СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Составные части машин. Подсчет передаточного отношения по количеству зубьев колес 6 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка уроков 39-40 технологии 6 кл. Лабораторная работа «Расчет передаточного отношения и частоты вращения шпинделя».

 

Просмотр содержимого документа
«Составные части машин. Подсчет передаточного отношения по количеству зубьев колес 6 кл»

Конспект урока № 39-40

ТЕМА: Составные части машин. Подсчет передаточного отношения по количеству зубьев колес.


Цель: Формирование понятий о составных частях машин, механизмах передачи движения.

Задачи: 1.Познакомить с составными частями машин и механизмами передачи движения. 2.Научить рассчитывать передаточное отношение и частоту вращения. 3.Развивать технический кругозор. 4.Воспитывать аккуратность в работе.

Тип урока: комбинированный, лабораторная работа.

Инвентарь и оборудование: учебники, тетради, сверлильный и токарный станок, макеты механизмов передач, ручная дрель, таблица «Механизмы передачи движения».

Оформление доски: тема урока, новые слова (передаточный механизм, зубчатое колесо, шестеренка, ременная передача, цепная передача, звено (ведущее, ведомое), шпонка, шлиц), домашнее задание.




ХОД УРОКА


Этап урока

Продолжительность

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

I этап: Организационный.

1 мин

Организация начала урока. Проверить присутствующих.

Cоздать психологический настрой для изучения новой темы.

Готовятся к уроку (тетради, учебники, карандаш, ручка)

II этап: Проверка домашнее задания

7 мин

1.УСТНЫЙ ОТВЕТ ПО КАРТОЧКЕ.

1.Прочитай вопрос и подготовь ответ на него:

-- Как выполняют отделку изделий из металла?

2.Для этого вспомни:

  • Виды антикоррозионных покрытий.

  • Лакокрасочные покрытия.

  • Шлифование и полирование.

  • Оксидирование.

  • Металлические покрытия погружением.

3.Сделай вывод.


2.ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «ОТДЕЛКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ МЕТАЛЛА»

ПОЛИРОВКА, ЛУЖЕНИЕ, ОКСИДИРОВАНИЕ, ОЦИНКОВАНИЕ, ОКРАШИВАНИЕ.


3.ТЕСТИРОВАНИЕ.

1.Отделка – это:

а) покрытие поверхности изделия чем-либо;

б) устройство установок;

в) завершающая операция при изготовлении изделия.

2.Как получают белую жесть?

а) погружением в расплавленное олово;

б) покраской белой эмалью;

в) покраской лаком.

3.Как можно быстро и экономично покрасить небольшие изделия?

а) пульверизатором; в) тампоном;

б) большой кистью; г) погружением в сосуд с краской.

4.Какие существуют виды отделки?

а) механическая и защитная;

б) антикоррозионная и декоративная;

в) механическая и декоративно-защитная.

5.Какой вид отделки защищает от ржавчины (коррозии)?

а) шлифование; б) полирование; в) лужение.




Отвечает один ученик.








Выполняют письменно в тетрадях.








Отвечают на задания теста.

III этап: Подготовка учащихся к усвоению нового материала

2 мин

Мы научились работать на токарном станке по дереву, на сверлильном станке. Но, работая на них, иногда не удается добиться высокого качества обработанной поверхности. Одна из причин этого – неправильно выбранная частота вращения заготовки. Частота вращения регулируется. Для этого необходимо знать особенности соединения двигателя и шпинделя станка. Рассмотри виды механизмов передачи движения.

План:

  1. Основные части машины.

  2. Механизмы передачи движения.

  3. Звенья механизмов и машин.

  4. Соединение колеса с валом.

  5. Расчет передаточного отношения и частоты вращения.


Запись в тетради даты и темы урока.



IV этап: Изучение нового материала

25 мин

1.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМАМ «УСТРОЙСТВО СВЕРЛИЛЬНОГО СТАНКА», «УСТРОЙСТВО ТОКАРНОГО СТАНКА ДЛЯ ТОЧЕНИЯ ДРЕВЕСИНЫ», «ДЕТАЛИ МАШИН».

1. Из каких основных частей состоит сверлильный станок? Патрон, рукоятка подачи, ременная передача, электродвигатель, рукоятка фиксирования шпиндельной бабки, рукоятка подъема и опускания шпиндельной бабки, кнопка включения электродвигателя, кнопка «Стоп».


2.Что называют движением резания и движением подачи при сверлении? Движением резания при сверлении называется вращение сверла, а подача сверла к заготовке называется движением подачи.


3.Как можно изменить частоту вращения шпинделя? Частоту вращения можно изменить путем изменения положения ременной передачи.


4.Что называется машиной? Устройство, выполняющее механические движения без приложения человеческой силы для преобразования энергии, материалов и информации.


5.Что такое механизм? Это устройство для преобразования и передачи движения.


6.Назовите типовые детали машин. Валы и оси, крепежные изделия, детали передач, ходовой винт.


7.Назовите основные части токарного станка. К основным частям токарного с танка относятся основание, электродвигатель, станина, ограждение ременной передачи, кнопочная станция, светильник, передняя бабка, задняя бабка, шпиндель, подручник.



2.РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ ОБ ОСНОВНЫХ ЧАСТЯХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН.

В объеме учебника: § 9 стр. 36-37

Каждая машина состоит не менее чем из трех основных частей: двигателя, передаточного механизма и исполнительного механизма (показать на сверлильном и токарном станках).

  • Двигатель – электродвигатель.

  • Передаточный механизм – ременная передача.

  • Исполнительный механизм – шпиндель.


3.РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О МЕХАНИЗМАХ ПЕРЕДАЧИ ДВИЖЕНИЯ.

В объеме учебника: § 9 , таблица 3 стр. 36-37.

Механизмы передачи движения могут состоять из зубчатых колес, ременных передач со шкивами, зубчатых колес и реек.

Зубчатые механизмы могут иметь цилиндрические и конические зубчатые колеса. Меньшее по диаметру из двух находящихся в зацеплении зубчатых колес обычно называют шестерней.

Ременные передачи передают вращение от одного шкива к другому плоскими или клиновыми ремнями.

Цепные передачи передают вращение от одной звездочки к другой с помощью цепи, например от звездочки педалей, к звездочке заднего колеса велосипеда.

Если в ременных и цепных передачах шкивы и звездочки вращаются в одном направлении, то в зубчатых передачах два соединенных между собой колеса вращаются в разных направлениях.

Зубчатые колеса, шкивы, звездочки называют звеньями механизмов и машин. Неподвижное звено механизма или машины – стойкой. Это станина, корпуса, опоры валов.

Одно из звеньев, которое передает движение другому, считается ведущим. А звено, которое получает движение от ведущего звена, - ведомым. Например, звездочка велосипеда, которая вращается педалями, будет ведущей, а звездочка заднего колеса – ведомой.

Если зубчатая, ременная и цепная передачи передают вращательное движение от одного звена к другому, то зубчато-реечная передача преобразует вращательное движение зубчатого колеса в поступательное (прямолинейное) движение зубчатой рейки, или наоборот.


4.БЕСЕДА С УЧАЩИМИСЯ.

-- Где вы встречаетесь с рассмотренными механизмами передачи движения?

1.Сверлильный станок. Клиноременная передача – электродвигатель, шпиндель. Зубчато-реечная - подъем и опускание корпуса. Зубчатая коническая – трехкулачковый патрон.

2.Токарный станок. Клиноременная передача – электродвигатель, шпиндель. Винтовой механизм – перемещение пиноли задней бабки.


5.РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О СПОСОБАХ СОЕДИНЕНИЯ КОЛЕСА И ВАЛА.

В объеме учебника: § 9 рис.24, стр.38.

Ведущие и ведомые колеса, шкивы и звездочки насаживают на валы так, чтобы они не проворачивались на них. Для этого колесо и вал соединяют при помощи шпонки или шлицев.

В колесе и на валу вырезают шпоночные пазы, в которые вставляют шпонку.

Если колесо посредством шпонки закреплено на валу неподвижно, то такое шпоночное соединение называют неподвижным.

Если колесо может перемещаться вдоль вала со шпонкой или шлицами и одновременно передавать вращение, то такое соединение называют шпоночным или шлицевым скользящим.

Шлицевые соединения образуются соединениями выступов и впадин на валу и зубчатом колесе.

Шпоночное скользящее соединение отличается от шпоночного неподвижного тем, что в нем колесо и вал, вращаясь, перемещаются поступательно вдоль оси относительно друг друга. Если шпоночное соединение окажется недостаточно прочным, то применяют шлицевое соединение.

6.РАСЧЕТ ПЕРЕДАТОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ И ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ.

Расчет передаточного отношения:

i = n1/n2 = D2/D1 = Z2/Z1

где n1 – частота вращения ведущего звена; n2 – частота вращения ведомого звена; D1 диаметр ведущего звена; D2 – диаметр ведомого звена; Z1 – количество зубьев ведущего колеса; Z2 – количество зубьев ведомой шестерни.

Зная передаточное отношение и частоту вращения ведущего вала, можно вычислить частоту вращения ведомого звена.

Частота вращения ведомого звена рассчитывается по формуле:

n = D1 x n1/D2


7.УПРАЖНЕНИЕ ПО РАСЧЕТУ ПЕРЕДАТОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ И ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ.

Частота вращения двигателя (указана на двигателе) – 2500 мин-1.

Диаметр ведущего шкива – 76/130 мм.

Диаметр ведомого шкива – 120/60 мм.

Определение передаточного отношении:

i= D2/D1 = 120/76 = 1,5789.

Определение частоты вращения ведомого шкива:

n= n1/i = 2500 мин-1/1,5789 = 1583 мин-1.


Записывают определение в тетрадь




Беседуют с учителем.


















Слушают учителя





















Отвечают на вопрос, приводят примеры.







Слушают учителя.










Записывают в тетради.








Решают задачу.


V этап: Лабораторная работа


30 мин

Лабораторная работа

«Расчет передаточного отношения и частоты вращения шпинделя».

Цели работы: ознакомить учеников со способами изменения частоты вращения шпинделя; закрепить знания по способам передачи движения.

Оборудование: станки сверлильный и токарный для точения древесины; измерительная линейка.

Порядок выполнения работы:

1.Подготовить таблицу:

Название механизма передачи движения

Основные характеристики станка

Количество скоростей

Частота вращения шпинделя на каждой скорости

Передаточное отношение

Клиноременная передача сверлильного станка




Клиноременная передача токарного станка




Зубчатая передача патрона сверлильного станка.




2.Осмотреть сверлильный и токарный станки.

3. Измерить диаметры ступеней шкивов и посчитать минимальную и максимальную частоту вращения шпинделя по формуле:

n = D1 x n1/D2


где n1 – частота вращения ведущего звена; n2 – частота вращения ведомого звена; D1 диаметр ведущего звена; D2 – диаметр ведомого звена.


4.Подсчитать количество зубьев на патроне и на ключе.

5. Рассчитать передаточное отношение.

Контрольные вопросы:

-- Для чего необходимо изменять частоту вращения шпинделя?

-- Как можно изменять частоту вращения шпинделя?













Выполняют лабораторную работу







VI этап: Первичное закрепление знаний

10 мин

Контрольные вопросы:

  1. Из каких звеньев состоит зубчатая передача?

  2. Какие звенья называются ведущими и ведомыми?

  3. Что такое шпонка?



Отвечают на поставленные вопросы.

VII этап: Итог урока

3 мин

Учитель подводит итог урока, выставляет оценки.

Задают вопросы по теме учителю.

VIII этап: Домашнее задание

2 мин

Прочитать § 9 стр. 36-39.


Подготовить устный развернутый ответ на вопрос:

-- Какие виды передачи движения используются в машинах?


Записывают в дневник и тетрадь






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!