1.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМАМ «УСТРОЙСТВО СВЕРЛИЛЬНОГО СТАНКА», «УСТРОЙСТВО ТОКАРНОГО СТАНКА ДЛЯ ТОЧЕНИЯ ДРЕВЕСИНЫ», «ДЕТАЛИ МАШИН». 1. Из каких основных частей состоит сверлильный станок? Патрон, рукоятка подачи, ременная передача, электродвигатель, рукоятка фиксирования шпиндельной бабки, рукоятка подъема и опускания шпиндельной бабки, кнопка включения электродвигателя, кнопка «Стоп». 2.Что называют движением резания и движением подачи при сверлении? Движением резания при сверлении называется вращение сверла, а подача сверла к заготовке называется движением подачи. 3.Как можно изменить частоту вращения шпинделя? Частоту вращения можно изменить путем изменения положения ременной передачи. 4.Что называется машиной? Устройство, выполняющее механические движения без приложения человеческой силы для преобразования энергии, материалов и информации. 5.Что такое механизм? Это устройство для преобразования и передачи движения. 6.Назовите типовые детали машин. Валы и оси, крепежные изделия, детали передач, ходовой винт. 7.Назовите основные части токарного станка. К основным частям токарного с танка относятся основание, электродвигатель, станина, ограждение ременной передачи, кнопочная станция, светильник, передняя бабка, задняя бабка, шпиндель, подручник. 2.РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ ОБ ОСНОВНЫХ ЧАСТЯХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН. В объеме учебника: § 9 стр. 36-37 Каждая машина состоит не менее чем из трех основных частей: двигателя, передаточного механизма и исполнительного механизма (показать на сверлильном и токарном станках). Двигатель – электродвигатель. Передаточный механизм – ременная передача. Исполнительный механизм – шпиндель. 3.РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О МЕХАНИЗМАХ ПЕРЕДАЧИ ДВИЖЕНИЯ. В объеме учебника: § 9 , таблица 3 стр. 36-37. Механизмы передачи движения могут состоять из зубчатых колес, ременных передач со шкивами, зубчатых колес и реек. Зубчатые механизмы могут иметь цилиндрические и конические зубчатые колеса. Меньшее по диаметру из двух находящихся в зацеплении зубчатых колес обычно называют шестерней. Ременные передачи передают вращение от одного шкива к другому плоскими или клиновыми ремнями. Цепные передачи передают вращение от одной звездочки к другой с помощью цепи, например от звездочки педалей, к звездочке заднего колеса велосипеда. Если в ременных и цепных передачах шкивы и звездочки вращаются в одном направлении, то в зубчатых передачах два соединенных между собой колеса вращаются в разных направлениях. Зубчатые колеса, шкивы, звездочки называют звеньями механизмов и машин. Неподвижное звено механизма или машины – стойкой. Это станина, корпуса, опоры валов. Одно из звеньев, которое передает движение другому, считается ведущим. А звено, которое получает движение от ведущего звена, - ведомым. Например, звездочка велосипеда, которая вращается педалями, будет ведущей, а звездочка заднего колеса – ведомой. Если зубчатая, ременная и цепная передачи передают вращательное движение от одного звена к другому, то зубчато-реечная передача преобразует вращательное движение зубчатого колеса в поступательное (прямолинейное) движение зубчатой рейки, или наоборот. 4.БЕСЕДА С УЧАЩИМИСЯ. -- Где вы встречаетесь с рассмотренными механизмами передачи движения? 1.Сверлильный станок. Клиноременная передача – электродвигатель, шпиндель. Зубчато-реечная - подъем и опускание корпуса. Зубчатая коническая – трехкулачковый патрон. 2.Токарный станок. Клиноременная передача – электродвигатель, шпиндель. Винтовой механизм – перемещение пиноли задней бабки. 5.РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О СПОСОБАХ СОЕДИНЕНИЯ КОЛЕСА И ВАЛА. В объеме учебника: § 9 рис.24, стр.38. Ведущие и ведомые колеса, шкивы и звездочки насаживают на валы так, чтобы они не проворачивались на них. Для этого колесо и вал соединяют при помощи шпонки или шлицев. В колесе и на валу вырезают шпоночные пазы, в которые вставляют шпонку. Если колесо посредством шпонки закреплено на валу неподвижно, то такое шпоночное соединение называют неподвижным. Если колесо может перемещаться вдоль вала со шпонкой или шлицами и одновременно передавать вращение, то такое соединение называют шпоночным или шлицевым скользящим. Шлицевые соединения образуются соединениями выступов и впадин на валу и зубчатом колесе. Шпоночное скользящее соединение отличается от шпоночного неподвижного тем, что в нем колесо и вал, вращаясь, перемещаются поступательно вдоль оси относительно друг друга. Если шпоночное соединение окажется недостаточно прочным, то применяют шлицевое соединение. 6.РАСЧЕТ ПЕРЕДАТОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ И ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ. Расчет передаточного отношения: i = n1/n2 = D2/D1 = Z2/Z1 где n1 – частота вращения ведущего звена; n2 – частота вращения ведомого звена; D1 – диаметр ведущего звена; D2 – диаметр ведомого звена; Z1 – количество зубьев ведущего колеса; Z2 – количество зубьев ведомой шестерни. Зная передаточное отношение и частоту вращения ведущего вала, можно вычислить частоту вращения ведомого звена. Частота вращения ведомого звена рассчитывается по формуле: n = D1 x n1/D2 7.УПРАЖНЕНИЕ ПО РАСЧЕТУ ПЕРЕДАТОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ И ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ. Частота вращения двигателя (указана на двигателе) – 2500 мин-1. Диаметр ведущего шкива – 76/130 мм. Диаметр ведомого шкива – 120/60 мм. Определение передаточного отношении: i= D2/D1 = 120/76 = 1,5789. Определение частоты вращения ведомого шкива: n= n1/i = 2500 мин-1/1,5789 = 1583 мин-1. |