«Социальные практики как воспитательный и образовательный ресурс»
Сегодня опыт множественных реформ российского общества показывает, что наиболее гибкими и адаптированными к динамично изменяющейся ситуации оказались люди, обладающие не суммой академических знаний, а совокупностью личностных социально значимых качеств: инициативности, креативности, умением принимать решения, обладание нравственным стержнем, умением выстраивать общение и взаимодействие с окружающими.
Что же касается школ, т.е. где закладываются и формируются важные качества личности, то мы можем отметить, что они в большей степени переориентированы на «чистое» обучение, практике отводится очень мало времени. «Современный старшеклассник много знает, но абстрактно, много умеет, но только теоретически». В связи с этим ученикам школы необходимо дать знания и базовые навыки в областях, обеспечивающих активную социальную адаптацию.
Формирование данных навыков возможно через организацию в учебной деятельности социальных практик.
Социальная практика помогает школьникам адаптироваться в любом социуме, учит общаться и бесконфликтно решать проблемы, выполнять различные социальные роли, знакомит с представителями разных профессий, позволяя тем самым правильно выбрать свой жизненный путь.
Впервые этот термин ввела доктор педагогических наук Н.И. Элиасберг.
Социальная практика - вид деятельности, в ходе которого человек принимает позитивный социальный опыт, получает навыки социальной компетентности и реального действия в обществе: социальной группе или по отношению к отдельным людям.
Задачи социальной практики:
формирование социальных компетенций на основе привлечения учащихся к общественно значимой деятельности
знакомство с конкретными условиями и содержанием отдельных социальных процессов, проходящих в современном российском обществе
приобретение навыков формирования индивидуальных моделей поведения, умения применять теоретические знания в конкретной ситуации
Выделяют 4 вида социальных практик:
1) Пассивная (учебные социально-практические ситуации на уроках и занятиях, встречи с представителями социальных институтов, оценочная деятельность, деловые и ролевые игры);
2) Активная (волонтерская деятельность, шефская работа, участие в школьном самоуправлении, участие в социальных и исследовательских проектах, оказание помощи в работе музеев, библиотек и т.п.);
3) Преобразовательная (помощь социально незащищенным слоям населения, общественно-полезные дела, строительные отряды, концертные бригады, культурно-массовая деятельность и др.).
4) Профессиональная проба – моделирующие элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствующие сознательному, обоснованному выбору профессии
В образовательных учреждениях социальные практики нужно организовывать на всех ступенях обучения, учитывая возрастные особенности детей.
Проводить и организовывать социальные практики могут: администрация школы, классные руководители, учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, т.е. весь педагогический состав.
Наиболее распространенные направления социальных практик в школе:
Самоуправление – участие в организации школьного самоуправления на уровне класса и школы;
Самоорганизация и личностный рост – соревнование: соотнесение собственных результатов с результатами других, конкурентное поведение, корректировка своей рейтинговой позиции;
Волонтерская деятельность – участие в акциях, конкретные проявления заботы об инвалидах, ветеранах, младших;
Интеллектуальное творчество – участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах, НПК, создание и защита собственного интеллектуального продукта;
Профессионально-ролевая деятельность – стажировка в качестве члена жюри конкурса учебно-исследовательских работ или учителя и воспитателя в День самоуправления; деятельность по самообслуживанию; организация и проведение массовых общешкольных мероприятий;
Здоровьесбережение – участие в мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
В результате применения в учебной деятельности социальных практик ребенок учится:
видеть социальные проблемы незащищенных слоев населения (пенсионеры, инвалиды, ветераны, сироты и т.д.), находить способы помощи им;
знакомится с условиями и содержанием отдельных социальных процессов, проходящих в современном российском обществе;
взаимодействовать с другими людьми и делать совместное дело;
учиться самостоятельно ставить цели своего социального действия, определять средства его осуществления, анализировать результаты;
а также вступать в деловые отношения с организациями или частными лицами;
Применение в учебной деятельности социальных практики необходимо. Это формирует у учащихся организаторские способности и навыки, воспитывает самостоятельность, целеустремленность и умение выстраивать конструктивное взаимодействие.
Список литературы:
1. Педагогическое обозрение №9, октябрь 2015 г.С. 2-5.
2. Формирование социальной зрелости учащихся средствами профессиональных проб и социальных практик: Учебно-методическое пособие/Под ред. С.В. Кривых. – СПб.: Экспресс, 2014. – 130 с.