СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальные статусы и роли. Урок-презентация по общствознанию в 8 классе. ФГОС-2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-презентация "Социальные статусы и роли" по обществознанию в 8 классе (УМК Л. Н. Боголюбова) предназначен для учителей, учащихся, родителей, осваивающих ФГОС-2.

Просмотр содержимого документа
«Социальные статусы и роли. Урок-презентация по общствознанию в 8 классе. ФГОС-2»

Обществознание, 8 класс Урок № 17 Социальные статусы и роли Д.З.: § 14, ?? (с.121), задания (с.121-122), «Вспомним» к § 15 © А.И. Колмаков

Обществознание, 8 класс

Урок № 17

Социальные

статусы и

роли

Д.З.: § 14, ?? (с.121), задания (с.121-122), «Вспомним» к § 15

© А.И. Колмаков

Задачи урока: Раскрыть сущность понятий «социальный статус», «социальная роль». Создать условия для формирования у учащихся знаний, умений и ценностных установок, необходимых для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности. Обратить внимание учащихся на причины ролевых различий по гендерному признаку, их проявления в различных социальных ситуациях. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; работа с текстом, самоконтроль и самооценивание; построение жизненных планов во временной перспективе; учёт разных мнений.

Задачи урока:

  • Раскрыть сущность понятий «социальный статус», «социальная роль».
  • Создать условия для формирования у учащихся знаний, умений и ценностных установок, необходимых для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности.
  • Обратить внимание учащихся на причины ролевых различий по гендерному признаку, их проявления в различных социальных ситуациях.
  • Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; работа с текстом, самоконтроль и самооценивание; построение жизненных планов во временной перспективе; учёт разных мнений.
Знать и уметь (УУД) Называть  позиции, определяющие статус личности. Различать  предписанный и достигаемый статусы. Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности. Объяснять  причины ролевых различий по тендерному признаку, показывать их проявление в различных социальных ситуациях. Описывать основные социальные роли старших подростков. Характеризовать  межпоколенческие отношения в современном обществе. Выражать  собственное отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями

Знать и уметь (УУД)

  • Называть позиции, определяющие статус личности.
  • Различать предписанный и достигаемый статусы.
  • Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности.
  • Объяснять причины ролевых различий по тендерному признаку, показывать их проявление в различных социальных ситуациях.
  • Описывать основные социальные роли старших подростков.
  • Характеризовать межпоколенческие отношения в современном обществе.
  • Выражать собственное отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями
Понятия, термины социальный статус; социальная роль; социализация; социальная адаптация; авторитет; престиж; манипуляция; статусные символы; социальная стратификация (класс, престиж, образ жизни, доход)

Понятия, термины

  • социальный статус;
  • социальная роль;
  • социализация;
  • социальная адаптация;
  • авторитет;
  • престиж;
  • манипуляция;
  • статусные символы;
  • социальная стратификация (класс, престиж, образ жизни, доход)
Проверка знаний 1.По каким признакам (критериям) выделяют в обществе различные страты? 2. В чём выражается социальное неравенство? Каковы его причины? 3. Какой процесс получил название социальной мобильности? 4. Что способствует продвижению по социальной лестнице? 5. Каковы основные признаки социальной группы? 6. Назови основные виды социальных групп. 7. Какую роль в развитии общества играют социальные конфликты?

Проверка знаний

1.По каким признакам (критериям) выделяют в обществе различные страты?

2. В чём выражается социальное неравенство? Каковы его причины?

3. Какой процесс получил название социальной мобильности?

4. Что способствует продвижению по социальной лестнице?

5. Каковы основные признаки социальной группы?

6. Назови основные виды социальных групп.

7. Какую роль в развитии общества играют социальные конфликты?

Изучение нового материала Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями

Изучение нового материала

  • Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит.
  • Ролевой репертуар личности.
  • Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин.
  • Изменение статуса с возрастом.
  • Социальные роли подростков.
  • Отношения между поколениями
Вспомним. Подумаем. ВСПОМНИМ.  Кого называют личностью? Что такое социализация? ПОДУМАЕМ. К чему обязывает положение ученика средней  школы? Что мешает взаимопониманию подростков и их родителей?

Вспомним. Подумаем.

  • ВСПОМНИМ. Кого называют личностью? Что такое социализация?
  • ПОДУМАЕМ. К чему обязывает положение ученика средней школы? Что мешает взаимопониманию подростков и их родителей?

Социальный статус и социальная роль социальные функции социальные связи Социальный статус -это положение чело- века в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

Социальный статус и социальная роль

социальные

функции

социальные связи

Социальный статус -это положение чело-

века в обществе, занимаемое им в

соответствии с возрастом, полом,

происхождением, профессией, семейным

положением.

Социальный статус и социальная роль известность кого-либо или чего-либо, основанная на высокой оценке и уважении в обществе престиж авторитет   Влияние индивида , основанное на занимаемом им положении, должности, статусе Социальный  статус определяет Выбор профессии Социальное происхождение национальность квалификация образование

Социальный статус и социальная роль

известность кого-либо или

чего-либо, основанная на

высокой оценке и уважении

в обществе

престиж

авторитет

  Влияние индивида , основанное

на занимаемом им положении,

должности, статусе

Социальный

статус

определяет

Выбор профессии

Социальное

происхождение

национальность

квалификация

образование

Социальный статус и социальная роль Социальная мобильность   — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). социальная мобильность Цивилизованное общество Социальный статус изменяется довольно легко самореализация При любом социальном статусе

Социальный статус и социальная роль

Социальная мобильность   — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность).

социальная

мобильность

Цивилизованное

общество

Социальный статус изменяется

довольно легко

самореализация

При любом социальном

статусе

Социальный статус и социальная роль Социальная роль – это то, что ожидается  в данном обществе от всякого человека,  занимающего определенное место  в социальной системе (ожидаемое поведение). Структура социальной роли Описание типа поведения, соответствующего данной роли;  2) Требования к поведению;  3) Оценка выполнения предписанной роли;  4) Санкции – социальные последствия того или иного действия (моральные, юридические, политические и др.)

Социальный статус и социальная роль

Социальная роль – это то, что ожидается

в данном обществе от всякого человека,

занимающего определенное место

в социальной системе (ожидаемое поведение).

Структура социальной роли

  • Описание типа поведения,

соответствующего данной роли;

2) Требования к поведению;

3) Оценка выполнения

предписанной роли;

4) Санкции – социальные

последствия того или иного

действия (моральные,

юридические,

политические и др.)

Социальный статус и социальная роль Статус Предписанный Достигаемый пол профессия место работы возраст национальность образование раса семейное положение

Социальный статус и социальная роль

Статус

Предписанный

Достигаемый

пол

профессия

место работы

возраст

национальность

образование

раса

семейное

положение

Социальный статус и социальная роль Личный статус Социальный статус Положение Положение, которое человека человек занимает в малой социальной группе, его оценка в обществе как представитель в соответствии большой  с личными качествами социальной группы Авторитет Престиж (признание обществом (признание обществом  позиций, личных и деловых занимаемых Качеств человека) группами или людьми в обществе).

Социальный статус и социальная роль

Личный статус

Социальный статус

Положение

Положение,

которое

человека

человек занимает

в малой социальной

группе, его оценка

в обществе как

представитель

в соответствии

большой

с личными

качествами

социальной

группы

Авторитет

Престиж

(признание обществом

(признание обществом

позиций,

личных и деловых

занимаемых

Качеств человека)

группами или

людьми в обществе).

Многообразие социальных ролей социальная роль - совокупность усвоенных и выполняемых человеком социальных функций и соответствующих им образцов поведения 18 лет Управляет производством Определяет роли общество охраняет Защищает природу равноправие

Многообразие социальных ролей

социальная роль

- совокупность усвоенных и выполняемых человеком

социальных функций и соответствующих им

образцов поведения

18 лет

Управляет

производством

Определяет роли

общество

охраняет

Защищает

природу

равноправие

Половозрастные роли в современном обществе Социализацией  называется процесс становления личности, её обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу . права и обязанности Человек- социальная группа Человек- общество Человек- человек Но! гарантии ! Определяет статус Отношение к собственности

Половозрастные роли в современном обществе

Социализацией называется процесс становления личности, её обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу .

права и

обязанности

Человек-

социальная группа

Человек-

общество

Человек-

человек

Но!

гарантии !

Определяет статус

Отношение к

собственности

Половозрастные роли в современном обществе Весь мир – театр. Совокупность ролей, В нём женщины, мужчины – все актёры. выполняемых человеком, У них есть выходы, уходы. называется ролевым набором И каждый не одну играет роль. Семь действий в пьесе той. Младенец, школьник, юноша, Любовник,солдат, судья, старик.  В. Шекспир К основным социальным ролям относят роли: труженика, собственника, потребителя, члена семьи бабушка дед мать отец жена муж дядя тётя племянница племянник внук внучка сестра брат дочь сын девочка мальчик

Половозрастные роли в современном обществе

Весь мир – театр.

Совокупность ролей,

В нём женщины, мужчины – все актёры.

выполняемых человеком,

У них есть выходы, уходы.

называется ролевым

набором

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той.

Младенец, школьник, юноша,

Любовник,солдат, судья, старик.

В. Шекспир

К основным социальным

ролям относят роли:

труженика, собственника,

потребителя, члена

семьи

бабушка

дед

мать

отец

жена

муж

дядя

тётя

племянница

племянник

внук

внучка

сестра

брат

дочь

сын

девочка

мальчик

Социальные роли подростка Манипуляция – скрытое психологическое воздействие на партнера по общению с целью добиться от него выгодного поведения. общество для человека человек для общества единство прав и обязанностей общество экономические социальные Гарантия прав личности правовые Социальные гарантии -это материальные и правовые средства, обеспечивающие реализацию прав членов общества.

Социальные роли подростка

Манипуляция – скрытое психологическое воздействие на партнера по общению с целью добиться от него выгодного поведения.

общество

для человека

человек для

общества

единство прав и обязанностей

общество

экономические

социальные

Гарантия прав

личности

правовые

Социальные гарантии -это материальные и правовые

средства, обеспечивающие реализацию прав членов

общества.

Отношения между поколениями Социальная адаптация -процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств. образование темперамент социальный климат квалификация показатель адаптации виды адаптации пассивная Освоение социальной роли Психологический комфорт активная

Отношения между поколениями

Социальная адаптация -процесс приспособления

человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств.

образование

темперамент

социальный климат

квалификация

показатель

адаптации

виды

адаптации

пассивная

Освоение

социальной

роли

Психологический

комфорт

активная

Проверь себя 1.Что определяет статус человека? 2. Чем предписанный статус отличается от достигаемого? 3. Каковы особенности статусной позиции молодых в обществе? 4. Что входит в понятие «социальная роль»? 5. Что такое гендер? 6. Как закрепляются гендерные роли?

Проверь себя

1.Что определяет статус человека?

2. Чем предписанный статус отличается от достигаемого?

3. Каковы особенности статусной позиции молодых в обществе?

4. Что входит в понятие «социальная роль»?

5. Что такое гендер?

6. Как закрепляются гендерные роли?

рефлексия Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Литература

  • Обществознание. 8 класс : учеб , для общеобразоват. Организаций/ [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; . – 5-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 255 с
  • Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. 4 издание. М.: - Просвещение, 2017
  • Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс : 0-28 учеб, пособие для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2016. — 174 с.
  • Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы
  • Иллюстрации из сети Интернет.
  • Краюшкина С. В. Тесты по обществознанию: 8 класс: к учебнику под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. И. Городецкой «Обществознание. 8 класс». ФГОС (к новому учебнику) / С. В. Краюшкина. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Из­дательство «Экзамен», 2017. — 191, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

©шаблон презентации, источник: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIIIвида. г. Балашов Сайт: http://pedsovet.su/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!