СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальные практики как образовательный и воспитательный ресурс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение социальных практик в образовательном процессе

Просмотр содержимого документа
«Социальные практики как образовательный и воспитательный ресурс»

«Социальные практики как воспитательный и образовательный ресурс»

Сегодня опыт множественных реформ российского общества показывает, что наиболее гибкими и адаптированными к динамично изменяющейся ситуации оказались люди, обладающие не суммой академических знаний, а совокупностью личностных социально значимых качеств: инициативности, креативности, умением принимать решения, обладание нравственным стержнем, умением выстраивать общение и взаимодействие с окружающими.

Что же касается школ, т.е. где закладываются и формируются важные качества личности, то мы можем отметить, что они в большей степени переориентированы на «чистое» обучение, практике отводится очень мало времени. «Современный старшеклассник много знает, но абстрактно, много умеет, но только теоретически». В связи с этим ученикам школы необходимо дать знания и базовые навыки в областях, обеспечивающих активную социальную адаптацию.

Формирование данных навыков возможно через организацию в учебной деятельности социальных практик.

Социальная практика помогает школьникам адап­тироваться в любом социуме, учит общаться и бесконфликтно решать проблемы, выполнять различные социальные роли, знакомит с пред­ставителями разных профессий, позволяя тем самым правильно вы­брать свой жизненный путь.

Впервые этот термин ввела доктор педагогических наук Н.И. Элиасберг.

Социальная практика - вид деятельности, в ходе которого человек принимает позитивный социальный опыт, получает навыки социальной компетентности и реального действия в обществе: социальной группе или по отношению к отдельным людям.


Задачи социальной практики:

  • формирование социальных компетенций на основе привлечения учащихся к общественно значимой деятельности

  • знакомство с конкретными условиями и содержанием отдельных социальных процессов, проходящих в современном российском обществе

  • приобретение навыков формирования индивидуальных моделей поведения, умения применять теоретические знания в конкретной ситуации

Выделяют 4 вида социальных практик:

1) Пассивная (учебные социально-практические ситуации на уроках и занятиях, встречи с представителями социальных институтов, оценочная деятельность, деловые и ролевые игры);

2) Активная (волонтерская деятельность, шефская работа, участие в школьном самоуправлении, участие в социальных и исследовательских проектах, оказание помощи в работе музеев, библиотек и т.п.);

3) Преобразовательная (помощь социально незащищенным слоям населения, общественно-полезные дела, строительные отряды, концертные бригады, культурно-массовая деятельность и др.).

4) Профессиональная проба – моделирующие элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствующие сознательному, обоснованному выбору профессии

В образовательных учреждениях социальные практики нужно организовывать на всех ступенях обучения, учитывая возрастные особенности детей.

Проводить и организовывать социальные практики могут: администрация школы, классные руководители, учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, т.е. весь педагогический состав.

Наиболее распространенные направления социальных практик в школе:

  1. Самоуправление – участие в организации школьного самоуправления на уровне класса и школы;

  2. Самоорганизация и личностный рост – соревнование: соотнесение собственных результатов с результатами других, конкурентное поведение, корректировка своей рейтинговой позиции;

  3. Волонтерская деятельность – участие в акциях, конкретные проявления заботы об инвалидах, ветеранах, младших;

  4. Интеллектуальное творчество – участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах, НПК, создание и защита собственного интеллектуального продукта;

  5. Профессионально-ролевая деятельность – стажировка в качестве члена жюри конкурса учебно-исследовательских работ или учителя и воспитателя в День самоуправления; деятельность по самообслуживанию; организация и проведение массовых общешкольных мероприятий;

  6. Здоровьесбережение – участие в мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

В результате применения в учебной деятельности социальных практик ребенок учится:

  • видеть социальные проблемы незащищенных слоев населения (пенсионеры, инвалиды, ветераны, сироты и т.д.), находить способы помощи им;

  • знакомится с условиями и содержанием отдельных социальных процессов, проходящих в современном российском обществе;

  • взаимодействовать с другими людьми и делать совместное дело;

  • учиться самостоятельно ставить цели своего социального действия, определять средства его осуществления, анализировать результаты;

  • а также вступать в деловые отношения с организациями или частными лицами;

Применение в учебной деятельности социальных практики необходимо. Это формирует у учащихся организаторские способности и навыки, воспитывает самостоятельность, целеустремленность и умение выстраивать конструктивное взаимодействие.




Список литературы:



1. Педагогическое обозрение №9, октябрь 2015 г.С. 2-5.



2. Формирование социальной зрелости учащихся средствами профессиональных проб и социальных практик: Учебно-методическое пособие/Под ред. С.В. Кривых. – СПб.: Экспресс, 2014. – 130 с.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!