Выделять существенные признаки живых организмов. Устанавливать связь строения частей клетки с выполняемыми функциями. Делать выводы о единстве строения клеток представителей разных царств и о том, какой объект имеет более сложное строение. Выделять существенные признаки строения клеток разных царств. Раскрывать сущность процессов жизнедеятельности клеток (питания, дыхания, обмена веществ, роста, размножения). Устанавливать взаимосвязи между строением и функциями тканей живых организмов. Сравнивать представителей разных царств, делать выводы на основе сравнения. Осуществлять классификацию биологических объектов на основе их принадлежности к определенной систематической группе. Различать по внешнему виду, схемам и описаниям части и органоиды растительной клетки (клеточная стенка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль). Различать на живых объектах и иллюстративном материале органы растений и их видоизменения. Знать клеточное строение органов растений (корня, стебля, листа). Устанавливать связь строения органов цветкового растения и их функций. Раскрывать сущность и роль процессов жизнедеятельности цветковых растений (питание, дыхание, обмен веществ, размножение, развитие). Различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям растения крупных систематических групп (зеленые водоросли, бурые водоросли, красные водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные). Различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям классы однодольных и двудольных отдела покрытосеменных растений. Различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям семейств покрытосеменных растений. Выявлять особенности сред обитания живых организмов. Приводить примеры и раскрывать сущность приспособления организмов к среде обитания. Объяснять роль различных растений в природе и жизни человека. Различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям представителей царства бактерий. Раскрывать роль бактерий в природе и жизни человека. Различать по внешнему виду, изображению, схемам и описаниям представителей царства грибов. Различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям представителей царства животных. Различать и сравнивать представителей разных типов простейших на микропрепаратах и иллюстративном материале, делать выводы на основе сравнения. Различать представителей типов многоклеточных животных по внешнему виду, схемам и описаниям (кишечнополостных, плоских червей, круглых червей, кольчатых червей, моллюсков, членистоногих, хордовых). Различать представителей классов моллюсков, членистоногих, хордовых, по внешнему виду, схемам и описаниям. Различать представителей отрядов (типов насекомых, земноводных, пресмыкающихся, хордовых) по внешнему виду, схемам и описаниям. Объяснять роль различных животных в природе и в жизни человека. Приводить доказательства родства человека с животными. Сравнивать клетки и ткани организма человека, находить сходства и различия. Различать на микропрепаратах, изображениях и по описанию ткани человека; устанавливать связь строения и функций тканей. Выделять существенные признаки и различать на иллюстративном материале и по описанию органы и системы органов человека. Устанавливать связь строения и функций органов и систем органов. Сравнивать процессы нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, делать выводы на основе сравнения. Сравнивать газообмен в легких и тканях, делать выводы на основе сравнения. Определять нормы рационального питания. Сравнивать стороны обмена веществ в организме, делать выводы на основе сравнения. Объяснять механизмы проявления наследственных заболеваний, сущность процессов наследственности и изменчивости у человека. Сравнивать безусловные и условные рефлексы, делать выводы на основе сравнения. Сравнивать психическую деятельность человека и млекопитающих, делать выводы на основе сравнения. Различать на иллюстративном материале и по описанию части рефлекторной дуги. Раскрывать сущность процессов жизнедеятельности организма человека (кровообращения, дыхания, газообмена в легких и тканях, пищеварения, образования и отделения мочи, терморегуляции, индивидуального развития). Выделять существенные признаки уровней организации живой природы и описывать процессы, происходящие на каждом уровне. Сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения. Объяснять механизмы наследственности и изменчивости, делать выводы на основе сравнения. Доказывать родство организмов на основе клеточного строения живых организмов. Сравнивать половое и бесполое размножение, делать выводы на основе сравнения. Выделять существенные признаки вида. Объяснять причины многообразия видов. Выделять существенные признаки экосистемы, характеризовать роль редуцентов, продуцентов, консументов в экосистеме. Приводить примеры разных типов взаимоотношений организмов в экосистеме. |