Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижения:
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимо-действия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивацион-но-целевой этап 10 минут | • обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний; • вызвать познавательный интерес к проблеме; • организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели | Создание проблем-ной ситуации сомнения | Фронталь-ная Индивиду-альная Фронталь-ная Индивиду-альная, фронталь-ная | 1. Напоминает о существовании множества социальных групп. Задает вопросы «К какой социальной группе относитесь Вы? А к какой хотели бы относиться? Каким способом этого можно достичь? ». 2. На основе изученного ранее материала, просит высказать мнение о таком понятии как социальная дифференциация 3. Говорит о существовании социальной дифференциации на разных этапах развития общества, и о стремлении людей к социальному равенству. Задает вопросы: «Возможно ли достижение равенства в обществе, где существует социальная дифференциация? Или это лишь миф, утопия?». 4. Предлагает сформулировать вопросы, возникшие после обмена мнениями. | 1. Каждый учащийся для себя отвечает на поставленные вопросы, опираясь на свои знания, и высказывают свои предположения и рассуждают. 2. Высказывают предположения о возможных трактовках выдвинутого термина (социальная дифференциация). 3. Высказывают свое мнение по вопросам. Мнения расходятся. Осознают неполноту своих знаний. 4. Формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответы, чтобы разрешить возникшие сомнения (цель). | Познавательные УУД: воспроизводить знания в устной форме Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности |
Ориентиро-вочный этап 5 минут | • организовать самостоятельное планирование и выбор методов исследования | Беседа | Групповая, фронталь-ная | Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы: «А может ли человек изменить свое социальное положение? Может ли он из одной социальной группы переместиться в другую. А вы уверены, что переместиться можно только «вверх», а не «вниз»? А каким образом?». После чего, предлагает подумать о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы. | Называют известные им методы исследования и определяют последовательность действий: - выяснить, что такое социальная мобильность - какой бывает социальная мобильность - определить источники информации о социальных группах и социальной мобильности | Регулятивные УУД: планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата. |
Поисково-исследова-тельский этап 10 минут | • организовать поиск решения проблемы | Исследо-вание (сбор и анализ фактов, обобще-ние данных, формули-рование выводов) | Фронтальная Индивид.,, фронталь-ная | 1. На основе данных знаний учитель предлагает с помощью учебника ответить на вопрос «Какие социальные группы существуют в современном российском обществе?». 2. Организует обмен сведениями: задает вопросы о прочитанном «С чем связано существование различных социальных групп?». Обращает внимание на множество классификаций. | 1. Обращаются к учебнику (§14). Происходит осмысленное чтение, а затем обсуждение. 2. Отвечают на вопросы учителя, слушают ответы товарищей. «Сегодня как и раньше разделение человеческой деятельности на основные виды (экономическую, политическую и т.д.) определяет разнообразие и численность социальных групп, их положение в обществе. Так, с экономической деятельностью связывают существование богатых и бедных и средних слоев населения, с политической – существование в обществе лидеров и масс, управляемых и управляющих». | Познавательные УУД: - искать и выделять необход. информацию; - выборочно пересказывать текст; - структурировать знания; - строить логическую цепь рассуждений, доказывать; - формулировать вопросы; - формулировать выводы |
Практичес-кий этап 10 минут | • обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения | Решение творчес-кой задачи | Индивидуальная, групповая Индивидуальная Фронтальная | 1. Используя текст документа (Приложение 1) в конце параграфа (с. 160-161), предоставить возможность ответить на 1 вопрос после документа (на выбор учащихся.) Организует самостоятельное чтение текста с целью поиска ответа. 2. Предлагает проанализировать высказывание О. де Бальзака «Возможно равенство – это право, но никакая сила на земле не сделает его фактом». Раскрыть смысл и высказать свою точку зрения (согласен/не согласен). (Работа с карточками). 3. Задает вопрос: «Что же такое социальный лифт?» | 1. Читают документ, выделяют в нем необходимую информацию, отвечают на вопрос. Обмениваются мнениями в паре. 2. Работают с карточками. При помощи полученных на уроке знаний анализируют высказывание. Оглашают свою точку зрения 3. Раскрывают содержание термина социальный лифт | Познавательные УУД: - подведение под понятия, выведение следствий Предметные УД: -соотнести свои знания с терминами, понятиями Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции |
Рефлексив-но-оценочный этап 10 минут | • осмысление процесса и результата деятельности | Создание письмен-ного текста | Индиви-дуальная, групповая, фронталь-ная | 1.Предлагает учащимся для себя определить способы изменения своего социального положения. 2. Предлагает написать текст резюме, закончив фразу: «Оказывается, ...» | 1. Определяют способы изменения социального положения. 2. Пишут тексты, зачитывают их в группе, выбирают наиболее удачные, читают классу, слушают друг друга | Регулятивные УУД: санкционировать факт завершения действий Коммуникативные УУД: адекватное отображение своих чувств, мыслей в речевом высказывании. |
Приложение 1.
Из книги русского социолога, основоположника отечественной и американской социологических школ П.А. Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество».
Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения, независимо от того организовано оно на коммунистических или на капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как «общество равных» или нет. Никакие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать реальность факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения. Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована, что бы она ни провозглашала в своей конституции или декларации. Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду их деятельности, занятиям, а некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими, и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и подчиненных, то такая группа профессионально дифференцирована независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам.