заключить, что подобное платье предки этого края носили достаточно долго, исходя из подобия одежды древних тюрков, уйгуров, кыргызов, монголов, под властью которых в разные времена VI века находились племена центральной части азиатского материка. Уточняя, можно добавить, что такую нательную одежду продолжали носить монголы периода династии Юань в VIII веке, носили и носят тувинские ламы третье столетие.

Костюмы выше перечисленных народов берут свои истоки в скифской культуре (VIII в. – II в. до н.э.). в тувинской одежде это влияние запечатлелось в крое нижней нательной рубашки, брюк и в облике головного убора «оваадай».

В XVII – XVIII в. в центре Азии из разных племен единой культурой сложился этнос, названный «тыва улус» (тувинцы).

Известно, что на протяжении нескольких тысячелетий для каждой семьи центрально-азиатских племен было традиционным выделывание войлока, обработка кожи и шкур животных, пошив одежды, обуви, изготовление домашней утвари. Эта традиция была в силе и для тувинцев вплоть до начала XX века. Естественно, уровень мастерства изготовителей был разным. Но благодаря массовости и прочности традиции стало возможным развитие высокой технологии изготовления красивейших образцов.

Но не успели тувинцы окрепнуть в самостоятельности, как в середине XIII века алчные китайские маньчжуры совершили оккупацию Северного Китая, Монголии, Тувы.

Захватчики заставили подавленные народы изменить свой национальный костюм на маньчжурский манер. Это были последние заметные изменения в формировании традиционного тувинского костюма, и в таком виде он сохранился до наших дней.

Маньчжурские изменения должны были свидетельствовать о том, что жители этих стран являются подданными Маньчжурии. Из желания заручиться поддержкой духовенства маньчжуры сделали исключение для лам, позволив им носить халаты прежнего кроя. А для зажиточных местных феодалов обновленная одежда становилась государственной формой наместников новой власти.

Вот тогда и появились стоячие воротники, фигурный и более закрытый вырез левой полочки, сохранившийся с названием «оолет», знаки различия на мужских головных уборов, безрукавная одежда кандаазын (маньч:ханьтадзе), короткополая хурме (др.вариант: курме) с рукавами, массовое ношение мужских косичек «кежеге».

Некоторые правила изготовления формы чиновников, в том числе подбора ткани, меха, а также знаки различия на головных уборах, платьях, другие детали костюма были представлены документом «Уложение китайской палаты внешних сношений».

Логично предположить, что к простым подданным предъявлялось гораздо меньше требований в отношении внешнего вида: стоячие воротники, фигурный вырез «оолет», для мужчин – прически «кежеге».

Следует отметить, что кежеге, которые следовало носить подобно маньчжурам, не стали нововведением, так как косичку на темени урянхайцы носили издавна. О том, свидетельствуют изображения на каменных изваяниях тюркского времени, найденных на территории Тувы, а также хроника времени Чингис-хана и тувинские народные сказки.

В полный комплект верхнего тувинского костюма тогда и позднее входили: халат (тон), пояс (кур), головной убор (борт), безрукавная одежда (кандаазын, шегедек, хоректээш), короткополая куртка (хурме), брюки (чувур), сапоги (идик), носки (ук), наколенники (одешки), муфта (туткуй), варежки (чулдургууш), подвески поясные (дерги) и украшения (каасталга).

Особенности национальной одежды тувинцев.

Тувинцы рождаются в седле. Вся их жизнь приспособлена к кочевому быту, подчинена целесообразности, вписана в природу – горы, степи, тайга, зимний хлад и летний зной. Конь – главный помощник, друг. Этим объясняются и особенности костюма – удобного для верховой езды, прочного. Иначе и быть не может в этом сказочном краю, дающем человеку ощущение самодостаточности.

В комплект традиционного тувинского костюма на протяжении веков входят: халаты, шубы, пальто, объединенные общим названием «тон», пояс – кур, головной убор – борт, безрукавка – кандаазын, шегедек, хоректээш, короткополая куртка – хурме, брюки – чувур, сапоги – идик, носки – ук, наколенники – дешки, муфта – чулдургууш, поясные подвески – дерги и украшения – каасталга.

Тон малышей почти как у взрослых, и это придает карапузам-тувинцам важность вундеркиндов, в смокинге ковыляющих к роялю, или испанских инфант с полотен Веласкеса. Стоячий воротник, фигурный вырез нагрудной части левой полы с запахом направо, четыре пуговицы.

Начало самостоятельного передвижения по миру, пусть и ползком, отмечается изготовлением первой обуви – бопук – чулок до колен, сшитых из войлока. А с бопуком мальчика или девочку обряжают и в первый тон, правда, без пояса, чтобы обеспечить телу больше свободы. К одежде детей привязывали медные бубенцы – до десяти штук! Вместе с ними – любимую игрушку. Но в отличие от нее бубенцы имели и практические цели – оберечь от злых духов, да и от других, не менее реальных опасностей: мать, занятая хозяйственными заботами, слыша не только голосок ребенка, но и нежный звон бубенчиков, всегда знала, где ее малыш.

Девица и юноша должны своими костюмами выражать скромность намерений и вместе с тем радость молодости. Девушка уже носит украшения – кольца и серьги. Полы девичьего тона закрытые, недвижные – это символ девственности. Все должны знать о том, что девушка готова стать невестой. Об этом сообщают появившиеся на уровне колен полоски разноцветной материи, идущие вдоль всего халата. Ну а вместо игрушек к поясу прикрепляются подвески – дерги. С левой стороны – коробка маникюрных принадлежностей: ножницы, щипцы для удаления заноз; с правой – коробочка с иглами, ножницами, наперстком. Это не просто необходимость иметь под рукой инструменты труда – остроконечные предметы защищают от злых сил.

Тоны юноши и девушки – ярких цветов: зеленый, синий, оранжевый, красный.

Выйдя замуж, женщина получала право носить самый красивый халат – эдиктиг тон. От девичьего он отличался округлой кокеткой, разноцветными поперечными полосками под ней. Кокетка переходила в кыдыг – вертикальные полосы по низу подола. На уровне бедра две пуговицы соединяли левую и правую полы. Подол низа у замужней женщины, в отличие от девичьего, усеченный, словно открывшийся. Он как бы освобождает дорогу будущему рождению. А радужная полоса – шалан, начинающаяся от усеченного края, «заклинает» новое богатство для рода. Главная деталь верха – пазуха (хоюн) является символом защиты всего сокровенного, в том числе напитка жизни – святого материнского молока.

Женские пояса обычно были красными – этот цвет приносит женщине счастье, дети у нее растут здоровыми и крепкими. Во время беременности пояса снимали.

Мужской костюм не отличался от женского покроем, только стоячий воротник более высок. Правда, мужской тон более сдержан по цвету, деталям и отделкам. Зато особое значение придается пуговицам – оок и тесьме для петель – оокдижизи. Пуговицы предпочитали серебряные с орнаментом – узлом счастья. В тувинских сказках шубы богатыря застегиваются на восемнадцать и более пуговиц!

Мужчина, достигший благополучия в создании семьи, в воспитании детей, приумножении благосостояния рода, общества, повязывал многослойный пояс ниже талии, чтобы подчеркнуть свою степенность, дородность. Мужской пояс был синим или голубым – эти цвета приносят удачу в охоте и других делах. Обычные мужские дерги – нож в ножнах, красивые курительные принадлежности (кисет, огниво, металлическая чашка для пепла, серповидный крючок для чистки трубки) иногда дополняла раковина-амулет. Интересно, что в чужой юрте нож в ножнах вытаскивали из-за пояса и подвешивали, что не позволяло быстро воспользоваться оружием – такая вот демонстрация мирных намерений.

А вот пояса нельзя было ни дарить, ни продавать – это считалось скверной приметой. После смерти человека, достигшего старости, его одежду оставляли неподалеку от погребения. И только кур возвращался сыновьям. Ведь при жизни человека он был вместилищем его души.



















Список источников и литературы


1. Вайнштейн С.И. «Мир кочевников центра Азии». М.,1991г.,с.165.

2.Вайнштейн С.И., Крюкова В.М. «Об облике древних тюрков», М.,

1966 г.,с.182.

3.Кенин-Лопсан М.Б. «Традиционная этика тувинцев», с. 50.

4. Сат-Бриль Л.Ш. «Традиционная одежда тувинцев». Кызыл,1988г.,с.49.

5. Сат-Бриль Л.Ш. «Традиционная верхняя одежда тувинцев»,с.49.

6.Сиянбиль М.О., Сиянбиль А.А. Традиционный тувинский костюм. Кызыл, 2000г.,с.155.

7. «Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир», Новосибирск,1988г.,с.175.


Научные статьи из журналов:


1.Иргит И. «Эр кижининкаазы бар чуведээн: боргу, куру болгашидии» в газете «Тыванын аныяктары»,1992г.,8 декабря, с.4.



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!