СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Соответствие требований ФГОС ООО планируемым результатам ООП ООО (кодификатор 1)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Соотнесение требований ФГОС ООО к предметным результатам в предметной области "биология" к планируемым результатам по предмету "биология" ООП ООО

Просмотр содержимого документа
«Соответствие требований ФГОС ООО планируемым результатам ООП ООО (кодификатор 1)»

КОДИФИКАТОР 1

Соответствие требований ФГОС ООО

планируемым результатам ООП ООО МБОУ СОШ № 67


Требования ФГОС ООО к предметным результатам в предметной области «БИОЛОГИЯ»

Планируемые результаты (предметные) по предмету «БИОЛОГИЯ»

(ООП ООО МБОУ СОШ № 67)

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

Объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений, животных и человека на примерах сопоставления биологических объектов.

Аргументировать необходимость сохранения биологического разнообразия для сохранения биосферы.

Анализировать и оценивать влияние деятельности человека на биосферу.

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

Выделять существенные признаки живых организмов.

Устанавливать связь строения частей клетки с выполняемыми функциями.

Делать выводы о единстве строения клеток представителей разных царств и о том, какой объект имеет более сложное строение.

Выделять существенные признаки строения клеток разных царств.

Раскрывать сущность процессов жизнедеятельности клеток (питания, дыхания, обмена

веществ, роста, размножения).

Устанавливать взаимосвязи между строением и функциями тканей живых организмов.

Сравнивать представителей разных царств, делать выводы на основе сравнения.

Осуществлять классификацию биологических объектов на основе их принадлежности к определенной систематической группе.

Различать по внешнему виду, схемам и описаниям части и органоиды растительной клетки (клеточная стенка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль).

Различать на живых объектах и иллюстративном материале органы растений и их видоизменения.

Знать клеточное строение органов растений (корня, стебля, листа).

Устанавливать связь строения органов цветкового растения и их функций.

Раскрывать сущность и роль процессов жизнедеятельности цветковых растений (питание, дыхание, обмен веществ, размножение, развитие).

Различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям растения крупных систематических групп (зеленые водоросли, бурые водоросли, красные водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные).

Различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям классы однодольных и двудольных отдела покрытосеменных растений.

Различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям семейств покрытосеменных растений.

Выявлять особенности сред обитания живых организмов.

Приводить примеры и раскрывать сущность приспособления организмов к среде обитания.

Объяснять роль различных растений в природе и жизни человека.

Различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям представителей царства бактерий.

Раскрывать роль бактерий в природе и жизни человека.

Различать по внешнему виду, изображению, схемам и описаниям представителей царства грибов.

Различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям представителей царства животных.

Различать и сравнивать представителей разных типов простейших на микропрепаратах и иллюстративном материале, делать выводы на основе сравнения.

Различать представителей типов многоклеточных животных по внешнему виду, схемам и описаниям (кишечнополостных, плоских червей, круглых червей, кольчатых червей, моллюсков, членистоногих, хордовых).

Различать представителей классов моллюсков, членистоногих, хордовых, по внешнему виду, схемам и описаниям.

Различать представителей отрядов (типов насекомых, земноводных, пресмыкающихся,

хордовых) по внешнему виду, схемам и описаниям.

Объяснять роль различных животных в природе и в жизни человека.

Приводить доказательства родства человека с животными.

Сравнивать клетки и ткани организма человека, находить сходства и различия.

Различать на микропрепаратах, изображениях и по описанию ткани человека; устанавливать связь строения и функций тканей.

Выделять существенные признаки и различать на иллюстративном материале и по описанию органы и системы органов человека.

Устанавливать связь строения и функций органов и систем органов.

Сравнивать процессы нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, делать выводы на основе сравнения.

Сравнивать газообмен в легких и тканях, делать выводы на основе сравнения.

Определять нормы рационального питания.

Сравнивать стороны обмена веществ в организме, делать выводы на основе сравнения.

Объяснять механизмы проявления наследственных заболеваний, сущность процессов наследственности и изменчивости у человека.

Сравнивать безусловные и условные рефлексы, делать выводы на основе сравнения.

Сравнивать психическую деятельность человека и млекопитающих, делать выводы на основе сравнения.

Различать на иллюстративном материале и по описанию части рефлекторной дуги.

Раскрывать сущность процессов жизнедеятельности организма человека (кровообращения, дыхания, газообмена в легких и тканях, пищеварения, образования и отделения мочи, терморегуляции, индивидуального развития).

Выделять существенные признаки уровней организации живой природы и описывать процессы, происходящие на каждом уровне.

Сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения.

Объяснять механизмы наследственности и изменчивости, делать выводы на основе сравнения.

Доказывать родство организмов на основе клеточного строения живых организмов.

Сравнивать половое и бесполое размножение, делать выводы на основе сравнения.

Выделять существенные признаки вида.

Объяснять причины многообразия видов.

Выделять существенные признаки экосистемы, характеризовать роль редуцентов, продуцентов, консументов в экосистеме.

Приводить примеры разных типов взаимоотношений организмов в экосистеме.

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

Наблюдать микрообъекты и процессы, делать рисунки микропрепаратов, фиксировать результаты наблюдений.

Наблюдать части растительной клетки под микроскопом клетки и описывать их.

Использовать методы изучения живых организмов (наблюдение, эксперимент, описание, измерение).

Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии.

Работать с увеличительными приборами.

Наблюдать биологические объекты, проводить биологические эксперименты.

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

Аргументировать и приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых простейшими, паразитическими червями.

Аргументировать необходимость сохранения биологического разнообразия для сохранения биосферы.

Анализировать и оценивать влияние деятельности человека на биосферу.

Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от окружающей среды.

Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стресса, вредных привычек, нарушения осанки, плоскостопия, слуха, зрения; инфекционных и простудных заболеваний.

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

Раскрывать роль биологии в практической деятельности людей, роль различных организмов в жизни человека.

6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Применять приемы размножения растений на практике.

Описывать и использовать приемы ухода за домашними животными.

Доказывать необходимость соблюдать правила сбора грибов и меры профилактики отравления ядовитыми грибами.

Применять приемы оказания первой помощи при кровотечениях, при отравлении угарным газом, спасении утопающих, простудных заболеваниях.

Требования ФГОС ООО к личностным результатам

Планируемые результаты (личностные) по предмету «БИОЛОГИЯ»

(ООП ООО МБОУ СОШ № 67)

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности по биологии.

Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).


7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-воспитательной, творческой и других видах деятельности.


8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

На основе наблюдения определять гармоничность физического развития, нарушения осанки и плоскостопия.

Наблюдать за состоянием собственного организма, измерять пульс, артериальное давление.

Соблюдать меры профилактики нарушений обмена веществ и развития авитаминозов, заболеваний, передающихся половым путем, СПИДа, нарушений работы органов чувств, вредных привычек.

Соблюдать принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха.

Требования ФГОС ООО к метапредметным результатам

Планируемые результаты (метапредметные) по предмету «БИОЛОГИЯ»

(ООП ООО МБОУ СОШ № 1)

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (Р)

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта или исследования по биологии.


2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (Р)

Выдвигать версии решения биологических и экологических проблем, формулировать гипотезы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (Р)

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (Р)

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности (Р)

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности по биологии.

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

В ходе представления проекта или биологического исследования давать оценку его результатам.

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы (П)

Выделять существенные признаки биологических объектов живой природы.

Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей разных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения.

Устанавливать связь строения частей клетки, тканей и органов живых организмов с выполняемыми функциями.

Сравнивать, раскрывать сущность и роль процессов жизнедеятельности клеток, тканей и организма в целом.

Осуществлять классификацию биологических объектов на основе их принадлежности к определенной систематической группе.

Выявлять особенности сред обитания и приспособления организмов к этой среде.

Объяснять роль различных живых организмов в природе и жизни человека.

Аргументировать и приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых различными организмами.

Объяснять механизмы проявления различных заболеваний.

Объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп живых организмов на примерах сопоставления биологических объектов.

Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от окружающей среды.

Выделять существенные признаки уровней организации живой природы и описывать процессы, происходящие на каждом уровне.

Сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения.

Доказывать родство живых организмов.

Описывать приспособленность организмов к окружающей среде.

Аргументировать необходимость сохранения биологического разнообразия для сохранения биосферы.

Анализировать и оценивать влияние деятельности человека на биосферу.

Делать выводы, заключения, основываясь на биологических и экологических знаниях.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать биологические факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию биологических объектов на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, основываясь на биологических знаниях.

Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

- осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений биологических объектов;

- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от биологического понятия с меньшим объемом к биологическому понятию с большим объемом.

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (П)

Составлять схемы цепей питания.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик биологического объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.).

Создавать модели с выделением существенных характеристик биологического объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область (биология).

Представлять биологическую информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать биологическую информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Представлять биологическую информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

8) смысловое чтение (П)

Самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в

группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе

согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (К)

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта по биологии, проведения биологического исследования).

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (К)

Формулировать и задавать вопросы по биологической тематике.

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции) (К)

Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература по биологии, биологические приборы, компьютер).

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Преобразовывать биологическую информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой биологической информации.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!