СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально- экономическое развитие Древней Руси

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Социально- экономическое развитие Древней Руси»

Задание: прочитать и составить конспект, также ответить на вопросы (в конце). Тема: Социально- экономическое развитие Древней Руси. Культура Руси X- начала XIII в. Зарождение русской цивилизации. Цель: разобрать социально-экономическое и духовное развитие русских земель X-XIII вв.

(ЛР1-22 рассмотрение материала и акцентрирование внимания на патриотическом восприятии прошлого Руси и уважению к традиционным ценностям и религии).



Социально-экономическое развитие русских земель к середине XI в.

На протяжении X–XI вв. наблюдается неизменный рост экономики Древнерусского государства. Как и раньше, действовали великие торговые пути: «из варяг в греки» и волжский («серебряный») путь, завязываются торговые отношения с городами Центральной и Западной Европы. Из Руси вывозились не только ресурсы (пушнина, воск, мед, смола, лен), но и ювелирные изделия, оружие, замки, костяные изделия и пр. Ввозили предметы роскоши, фрукты, пряности.

Активно развивалась и внутренняя торговля. Больших успехов достигло ремесленное производство − к середине XI в. на Руси существовало минимум несколько десятков видов ремесленного производства, в том числе и такие узкоспециализированные ремесла, как оружейное дело, ювелирное дело, производство стекла.

Развитие торговли и ремесла способствовало росту количества крупных городских центров. Скандинавы не случайно называли Русь «Гардарикой» − страной городов. Всего к середине XI в. на Руси было более полусотни городов, их количество постоянно увеличивалось. Крупнейшими городами, не только не уступавшими, но и превосходившими европейские по численности населения, были Киев, Новгород, Чернигов, Полоцк, Смоленск, Ростов. Центром каждого значимого города был укрепленный детинец ( позднее  кром, кремль), на котором располагался княжий двор − резиденция князя или его наместника. Вокруг нее располагались дворы представителей местной знати (дружинников и бояр). Далее шел подол (посад) − место жительства основной части горожан, расположения ремесленных слобод (районов, населенных ремесленниками одной специальности), торжища. Кроме того, в городе было несколько церквей (до нескольких десятков или сотен).

Развитие производства способствовало ускорению классового расслоения древнерусского общества. Законодательное закрепление складывавшихся классовых и, соответственно, имущественных отношений, начавшееся при Ярославе Мудром, способствовало оформлению сословных групп.

Наиболее привилегированной группой населения были дружинники. К середине XI в. дружина потеряла характер исключительно военного института и стала обозначать слой населения, приближенный к власти. Выделяется старшая и младшая дружина.

  1. Старшие дружинники получали от великого князя «в кормление» села. Наследуемые земельные владения старшей дружины получают название «вотчина», а сами старшие дружинники постепенно начинают именоваться боярами.

  2. Младшая дружина (гриди, отроки, детские), продолжавшая пребывать при князе в качестве военной силы, кормилась с княжеских сел и военных походов. Некоторые дружинники начинают выполнять административные функции, становятся княжескими чиновниками. Так, дружинник-ябетник вершил суд, мечник собирал подати и штрафы.

Помимо дружинников высоким статусом в обществе пользовались княжеские управители − тиуны, фактически составлявшие основу бюрократического аппарата Древнерусского государства.


Основная масса населения была представлена смердами − свободными крестьянами-общинниками, обязанными платить налоги в пользу князя, а также отбывать различные повинности.

Ниже смердов в социальной структуре древнерусского общества находились зависимые слои населения:

  1. Рядовичи − поступившие на службу и ставшее зависимым по «ряду» (договору).

  2. Закупы − взявшие купу − долг − и таким образом попавшие в зависимость до отдачи или отработки долга.

  3. Холопы − рабы (фактический статус мог разниться, так, например, тиуны считались «княжьими холопами»).

  4. Челядь − рабы-иностранцы (имели меньше прав, чем холопы).

Таким образом, к середине XI ст. в Древнерусском государстве  формируется сословно-феодальный строй.

Становление княжеской администрации проходило на фоне пер­вых административных и правовых реформ. В X в. княгиней Ольгой была проведена «налоговая» реформа: были установлены пункты (погосты) и сроки для сбора дани, ее размеры (уроки) были также регламентированы, в XII в. князем Владимиром Мономахом вводится устав о закупничестве, регламентирующий ка­бально-долговые и заемные отношения.

В своей правительственной деятельности князья обыкновенно пользовались помощью и советом дружинников. Совет при князе обладал теми же функциями, что и сам князь. В его составе были представители старшей дружины, старейшины городского населения – «старцы градские» и без их согласия было трудно принять то или иное решение, духовенство. При решении важных вопросов князья иногда собирали на совет всю дружину.

У некоторых из бояр могла быть и своя дружина. Если бояре выступали в роли воевод, то младшие дружинники исполняли обязанности административных агентов. Княжеская дружина, оторвавшаяся от общины, делившая между собой дань, представляла собой нарождавшийся класс феодалов. За защиту от врагов общинники отдают им часть урожая. Князь с дружиной объезжал села и собирал дань – полюдье. Размер дани не фиксировался (до реформы княгини Ольги).

Едва ли не главной задачей русских князей первой половины Х в. была организация полюдья, а затем военно-торговых экспедиций с целью сбыта полученного в ходе полюдья добра. На основе сбора дани возникает институт кормления. Дань поступала в княжескую казну, затем князь перераспределял часть дани между дружинниками в виде подарков, пиров. Помимо дани в казну поступали разного рода штрафы, накладываемые в виде наказания на правонарушителей, а также судебные пошлины.

Экономическое положение знати определялось предоставлением им иммунитетов, т.е. передачей в их распоряжение определенной территории с правом осуществления на ней суда или сбора податей без права князя вмешиваться в эти дела. Постепенно, во второй половине ХI – первой половине ХII в., иммунитеты, не связанные первоначально с землевладением, превращаются в собственность их владельцев. Таким образом, возникает феодальное землевладение, образуется вотчина – родовое наследственное имение, т.е. феодальное землевладение становится не только княжеское, но и частное. Возникают боярские села. Основой экономической мощи господствующего класса становится не дань, а эксплуатация феодально-зависимых людей внутри боярских вотчин.

Главным содержанием деятельности первых киевских князей было:

– объединение восточнославянских и финских племен под властью великого киевского князя;

– приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам;

– защита границ русской земли от нападений степных кочевников.

Согласно «Русской Правде» в Киевской Руси существовало две группы населения: «люди служилы и неслужилы», «сели княжи люди» и просто люди. Первые лично служили князю на военном, гражданском или хозяйственном поприще. Вторые платили князю дань, образуя сельские и городские податные общества. Среди княжих мужей выделялись бояре - верхушка знати, а среди простого люда - смерды, закупы и рядовичи.

Основной массой населения Древнерусского государства являлись свободные общинники (люди), жившие обществами (вервь). Сельские общества были уже не родовыми, а территориальными, к тому же из них зачастую выделялись зажиточные семьи. Долгое время людей-общинников путали со смердами. Однако за их убийство полагался разный денежный штраф, к тому же смерды были тесно связаны с князем. Видимо, это было несвободное или полусвободное население, княжеские данники, сидевшие на земле и несшие повинности в пользу князя.

Много статей «Русской Правды» посвящено рабам, известным под названием «челядь» или «холопы». Большинство историков склоняются к тому, что «челядь» - термин более раннего периода, который употребляется наравне с новым названием «холоп». Холопы были полностью бесправны. Кроме холопов, «Русская Правда» называет закупов, рядовичей и изгоев.

В IX–XII в. ядром «земли русской» является сельское хозяйство, занимающее главное место в экономике Киевской Руси. Основу его составляло пашенное земледелие.

К IX—Х вв. появилась и стала применяться переложная система, при которой пашня на некоторое время забрасывалась. Получили известность двуполье и трехполье с яровыми и озимыми посевами. Старые традиции обработки земли также сохранились в лесных районах (подсечное или огневое). В крестьянских хозяйствах имелись лошади, коровы, свиньи, овцы, козы и домашняя птица.

Характерной чертой было и то, насколько развито товарное хозяйство, ведь производилось практически все необходимое для жизни. Развивались ремесла, центром которых, конечно, стали города, однако отдельные отрасли развивались и в селах. Главенствующую роль занимала черная металлургия по той простой причине, что Древняя Русь была богата болотными рудами, из которых добывалось железо. Проводились всевозможная обработка железа, изготовление из него многочисленных вещей для хозяйства, военного дела и быта, при этом применялись разнообразные технологические приемы: ковка, сварка, цементирование, обточка, инкрустация цветными металлами. Однако наряду с металлургией большой толчок в развитии произошел и деревообрабатывающих, гончарных, кожевенных ремеслах. Таким образом, металлургия и сельское хозяйство становятся прочной опорой и основной статьей экономики Киевской Руси.

Примерно такая же ситуация (как указано ранее) была на Руси и в первой половине 13 века.

Принятие Христианства Русью в конце X способствовало развитию и появлению различных технологий, развитию письменности, каменного строительства, появлению народного просвещения.

В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая Для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлении, стилей, традиций. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.

Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземных культурных традиций было сильнее в городах, которые сами по себе являлись центрами культуры, ее наиболее передовых для своего времени черт, то сельское население было часто хранителем старых устоев. В селах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны, труднее поддавались различным культурным новшествам.

Долгие годы русская культура — устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло — развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.

Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек — на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью Церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло долгое время свои позиции в сельской местности.


Вопросы:

  1. на какие категории делилось население Древней Руси (просто перечислить)?

  2. Кто такие смерды?

  3. Что такое полюдье?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!