СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сотрудничество классного руководителя с родителями старшеклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по взаимодействию классного руководителя с родителями учащихся 10-11 класса

Просмотр содержимого документа
«Сотрудничество классного руководителя с родителями старшеклассников»

Областное  государственное  автономное  общеобразовательное  учреждение «Шуховский  лицей»  Белгородской  области Сотрудничество  классного руководителя  с  родителями учащихся  старших  классов Чернов  Д.В., учитель  физики г.  Белгород 2023

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение

«Шуховский лицей» Белгородской области

Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся старших классов

Чернов Д.В., учитель физики

г. Белгород

2023

Содержание: Введение…………………………………………………………………………3 Основная  часть Основные  направления  организации  сотрудничества  классного руководителя  с  родителями……………………………………………..……...4 Формы взаимодействия  классного  руководителя  и  семьи………………...8 Традиции  подготовки  и  проведения  родительских  собраний  в  школе…...16 Заключение………………………………………………………...…………….19 Список литературы………………………………………………...……………20

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

Основная часть

Основные направления организации сотрудничества классного руководителя с родителями……………………………………………..……...4

Формы взаимодействия классного руководителя и семьи………………...8 Традиции подготовки и проведения родительских собраний в школе…...16

Заключение………………………………………………………...…………….19 Список литературы………………………………………………...……………20

Введение

Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова,

которое разъединяет людей.

Л. Н. Толстой

Огромное значение в работе с родителями учащихся имеет заранее про- думанная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.

Очень часто можно слышать от родителей: «В начальной школе нашим классом учитель занимался, а теперь классному руководителю нет до наших детей никакого дела». Безусловно, в начальной школе классный ру-

ководитель уделяет больше внимания учащимся, но ведь в его задачу входит не только создание классного коллектива, но и коллектива родителей, спо- собных помочь в дальнейшем новому классному руководителю сохранить и приумножить традиции коллектива, заложенные в начальной школе.

Кто- то из классных руководителей может сказать, что в старших классах

родительские собрания мало, что могут изменить в воспитании учащихся. Не могу с этим согласиться. Родительские собрания имеют огромное психо- логическое и педагогическое значение.

В первую очередь это связано с высоким уровнем тревожности родителей старшеклассников. Ни для кого не секрет, что сегодняшнее образование старшеклассников имеет большое количество направлений, профилей, кур- сов, а проблемы, связанные с ЕГЭ и тестированием, заставляют родителей старшеклассников не только приходить в школу, но и вынуждают их инте-

ресоваться, чем живет школа, какие возможности получает их ребенок. Конечно, на все эти вопросы должен ответить классный руководитель стар- шеклассников.

Помимо образовательных проблем родителей сегодняшних старше-

классников волнуют и проблемы, происходящие в обществе, которые, несомненно, накладывают отпечаток на поведение учащихся. Именно от то- го, как школа помогает семье решать эти вопросы, зависит адаптация старшеклассника в социуме.

Основные направления организации сотрудничества классного руководителя с родителями

Главным направлением сотрудничества классного руководителя и ро- дителей является просвещение отцов и матерей по вопросам психологии и педагогики.

Безусловно, один классный руководитель с этой проблемой справиться не в состоянии. К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, представителей общественных организаций, соци- альных педагогов, учителей- предметников.

Следует отметить, что психолого-педагогическое просвещение родителей должно носить ярко выраженный опережающий характер. Например, с ро- дителями старшеклассников необходимо поднимать не только учебные во- просы, но и проблемы взрослых: служба в армии, проблемы ранних и гражданских браков, терпимость по отношению к другим людям, нацио- нальные взаимоотношения, участие в сектах и организациях, чья деятель- ность идет в разрез с государственной политикой. Об этом и о многом

другом необходимо говорить с родителями заранее, чтобы они спокойно

могли воспринимать возникшие в будущем трудности.

Для того чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызы- вало у них самих интерес, классный руководитель должен не только предла- гать темы для обсуждения в ходе родительских собраний, но и учитывать предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения.

Приглашая специалистов для просвещения родителей, классный руково- дитель должен помнить, что от компетентности, эрудиции, коммуникабель- ности этих людей зависит степень доверия родителей классному руководи- телю.

Демонстрация видеоматериалов, слайдов, а также различного рода ста-

тистический материал сделают просвещение родителей по вопросам педаго- гики и психологии наглядным, убедительным и достоверным.

Надо отметить, что любой аспект психолого- педагогического просвещения родителей должен заканчиваться различного рода рекомендациями и кон- сультациями по интересующим их вопросам. Нельзя оставлять без внимания ни один вопрос родителей. Психолого-педагогическое просвещение необхо- димо еще и для того, чтобы родителям можно было увидеть себя и других в обсуждаемой проблеме, сравнить образцы подходов к ее решению и сделать

соответствующие выводы.

Примерные темы для совместного обсуждения и просвещения родителей старше- классников:

  • Физиология и психология старшеклассника.
  • Куда пойти учиться? Анализ образовательных возможностей выпускников школ.
  • ЕГЭ: за и против.

  • Основные документы школы об образовании.
  • Режим дня старшеклассника при подготовке к экзаменам.
  • Механизмы подготовки к ЦТ.
  • Особенности организации образовательного процесса в современной шко- ле: проблемы и решения.
  • Профильное обучение, его организация и перспективы.
  • Особенности организации самостоятельной работы старшеклассников в курсе изучения предметов естественно- математического цикла.
  • Особенности организации самостоятельной работы старшеклассников в

курсе изучения предметов гуманитарного цикла

  • Все о дополнительном образовании.
  • Требования к оценке учебных достижений старшеклассников. Родителям на заметку.
  • Какой он, современный школьный экзамен?
  • Что нужно знать и уметь старшекласснику, чтобы победить в предметных олимпиадах? Встреча с учащимися- победителями предметных олимпиад.
  • Роль учебной книги в образовании старшеклассника.
  • Организация рабочего дня старшеклассника: проблемы и решения.
  • Как помочь старшекласснику сохранить здоровье? Советы специалистов.
  • О перегрузках и не только.
  • Как сохранить интерес к учению старшеклассников?
  • Выбор профессии — нелегкое дело?
  • Способности и их роль в выборе будущей профессии.
  • Возможности получения образования после школы.

Следующим направлением в организации сотрудничества классного ру- ководителя и родителей является формирование у родителей культуры при- надлежности к школьному образовательно- воспитательному пространству.

. В работе с родителями старшеклассников классный руководитель должен обратить внимание на те аспекты, которые позволят разъяснить родителям многие проблемы, связанные с воспитанием старшеклассников, организуя работу с учащимися старших классов, классный руководитель не должен счи- тать, что родители должны быть в школе только по необходимости, так как его ученики уже достаточно взрослые. Однако в старших классах классному ру-

ководителю необходимо обратить внимание родителей на то, что совсем ско- ро их дети уйдут из школьных стен, им придется самостоятельно принимать многие решения, за которые им самим придется нести ответственность. Именно вопросы правовой и нравственной культуры, должны стать темой родительских собраний. Не менее важно готовить такие мероприятия, ко- торые позволят родителям убедиться в том, что их дети умеют рассуждать,

принимать решения, что они умны и самостоятельны.

С этой целью необходимо проводить совместные родительские собрания, встречи поколений, открытые уроки нестандартного характера. Тогда учащиеся и их родители будут учиться тратить время общения не на кон- фликтные ситуации, а на проверку умения быть терпимыми и любящими, решать любые спорные вопросы, уважая при этом своего выросшего ре-

бенка, внимательно и справедливо оценивая его доводы.

Родители должны иметь возможность увидеть своего ребенка в среде сверстников, чтобы понять, насколько они были правы в выборе системы мер по его воспитанию.

Тематика родительских собраний в этом направлении может быть сле-

дующей:

  • Права и обязанности, ответственность в обществе старшеклассников.
  • Как избежать проблем старшеклассников в общении с законом?
  • О молодежных организациях, сектах и не только.
  • Нравственная культура семьи. В чем она заключается?
  • Друзья моего ребенка. Что я о них знаю?
  • Речевая культура семьи. Ее слагаемые.
  • Компьютер — друг или враг? Культура освоения информационного пространства школьником.
  • Культурные традиции и обычаи семьи.
  • О веротерпимости и уважении в вопросах веры.
  • Как уберечь своего ребенка от насилия других и предупредить его стрем- ление проявлять насилие по отношению к людям.
  • Традиции интернационального и национального воспитания ребенка в

семье.

  • О досуге старшеклассников.
  • Как уберечь ребенка от наркотиков и научить говорить «нет».
  • Трудный подросток. Какой он?
  • Современная литература: за и против.
  • О культуре чувств.
  • Секс и молодежь.
  • Культура отношений мужчины и женщины. В чем она заключается?
  • Если ваш ребенок ждет ребенка...
  • Запретные темы. Нужно ли оставлять их запретными в общении со стар- шеклассником?
  • О взаимоотношениях поколений в семье.
  • О цинизме и лжи.
  • О свободе и ответственности.
  • Деньги и их роль в жизни подростка.
  • Права и обязанности старшеклассника в семье. Как воспитать настоя- щего мужчину и настоящую женщину?
  • Портрет выпускника современной школы — социальный заказ общества.

В планировании воспитательной работы классный руководитель боль- шое внимание уделяет участию самих родителей во всех внеклассных меро- приятиях. Родители старшеклассников должны быть вместе со своими деть- ми в театрах и музеях, на экскурсиях, в походах и поездках, на семейных праздниках и классных часах.

К примеру, вместо обязательного и не совсем яркого классного часа к празднику восьмого марта можно предложить мамам и ребятам провести этот вечер на .театральной премьере. Еще лучше, если спектакль посвящен

взаимоотношениям взрослых и детей, что позволит родителям по- иному взглянуть на себя и своего ребенка, открыть друг в друге ранее не увиден- ное, услышать ранее не услышанное.

Большое значение в работе со старшеклассниками и их родителями имеет демонстрация достижений учащихся. Родителям всегда приятно узнать о том, что его ребенка ценят и уважают в школе, поощряют его учебные достижения и творческие способности.

Формы проведения собраний родителей старшеклассников

Формы проведения работы с родителями старшеклассников могут быть самыми разнообразными, однако главными направлениями работы с роди- телями являются следующие направления:

  • Разъяснение учебных возможностей, учащихся на старшей ступени обу-

чения в учебном учреждении.

  • Формирование культуры взаимодействия родителей и детей в семье.
  • Знакомство родителей, учащихся с негативными явлениями в моло- дежной среде.
  • Подготовка родителей учащихся к пониманию проблем взросления

их детей и формированию адекватности их ожиданий.

Классный руководитель может использовать следующие формы органи- зации работы с родителями:

  • Ежегодные праздники рождения класса и коллектива родителей.
  • Встречи с администрацией учебного заведения и службами школы.
  • Традиционные встречи родителей «Праздники, которые всегда вместе с нами».
  • Круглые столы по проблемам нравственного воспитания учащихся,

выбора жизненного пути.

  • Родительские конференции по проблемам правовой культуры.
  • Презентации достижений семей в рамках программы «Одаренные дети - одаренные семьи».
  • Выездные заседания родительских комитетов в проблемных ситуациях,

связанных с обучением и воспитанием старшеклассников.

  • Совместные экскурсии в техникумы и вузы с целью знакомства с содер- жанием системы обучения студентов.
  • Походы и экскурсии выходного дня.
  • Лекции по проблемам воспитания старшеклассников.
  • Совместное посещение выставок, театров и кинофильмов.
  • Дни творчества класса.
  • Выпуск совместных газет.

Формы взаимодействия классного руководителя и семьи

Педагогика должна стать наукой для всех — и для учителей, и для родителей.

В.А. Сухомлинский

С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родите- лей классный руководитель должен добиваться того, чтобы дети с роди- телями понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье. Немаловажным условием взаимодействия семьи и классного руко- водителя является разумность тех требований, которые педагог предъявля- ет к родителям и ребенку.

Большой эффект во взаимодействии семьи и классного руководителя бу- дет, если педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит ро- дителей во всех делах в классе и в школе.

В общении с коллективом родителей классный руководитель должен

проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех про- водимых в классе мероприятиях.

Начиная работать с семьями своих учеников, классный руководитель должен обсудить те правила общения, которыми он хотел бы руководство- ваться в работе с родителями.

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями уча-

щихся могут быть примерно следующими:

  • Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
  • Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете

временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.

  • Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь нази- дать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
  • Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность выска- заться по всем наболевшим вопросам.
  • Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей

услышали.

  • То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
  • Если есть профессиональная необходимость поделиться той информа-

цией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.

  • Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой

родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.

  • Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться кон- структивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
  • Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он

должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.

11. Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы,

их усилия должны быть отмечены классным руководителем и админи- страцией школы.

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей

являются индивидуальные формы работы и групповые.

К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родитель- ские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские уни- верситеты.

Групповые формы работы уместны для организации психологического

просвещения родителей, для встреч с администрацией учебного заведения по самым насущным проблемам школьной жизни или, например, по во- просам реформирования школы.

Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффектив- ными, родители должны иметь возможность принимать участие в планиро- вании содержания занятий родительских университетов и других различ- ных форм взаимодействия со школой.

Самой распространенной формой групповой работы с родителями явля-

ется родительское собрание.

Родительское собрание проводится один раз в месяц или в четверть, в за- висимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родите- лей.

В течение всего учебного года классный руководитель должен провести

четыре обязательных родительских собрания. Однако практика показыва- ет, что классный руководитель проводит на одно-два собрания больше. Это связано с теми конкретными проблемами и ситуациями, которые тре- буют проведения дополнительных родительских собраний.

Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в конце августа — начале сентября.

Последующие собрания являются тематическими. Их тематика опреде-

ляется потребностями родителей, классного руководителя, школы, акту- альностью обсуждаемой темы.

Последнее собрание в году является итоговым и проводится в конце учебного года в мае месяце.

По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематиче-

скими, итоговыми.

Текущие родительские собрания — это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых меро- приятий и праздников, походов.

Тематические родительские собрания это собрания, посвященные акту- альной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большин- ство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний ро-

дителей в области воспитания детей.

Итоговые родительские собрания это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить до- стижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые ре- зультаты с теми, которые уже есть.

Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники,

костры, походы, торжественные собрания.

Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что ро- дительское собрание будет эффективным тогда, когда педагог его планиру- ет, пишет своеобразный сценарий. Этот сценарий может разрабатываться самим педагогом или с помощью родительского комитета класса и уча- щихся.

К каждому родительскому собранию уместно подготовить ди- агностический материал для родителей или статистический материал, свя- занный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса. Чтобы со- брание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каж- дый должен получить то, что для него особенно актуально. Поэтому в со- держание родительского собрания можно ввести следующие традицион-

ные рубрики:

  • «Из истории воспитания детей в семье»;
  • «Великие педагоги мира»;
  • «Традиции воспитания народов мира»;
  • «Крылатые фразы о воспитании»;
  • «Азбука воспитания детей в семье»;
  • «Советуем прочесть»;
  • «Книжная полка родителей»;
  • «Обсудите вместе с ребенком»;
  • «Шкатулка мудрости»;
  • «Творческая мастерская семьи»;
  • «Взрослые дети — взрослые проблемы»;
  • «Документы школы об образовании»;
  • «Нововведения в образовании»;
  • «Куда пойти учиться»;
  • «Закон и порядок» и др.

Такие рубрики позволят сделать родительское собрание необычным; рейтинг родительских собраний изменится, будет способствовать измене- нию взаимоотношений в лучшую сторону в системе «учитель — ученик — родитель».

Большое внимание классный руководитель должен уделить формиро- ванию традиций в проведении родительских собраний. Это позволит вы- звать у родителей интерес к собраниям, ответственность и потребность участия в делах классного коллектива. Какие традиции родительского со-

брания являются значимыми и эффективными? Например, традиция поощ-

рения родителей, активно участвующих в жизни класса. Она осуществляет- ся в различной форме. Это может быть награждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками учащихся. В честь родителей- помощников может быть подготовлена концертная программа, выпуще- ны именные поздравительные газеты, медали.

Огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеют благодар- ственные письма, которые классный руководитель может отправить как

домой ученику, так и на работу его родителям. Очень здорово, если такое благодарственное письмо родители получают в день рождения своего ре- бенка. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.

Хорошей традицией родительского собрания считается и введение в его

ход определенных ритуалов. Например, ритуал, который можно условно назвать «Волшебная шкатулка». Этот ритуал заключается в том, что к каж- дому родительскому собранию ребята класса пишут письмо родителям, по- мещают его в конверт, надписывают и опускают в волшебную шкатулку, ко- торая стоит в помещении, где проходит собрание. Такие послания ребята начинают писать уже в первом классе. В своих письмах они могут расска- зать о своих проблемах и радостях, о том, что им порой трудно сказать вслух.

Если такой ритуал становится традиционным, родители его с нетерпени- ем ждут. Иногда традиция написания друг другу писем становится семей- ной, о чем родители рассказывают с удовольствием и благодарят за ее вве- дение в практику родительских собраний.

Очень важным для классного руководителя является мнение родителей

по проведенному собранию. Поэтому надо вводить в содержание роди- тельского собрания элементы рефлексии. Они могут быть разными: устное мнение родителей, письменный анализ результатов собрания, оформление коллажа или газеты.

Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить перево- рот в сознании пап и мам, разбудить в них огромный воспитательный по- тенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым. Классный

руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффек- тивным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педа- гог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей.

Огромное значение в сотрудничестве школы и семьи имеют встречи ро-

дителей классов и родительских комитетов с администрацией школы, спе- циалистами в различных областях знаний, с педагогическим коллективом. К примеру, хороший эффект дает встреча родительского комитета класса с победителями интеллектуальных марафонов, участниками олимпиад, при- зерами различных соревнований. Это огромный стимул для дальнейшего сотрудничества учащихся и родителей.

Хорошей традицией в работе с классным коллективом является проведе-

ние встречи поколений в честь праздника Победы. Такие встречи позволя-

ют изменить многое в общении детей и родителей, повлиять на взаимоот- ношения взрослых и детей в лучшую сторону. Однако надо помнить о том, что эти мероприятия требуют серьезной подготовки, огромного вклада ду- шевных сил самого педагога.

Большое значение родительские встречи могут иметь в работе с про- блемными детьми. Проблемными они зачастую становятся от недостатка общения с родными и близкими людьми, от отсутствия понимания и при-

нятия. Встречи с родителями других ребят, авторитетность чужих родите- лей в глазах проблемного ребенка могут сделать гораздо больше, чем при- глашение различных специалистов.

Интересной формой работы с родителями являются родительские клубы.

Родительские клубы — это объединения по интересам. Интерес к общему увлечению детей и родителей, общий интерес к пониманию одной пробле- мы, интерес к изучению литературы по проблемам воспитания.

Организация клубов родителей — благодатное дело. Оно сплачивает роди- телей, позволяет развивать собственную наблюдательность в воспитании де- тей, формировать родительскую адекватность самооценки, критичность во взглядах на собственное воспитание, помогает избежать в будущем пробле- мы подросткового возраста. В родительском коллективе всегда есть люди, ко- торым интересны различные системы воспитания, результаты воспитания и

обучения детей в школах определенных направлений. Таких родителей не- обходимо привлекать к участию в клубной работе.

Заседания клубов проходят три-четыре раза в год. Родителям заранее

предлагается тематика клубных занятий, которая вывешивается в школе на стенде для родителей. В тематику родители могут вносить коррективы.

В последнее время, в силу сложившейся в обществе ситуации, связанной

с разгулом наркомании и токсикомании, родители хотели бы как можно больше знать о данной проблеме. Неформальная обстановка занятий в клу- бе, привлечение специалистов, возможность просмотра видеоматериалов, встречи с родителями, которые пережили такие проблемы в воспитании де- тей, —• все это может сделать работу клуба полезной и необходимой в жизни школы. Занятия в клубе создают единомышленников-энтузиастов, спо- собных впоследствии стать авторитетными друзьями для многих ребят, столкнувшихся с серьезными жизненными проблемами.

Большим подспорьем в работе классного руководителя с учащимися мо- гут стать клубы творчества, членами которого являются родители и дети. В таких клубах ребята и их родители объединены общим увлечением, которое не только сплачивает взрослых и детей, но и формирует совершенно иной мир взаимоотношений между ними. Изучение мира животных и растений,

флористика, живопись, увлечение поэзией и спортом, шитьем и вязанием

— все эти интересы могут стать основой создания клуба.

Клубное занятие — это не просто встреча увлеченных людей; это тради- ции и обычаи совместного общения, это влияние на будущие поступки че- ловека, формирование его культуры, характера. Классный руководитель

должен поощрять участие родителей в клубной работе, красивой традицией

класса может стать ежегодная презентация работы клуба. Это может быть маленький видеофильм, выставка работ участников клуба, клубный благо- творительный аукцион и другие формы демонстрации достижений клуба родительского общения.

Большое значение в работе классного руководителя имеет ин- дивидуальная работа с родителями.

К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следую-

щие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.

Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родите- лей или по инициативе классного руководителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдений педагога за ребенком, проблемы в общении ребенка с классом и педагогами, кон- фликтная ситуация, инициатива ребенка, связанная с семейной ситуаци- ей.

Существует определенная этика общения с родителями при подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей.

  • Необходимо заранее обсудить возможность проведения такой кон-

сультации.

  • Родители должны быть приглашены на консультацию в доб- рожелательной и спокойной форме.
  • Время консультации или беседы должно быть четко оговорено.
  • Родители не должны ждать под дверью своей участи.
  • Желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече.
  • Необходимо четко формулировать цели консультации, ее ак- туальность.
  • Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по

обсуждаемой проблеме.

  • Все доводы родителей, их аргументы «за» и «против» должны быть внимательно выслушаны.
  • В ходе консультации родители должны получить четкие рекоменда-

ции и предложения по обсуждаемой проблеме.

  • Если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители по- лучают возможность встретиться со специалистами и организовать до- полнительное консультирование ребенка.
  • Если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.

Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руко-

водителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, за- висит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в клас- се различные функции. Одной из главных функций является помощь роди- тельского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Ро- дительский комитет может взять на себя организацию конкурсов на лучший

13

дневник, тетрадь; рейдов-проверок бережного отношения учащихся к сво- ему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям.

Большое значение имеет участие родительского комитета в дне открытых

дверей класса, в дне самоуправления. Еще одна важная функция роди- тельского комитета класса — оказание помощи классному руководите- лю во внеклассной работе.

Родительский комитет может помочь классному руководителю в орга-

низации праздников, экскурсий, поездок. Без помощи родителей учителю трудно организовать посещение театров, музеев, выставок. Польза роди- тельского комитета в решении этого вопроса огромна, все эти мероприя- тия интересны не только детям, но и самим родителям — увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, от- ношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и дру- гими детьми.

Многое может сделать родительский комитет по решению хо- зяйственно-бытовых вопросов в классе. Ремонт кабинета, мебели, питание детей в школьной столовой, соблюдение санитарно-гигиенических и про- филактических мер учащимися и школой — это и многое другое может быть в компетенции родительского комитета.

По просьбе классного руководителя или по просьбе родителей учащих-

ся родительский комитет может и должен внести свой вклад в работу шко- лы с неблагополучными и проблемными семьями. Это посещения уча- щихся в семье, профилактические беседы, защита прав учащихся в раз- личных инстанциях.

Родительский комитет выбирается общим собранием родителей. В ходе

выборов учитываются предложения классного руководителя, инициатива самих родителей. Срок полномочий родительского комитета — один год, но если назрела острая необходимость, родительский комитет может быть пе- реизбран в срочном порядке или может продолжить свои полномочия. Начиная работу в классе, классный руководитель должен предупредить ро- дителей о том, что побыть в роли члена родительского комитета должен каждый родитель; поэтому родительский комитет ежегодно будет обнов- ляться. Очень важным является тот факт, что работа в родительском коми- тете каждого родителя позволит ему понять те проблемы, которые стоят перед классным руководителем, и активно участвовать в их решении.

Как правило, обязанности в родительском комитете распределяются между председателем родительского комитета, его заместителями, отвечающими за определенные участки работы, и казначеем. Председатель родительского ко- митета отвечает за организацию его деятельности, совместно с заместителя-

ми составляет план работы родительского комитета; помогает классному руководителю в подготовке и проведении родительских собраний; являет- ся представителем коллектива родителей класса в работе родительского ко- митета школы.

Председатель участвует в защите прав учащихся класса в судебных струк-

турах, если в этом есть острая необходимость. Председатель родительского

комитета совместно с представителями школы участвует в посещении не- благополучных семей, помогает решать конфликтные ситуации в детском коллективе.

Если председатель родительского комитета отвечает за организацию рабо- ты родительского комитета в целом, то заместители его отвечают за опреде- ленные участки работы.

Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за ре-

зультативность учебной деятельности учащихся класса, организует родите- лей для участия в школьной жизни детей: в посещении уроков, днях творче- ства в классе и школе. В его компетенцию входит помощь классному руко- водителю в приобретении необходимых учебных пособий; организация различных смотров-конкурсов, брейн-рингов; помощь одаренным уча- щимся в поиске спонсоров для участия в различных олимпиадах, конкур- сах и фестивалях; организация помощи отстающим в учебе детям; поиск возможностей для награждения учащихся, отличающихся высокими, ре- зультатами в учебной деятельности.

Заместитель председателя родительского комитета, курирующий вопрос участия родителей и учащихся класса во внеклассной деятельности, выпол- няет достаточно многоплановую работу. В его компетенцию входит привле- чение родителей класса к проведению занятий кружков, секций, родитель-

ских уроков. Вместе с родителями класса он участвует во всех совместных праздниках, походах, организует в классе экскурсии, поездки, развлекатель- ные мероприятия. Кроме того, он помогает классному руководителю ре- ализовать во внеклассной работе возможности всех учащихся класса, а также их родителей.

Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за хо-

зяйственную работу в классе, организует помощь родителей в ремонте классного кабинета, в его оформлении, в приобретении предметов, необ- ходимых для классного коллектива.

В обязанности казначея входит сбор средств родителей на нужды класса.

Вместе с родительским комитетом казначей составляет смету расходов, отчитывается перед родительским собранием за использованные средства. Если в этом есть необходимость, он определяет средства из бюджета роди- тельского комитета класса на поощрение учащихся в рамках программы

«Одаренные дети», на издательскую деятельность (детский журнал класса, книжки-малышки, написанные учащимися и их родителями, ксерокопи- рование нужных учебных материалов).

Заседания родительского комитета проходят два- три раза в четверть. Од-

нако при острой необходимости, встречи родительского комитета могут быть чаще.

Документами, констатирующими деятельность родительского комитета,

являются протоколы его заседаний, положение о родительском комитете школы, план работы родительского комитета на учебный год или полуго- дие, график заседаний родительского комитета.

Традиции подготовки и проведения родительских собраний в школе

Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства.

Эбнер Эшенбах

Традиции подготовки и проведения родительских собраний могут быть самыми разнообразными. Они должны способствовать формированию культуры быть родителем, развивать интерес к проблемам педагогики и психологии, преодолевать различные ситуации в воспитании собственных детей.

Хорошей традицией родительских собраний в школе является оформле-

ние индивидуальных приглашений папам и мамам для участия в родитель- ском собрании. Приглашения могут быть оформлены по-разному: типограф- ский вариант, руками самих учащихся, с помощью родительского комитета. Главным в таких приглашениях на родительское собрание является то, что родители получают их заранее, а не за час до встречи. В приглашении всегда полностью указываются имя и отчество обоих родителей, день и час про- ведения собрания, его тема, примерные временные рамки собрания, кон- тактный номер телефона, по которому можно позвонить и узнать инфор- мацию о собрании. Прочитав эти строки, кто-то может сказать, что подго- товка такого приглашения отнимет много времени. Однако именно такой подход к организации системы в работе с родителями поможет формиро- вать уважение к профессиональной деятельности педагога, подчеркнет значительность встреч учителя с родителями, будет стимулировать их инте- рес к школе и культуру родительского взаимодействия друг с другом и со школой.

Такие приглашения собираются из года в год в архиве класса и могут украсить любой праздник, особенно финал учебного года или праздник окончания школы.

Хорошей традицией родительских собраний, которая может существо-

вать в течение всего времени обучения ребенка в средней школе, является ведение родительских дневников. Родительский дневник это обычная тет- радь, в которой ведутся записи родителей. Он заводится на первой встрече классного руководителя с родителями. Дневник ведет каждая семья. В этом дневнике родители делают записи после родительских собраний, свои вы- воды, пожелания учителям-предметникам и дают свои рекомендации классному руководителю по организации общения с их ребенком. Родите- ли это делают с большим удовольствием, если классный руководитель объяснил им важность и значительность для своей работы родительских рекомендаций.

На первой странице дневника родители фиксируют рост, вес своего ре- бенка при поступлении в первый класс; его интересы и увлечения, люби- мые книжки, песенки; положительные качества характера; любимые игры

и словечки на протяжении обучения в разных классах.

Вторая страница дневника посвящена размышлениям родителей о буду- щем своего ребенка: каким они хотят его видеть, что хотят в нем развить, что хотят ему пожелать. Здесь же родители указывают фамилии людей, наиболее авторитетных и значимых в жизни ребенка. Иногда такие данные помогают решать многие проблемы, с которыми приходится сталкиваться классному руководителю в воспитании детей.

Последующие страницы родительского дневника могут быть посвяще- ны содержанию родительских собраний: к примеру, страницы «Народная мудрость о воспитании», «Азбука педагогики» и другие. Вполне уместно и просто необходимо знакомить родителей с методами воспитания на при- мере художественной литературы, с воспитательными системами извест- ных исторических и литературных персонажей. Азбука педагогики — это

работа с родителями над их педагогическим и психологическим словарем. Что означает то или иное слово или термин, название и понятие — все это можно успешно анализировать в ходе родительского собрания.

Обязательная страничка каждого родительского дневника и родитель-

ского собрания — страничка Радости. Ее готовит для родителей классный руководитель к каждому родительскому собранию. На этой странице педа- гог фиксирует достижения ребенка, связанные с его обучением и воспита- нием. Каждое родительское собрание начинается с того, что родители по- лучают страничку Радости, вкладывают ее в дневник и в течение всего ро- дительского собрания работают с ней. Классный руководитель напоминает родителям внимательно прочесть записи на страничке Радости и задать волнующие вопросы в ходе собрания или в конце его.

Страничка Радости помогает родителям больше узнать об их детях, об-

ращает внимание семьи на те моменты, которые родители, может быть, пропустили в силу собственной занятости или невнимательности, фикси- рует достижения ребенка, которые формируются в семье и проявляются в детском коллективе.

Ведение родительского дневника помогает видеть положительное изме-

нение родительской позиции, развивает родительскую интуицию и наблюдательность. Спустя годы такой родительский дневник может стать семейной реликвией и еще долго служить в семье своеобразным педагоги- ческим пособием по воспитанию детей.

Интересной традицией родительских собраний может стать рубрика «Зеле- ная лампа» , с помощью этой рубрики проигрываются различные проблем- ные ситуации из жизни класса, школы и отдельных учащихся. Имена уча- щихся не называются, ситуации несколько изменяются, родителям предла-

гается найти оптимальный вариант решения трудной житейской задачи.

Традиции родительских собраний могут быть самыми разнообразными, но главное в них - формирование культуры человеческого общения, созда- ние такой атмосферы, при которой хотелось бы открыто говорить о своих радостях и бедах, чувствуя доброжелательность и поддержку собеседников. Такая атмосфера на пустом месте не появится. Классный руководитель

должен учить этому родительский коллектив на собственном примере.

Родительский комитет вместе с классным руководителем готовит тради- ционные поздравления родителям учащихся к юбилейным датам и вручает их на родительском собрании или отправляет по почте. Уместно поздравить родителей с теми достижениями, которые произошли в их карьере, в работе. Для родителей это не только приятная неожиданность, но и формирование убеждения в том, что рядом с их ребенком неравнодушный взрослый, ко- торый делает их жизнь и жизнь ребенка богаче и добрее.

Хорошей традицией родительского собрания является его рефлексия. В конце собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полез- ность не только для всего класса, но и для себя лично. Рефлексия собрания может проходить в различной форме: это высказывания родителей, выпуск

«молнии», оформление коллажа, интервью и т. д.

В конце учебного года итоговое родительское собрание может заканчи- ваться тоже по-разному. Традиционными становятся фотографии на память всем составом родителей, награждение родителей-активистов и помощни- ков классного руководителя и школы, создание классной книги почета, в которую ежегодно торжественно вносятся фамилии родителей, без помощи которых жизнь в классе была бы скучной и неинтересной.

Заключение

С годами у меня уже сложились определённые при н ци п ы . Я и х тезисно до в о ж у д о родителей. Например, говорю и м , чт о я б у д у :

  • уважать, любить и доверять детям;
  • обсуждать с детьми и родителями возникшие проблемы и вести совместные поиски их решения. Обозначаю, что мы все должны быть готовы к тому, что время от времени будут возникать проблемы, но пути их решения можно всегда найти. Но для этого требуются наши совместные усилия. Призываю родителей к сотрудничеству и взаимопониманию;
  • рассматривать поведение детей «сегодня» и никогда не б у д у навешивать на ни х ярлыков;
  • наблюдать за детьми, но не делать скоропалительных выводов;
  • непрестанно работать над развитием дружного коллектива, духа товари- щества, ответственности за себя и друг друга;
  • твердо и настойчиво следить за выполнением решений детского коллектива, развитием самоуправления;
  • держать под пристальным контролем вопросы дисциплины и успеваемости;
  • искать альтернативу банальным наказаниям (вместе с детьми и родителями);
  • максимально использовать чувство юмора и не унывать, когда что- то не получается;
  • помнить, что результат нашего совместного труда мы увидим не сразу после первого собрания, а может быть, и очень не скоро.

Я призываю родителей вооружиться подобными принципами в их нелегком ро-

дительском деле. Убеждаю их в том, что результата можно добиться только со- вместными усилиями.

Список  литературы: Дереклеева  Н.И.  Новые  родительские  собрания.  Москва,  2010. Руднева  И.А.,  Понькина  И.В.  Родительские  собрания.  Волгоград,  2012. Коржакова  О.И.  Система  работы  классного  руководителя  с  родителями  //  Классный  руководитель.  2009.  №5. Щуркова  Н.Е.  Школа  и  семья:  конфронтация  или  нежный  союз?  //  Класс-  ный  руководитель.  2011. №7.

Список литературы:

  • Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. Москва, 2010.
  • Руднева И.А., Понькина И.В. Родительские собрания. Волгоград, 2012.
  • Коржакова О.И. Система работы классного руководителя с родителями // Классный руководитель. 2009. №5.
  • Щуркова Н.Е. Школа и семья: конфронтация или нежный союз? // Класс- ный руководитель. 2011. №7.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!