Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение
«Шуховский лицей» Белгородской области
Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся старших классов
Чернов Д.В., учитель физики
г. Белгород
2023
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………3
Основная часть
Основные направления организации сотрудничества классного руководителя с родителями……………………………………………..……...4
Формы взаимодействия классного руководителя и семьи………………...8 Традиции подготовки и проведения родительских собраний в школе…...16
Заключение………………………………………………………...…………….19 Список литературы………………………………………………...……………20
Введение
Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова,
которое разъединяет людей.
Л. Н. Толстой
Огромное значение в работе с родителями учащихся имеет заранее про- думанная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.
Очень часто можно слышать от родителей: «В начальной школе нашим классом учитель занимался, а теперь классному руководителю нет до наших детей никакого дела». Безусловно, в начальной школе классный ру-
ководитель уделяет больше внимания учащимся, но ведь в его задачу входит не только создание классного коллектива, но и коллектива родителей, спо- собных помочь в дальнейшем новому классному руководителю сохранить и приумножить традиции коллектива, заложенные в начальной школе.
Кто- то из классных руководителей может сказать, что в старших классах
родительские собрания мало, что могут изменить в воспитании учащихся. Не могу с этим согласиться. Родительские собрания имеют огромное психо- логическое и педагогическое значение.
В первую очередь это связано с высоким уровнем тревожности родителей старшеклассников. Ни для кого не секрет, что сегодняшнее образование старшеклассников имеет большое количество направлений, профилей, кур- сов, а проблемы, связанные с ЕГЭ и тестированием, заставляют родителей старшеклассников не только приходить в школу, но и вынуждают их инте-
ресоваться, чем живет школа, какие возможности получает их ребенок. Конечно, на все эти вопросы должен ответить классный руководитель стар- шеклассников.
Помимо образовательных проблем родителей сегодняшних старше-
классников волнуют и проблемы, происходящие в обществе, которые, несомненно, накладывают отпечаток на поведение учащихся. Именно от то- го, как школа помогает семье решать эти вопросы, зависит адаптация старшеклассника в социуме.
Основные направления организации сотрудничества классного руководителя с родителями
Главным направлением сотрудничества классного руководителя и ро- дителей является просвещение отцов и матерей по вопросам психологии и педагогики.
Безусловно, один классный руководитель с этой проблемой справиться не в состоянии. К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, представителей общественных организаций, соци- альных педагогов, учителей- предметников.
Следует отметить, что психолого-педагогическое просвещение родителей должно носить ярко выраженный опережающий характер. Например, с ро- дителями старшеклассников необходимо поднимать не только учебные во- просы, но и проблемы взрослых: служба в армии, проблемы ранних и гражданских браков, терпимость по отношению к другим людям, нацио- нальные взаимоотношения, участие в сектах и организациях, чья деятель- ность идет в разрез с государственной политикой. Об этом и о многом
другом необходимо говорить с родителями заранее, чтобы они спокойно
могли воспринимать возникшие в будущем трудности.
Для того чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызы- вало у них самих интерес, классный руководитель должен не только предла- гать темы для обсуждения в ходе родительских собраний, но и учитывать предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения.
Приглашая специалистов для просвещения родителей, классный руково- дитель должен помнить, что от компетентности, эрудиции, коммуникабель- ности этих людей зависит степень доверия родителей классному руководи- телю.
Демонстрация видеоматериалов, слайдов, а также различного рода ста-
тистический материал сделают просвещение родителей по вопросам педаго- гики и психологии наглядным, убедительным и достоверным.
Надо отметить, что любой аспект психолого- педагогического просвещения родителей должен заканчиваться различного рода рекомендациями и кон- сультациями по интересующим их вопросам. Нельзя оставлять без внимания ни один вопрос родителей. Психолого-педагогическое просвещение необхо- димо еще и для того, чтобы родителям можно было увидеть себя и других в обсуждаемой проблеме, сравнить образцы подходов к ее решению и сделать
соответствующие выводы.
Примерные темы для совместного обсуждения и просвещения родителей старше- классников:
- Физиология и психология старшеклассника.
- Куда пойти учиться? Анализ образовательных возможностей выпускников школ.
- Основные документы школы об образовании.
- Режим дня старшеклассника при подготовке к экзаменам.
- Механизмы подготовки к ЦТ.
- Особенности организации образовательного процесса в современной шко- ле: проблемы и решения.
- Профильное обучение, его организация и перспективы.
- Особенности организации самостоятельной работы старшеклассников в курсе изучения предметов естественно- математического цикла.
- Особенности организации самостоятельной работы старшеклассников в
курсе изучения предметов гуманитарного цикла
- Все о дополнительном образовании.
- Требования к оценке учебных достижений старшеклассников. Родителям на заметку.
- Какой он, современный школьный экзамен?
- Что нужно знать и уметь старшекласснику, чтобы победить в предметных олимпиадах? Встреча с учащимися- победителями предметных олимпиад.
- Роль учебной книги в образовании старшеклассника.
- Организация рабочего дня старшеклассника: проблемы и решения.
- Как помочь старшекласснику сохранить здоровье? Советы специалистов.
- О перегрузках и не только.
- Как сохранить интерес к учению старшеклассников?
- Выбор профессии — нелегкое дело?
- Способности и их роль в выборе будущей профессии.
- Возможности получения образования после школы.
Следующим направлением в организации сотрудничества классного ру- ководителя и родителей является формирование у родителей культуры при- надлежности к школьному образовательно- воспитательному пространству.
. В работе с родителями старшеклассников классный руководитель должен обратить внимание на те аспекты, которые позволят разъяснить родителям многие проблемы, связанные с воспитанием старшеклассников, организуя работу с учащимися старших классов, классный руководитель не должен счи- тать, что родители должны быть в школе только по необходимости, так как его ученики уже достаточно взрослые. Однако в старших классах классному ру-
ководителю необходимо обратить внимание родителей на то, что совсем ско- ро их дети уйдут из школьных стен, им придется самостоятельно принимать многие решения, за которые им самим придется нести ответственность. Именно вопросы правовой и нравственной культуры, должны стать темой родительских собраний. Не менее важно готовить такие мероприятия, ко- торые позволят родителям убедиться в том, что их дети умеют рассуждать,
принимать решения, что они умны и самостоятельны.
С этой целью необходимо проводить совместные родительские собрания, встречи поколений, открытые уроки нестандартного характера. Тогда учащиеся и их родители будут учиться тратить время общения не на кон- фликтные ситуации, а на проверку умения быть терпимыми и любящими, решать любые спорные вопросы, уважая при этом своего выросшего ре-
бенка, внимательно и справедливо оценивая его доводы.
Родители должны иметь возможность увидеть своего ребенка в среде сверстников, чтобы понять, насколько они были правы в выборе системы мер по его воспитанию.
Тематика родительских собраний в этом направлении может быть сле-
дующей:
- Права и обязанности, ответственность в обществе старшеклассников.
- Как избежать проблем старшеклассников в общении с законом?
- О молодежных организациях, сектах и не только.
- Нравственная культура семьи. В чем она заключается?
- Друзья моего ребенка. Что я о них знаю?
- Речевая культура семьи. Ее слагаемые.
- Компьютер — друг или враг? Культура освоения информационного пространства школьником.
- Культурные традиции и обычаи семьи.
- О веротерпимости и уважении в вопросах веры.
- Как уберечь своего ребенка от насилия других и предупредить его стрем- ление проявлять насилие по отношению к людям.
- Традиции интернационального и национального воспитания ребенка в
семье.
- О досуге старшеклассников.
- Как уберечь ребенка от наркотиков и научить говорить «нет».
- Трудный подросток. Какой он?
- Современная литература: за и против.
- Культура отношений мужчины и женщины. В чем она заключается?
- Если ваш ребенок ждет ребенка...
- Запретные темы. Нужно ли оставлять их запретными в общении со стар- шеклассником?
- О взаимоотношениях поколений в семье.
- О цинизме и лжи.
- О свободе и ответственности.
- Деньги и их роль в жизни подростка.
- Права и обязанности старшеклассника в семье. Как воспитать настоя- щего мужчину и настоящую женщину?
- Портрет выпускника современной школы — социальный заказ общества.
В планировании воспитательной работы классный руководитель боль- шое внимание уделяет участию самих родителей во всех внеклассных меро- приятиях. Родители старшеклассников должны быть вместе со своими деть- ми в театрах и музеях, на экскурсиях, в походах и поездках, на семейных праздниках и классных часах.
К примеру, вместо обязательного и не совсем яркого классного часа к празднику восьмого марта можно предложить мамам и ребятам провести этот вечер на .театральной премьере. Еще лучше, если спектакль посвящен
взаимоотношениям взрослых и детей, что позволит родителям по- иному взглянуть на себя и своего ребенка, открыть друг в друге ранее не увиден- ное, услышать ранее не услышанное.
Большое значение в работе со старшеклассниками и их родителями имеет демонстрация достижений учащихся. Родителям всегда приятно узнать о том, что его ребенка ценят и уважают в школе, поощряют его учебные достижения и творческие способности.
Формы проведения собраний родителей старшеклассников
Формы проведения работы с родителями старшеклассников могут быть самыми разнообразными, однако главными направлениями работы с роди- телями являются следующие направления:
- Разъяснение учебных возможностей, учащихся на старшей ступени обу-
чения в учебном учреждении.
- Формирование культуры взаимодействия родителей и детей в семье.
- Знакомство родителей, учащихся с негативными явлениями в моло- дежной среде.
- Подготовка родителей учащихся к пониманию проблем взросления
их детей и формированию адекватности их ожиданий.
Классный руководитель может использовать следующие формы органи- зации работы с родителями:
- Ежегодные праздники рождения класса и коллектива родителей.
- Встречи с администрацией учебного заведения и службами школы.
- Традиционные встречи родителей «Праздники, которые всегда вместе с нами».
- Круглые столы по проблемам нравственного воспитания учащихся,
выбора жизненного пути.
- Родительские конференции по проблемам правовой культуры.
- Презентации достижений семей в рамках программы «Одаренные дети - одаренные семьи».
- Выездные заседания родительских комитетов в проблемных ситуациях,
связанных с обучением и воспитанием старшеклассников.
- Совместные экскурсии в техникумы и вузы с целью знакомства с содер- жанием системы обучения студентов.
- Походы и экскурсии выходного дня.
- Лекции по проблемам воспитания старшеклассников.
- Совместное посещение выставок, театров и кинофильмов.
- Дни творчества класса.
- Выпуск совместных газет.
Формы взаимодействия классного руководителя и семьи
Педагогика должна стать наукой для всех — и для учителей, и для родителей.
В.А. Сухомлинский
С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родите- лей классный руководитель должен добиваться того, чтобы дети с роди- телями понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье. Немаловажным условием взаимодействия семьи и классного руко- водителя является разумность тех требований, которые педагог предъявля- ет к родителям и ребенку.
Большой эффект во взаимодействии семьи и классного руководителя бу- дет, если педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит ро- дителей во всех делах в классе и в школе.
В общении с коллективом родителей классный руководитель должен
проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех про- водимых в классе мероприятиях.
Начиная работать с семьями своих учеников, классный руководитель должен обсудить те правила общения, которыми он хотел бы руководство- ваться в работе с родителями.
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями уча-
щихся могут быть примерно следующими:
- Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
- Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете
временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
- Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь нази- дать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
- Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность выска- заться по всем наболевшим вопросам.
- Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей
услышали.
- То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
- Если есть профессиональная необходимость поделиться той информа-
цией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
- Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой
родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
- Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться кон- структивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
- Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он
должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
11. Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы,
их усилия должны быть отмечены классным руководителем и админи- страцией школы.
Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей
являются индивидуальные формы работы и групповые.
К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родитель- ские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские уни- верситеты.
Групповые формы работы уместны для организации психологического
просвещения родителей, для встреч с администрацией учебного заведения по самым насущным проблемам школьной жизни или, например, по во- просам реформирования школы.
Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффектив- ными, родители должны иметь возможность принимать участие в планиро- вании содержания занятий родительских университетов и других различ- ных форм взаимодействия со школой.
Самой распространенной формой групповой работы с родителями явля-
ется родительское собрание.
Родительское собрание проводится один раз в месяц или в четверть, в за- висимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родите- лей.
В течение всего учебного года классный руководитель должен провести
четыре обязательных родительских собрания. Однако практика показыва- ет, что классный руководитель проводит на одно-два собрания больше. Это связано с теми конкретными проблемами и ситуациями, которые тре- буют проведения дополнительных родительских собраний.
Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в конце августа — начале сентября.
Последующие собрания являются тематическими. Их тематика опреде-
ляется потребностями родителей, классного руководителя, школы, акту- альностью обсуждаемой темы.
Последнее собрание в году является итоговым и проводится в конце учебного года в мае месяце.
По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематиче-
скими, итоговыми.
Текущие родительские собрания — это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых меро- приятий и праздников, походов.
Тематические родительские собрания – это собрания, посвященные акту- альной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большин- ство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний ро-
дителей в области воспитания детей.
Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить до- стижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые ре- зультаты с теми, которые уже есть.
Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники,
костры, походы, торжественные собрания.
Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что ро- дительское собрание будет эффективным тогда, когда педагог его планиру- ет, пишет своеобразный сценарий. Этот сценарий может разрабатываться самим педагогом или с помощью родительского комитета класса и уча- щихся.
К каждому родительскому собранию уместно подготовить ди- агностический материал для родителей или статистический материал, свя- занный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса. Чтобы со- брание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каж- дый должен получить то, что для него особенно актуально. Поэтому в со- держание родительского собрания можно ввести следующие традицион-
ные рубрики:
- «Из истории воспитания детей в семье»;
- «Традиции воспитания народов мира»;
- «Крылатые фразы о воспитании»;
- «Азбука воспитания детей в семье»;
- «Книжная полка родителей»;
- «Обсудите вместе с ребенком»;
- «Творческая мастерская семьи»;
- «Взрослые дети — взрослые проблемы»;
- «Документы школы об образовании»;
- «Нововведения в образовании»;
Такие рубрики позволят сделать родительское собрание необычным; рейтинг родительских собраний изменится, будет способствовать измене- нию взаимоотношений в лучшую сторону в системе «учитель — ученик — родитель».
Большое внимание классный руководитель должен уделить формиро- ванию традиций в проведении родительских собраний. Это позволит вы- звать у родителей интерес к собраниям, ответственность и потребность участия в делах классного коллектива. Какие традиции родительского со-
брания являются значимыми и эффективными? Например, традиция поощ-
рения родителей, активно участвующих в жизни класса. Она осуществляет- ся в различной форме. Это может быть награждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками учащихся. В честь родителей- помощников может быть подготовлена концертная программа, выпуще- ны именные поздравительные газеты, медали.
Огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеют благодар- ственные письма, которые классный руководитель может отправить как
домой ученику, так и на работу его родителям. Очень здорово, если такое благодарственное письмо родители получают в день рождения своего ре- бенка. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.
Хорошей традицией родительского собрания считается и введение в его
ход определенных ритуалов. Например, ритуал, который можно условно назвать «Волшебная шкатулка». Этот ритуал заключается в том, что к каж- дому родительскому собранию ребята класса пишут письмо родителям, по- мещают его в конверт, надписывают и опускают в волшебную шкатулку, ко- торая стоит в помещении, где проходит собрание. Такие послания ребята начинают писать уже в первом классе. В своих письмах они могут расска- зать о своих проблемах и радостях, о том, что им порой трудно сказать вслух.
Если такой ритуал становится традиционным, родители его с нетерпени- ем ждут. Иногда традиция написания друг другу писем становится семей- ной, о чем родители рассказывают с удовольствием и благодарят за ее вве- дение в практику родительских собраний.
Очень важным для классного руководителя является мнение родителей
по проведенному собранию. Поэтому надо вводить в содержание роди- тельского собрания элементы рефлексии. Они могут быть разными: устное мнение родителей, письменный анализ результатов собрания, оформление коллажа или газеты.
Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить перево- рот в сознании пап и мам, разбудить в них огромный воспитательный по- тенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым. Классный
руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффек- тивным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педа- гог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей.
Огромное значение в сотрудничестве школы и семьи имеют встречи ро-
дителей классов и родительских комитетов с администрацией школы, спе- циалистами в различных областях знаний, с педагогическим коллективом. К примеру, хороший эффект дает встреча родительского комитета класса с победителями интеллектуальных марафонов, участниками олимпиад, при- зерами различных соревнований. Это огромный стимул для дальнейшего сотрудничества учащихся и родителей.
Хорошей традицией в работе с классным коллективом является проведе-
ние встречи поколений в честь праздника Победы. Такие встречи позволя-
ют изменить многое в общении детей и родителей, повлиять на взаимоот- ношения взрослых и детей в лучшую сторону. Однако надо помнить о том, что эти мероприятия требуют серьезной подготовки, огромного вклада ду- шевных сил самого педагога.
Большое значение родительские встречи могут иметь в работе с про- блемными детьми. Проблемными они зачастую становятся от недостатка общения с родными и близкими людьми, от отсутствия понимания и при-
нятия. Встречи с родителями других ребят, авторитетность чужих родите- лей в глазах проблемного ребенка могут сделать гораздо больше, чем при- глашение различных специалистов.
Интересной формой работы с родителями являются родительские клубы.
Родительские клубы — это объединения по интересам. Интерес к общему увлечению детей и родителей, общий интерес к пониманию одной пробле- мы, интерес к изучению литературы по проблемам воспитания.
Организация клубов родителей — благодатное дело. Оно сплачивает роди- телей, позволяет развивать собственную наблюдательность в воспитании де- тей, формировать родительскую адекватность самооценки, критичность во взглядах на собственное воспитание, помогает избежать в будущем пробле- мы подросткового возраста. В родительском коллективе всегда есть люди, ко- торым интересны различные системы воспитания, результаты воспитания и
обучения детей в школах определенных направлений. Таких родителей не- обходимо привлекать к участию в клубной работе.
Заседания клубов проходят три-четыре раза в год. Родителям заранее
предлагается тематика клубных занятий, которая вывешивается в школе на стенде для родителей. В тематику родители могут вносить коррективы.
В последнее время, в силу сложившейся в обществе ситуации, связанной
с разгулом наркомании и токсикомании, родители хотели бы как можно больше знать о данной проблеме. Неформальная обстановка занятий в клу- бе, привлечение специалистов, возможность просмотра видеоматериалов, встречи с родителями, которые пережили такие проблемы в воспитании де- тей, —• все это может сделать работу клуба полезной и необходимой в жизни школы. Занятия в клубе создают единомышленников-энтузиастов, спо- собных впоследствии стать авторитетными друзьями для многих ребят, столкнувшихся с серьезными жизненными проблемами.
Большим подспорьем в работе классного руководителя с учащимися мо- гут стать клубы творчества, членами которого являются родители и дети. В таких клубах ребята и их родители объединены общим увлечением, которое не только сплачивает взрослых и детей, но и формирует совершенно иной мир взаимоотношений между ними. Изучение мира животных и растений,
флористика, живопись, увлечение поэзией и спортом, шитьем и вязанием
— все эти интересы могут стать основой создания клуба.
Клубное занятие — это не просто встреча увлеченных людей; это тради- ции и обычаи совместного общения, это влияние на будущие поступки че- ловека, формирование его культуры, характера. Классный руководитель
должен поощрять участие родителей в клубной работе, красивой традицией
класса может стать ежегодная презентация работы клуба. Это может быть маленький видеофильм, выставка работ участников клуба, клубный благо- творительный аукцион и другие формы демонстрации достижений клуба родительского общения.
Большое значение в работе классного руководителя имеет ин- дивидуальная работа с родителями.
К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следую-
щие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.
Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родите- лей или по инициативе классного руководителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдений педагога за ребенком, проблемы в общении ребенка с классом и педагогами, кон- фликтная ситуация, инициатива ребенка, связанная с семейной ситуаци- ей.
Существует определенная этика общения с родителями при подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей.
- Необходимо заранее обсудить возможность проведения такой кон-
сультации.
- Родители должны быть приглашены на консультацию в доб- рожелательной и спокойной форме.
- Время консультации или беседы должно быть четко оговорено.
- Родители не должны ждать под дверью своей участи.
- Желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече.
- Необходимо четко формулировать цели консультации, ее ак- туальность.
- Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по
обсуждаемой проблеме.
- Все доводы родителей, их аргументы «за» и «против» должны быть внимательно выслушаны.
- В ходе консультации родители должны получить четкие рекоменда-
ции и предложения по обсуждаемой проблеме.
- Если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители по- лучают возможность встретиться со специалистами и организовать до- полнительное консультирование ребенка.
- Если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.
Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руко-
водителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, за- висит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.
Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в клас- се различные функции. Одной из главных функций является помощь роди- тельского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Ро- дительский комитет может взять на себя организацию конкурсов на лучший
13
дневник, тетрадь; рейдов-проверок бережного отношения учащихся к сво- ему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям.
Большое значение имеет участие родительского комитета в дне открытых
дверей класса, в дне самоуправления. Еще одна важная функция роди- тельского комитета класса — оказание помощи классному руководите- лю во внеклассной работе.
Родительский комитет может помочь классному руководителю в орга-
низации праздников, экскурсий, поездок. Без помощи родителей учителю трудно организовать посещение театров, музеев, выставок. Польза роди- тельского комитета в решении этого вопроса огромна, все эти мероприя- тия интересны не только детям, но и самим родителям — увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, от- ношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и дру- гими детьми.
Многое может сделать родительский комитет по решению хо- зяйственно-бытовых вопросов в классе. Ремонт кабинета, мебели, питание детей в школьной столовой, соблюдение санитарно-гигиенических и про- филактических мер учащимися и школой — это и многое другое может быть в компетенции родительского комитета.
По просьбе классного руководителя или по просьбе родителей учащих-
ся родительский комитет может и должен внести свой вклад в работу шко- лы с неблагополучными и проблемными семьями. Это посещения уча- щихся в семье, профилактические беседы, защита прав учащихся в раз- личных инстанциях.
Родительский комитет выбирается общим собранием родителей. В ходе
выборов учитываются предложения классного руководителя, инициатива самих родителей. Срок полномочий родительского комитета — один год, но если назрела острая необходимость, родительский комитет может быть пе- реизбран в срочном порядке или может продолжить свои полномочия. Начиная работу в классе, классный руководитель должен предупредить ро- дителей о том, что побыть в роли члена родительского комитета должен каждый родитель; поэтому родительский комитет ежегодно будет обнов- ляться. Очень важным является тот факт, что работа в родительском коми- тете каждого родителя позволит ему понять те проблемы, которые стоят перед классным руководителем, и активно участвовать в их решении.
Как правило, обязанности в родительском комитете распределяются между председателем родительского комитета, его заместителями, отвечающими за определенные участки работы, и казначеем. Председатель родительского ко- митета отвечает за организацию его деятельности, совместно с заместителя-
ми составляет план работы родительского комитета; помогает классному руководителю в подготовке и проведении родительских собраний; являет- ся представителем коллектива родителей класса в работе родительского ко- митета школы.
Председатель участвует в защите прав учащихся класса в судебных струк-
турах, если в этом есть острая необходимость. Председатель родительского
комитета совместно с представителями школы участвует в посещении не- благополучных семей, помогает решать конфликтные ситуации в детском коллективе.
Если председатель родительского комитета отвечает за организацию рабо- ты родительского комитета в целом, то заместители его отвечают за опреде- ленные участки работы.
Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за ре-
зультативность учебной деятельности учащихся класса, организует родите- лей для участия в школьной жизни детей: в посещении уроков, днях творче- ства в классе и школе. В его компетенцию входит помощь классному руко- водителю в приобретении необходимых учебных пособий; организация различных смотров-конкурсов, брейн-рингов; помощь одаренным уча- щимся в поиске спонсоров для участия в различных олимпиадах, конкур- сах и фестивалях; организация помощи отстающим в учебе детям; поиск возможностей для награждения учащихся, отличающихся высокими, ре- зультатами в учебной деятельности.
Заместитель председателя родительского комитета, курирующий вопрос участия родителей и учащихся класса во внеклассной деятельности, выпол- няет достаточно многоплановую работу. В его компетенцию входит привле- чение родителей класса к проведению занятий кружков, секций, родитель-
ских уроков. Вместе с родителями класса он участвует во всех совместных праздниках, походах, организует в классе экскурсии, поездки, развлекатель- ные мероприятия. Кроме того, он помогает классному руководителю ре- ализовать во внеклассной работе возможности всех учащихся класса, а также их родителей.
Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за хо-
зяйственную работу в классе, организует помощь родителей в ремонте классного кабинета, в его оформлении, в приобретении предметов, необ- ходимых для классного коллектива.
В обязанности казначея входит сбор средств родителей на нужды класса.
Вместе с родительским комитетом казначей составляет смету расходов, отчитывается перед родительским собранием за использованные средства. Если в этом есть необходимость, он определяет средства из бюджета роди- тельского комитета класса на поощрение учащихся в рамках программы
«Одаренные дети», на издательскую деятельность (детский журнал класса, книжки-малышки, написанные учащимися и их родителями, ксерокопи- рование нужных учебных материалов).
Заседания родительского комитета проходят два- три раза в четверть. Од-
нако при острой необходимости, встречи родительского комитета могут быть чаще.
Документами, констатирующими деятельность родительского комитета,
являются протоколы его заседаний, положение о родительском комитете школы, план работы родительского комитета на учебный год или полуго- дие, график заседаний родительского комитета.
Традиции подготовки и проведения родительских собраний в школе
Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства.
Эбнер Эшенбах
Традиции подготовки и проведения родительских собраний могут быть самыми разнообразными. Они должны способствовать формированию культуры быть родителем, развивать интерес к проблемам педагогики и психологии, преодолевать различные ситуации в воспитании собственных детей.
Хорошей традицией родительских собраний в школе является оформле-
ние индивидуальных приглашений папам и мамам для участия в родитель- ском собрании. Приглашения могут быть оформлены по-разному: типограф- ский вариант, руками самих учащихся, с помощью родительского комитета. Главным в таких приглашениях на родительское собрание является то, что родители получают их заранее, а не за час до встречи. В приглашении всегда полностью указываются имя и отчество обоих родителей, день и час про- ведения собрания, его тема, примерные временные рамки собрания, кон- тактный номер телефона, по которому можно позвонить и узнать инфор- мацию о собрании. Прочитав эти строки, кто-то может сказать, что подго- товка такого приглашения отнимет много времени. Однако именно такой подход к организации системы в работе с родителями поможет формиро- вать уважение к профессиональной деятельности педагога, подчеркнет значительность встреч учителя с родителями, будет стимулировать их инте- рес к школе и культуру родительского взаимодействия друг с другом и со школой.
Такие приглашения собираются из года в год в архиве класса и могут украсить любой праздник, особенно финал учебного года или праздник окончания школы.
Хорошей традицией родительских собраний, которая может существо-
вать в течение всего времени обучения ребенка в средней школе, является ведение родительских дневников. Родительский дневник — это обычная тет- радь, в которой ведутся записи родителей. Он заводится на первой встрече классного руководителя с родителями. Дневник ведет каждая семья. В этом дневнике родители делают записи после родительских собраний, свои вы- воды, пожелания учителям-предметникам и дают свои рекомендации классному руководителю по организации общения с их ребенком. Родите- ли это делают с большим удовольствием, если классный руководитель объяснил им важность и значительность для своей работы родительских рекомендаций.
На первой странице дневника родители фиксируют рост, вес своего ре- бенка при поступлении в первый класс; его интересы и увлечения, люби- мые книжки, песенки; положительные качества характера; любимые игры
и словечки на протяжении обучения в разных классах.
Вторая страница дневника посвящена размышлениям родителей о буду- щем своего ребенка: каким они хотят его видеть, что хотят в нем развить, что хотят ему пожелать. Здесь же родители указывают фамилии людей, наиболее авторитетных и значимых в жизни ребенка. Иногда такие данные помогают решать многие проблемы, с которыми приходится сталкиваться классному руководителю в воспитании детей.
Последующие страницы родительского дневника могут быть посвяще- ны содержанию родительских собраний: к примеру, страницы «Народная мудрость о воспитании», «Азбука педагогики» и другие. Вполне уместно и просто необходимо знакомить родителей с методами воспитания на при- мере художественной литературы, с воспитательными системами извест- ных исторических и литературных персонажей. Азбука педагогики — это
работа с родителями над их педагогическим и психологическим словарем. Что означает то или иное слово или термин, название и понятие — все это можно успешно анализировать в ходе родительского собрания.
Обязательная страничка каждого родительского дневника и родитель-
ского собрания — страничка Радости. Ее готовит для родителей классный руководитель к каждому родительскому собранию. На этой странице педа- гог фиксирует достижения ребенка, связанные с его обучением и воспита- нием. Каждое родительское собрание начинается с того, что родители по- лучают страничку Радости, вкладывают ее в дневник и в течение всего ро- дительского собрания работают с ней. Классный руководитель напоминает родителям внимательно прочесть записи на страничке Радости и задать волнующие вопросы в ходе собрания или в конце его.
Страничка Радости помогает родителям больше узнать об их детях, об-
ращает внимание семьи на те моменты, которые родители, может быть, пропустили в силу собственной занятости или невнимательности, фикси- рует достижения ребенка, которые формируются в семье и проявляются в детском коллективе.
Ведение родительского дневника помогает видеть положительное изме-
нение родительской позиции, развивает родительскую интуицию и наблюдательность. Спустя годы такой родительский дневник может стать семейной реликвией и еще долго служить в семье своеобразным педагоги- ческим пособием по воспитанию детей.
Интересной традицией родительских собраний может стать рубрика «Зеле- ная лампа» , с помощью этой рубрики проигрываются различные проблем- ные ситуации из жизни класса, школы и отдельных учащихся. Имена уча- щихся не называются, ситуации несколько изменяются, родителям предла-
гается найти оптимальный вариант решения трудной житейской задачи.
Традиции родительских собраний могут быть самыми разнообразными, но главное в них - формирование культуры человеческого общения, созда- ние такой атмосферы, при которой хотелось бы открыто говорить о своих радостях и бедах, чувствуя доброжелательность и поддержку собеседников. Такая атмосфера на пустом месте не появится. Классный руководитель
должен учить этому родительский коллектив на собственном примере.
Родительский комитет вместе с классным руководителем готовит тради- ционные поздравления родителям учащихся к юбилейным датам и вручает их на родительском собрании или отправляет по почте. Уместно поздравить родителей с теми достижениями, которые произошли в их карьере, в работе. Для родителей это не только приятная неожиданность, но и формирование убеждения в том, что рядом с их ребенком неравнодушный взрослый, ко- торый делает их жизнь и жизнь ребенка богаче и добрее.
Хорошей традицией родительского собрания является его рефлексия. В конце собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полез- ность не только для всего класса, но и для себя лично. Рефлексия собрания может проходить в различной форме: это высказывания родителей, выпуск
«молнии», оформление коллажа, интервью и т. д.
В конце учебного года итоговое родительское собрание может заканчи- ваться тоже по-разному. Традиционными становятся фотографии на память всем составом родителей, награждение родителей-активистов и помощни- ков классного руководителя и школы, создание классной книги почета, в которую ежегодно торжественно вносятся фамилии родителей, без помощи которых жизнь в классе была бы скучной и неинтересной.
Заключение
С годами у меня уже сложились определённые при н ци п ы . Я и х тезисно до в о ж у д о родителей. Например, говорю и м , чт о я б у д у :
- уважать, любить и доверять детям;
- обсуждать с детьми и родителями возникшие проблемы и вести совместные поиски их решения. Обозначаю, что мы все должны быть готовы к тому, что время от времени будут возникать проблемы, но пути их решения можно всегда найти. Но для этого требуются наши совместные усилия. Призываю родителей к сотрудничеству и взаимопониманию;
- рассматривать поведение детей «сегодня» и никогда не б у д у навешивать на ни х ярлыков;
- наблюдать за детьми, но не делать скоропалительных выводов;
- непрестанно работать над развитием дружного коллектива, духа товари- щества, ответственности за себя и друг друга;
- твердо и настойчиво следить за выполнением решений детского коллектива, развитием самоуправления;
- держать под пристальным контролем вопросы дисциплины и успеваемости;
- искать альтернативу банальным наказаниям (вместе с детьми и родителями);
- максимально использовать чувство юмора и не унывать, когда что- то не получается;
- помнить, что результат нашего совместного труда мы увидим не сразу после первого собрания, а может быть, и очень не скоро.
Я призываю родителей вооружиться подобными принципами в их нелегком ро-
дительском деле. Убеждаю их в том, что результата можно добиться только со- вместными усилиями.
Список литературы:
- Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. Москва, 2010.
- Руднева И.А., Понькина И.В. Родительские собрания. Волгоград, 2012.
- Коржакова О.И. Система работы классного руководителя с родителями // Классный руководитель. 2009. №5.
- Щуркова Н.Е. Школа и семья: конфронтация или нежный союз? // Класс- ный руководитель. 2011. №7.